- определение путей их
достижения;
- проектирование ожидаемого
результата.
Целеполагание может
быть успешным, если оно осуществляется
с учетом следующих требований:
- диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);
- реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);
- преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);
- результативность (контроль результатов достижения цели);
- идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).
На практике социальному
педагогу чаще всего приходится решать
проблемы органичного сочетания
индивидуальных целей подопечного
и групповых целей его ближайшего
окружения; согласованности целей
при организации взаимодействия
детей, родителей, педагогов, специалистов
различного профиля на конкретном этапе
работы.
Условно целеполагание в
работе социального педагога может
быть представлено следующими этапами:
- диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;
- моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;
- организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;
- уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;
- составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.
Таким образом, целеполагание
в профессиональной деятельности –
это многоуровневый мыслительный процесс,
включающий сложнейшие операции (анализ,
синтез, прогнозирование), происходящий
явно или скрыто на каждом этапе, в
каждом звене социально-педагогической
работы.
Одна из реальных практических
проблем, встающих перед социальным
педагогом, - определение не только
целей, но и задач профессиональной
деятельности. 5
Задачи социально-педагогической
деятельности определяют ближайшую
перспективу разрешения конкретных
проблем социальной жизни. Одна цель
может быть достигнута через реализацию
задач по нескольким направлениям (профилактическому,
реабилитационному, правозащитному и
др.). Среди задач профессиональной
деятельности социального педагога
можно выделить следующие:
· создание условий для
сохранения, укрепления физического, психического,
нравственного, социального здоровья
подопечного;
· формирование и развитие
нравственных качеств, социально значимых
ориентаций, установок в жизненном
самоопределении подопечного;
· предупреждение, устранение
прямых и косвенных десоциализирующих
влияний микросоциума на развитие
ребенка;
· создание благоприятных
условий в микросоциуме для развития
способностей, реализации возможностей
подопечного;
· реализация системы профилактических,
реабилитационных мер, направленных на
оптимизацию процесса социальной адаптации
подопечного.
Содержание социально-педагогической
деятельности, обеспечивающее достижение
поставленных цели и задач, во многом
зависит от специализации, места
работы социального педагога. В самом
общем виде можно выделить следующие
его составляющие:
· системное изучение индивидуальных
особенностей личности подопечного, социально-педагогических
влияний микросреды;
· установление профессионального
(личностно-делового) контакта, взаимодействия
с личностью (группой), нуждающейся
в помощи;
· социально-педагогическое
управление способами активизации
самостоятельности личности в процессе
ее самореализации;
· социально-педагогическая
опека и посредничество;
· социально-педагогическая
поддержка личности в критических,
кризисных, проблемных ситуациях.
Таким образом, социально-педагогическая
поддержка детства представляет
особый вид социально-педагогической
деятельности, которая направлена на
выявление и разрешение проблем
ребенка с целью обеспечения
и защиты его прав на полноценное
развитие и образование. Вместе с
тем профессиональная деятельность
социального педагога предполагает
и так называемое социальное закаливание
подопечных (детей, подростков и др.),
т.е. развитие у них способности
самостоятельно преодолевать трудности,
планировать и осуществлять свои
действия в сложной жизненной
ситуации.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1. Специфика профессиональной
деятельности социального педагога
Название специалиста
«социальный педагог» является производным
от слова «педагог», которое ассоциируется,
прежде всего, с учителем. Поэтому не удивительно,
что после введения такой должности первыми
социальными педагогами стали учителя,
они же составляют большую часть слушателей
всех форм курсовой переподготовки кадров
для получения сертификата по этой специальности.
Не удивительно и то, что профессиональная
подготовка социальных педагогов ведется,
в основном, в педагогических учебных
заведениях. Действительно, в профессиональной
деятельности учителя и социального педагога
есть много общего. Прежде всего, эти две
профессии роднит то, что объектом их внимания
является ребенок (согласно Конвенции
ООН о правах ребенка— «человеческое
существо до достижения 18-летнего возраста»),
его развитие и социальное становление.6
Вместе с тем профессиональная
деятельность этих специалистов
имеет и ряд существенных отличий,
позволяющих выявить специфику
двух родственных профессий. Учитель,
выполняя свою главную образовательную
функцию, передает молодому поколению
знания и социокультурный опыт,
накопленный обществом, в процессе
чего осуществляется развитие
и воспитание ребенка. В центре
же внимания социального педагога
находится социализация ребенка,
его успешная интеграция в
общество как альтернатива обособлению,
«выпадению» из нормальных социальных
отношений.
Отличаются эти профессии
и с точки зрения сферы деятельности.
Если учитель ориентирован уже
в процессе профессиональной
подготовки на работу в учреждении
определенного типа, а именно
в общеобразовательном учебном
заведении, то социальный педагог может
осуществлять свою деятельность в самых
разных учреждениях.
С этой точки зрения,
а также функционально, деятельность
социального педагога гораздо
ближе к профессиональной деятельности
специалиста по социальной работе.
Разграничить социально-педагогическую
сферу и сферу социальной работы
чрезвычайно трудно еще и потому,
что обе они только формируются.
Вместе с тем, по крайней
мере одно существенное отличие,
определяющее специфику этих
двух сфер профессиональной деятельности,
может быть отмечено. Оно заключается
в том, что в отличие от
социального педагога, который в
своей профессиональной деятельности
имеет дело с ребенком в
процессе его развития, воспитания,
социального становления, объектом
социальной работы могут оказаться
люди, имеющие те или иные социальные
проблемы или затруднения, независимо
от возраста.
В нормативных документах,
касающихся профессиональной деятельности
социального педагога, описаны только
ее общие черты: задачи, функции,
сферы деятельности, общие требования
к знаниям и умениям специалиста.
При этом не учитывается конкретная
разновидность деятельности, которой
занимается социальный педагог
(адаптация, реабилитация, коррекция
и др.), специфика учреждения, в
котором он работает (школа, приют,
детская больница, центр реабилитации
и др.), особенности социума, в
котором проживает ребенок (городская
или сельская среда, крупный
промышленный город, криминогенный
район и др.).
Поэтому представляется
необходимым дать описание профессиональной
деятельности социального педагога,
раскрыть ее задачи и функции
с учетом специфических видов
этой деятельности, типов учреждений,
в которых может работать социальный
педагог, и видов помощи, которые
могут быть оказаны ребенку.
2.2.Структура профессиональной
деятельности социального педагога
Любая деятельность имеет
свою структуру, которая определяет
взаимосвязь и взаимообусловленность
элементов деятельности. Структура
деятельности социального педагога,
как и любой другой профессиональной
деятельности, предполагает наличие
следующих компонентов: субъекта (того,
кто ее осуществляет), объекта (того,
для кого она специально организована,
на кого направлена), цели (к чему она
стремится), функций (какие при этом
функции выполняются), средств (при
помощи каких методов и технологий
достигается ее цель).
Любая деятельность
осуществляется в направлении
от субъекта к объекту, хотя
объект является главным, определяющим
содержание деятельности. Разберем
последовательно каждый элемент схемы,
начиная с ее определяющего элемента -
объекта.
Объектом, деятельности
социального педагога являются
дети и молодежь, нуждающиеся
в помощи в процессе их социализации.
К этой категории относятся
дети с интеллектуальными, педагогическими,
психологическими, социальными отклонениями
от нормы, возникшими как следствие
дефицита полноценного социального
воспитания, а также довольно
большое количество детей, имеющих
физические, психические или интеллектуальные
нарушения развития (слепые, глухонемые,
больные детским церебральным
параличом — ДЦП, умственно
отсталые и др.). Все эти дети
требуют особой заботы общества.
Профессиональная задача
деятельности социального педагога
в обществе легче всего выявляется
от противного. Если процесс социализации
ребенка проходит успешно, то
он не нуждается в профессиональной
помощи социального педагога. Необходимость
в ней возникает там и тогда,
где и когда семья и школа
не обеспечивают необходимое
развитие, воспитание и образование
ребенка, в результате чего
появляются «социально выпавшие»
дети.
Содержательно задачу
деятельности социального педагога
соответственно можно определить как
помощь в интеграции ребенка в общество,
помощь в его развитии, воспитании, образовании,
профессиональном становлении, иными
словами — помощь в социализации ребенка.
По сути дела, эта деятельность направлена
на изменение тех обстоятельств в жизни
ребенка, которые характеризуются отсутствием
чего-либо, зависимостью от чего-либо или
потребностью в чем-либо.7
Следовательно, целью
деятельности социального педагога
является создание условий для
психологического комфорта и
безопасности ребенка, удовлетворение
его потребностей с помощью
социальных, правовых, психологических,
медицинских, педагогических механизмов
предупреждения и преодоления
негативных явлений в семье,
школе, ближайшем окружении и
других социумах.
Прежде чем реализовать
цель своей деятельности, социальный
педагог должен хорошо представлять
особенности развития ребенка
и среду, в которой он развивается.
Особо следует подчеркнуть то,
что ребенок, как правило, не
может сам осознать свои проблемы
и объяснить их социальному
педагогу. Поэтому социальный педагог
часто оказывается перед необходимостью
самостоятельно выявлять факторы,
негативно влияющие на ребенка,
чтобы помочь ему.
Следует помнить, что
объектом деятельности социального
педагога является ребенок, однако
в процессе деятельности социальный
педагог и ребенок вступают
в отношения, при которых ребенок
является активным участником
процесса решения своих проблем,
когда это возможно, с помощью
социального педагога или других
специалистов.
Поскольку деятельность
социального педагога, в первую
очередь, связана с диагностикой
проблем ребенка и среды, он
должен знать и уметь применять
различные диагностические методики
(психологические, педагогические,
социологические) или же уметь обращаться
за помощью к специалистам, которые могут
квалифицированно поставить тот или иной
диагноз (психологам, юристам, медицинским
работникам и др.).
В зависимости от
диагноза и общих целей воспитания
и развития ребенка социальный
педагог должен уметь прогнозировать
условия, обеспечивающие его оптимальное
развитие; уметь выбирать методы
и средства, позволяющие достичь
намеченных результатов. Вполне
вероятно, что многие проблемы (улучшение
здоровья, материального положения)
социальный педагог не сможет
решить сам. В этом случае
он должен уметь выступать
посредником в координации усилий
разных специалистов (психолога,
медицинского работника, специалиста
по социальной работе, юриста
и др.), а также ведомств и
административных органов (образования,
здравоохранения, социальной защиты
и др.) для комплексного разрешения
проблем ребенка. Одним из важных
направлений деятельности социального
педагога является защита провозглашенных
Конвенцией ООН прав ребенка
на жизнь и здоровое развитие,
на образование и свободное
выражение своих взглядов, на
защиту от любого вида дискриминации
и др. 8