Слагаемые профессионального имиджа педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:14, реферат

Описание

Глобальное образование выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Именно глобальное образование может обеспечить активное участие мировой науки и общественности в управлении миром в новом тысячелетии. Таким образом, без формирования благоприятного профессионального имиджа современного педагога невозможно претворить в жизнь ни одну из программ по модернизации системы образования России. Именно в этом и заключается актуальность выбранной мною темы.

Содержание

1. Модернизация российского образования и личность
учителя 3
2. Профессиональный имидж педагога в современных
условиях:
2.1. Понятие «имидж» 5
2.2. Слагаемые имиджа педагога: 6
2.2.1. личный настрой с опорой на позитивную
я-концепцию; 6
2.2.2. манеры и этика поведения учителя; 7
2.2.3. педагогический такт как важнейшая
составляющая нравственной культуры
учителя; 7
2.2.4. основные категории педагогической этики; 8
2.2.5. внешние составляющие имиджа учителя.
Мимика; 9
2.2.6. жесты; 10
2.2.7. красноречие; 11
2.2.8. дизайн одежды; 12
2.2.9. прическа как элемент имиджа педагога; 13
2.2.10.саморегуляция. 14
3. Заключение. 17
Приложения. 18
Список использованной литературы. 22

Работа состоит из  1 файл

Слагаемые профессионального имиджа педагога содержание.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

             Жесты  иллюстрируют рассказ учителя, т.е. активизируют зрительное восприятие, память, наглядно-образное мышление, воссоздающие воображение.

            Совместная  деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательность обратной связи. Жестом учитель может «включить» обратную связь (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышать ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), завершать контакт. Жест выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к предмету, к самому педагогу, другим учащимся.

              Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся, и здесь чаще всего используются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты, а значит, оказывают воспитательное воздействие на учащихся.

               Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного употребления жеста, которые отвлекают их от учебных дел на уроке. Поэтому к культуре невербального поведения учителя в целом и его жестикуляции в частности необходимо проявлять высокие требования.

 

2.2.7. Красноречие

Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет речь педагога. Красноречие, умение владеть аудиторией – все это слагаемые имиджа педагога.

В речи бессознательно «прочитываются» установки, стоящие за различными манерами говорить. Например, громкая и отчетливая речь воспринимается как признак энергичности; громкая и быстрая – угрозы; громкая и мягкая – гармоничности; мягкая и быстрая – окрыленности, воодушевленности; мягкая и отчетливая – отгороженности и рассудительности; мягкая и медленная – стремление к защищенности; тихая и отчетливая – страха перед неудачей.

Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Скорость речи отражает чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность чем-либо или личные проблемы. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе,  высокомерии или усталости.

Умение убеждать словом любую аудиторию – это искусство, так как слово может выполнять объединяющую или мобилизующую роль. Чтобы вызвать адекватную реакцию у слушателей, необходима собственная убежденность оратора. «Хороший оратор может поднять даже слабую мысль, а слабый – погубить великую идею», - пишет Л.Г. Федоренко в книге «Психологическое здоровье в условиях школы».

Хотя большое внимание обращают на содержание, но первым и важнейшим  элементом является сам выступающий. Выступающий создает аудиторию. Чем суше и абстрактнее изложение, ниже его эмоциональность, тем слабее восприятие выступления. Важно все: и содержание, и интонация , и манера изложения, и жесты и мимика. Одни и те же слова, сказанные по- разному, могут привести к противоположным результатам.

Во время рассказа на уроке учитель может покинуть свое место у доски, подойти ближе к детям, даже пройти по классу, прикоснуться к кому-то из учеников. Динамическое прикосновение является биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. В проксемике сокращение дистанции означает степень близости, увеличение – отдаление.

Учитель должен свободно владеть аудиторией. Чтобы направить и сконцентрировать ее внимание можно использовать на уроке следующие приемы:

1. показать, что тема связана с жизненными интересами присутствующих;

         2. рассказать свежие факты, которые важны для слушателей;

         3. возбудить любопытство, начав с загадочных обстоятельств;

         4. прочитать цитату, которая должна всех заинтересовать.

В речи должна быть конфликтная ситуация или интрига. Абстрактные суждения необходимо чередовать с конкретными фактами, иллюстрирующими сказанное.

Если в процессе рассказа слушатели начали терять интерес, можно использовать следующие приемы (по книге М.И. Ханина  «Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить»:

  • заговорить громче, или понизить голос;
  • выдержать паузу, сосредоточив взгляд на тех, кто мешает вести урок;
  • использовать экспрессивный жест, чтобы переключить внимание аудитории;
  • задать внезапный вопрос;
  • создать неожиданный перерыв, рассказав о чем-то интересном;
  • использовать наглядные средства;
  • апеллировать к чувству юмора, для этого нужно иметь заготовленные заранее анекдоты по теме, забавные случаи и т.п.

Каждый педагог должен уметь владеть аудиторией. Это даст ему уверенность в себе, укрепит веру в способность управлять воспитанниками, влиять на родителей, общаться с коллегами. Все это необходимо для формирования имиджа педагога.

                               

2.2.8. Дизайн одежды

Говоря об одежде, следует  вначале сказать два слова  о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела  не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт.

Одежда учителя несет  еще большую психологическую  нагрузку. Во-первых, аккуратно, чисто  и со вкусом одетый учитель воспитывает  эти же качества в учениках. Во–вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. В–третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.

 

Кроме реализации утилитарных и информационных функций одежда удовлетворяет ряд потребностей человека (в самоутверждении и самовыражении) и поэтому становится важным элементом в восприятии человека человеком.

Надевая одежду того или иного силуэта, мы закладываем определенные отношения. Если учитель в пиджаке, это создает в классе атмосферу строгости; если в пушистой кофте – атмосферу мягкости. «Официальным» считается силуэт, приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами. Низкостатусным считается силуэт, приближающийся к шару – пиджак типа «реглан», свитер, мягкие брюки, джинсы.

Еще один фактор – цвет одежды. Он является как диагностичным, так и коррекционным. Используя определенные цвета, можно вызвать определенные эмоции, т.е. корректировать настроение с помощью цвета одежды. Выбирая цвет одежды нужно помнить следующее:

  • относительно нейтрально на состояние воздействуют белый и серый цвета;
  • отдыху и расслаблению способствуют лимонный, желто-зеленый, сине-зеленый, зеленый, синий, лиловый, фиолетовый, белый;
  • лучшими цветами для стимуляции жизнедеятельности организма является вся желто-оранжевая гамма;
  • повышает кровяное давление желтый цвет, а понижает – синий и зеленый цвета;
  • сосредоточиться помогают черный и синий цвета;
  • успокаивают нервную систему – серовато-голубоватый и бирюзовый.

Не меньше значения и в рисунке ткани. Учителю не стоит злоупотреблять рисунком одежды с острыми углами, кругами, спиралями и волнистыми линиями, яркими цветочными узорами. Все это может отвлекать учащихся и утомлять глаза.

Согласно рекомендациям Вячеслава Зайцева:

- в одежде человек должен чувствовать себя защищенным;

- стиль одежды придает уверенности;

- одежда должна внушать нормальное представление о себе;

- одежда не должна в большей степени принимать акцент на себя;

- при взгляде на одежду учителя должно приходить ощущение радостного покоя.

Говоря об одежде, особо  надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Выбирая серьги, надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.

То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно  также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.

 

2.2.9.Прическа как элемент имиджа педагога

Внешние атрибуты поведения педагога еще недостаточно изучены в

отечественной педагогике. Из экспериментальных исследований известно, что человек узнает другого по очертанию лица и форме прически, что различение мужского и женского пола осуществляется на основе формы прически.

Так как лицо выступает  в общении в качестве фокуса, на котором

концентрируется восприятие, то оно играет ведущую роль в

формировании представления  о партнере, а вместе с ним и  прическа.

Она как среднеустойчивый элемент внешности человека влияет на

формирование определенного  психологического содержания образов  о

нем и о его социальной роли. Прическа как бы вбирает в себя

психологические и социально-психологические  характеристики

личности.

Об этом свидетельствуют работы, рассматривающие

историю становления прически как социо-культурного, социального,

эстетического феномена. В них подчеркивается, что прическа

видоизменялась на протяжении истории человечества под влиянием

таких факторов, как религиозные предрассудки, установки и

стереотипы общества, его социально-иерархическая структура,

уровень экономического развития, политическая ориентация и

состояние института  власти в обществе. Сама прическа с ее входит в

структуру социальных ожиданий относительно тех или иных ролей. В

прическе запечатлены также черты индивидуальности человека, отпечаток его вкусов и взглядов.

Поэтому прическе присуще  наряду с культурными, социальными,

религиозными, профессиональными, эстетическими функциями,

экспрессивно-диагностические и маскировочные (корректирующие)

функции. С помощью  прически можно скрыть или подчеркнуть

особенности строения лица, отражающие наиболее важные и

выразительные черты  личности человека, изменить представления  о

возрасте человека и  т.д. Исследования, проведенные среди старшеклассников, наглядно показали взаимосвязь между уровнем привлекательности прически и отношением к педагогу: прическам из группы "привлекательные" приписывались исключительно

положительные характеристики личности;  внешний вид человека,

имеющего прическу из группы "отвергаемых", определен  как

неряшливый, типичный. Наиболее интересным является отсутствие

оценки сексуальности  и присутствие таких мужских  черт, как

мужественность, сила, самоуверенность, уравновешенность.

Прическа педагога должна отвечать следующим условиям:

- быть современной,  но без ультрамодных деталей;

- быстро и легко  укладываться – в идеале укладка  должна отнимать не более 15 минут;

- нежелательны яркие заколки и украшения, отвлекающие внимание во время урока.

Нужно помнить, что гладкая прическа характеризует человека как спокойного и уравновешенного,  растрепанная – как импульсивного и эмоционального; прическа учителя должна быть аккуратной, волосы чистыми.

 

2.2.10.Саморегуляция

Сегодня многие педагоги, испытывая постоянную усталость, повышенную эмоциональность, раздражительность, частые головные боли, видят причину своего неблагополучия но внешних обстоятельствах: изменившихся условиях труда, отсутствии должного уважения к профессии учителя, трудных детях и родителях и др. А так как изменить эти обстоятельства они не могут, то и напряжение не спадает, и уже не срабатывают прежние способы восстановления. Отсюда — неврозы, депрессии, недовольство жизнью, работой. И одной из главных причин является неумение педагогов сознательно и целенаправленно управлять своими состояниями, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Информация о работе Слагаемые профессионального имиджа педагога