Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:55, курсовая работа
Профессиональная деятельность социального педагога в школе обширна и многозадачна. С одной стороны он выполняет функцию психолога, работающего с детьми, имеющими психические, умственные и серьезные психологические нарушения в развитии. На его плечи также возложены обязанности консультировать родителей, воспитывающих таких детей, их учителей, одноклассников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…….5
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………………………………….13
2.1. Специфика профессиональной деятельности социального педагога…….13
2.2. Структура профессиональной деятельности социального педагога……..15
2.3. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность……………..18
2.4. Сфера профессиональной деятельности социального педагога………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...32
Министерство образования, науки и культуры Архангельской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального
образования Архангельской
«Котласский педагогический колледж»
Специальность 050711 «Социальная педагогика»
Имя Фамилия Отчество
Студентка 5 курса 57 группы
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Курсовая работа
Руководитель:
Чернова Г.В.
Котлас, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность
социального педагога в школе
обширна и многозадачна. С одной
стороны он выполняет функцию
психолога, работающего с детьми,
имеющими психические, умственные и
серьезные психологические
Современная обстановка, в
которой оказалось наше общество,
потребовала поиска новой модели
общественного воспитания подрастающих
поколений. Жизнь выдвинула задачи
воспитания личности в открытой социальной
среде, тесного взаимодействия всех
воспитательных структур нашего общества:
школы, семьи, трудовых коллективов, общественности.
В ходе такого коллективного сотрудничества
родилось новое перспективное
В этой концепции доминирующая роль отводится социальной педагогике, социальной работе. Педагогика отношений в социуме составляет базовую интегративную основу в системе служб помощи населению, в том числе молодежи, детям. Именно это делает данное исследование актуальным на сегодняшний день.
При написании курсовой работы
была поставлена цель — выявить
отличительные особенности
Для этого был выдвинут ряд задач:
Объектом исследования является содержание социально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной школы. Предметом же выступают особенности социально-педагогической деятельности, а так же способы ее осуществления в образовательном процессе.
При написании курсовой были использованы методы анализа, наблюдения, обобщения, описания, а также исторический метод.
Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки — педагогика.
Слово «социальный» (от лат. socialis) означает — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества, в котором ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.1
Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в.2
Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.
Среди двадцати тысяч профессий, официально зарегистрированных Международной организацией труда, есть и профессия «социальный педагог». Несмотря на то, что уже более десяти лет в России введен институт социальных педагогов (как профессия), признанный обеспечить систему социальной помощи и защиты населения, многим гражданам об этом мало что известно.
Сопоставительный анализ
отечественного и зарубежного опыта
оказания социальной помощи детям показывает,
что она принципиально
Выявлению сущности педагогической
деятельности посвящено много научных
исследований. Так, известный психолог
Ю.Н. Кулюткин видит своеобразие
педагогической деятельности в том,
что она является «метадеятельностью»,
т.е. формирует другую деятельность.
Работа педагога надстраивается над
деятельностью воспитанника (ученика).
Цели, которые ставит перед собой
педагог, формируются как потенциальные
эффекты продвижения ученика; процесс
продвижения этих целей также
реализуется через организацию
деятельности воспитанника; оценка успешности
действий педагога производится на основе
того, насколько успешным оказывается
запланированное продвижение
Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые ученые подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина включают в состав педагогической деятельности, прежде всего, элементы деятельности мыслительной. В предложенной ими структуре они выделяют:
Однако «отсроченность» результата, его зависимость от множества факторов, известная субъективность оценок затрудняют определение эффективности учебно-воспитательных воздействий.
Социально-педагогическая деятельность
как разновидность деятельности
педагогической имеет общие с
ней черты и отличительные
особенности. Большинство исследователей
к общим чертам относят тождество
основной функции, которую и педагогическая,
и социально-педагогическая деятельности
выполняют в обществе – социальное
наследование, социокультурное
В целом совпадают и мнения разных ученых относительно специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.
М.А. Галагузова отмечает, что
если педагогическая деятельность носит
нормативно-программный
Л.А. и М.А. Беляевы считают,
что ключевым в определении социально-
Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.
Необходимо отметить, что
социально-педагогическая деятельность
реализуется в виде комплекса
профилактических, реабилитационных,
коррекционно-развивающих
Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:
В широком смысле цель социально-педагогической
деятельности – ожидаемые позитивные
изменения в человеке (или группе
людей), которые произошли в результате
осуществления специально подготовленной
и планомерно проведенной системы
действий специалистов. В узком смысле
цель профессиональной деятельности социального
педагога – это оказание подопечному
социально-психолого-
В социально-педагогическом
процессе важна не только сама цель,
но и то, как она определяется,
вырабатывается. В этом случае можно
говорить о процессе целеполагания.
В педагогической науке целеполагание
характеризуется как
- выдвижение и обоснование целей;
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательной школе