Слагаемые профессионального имиджа педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:14, реферат

Описание

Глобальное образование выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Именно глобальное образование может обеспечить активное участие мировой науки и общественности в управлении миром в новом тысячелетии. Таким образом, без формирования благоприятного профессионального имиджа современного педагога невозможно претворить в жизнь ни одну из программ по модернизации системы образования России. Именно в этом и заключается актуальность выбранной мною темы.

Содержание

1. Модернизация российского образования и личность
учителя 3
2. Профессиональный имидж педагога в современных
условиях:
2.1. Понятие «имидж» 5
2.2. Слагаемые имиджа педагога: 6
2.2.1. личный настрой с опорой на позитивную
я-концепцию; 6
2.2.2. манеры и этика поведения учителя; 7
2.2.3. педагогический такт как важнейшая
составляющая нравственной культуры
учителя; 7
2.2.4. основные категории педагогической этики; 8
2.2.5. внешние составляющие имиджа учителя.
Мимика; 9
2.2.6. жесты; 10
2.2.7. красноречие; 11
2.2.8. дизайн одежды; 12
2.2.9. прическа как элемент имиджа педагога; 13
2.2.10.саморегуляция. 14
3. Заключение. 17
Приложения. 18
Список использованной литературы. 22

Работа состоит из  1 файл

Слагаемые профессионального имиджа педагога содержание.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя самим. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе:, это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений о себе, сложившихся на основе постоянного общения с окружающими. Я-концепция является динамичным психологическим образованием, ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами, при этом социальная среда оказывает особое влияние на ее формирование. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности учителя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя.

В результате позитивного  отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно  реализовать себя. Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя.

 

2.2.2.Манеры  и этика поведения учителя.

  В педагогической деятельности особое значение приобретает умение «нравиться детям». Обаяние - это не просто дар, его психологическая основа заключается в том, что человек уверен в себе и своей привлекательности. 

Способы  выработки  флюидного  излучения,  основы  «коммуникативной механики»  -  это  те  азы,  которыми  может  овладеть  педагог,  стремящийся овладеть искусством самопрезентации. Эти действия помогают на практике реализовать  один  из  важнейших  показателей  эффективности  труда  учителя  - его  способность  к  реализации  артистического  потенциала,  который,  в  свою очередь, опирается на уровень развития творческих способностей. Творческие  способности  учителя  являются показателем целостности  его личности,  здоровья  в  самом  широком  смысле  этого  слова.

Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий  профессионализм и научно-педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога.

  Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем:

1) объект труда –  человек; 

2) педагог всегда несет  моральную ответственность за  будущее человека;

3) труд педагога психологически  и организационно сложен;

4) педагог – пример  в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.

Слагаемыми компонентами профессиональной этики выступают  профессиональный такт как своеобразный психологический аспект поведения  личности и этикет.

Понимание такта и  этикета связано с характеристикой  правильности выбора тех или иных форм культурного поведения. Профессиональный такт связан с умением осуществления в конкретных условиях профессиональной деятельности, сообразуясь с индивидуальными качествами объекта труда и выбором наиболее целесообразных приемов и средств воздействия на личность. Такт и профессиональный этикет являются слагаемыми компонентами профессионального мастерства.

 

2.2.3.Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.

 

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в  себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в  которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт - это всегда творчество и поиск.

В числе основных составляющих элементов  педагогического такта учителя  можно назвать уважительное отношение  к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать  собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

 

2.2.4. Основные категории педагогической этики.

 

Педагогическая этика  рассматривает сущность основных категорий  педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Справедливость вообще характеризует  соответствие между достоинствами  людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко- развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический  авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством. Не маловажную роль играет в этом вопросе квалификационная категория. Аттестация руководящих и  педагогических работников  должна также работать на формирование имиджа учителя как профессионала своего дела (Приложение № 5).

Среди требований, предъявляемых  к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического  труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

 

2.2.5.Внешние составляющие имиджа учителя. Мимика

 

С поведением человека неразрывно связано  его психическое состояние. На основе поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Значимыми являются невербальные средства общения (туда же входит и манера говорить).

Наиболее значимы кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Мимика – один из самых действенных и, как это ни парадоксально, самых сложных компонентов невербального общения Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом  выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, страдание, удавление и отвращение) все движения мышц лица скоординированы.

Хотим мы этого или нет, мимика обязательно выдает наши чувства. Услышав «а он и бровью не повел», вы сразу поймете, что человек никак не показал своих эмоций. Мы привыкли пользоваться мимикой и, конечно, знаем, что обозначает то или иное выражение лица.  
      Посудите сами: человека со сведенными бровями, сжатыми губами и опущенными уголками рта вы никак не назовете веселым, а лицо с искрящимися глазами и приподнятыми уголками губ вряд ли покажется испуганным. Ученик тоже воспринимает невербальное послание мимики учителя. Если педагог расстроен из-за своих личных проблем, ученик скорее всего не поверит ему. Ученик вряд ли поймет, что хмурое лицо относится не к теме урока или не свидетельствует о недовольстве классом, а к тому, что соседи забыли выключить кран и испортили только что отремонтированную кухню.  
           Совершенно очевидно, что за мимикой необходимо следить. Неестественное или не соответствующее ситуации выражение лица педагога вызовет у ученика беспокойство и тревогу. «Застывшее» лицо человека, старательно скрывающего неприятные эмоции, тоже вряд ли принесет успех. Но управлять мимикой не так легко, как кажется. Ведь мимика отражает не только сиюминутные эмоции или настроение, но и наше состояние и даже жизненные установки. Поэтому работа над мимикой – это, как ни банально звучит, работа над собой, над своим состоянием и своими эмоциями. Физиогномика и фейсбилдинг помогут в работе над мимикой лица. 
            Педагог, как хороший актер, придя на работу, не изображает жизнерадостного, приветливого и внимательного человека, а становится им, хотя бы на время общения с учеником, с коллегами, родителями. Положительные эмоции не так легко имитировать, их надо переживать. Вам вряд ли удастся убедить ученика, что тема важная и интересная, если вы сами не видите в ней ничего хорошего. Или показать коллеге, родителям или ученику, что вы рады встрече с ними, если вы уже не можете смотреть на них.

            Выбирая ту или иную форму самовыражения, необходимо подумать, какой образ себя вы создаете. Огромная роль здесь принадлежит улыбке. Она, как правило,  действует на всех. Улыбок несколько десятков видов и целая гамма полу-и четвертьулыбок, в которых смеются глаза, ямочки на щеках, забавно морщится нос. Не надо бояться морщинок от улыбок. Ямочки на щеках  и «паучьи лапки» в уголках глаз добавляют взгляду доброту, невозмутимость и покой. Улыбка «открывает» человека, делая его доброжелательнее, доверительнее, и она же может разоружить, очаровать, успокоить, подбодрить. К улыбчивому учителю тянутся люди, он быстрее добивается успеха в общении и обучении.  
             Исключительно важной частью невербального общения является взгляд. Взгляд в каком-то смысле объединяет функции мимики и дистанции. С одной стороны, пользуясь взглядом, вы устанавливаете необходимый контакт с человеком. Открытый взгляд, «глаза в глаза», покажет, что вам нечего скрывать, что вы честны и не пытаетесь ввести в заблуждение, и вызовет доверие. Кроме того, глядя на человека, вы не только демонстрируете свою заинтересованность, но и помогаете ему сосредоточиться на том, что говорите. Если вы совсем не смотрите на собеседника, вы как бы говорите ему: «Мне не хочется вас видеть».  
              С другой стороны, пристальный или слишком долгий взгляд может подействовать так же, как нарушение интимной зоны пространства. Он может восприниматься как вмешательство в личные переживания, а в некоторых случаях даже как выражение враждебности. Оптимальным для создания атмосферы взаимопонимания является чередование взгляда «глаза в глаза» с взглядом на окружающие предметы. Очень хорошим приемом, заменяющим непосредственный взгляд в глаза, является совместной рассматривание объекта (тетради, страницы книги и т.п.). Этот прием не требует напряжения и сосредоточенности и создает атмосферу совместной деятельности, сближающего педагога с собеседником.

 
  2.2.6. Жесты

 Кроме взгляда и мимики, источником информации при общении являются жесты и позы. Представьте себе человека, который совсем не жестикулирует. Общаться с ним тяжело. Отсутствие жестикуляции вызывает недоверие, потому что воспринимается так же, как и бедная мимика, либо ты человеку совсем не интересен, либо он тщательно скрывает свои эмоции. А раз скрывает, лучше быть настороже. Гораздо приятнее беседовать с теми, у кого достаточно живая жестикуляция. Живая жестикуляция воспринимается как проявление открытости и дружелюбия.

            Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством тайное делать явным, о чем учитель всегда должен помнить. Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. И если движения учителя порывисты и нервны, если на предметах срывается злость – дети готовятся к тому, что достанется и им. В результате вместо готовности к уроку возникает напряженное ожидание неприятностей. Жесты учителя – «увертюра» к уроку, как справедливо отмечал И.К. Фридман.

Информация о работе Слагаемые профессионального имиджа педагога