Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:14, реферат
Глобальное образование выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Именно глобальное образование может обеспечить активное участие мировой науки и общественности в управлении миром в новом тысячелетии. Таким образом, без формирования благоприятного профессионального имиджа современного педагога невозможно претворить в жизнь ни одну из программ по модернизации системы образования России. Именно в этом и заключается актуальность выбранной мною темы.
1. Модернизация российского образования и личность
учителя 3
2. Профессиональный имидж педагога в современных
условиях:
2.1. Понятие «имидж» 5
2.2. Слагаемые имиджа педагога: 6
2.2.1. личный настрой с опорой на позитивную
я-концепцию; 6
2.2.2. манеры и этика поведения учителя; 7
2.2.3. педагогический такт как важнейшая
составляющая нравственной культуры
учителя; 7
2.2.4. основные категории педагогической этики; 8
2.2.5. внешние составляющие имиджа учителя.
Мимика; 9
2.2.6. жесты; 10
2.2.7. красноречие; 11
2.2.8. дизайн одежды; 12
2.2.9. прическа как элемент имиджа педагога; 13
2.2.10.саморегуляция. 14
3. Заключение. 17
Приложения. 18
Список использованной литературы. 22
Повышенная изменчивость настроения, утомляемость, раздражительность, нерешительность и тревожная мнительность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, низкий уровень открытости, стремления привлечь к себе внимания детей – все это может оказывать на детей негативное воздействие.
Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо для управления своим состоянием, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни.
Саморегуляция обеспечивает педагогу эффективное взаимодействие с окружающей средой, адаптацию в изменяющихся условиях жизнедеятельности, самосовершенствование и самореализацию.
В психологическом словаре
А.В Петровского и М.Г.
В контексте развития саморегуляции педагога актуальным и перспективным является использование личностно-ориентированных технологий. Эффективное использование личностно-ориентированных технологий в развитии саморегуляции поможет педагогам справиться с определенными профессиональными трудностями.
Психологи выделяют две формы достижения душевного равновесия.
Человеку от природы дана способность к саморегуляции, необходимая для того, чтобы сохранять свою целостность и равновесие на протяжении жизни. Вопрос в том, насколько мы умеем развивать и осознанно управлять природным потенциалом.
Развитие личности в этом направлении видится как движение от непроизвольной регуляции — к осознаваемой саморегуляции. В повседневной жизни мы чаще всего имеем дело с компенсаторной функцией саморегуляции. Она направлена на восстановление физического и психического потенциала до состояния прежней нормы активности.
Вот пример из школьной жизни. Учитель пришел на работу в плохом настроении — накричал на детей (сбросил отрицательные эмоции); не справился с дисциплиной в классе — выгнал нарушителей (убрал источник раздражения); пожаловался родителям на неуспевающего сына (снял с себя ответственность). Во всех приведенных случаях произошло восстановление за счет других людей. Это процесс неосознаваемой формы саморегуляции.
Человек в таких случаях
ставит себя и зависимость от обстоятельств.
Все свои проблемы он списывает на
неблагоприятные
Другая, продуктивная форма саморегуляции, основывается на том, что все происходящее со мной зависит от меня. Значит, я должен разобраться в себе и понять, что мне нужно делать, дабы изменить отношение к ситуации, происходящим событиям. В этом случае человек становится субъектом своей жизнедеятельности и берет на себя ответственность за все в ней происходящее.
Обрести позитивный настрой помогут следующие правила:
1. Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней. Неурядицы, жизненные противоречия нужно воспринимать как норму жизни.
2. Научись жить с
юмором. К.Чапек писал: «Юмор –
соль жизни, кто лучше просолен
3. Воспринимай окружающих такими, как они есть, не переделывай их на свой лад.
4. Не оставайся один на один с неприятностями.
5. Вырабатывай чувство собственного достоинства.
6. Будь реалистом, не жди «манны небесной».
7. Умей смотреть на себя со стороны.
8. Не удерживай в сознании тревожные мысли.
Г. Дьяконовым разработан цикл упражнений, ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.
Человек, поверивший в
неограниченность своих ресурсов, начинает
процесс постоянного
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг; слухом - чтобы слышать прекрасное. Мы можем творить, двигаться, любить, получать удовольствие от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли мы радоваться. Главное – это установка на радость.
В гуманистическом понимании именно ориентация на человека призвана определять направленность каждого профессионального шага учителя. В том числе, это касается и отношения "к себе любимому", взятому во всём богатстве природных, социальных, духовных проявлений. Однако зачастую педагог забывает о собственной человеческой сущности, о том, что ее следует постоянно изучать, сохранять, критически оценивать и развивать. Успешность работы педагога во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально - личностного влияния на других людей и принятии на себя ответственности за последствия этого влияния. С этим связана необходимость профессионального самоощущения как знака, прочитываемого окружающими. Комплексные основы восприятия педагога другими людьми разрабатываются в рамках проблематики профессионального имиджа с помощью имиджелогии. Эта сравнительно молодая наука активно изучает различные сферы человеческих взаимодействий в поисках действенных средств их оптимизации.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Отношение к учителям и школе в целом – показатель эффективности работы педагогического коллектива по созданию профессионального имиджа учителя (Приложение № 6).
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», — пишет В.М. Шепель.
Модернизация российского образования требует от школы не только быть конкурентоспособной организацией, характеризующейся гибкостью, адаптивностью, готовой к принятию новых импульсов в образовании. Современная школа обязана превратиться в мощную образовательную корпорацию, индивидуальный образ которой должен формироваться под влиянием имиджа педагогов, работающих непосредственно в образовательном учреждении. В качестве мощного стратегического рычага, направленного на повышение уровня образования, выступает корпоративная культура, способствующая структурной консолидации всех участников образовательного процесса.
Приложение № 1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
Приложение № 2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
Приложение № 3
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ
КАДРОВОГО СОСТАВА ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
ПО УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ.
2008 – 2009 учебный год |
2009 – 2010 учебный год |
2010 – 2011 учебный год | |
Педагогических работников высшей квалификационной категории |
20 |
23 |
17 |
Педагогических работников первой квалификационной категории |
5 |
5 |
4 |
Педагогических работников второй квалификационной категории |
3 |
4 |
5 |
Не имеют квалификационную категорию |
6 |
5 |
4 |
Приложение № 4
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
2008 – 2009 учебный год |
2009-2010 учебный год |
2010-2011 учебный год | |
Количество педагогических работников |
12 |
15 |
20 |
Доля педагогических работников |
33% |
42% |
67% |
Приложение № 5
2008 – 2009 учебный год |
2009 – 2010 учебный год |
2010-2011 учебный год | |
Доля педагогических работников, использующих в учебно-воспитательном процессе ИКТ |
25 69% |
29 78% |
30 100% |
Приложение № 6
Список использованной литературы
1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., Дом педагогики,
1982 г.
2. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. М., «Просвещение», 2006 г.
3. Рогов Е.И. Настольная
книга практического психолога
в образовании. Учебное
4. Федоренко Л.Г. Психологическое
5. Ханин М.И. Практикум
по культуре речи, или Как
научиться красиво и
6. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. Ростов-на Дону, «Феникс». 2008 г.
7. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Ростов-на-Дону, «Феникс»,
2005 г.
Информация о работе Слагаемые профессионального имиджа педагога