Слагаемые профессионального имиджа педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:14, реферат

Описание

Глобальное образование выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Именно глобальное образование может обеспечить активное участие мировой науки и общественности в управлении миром в новом тысячелетии. Таким образом, без формирования благоприятного профессионального имиджа современного педагога невозможно претворить в жизнь ни одну из программ по модернизации системы образования России. Именно в этом и заключается актуальность выбранной мною темы.

Содержание

1. Модернизация российского образования и личность
учителя 3
2. Профессиональный имидж педагога в современных
условиях:
2.1. Понятие «имидж» 5
2.2. Слагаемые имиджа педагога: 6
2.2.1. личный настрой с опорой на позитивную
я-концепцию; 6
2.2.2. манеры и этика поведения учителя; 7
2.2.3. педагогический такт как важнейшая
составляющая нравственной культуры
учителя; 7
2.2.4. основные категории педагогической этики; 8
2.2.5. внешние составляющие имиджа учителя.
Мимика; 9
2.2.6. жесты; 10
2.2.7. красноречие; 11
2.2.8. дизайн одежды; 12
2.2.9. прическа как элемент имиджа педагога; 13
2.2.10.саморегуляция. 14
3. Заключение. 17
Приложения. 18
Список использованной литературы. 22

Работа состоит из  1 файл

Слагаемые профессионального имиджа педагога содержание.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

Повышенная изменчивость настроения, утомляемость, раздражительность, нерешительность  и тревожная мнительность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, низкий уровень открытости, стремления привлечь к себе внимания детей – все это может оказывать на детей негативное воздействие.

Профессия педагога связана  с большими затратами физической, интеллектуальной и психической  энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо для управления своим состоянием, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни.

Саморегуляция обеспечивает педагогу эффективное взаимодействие с окружающей средой, адаптацию в изменяющихся условиях жизнедеятельности, самосовершенствование и самореализацию.

В психологическом словаре  А.В Петровского и М.Г.Ярошевского  саморегуляция характеризуется  как, (от лат. regulare – приводить в  порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности.

          В контексте развития саморегуляции педагога актуальным и перспективным является использование личностно-ориентированных технологий. Эффективное использование личностно-ориентированных технологий в развитии саморегуляции поможет педагогам справиться с определенными профессиональными трудностями.

Психологи выделяют две формы достижения душевного равновесия.

Человеку от природы  дана способность к саморегуляции, необходимая для того, чтобы сохранять свою целостность и равновесие на протяжении жизни. Вопрос в том, насколько мы умеем развивать и осознанно управлять природным потенциалом.

Развитие личности в  этом направлении видится как  движение от непроизвольной регуляции  — к осознаваемой саморегуляции. В повседневной жизни мы чаще всего имеем дело с компенсаторной функцией саморегуляции. Она направлена на восстановление физического и психического потенциала до состояния прежней нормы активности.

Вот пример из школьной жизни. Учитель пришел на работу в плохом настроении — накричал на детей (сбросил отрицательные эмоции); не справился с дисциплиной в классе — выгнал нарушителей (убрал источник раздражения); пожаловался родителям на неуспевающего сына (снял с себя ответственность). Во всех приведенных случаях произошло восстановление за счет других людей. Это процесс неосознаваемой формы саморегуляции.

Человек в таких случаях  ставит себя и зависимость от обстоятельств. Все свои проблемы он списывает на неблагоприятные обстоятельства. предпринимая каждый раз мучительные поиски спасательного круга для выхода из зоны неблагополучия. Он стремится изменить обстоятельства, а не самого себя.

Другая, продуктивная форма  саморегуляции, основывается на том, что  все происходящее со мной зависит  от меня. Значит, я должен разобраться в себе и понять, что мне нужно делать, дабы изменить отношение к ситуации, происходящим событиям. В этом случае человек становится субъектом своей жизнедеятельности и берет на себя ответственность за все в ней происходящее.

Обрести позитивный настрой помогут следующие правила:

1. Улучшить свою жизнь  можно только через изменение  отношения к ней. Неурядицы,  жизненные противоречия нужно  воспринимать как норму жизни.

2. Научись жить с  юмором. К.Чапек писал: «Юмор –  соль жизни, кто лучше просолен, дольше живет».

3. Воспринимай окружающих  такими, как они есть, не переделывай  их на свой лад.

4. Не оставайся один  на один с неприятностями.

5. Вырабатывай чувство  собственного достоинства.

6. Будь реалистом, не  жди «манны небесной».

7. Умей смотреть на себя со стороны.

8. Не удерживай в  сознании тревожные мысли.

Г.  Дьяконовым  разработан  цикл  упражнений, ориентированных  на  восстановление  ресурсов  личности.  Зная  себя, свои потребности  и способы их удовлетворения,  человек  может  более  эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого  дня,  целого  учебного года.

Человек, поверивший в  неограниченность своих ресурсов, начинает процесс постоянного самосовершенствования,  но этот процесс возможен лишь тогда, когда он, во-первых, искренне и глубоко верит в свои (и вообще человеческие) ресурсы, а во-вторых, изучает свои личностные психофизические и эмоциональные особенности, вырабатывает навыки управления различными состояниями, готов к работе над собой. Немаловажным фактором является развитие воли, дающей возможность добиться цели быть независимым от обстоятельств.

Самым мощным и при  этом часто игнорируемым средством  избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное  – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг; слухом - чтобы слышать прекрасное. Мы можем творить, двигаться, любить, получать удовольствие от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли мы радоваться. Главное – это установка на радость.

 

 

 

                                          3. Заключение

В гуманистическом понимании  именно ориентация на человека призвана определять направленность каждого профессионального шага учителя. В том числе, это касается и отношения "к себе любимому", взятому во всём богатстве природных, социальных, духовных проявлений. Однако зачастую педагог забывает о собственной человеческой сущности, о том, что ее следует постоянно изучать, сохранять, критически оценивать и развивать. Успешность работы педагога во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально - личностного влияния на других людей и принятии на себя ответственности за последствия этого влияния. С этим связана необходимость профессионального самоощущения как знака, прочитываемого окружающими. Комплексные основы восприятия педагога другими людьми разрабатываются в рамках проблематики профессионального имиджа с помощью имиджелогии. Эта сравнительно молодая наука активно изучает различные сферы человеческих взаимодействий в поисках действенных средств их оптимизации.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Отношение к учителям и школе в целом – показатель  эффективности работы педагогического коллектива по созданию профессионального имиджа учителя (Приложение № 6).

«Влюбленный в детей  и увлеченный своей работой педагог  интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей  и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», — пишет В.М. Шепель.

Модернизация российского  образования требует от школы  не только быть конкурентоспособной  организацией, характеризующейся гибкостью, адаптивностью, готовой к принятию новых импульсов в образовании. Современная школа обязана превратиться в мощную образовательную корпорацию, индивидуальный образ которой должен формироваться под влиянием имиджа педагогов, работающих непосредственно в образовательном учреждении. В качестве мощного стратегического рычага, направленного на повышение уровня образования, выступает корпоративная культура, способствующая структурной консолидации всех участников образовательного процесса.

 

 

 

Приложение  № 1    

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2  

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ  РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

 

 

 

 

 

 

Приложение  №  3 

 

 

 

 

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ 

КАДРОВОГО СОСТАВА ПЕДАГОГОВ  ШКОЛЫ

ПО УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ.

 

 

 

 

 

 

 

2008 – 2009

учебный год

2009 – 2010

учебный год

2010 – 2011

учебный год

Педагогических работников высшей квалификационной категории

20

23

17

Педагогических работников первой квалификационной категории

5

5

4

Педагогических работников второй квалификационной категории

3

4

5

Не имеют квалификационную категорию

6

5

4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №  4

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 

 

2008 – 2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

Количество педагогических работников

12

15

20

Доля педагогических работников

33%

42%

67%


 

Приложение №   5

ОВЛАДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ  РАБОТНИКАМИ ИКТ

 

2008 – 2009

учебный год

2009 – 2010

учебный год

2010-2011

учебный год

Доля педагогических работников, использующих в учебно-воспитательном процессе ИКТ

25

69%

29

78%

30

100%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бодалев А.А.  Восприятие  и понимание человека человеком. М., Дом педагогики,

1982 г.

 

2. Морева Н.А. Основы  педагогического мастерства. М., «Просвещение», 2006 г.

 

3. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога  в образовании. Учебное пособие.  М., ВЛАДОС, 2001 г.

 

4. Федоренко Л.Г. Психологическое  здоровье в условиях школы. С.-Петербург, «Каро», 2003 г.

 

5. Ханин М.И. Практикум  по культуре речи,  или Как  научиться красиво и убедительно  говорить. С.-Петербург «Паритет», 2002 г.

 

6. Шепель В.М. Профессия  имиджмейкер. Ростов-на Дону, «Феникс». 2008 г.

 

7. Шепель В.М. Имиджелогия:  секреты личного обаяния. Ростов-на-Дону, «Феникс»,

2005 г.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Слагаемые профессионального имиджа педагога