Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:14, реферат
Глобальное образование выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Именно глобальное образование может обеспечить активное участие мировой науки и общественности в управлении миром в новом тысячелетии. Таким образом, без формирования благоприятного профессионального имиджа современного педагога невозможно претворить в жизнь ни одну из программ по модернизации системы образования России. Именно в этом и заключается актуальность выбранной мною темы.
1. Модернизация российского образования и личность
учителя 3
2. Профессиональный имидж педагога в современных
условиях:
2.1. Понятие «имидж» 5
2.2. Слагаемые имиджа педагога: 6
2.2.1. личный настрой с опорой на позитивную
я-концепцию; 6
2.2.2. манеры и этика поведения учителя; 7
2.2.3. педагогический такт как важнейшая
составляющая нравственной культуры
учителя; 7
2.2.4. основные категории педагогической этики; 8
2.2.5. внешние составляющие имиджа учителя.
Мимика; 9
2.2.6. жесты; 10
2.2.7. красноречие; 11
2.2.8. дизайн одежды; 12
2.2.9. прическа как элемент имиджа педагога; 13
2.2.10.саморегуляция. 14
3. Заключение. 17
Приложения. 18
Список использованной литературы. 22
Слагаемые профессионального имиджа педагога
СОДЕРЖАНИЕ
1. Модернизация российского образования и личность
учителя
2. Профессиональный имидж
условиях:
2.1. Понятие «имидж»
2.2. Слагаемые имиджа педагога:
2.2.1. личный настрой с опорой на позитивную
я-концепцию;
2.2.2. манеры и этика поведения учителя; 7
2.2.3. педагогический такт как важнейшая
составляющая нравственной
учителя;
2.2.4. основные категории педагогической этики; 8
2.2.5. внешние составляющие имиджа учителя.
Мимика;
2.2.6. жесты;
2.2.7. красноречие;
2.2.8. дизайн одежды; 12
2.2.9. прическа как элемент имиджа педагога; 13
2.2.10.саморегуляция.
3. Заключение.
Приложения.
Список использованной литературы. 22
1. Модернизация российского образования и личность учителя
К началу XXI века научно-техническая
революция привела к быстро
развивающимся процессам
Глобальное образование выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Именно глобальное образование может обеспечить активное участие мировой науки и общественности в управлении миром в новом тысячелетии.
Личность учителя в глобальном образовании – это личность носителя культуры и ее творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Новая школа, курс на создание которой взят в 2010 году, – это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. Неслучайно, такое большое внимание уделяется в настоящее время повышению квалификации педагогов и овладение ими новыми, в том числе информационно-компьютерными, технологиями (Приложение № 1,2).
К сожалению, результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия, как отмечено в Федеральной целевой программе развития на 2011-2015 гг. Мне, как директору бюджетного общеобразовательного учреждения, видится ряд проблем.
Одна из проблем - снижение
численности контингента учителей
и преподавателей, при этом в профессиональном
образовании прогнозируется снижение
численности профессорско-
При этом только 67% выпускников педагогических вузов приходит на работу в школы. Этому есть объяснение. В период оптимизации расходов на образование, жесткого контроля со стороны Министерства образования за соблюдением школами контрольных показателей (наполняемость классов, соблюдение соотношения «учитель-ученик», показателя средней заработной платы и других) школам становится невыгодно брать на работу молодых специалистов: у них невысокая зарплата, что сказывается на показателях школы по средней заработной плате, величине ученико-часа (при модельной методике расчета заработной платы); администрация должна уделять повышенное внимание вчерашним студентам, а в связи с крайней перегруженностью (возросший документооборот, большое количество мониторингов разных уровней, участие в различных программах и проектах) на это не хватает времени.
Да и сами молодые специалисты не торопятся в школы: моральные затраты, по их мнению, не соответствуют материальному вознаграждению за труд, особенно такое мнение бытует в столичном регионе, где молодой человек легко может найти себе более высокооплачиваемую и более «спокойную», чем в школе, работу в столице; также новая система аттестации не способствует скорому получению вчерашними выпускниками вузов квалификационной категории, а значит, претендовать на более высокую заработную плату молодой специалист не может в течение первых 2-3 лет. Кроме того, выпускники вузов, имеющих квалификационную категорию «бакалавр», по уровню заработной платы приравниваются к выпускникам ССУЗов, что также негативно сказывается на их статусе.
Для привлечения молодых людей в школы недостаточно только поднять заработную плату (о чем в первую очередь говорится во всех программных документах), недостаточно даже социальных льгот, которые носят, как правило, декларативный характер, необходимо вернуть прежнее уважительное отношение общества к учителю, которое за последние годы существенно изменилось далеко не в лучшую сторону, в том числе и «благодаря» средствам массовой информации и кинематографу.
Таким образом, без формирования благоприятного профессионального имиджа современного педагога невозможно претворить в жизнь ни одну из программ по модернизации системы образования России. Именно в этом и заключается актуальность выбранной мною темы.
2. Профессиональный имидж педагога в современных условиях.
2.1.Определение понятия «имидж»
Профессиональный имидж – черты облика человека как субъекта
деятельности, отражающие степень его профессиональной успешности;
стимулирует рост авторитета; расширяет перспективы профессиональной
карьеры, профессионального призвания; выступает условием
профессиональной
«Имидж – (с англ.) образ 1) облик (русская версия) личности, в котором
наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности; это репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или общественного учреждения, региона или страны в целом;
2) индивидуальный облик или ореол, создаваемые средствами массовой
информации, социальной группы или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания», по определению В.М.Шепеля.
Без создания положительного имиджа невозможно добиться успеха в своем деле. Деловой успех приходит к тем, кто умеет не только развить, но и донести до других свои лучшие личностные качества.
Создание имиджа должно начаться, по мнению Н.А. Моревой, автора книги «Основы педагогического мастерства», с самоанализа. Сначала человек дает оценку себе. Это первый этап работы над имиджем. Для этого используются специальные анкеты, а также вопросы, которые условно делятся на две категории: что я хочу изменить и как это сделать. Важно акцентировать свое внимание на следующем: анализируемое качество – это достоинство или недостаток? Как его можно развить или как избавиться от него? Чему еще нужно научиться? Где и в каком объеме можно получить недостающую информацию? Потребуется ли перемены специального изучения или достаточно самообразования?
Еще одним шагом в создании имиджа станет работа по достижению его
убедительности. Это можно осуществить с помощью таких приемов, как:
-создание в общении с другими людьми положительных моментов;
-способность найти точки соприкосновения, поэтому в других людях нужно находить то, что объединяет, а не разъединяет вас с окружающими;
-способность уважать
Затем эти же вопросы задаются разным категориям людей, с которыми
общается человек (коллеги по работе, родители, друзья и др.), потом
полученные данные анализируются и сравниваются.
Следующий момент в плане действий по созданию имиджа - это
определение, для кого предназначается изменение имиджа. Здесь важны два момента: 1) определение того, как оценивают вас коллеги, и соответственно на какую группу коллег следует произвести наилучшее впечатление; 2) в создании имиджа действует принцип «качелей имиджа»: его нельзя создать в каком-то одном направлении, он создается сразу во многих направлениях.
Технологическим приемом разработки имиджа является определение финансовых затрат на создание имиджа. Правильно справиться с этим поможет список расходов на ближайшие шесть месяцев: какая одежда нужна и сколько стоит, какие книги для обучения нужно купить, сколько истратить на обучение, услуги визажиста или стилиста, консультацию психолога и т.п.
Важным моментом, завершающим создание имиджа, является его
презентация. Из чего же складывается имидж педагога?
2.2.Слагаемые имиджа педагога
Имидж учителя проявляется
в некоторой обобщенной форме, которая
может содержать следующие
В образе конкретного
учителя соединяются
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее мсзатрудняя педагогическое общение.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.
2.2.1.Личный настрой с опорой на позитивную я-концепцию
Общество, порождая требования
к профессиональному имиджу учителя,
влияет на его содержание. Но из поколения
в поколение неизменными
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», — пишет В.М. Шепель.
Кроме общего имиджа, существуют и более дифференцированные образы, связанные с уровнем оценки профессионализма педагога.
Информация о работе Слагаемые профессионального имиджа педагога