Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:55, курсовая работа

Описание

Профессиональная деятельность социального педагога в школе обширна и многозадачна. С одной стороны он выполняет функцию психолога, работающего с детьми, имеющими психические, умственные и серьезные психологические нарушения в развитии. На его плечи также возложены обязанности консультировать родителей, воспитывающих таких детей, их учителей, одноклассников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…….5
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………………………………….13
2.1. Специфика профессиональной деятельности социального педагога…….13
2.2. Структура профессиональной деятельности социального педагога……..15
2.3. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность……………..18
2.4. Сфера профессиональной деятельности социального педагога………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 64.45 Кб (Скачать документ)

- проективные умения, предполагающие  определение конкретного содержания  деятельности, осуществление которой  обеспечит планируемый результат.  Проективные умения включают: перевод  цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи;

-учет возможностей материальной  базы и своего личного опыта;  отбор содержания, методов и средств  достижения поставленных задач;  создание социально-педагогической  программы деятельности для конкретного  ребенка;

- рефлексивные умения, предполагающие  самоанализ собственной деятельности  социального педагога на каждом  из ее этапов, осмысление ее  положительных и отрицательных  сторон и степени влияния полученных  результатов на личность ребенка  и решение его проблемы;

  • коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое, умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка. Третья часть квалификационной характеристики «Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются к социальному педагогу для получения определенной категории.12

 

 

2.4. Сфера профессиональной  деятельности социального педагога

 

Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена  в учреждениях двух ведомств —  образования и комитетов по делам  молодежи.

 В системе учреждений  комитетов по делам молодежи  должность «социальный педагог»  введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские  клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха  для подростков, образовательные  молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и  молодежные биржи труда.

 В сфере образования  эта должность введена в штатное  расписание 6 типов образовательных  учреждений, сеть которых динамично  развивается: дошкольные образовательные  учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты;  образовательные учреждения для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей; специальные  учебно-воспитательные учреждения  для детей и подростков с  девиантным поведением; образовательные  учреждения начального профессионального  образования.13

Рассмотрим особенности  социально-педагогической деятельности на примере общеобразовательной  школы.

Школа, будучи начальным  социальным институтом, должна готовить к жизни. А жизнь — это не только академические знания. Социализация не сводится лишь к передаче сведений об основах наук. Школьное развитие человека как личности и субъекта деятельности обязательно предполагает: 1) развитие интеллекта; 2) развитие эмоциональной сферы; 3) развитие устойчивости к стрессорам; 4) развитие уверенности в себе и самопринятия; 5) развитие позитивного отношения к миру и принятия других; 6) развитие самостоятельности, автономности; 7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования. Сюда же относится и развитие мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития.14

Как уже было сказано ранее, социальный педагог призван объединять усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребенку. Иными словами, социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей.

Необходимая социальная помощь может быть оказана на любом образовательном  уровне: при получении индивидом  основного общего образования (1-9 классов); среднего (полного) общего образования (10-11 классов); начального профессионального  образования; высшего профессионального  образования; при послевузовском продлении  профессионального образования.

Социальный работник призван  не только выполнить в образовании  миссию социального реабилитолога, но и инициировать в нем процесс  социальной превенции, обогащая учебно-воспитательные системы образовательных учреждений новейшими социальными технологиями.

Содержание работы социального  педагога в соответствии с описанной  выше квалификационной характеристикой  определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой  комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и  по месту жительства обучающихся.

Основные должностные  обязанности социального педагога в средней школе состоят из:

  • Организации воспитательной работы в классе;
  • Направления на формирование общей культуры личности;
  • Адаптацию личности к жизни в обществе;
  • Уважение к окружающей природе;
  • Изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, условий жизни;
  • Выявление интересов и потребностей воспитанников;
  • Раскрытие проблем, конфликтных ситуаций;
  • Изучение отклонения в поведении;
  • Оказание своевременной социальной помощи и поддержки обучающимся и воспитанникам
  • Выступать посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти;
  • Способствовать реализации прав и свобод обучающихся;
  • Создавать комфортную и безопасную обстановку, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся;
  • Создавать условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;
  • Взаимодействовать с учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации;
  • Участвовать в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, нести ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции;
  • Проводить периодические рейды в семьи учащихся.

Школьный социальный педагог  в организации своей работы должен уделять особое внимание защите ребенка  от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые  в силу своих способностей не могут  усвоить школьного курса. Это  дети, которые переживают стрессы  или в коллективе сверстников  в школе или семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились  к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете  в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные, к которым нужен, так сказать, «особый» подход.

Профессионализм социального  педагога проявляется в умении выявлять как достоинства личности, так  и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Это возможно при правильном определении специалистом ценностных ориентаций, формируемых социальной микросистемой, в которую включен ребенок. Социальному педагогу необходимо уметь выяснять социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределении.

 Изложенное выше показывает, что социально-педагогическая деятельность  — многосторонняя и ответственная.  Поэтому профессиональная подготовка  социального педагога должна  опираться на обширные, научно-обоснованные  знания и постоянное самосовершенствование.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная обстановка, в  которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания подрастающих поколений. Жизнь выдвинула задачи воспитания личности в открытой социальной среде, тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества: школы, семьи, трудовых коллективов, общественности. В ходе такого коллективного сотрудничества родилось новое перспективное направление  педагогической науки - социальная педагогика, возвышающая позицию личности, исходящая из того, что первичен человек, а государство, общество, все воспитательные институты — вторичны и должны быть поставлены на службу интересам человека, способствовать его развитию.16

В процессе написания курсовой работы была достигнута поставленная вначале цель — выявить отличительные особенности социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе.

Для этого были решены основные задачи:

  • Рассмотрены и изучены основы социально-педагогической деятельности;
  • Выявлены особенности и специфика профессиональной деятельности социального педагога;
  • Определена структура профессиональной деятельности социального педагога в школе;
  • Рассмотрено общеобразовательное учреждение как сфера социально-педагогической деятельности;

Таким образом, можно сделать  вывод, что решение всего комплекса проблем детей и молодежи сегодня невозможно без объединения усилий на межведомственной основе государственных органов власти, специальных ведомств, общественных организаций и коммерческих структур.

Человек, избравший профессию  социального педагога, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной культурой, деликатностью, уметь анализировать социальные явления и процессы.

Развитие социально —  педагогической работы может, и должно перерасти в гуманистическое педагогическое движение с целью оздоровления нашего социума, а значит и всего общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

      1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Российская газета,  21.01.2009. - № 7.
  1. Европейская социальная хартия (пересмотренная): офиц. Текст. (принята в г. Страсбурге 03.05.1996.) – М.: Бюллетень международных договоров, 2010, -№ 4, - с. 17 — 67.
  2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 10.07.2012) «Об образовании»: офиц. Текст. – М.: Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, -№ 3, - ст. 150.
  3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990): офиц. текст. – М.: Сборник международных договоров СССР, 1993. - выпуск XLVI.
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638). – М.: Российская газета, 20.10.2010. - № 237.
  5. Василькова Т. А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.
  6. Загвязинский В. И.  Селиванова О. А. Социальная педагогика. Учебник для бакалавров. - М.: ЮРАЙТ, 2012. - 405 с.
  7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
  8. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.А. Галагузова [и др.]  - М.; ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
  9. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
  10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д:Феникс, 2003. — 544 с.
  11. Титов В. А. Социальная педагогика. Конспект лекций. Учебное пособие. - М.: Приор-издат, 2003. - 162 с.
  12. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 400с.
  13. Социальный педагог в школе: МБОУ «СОШ№2»/ http://74333s002.edusite.ru/p18aa1.html

 

 

 

 

1. Л.В. Мардахаев. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. —С.8-9.

2. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - с. 3

3 Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ВЛАДОС, 2005. С. 10-15.

4 Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ВЛАДОС, 2005. С. 10-15.

5  Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ВЛАДОС, 2005. С. 10-15.

6 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990): офиц. текст. – М.: Сборник международных договоров СССР, 1993. - выпуск XLVI.

7. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.А. Галагузова [и др.]  - М.; ВЛАДОС, 2001. - С. 7.

8 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990): офиц. текст. – М.: Сборник международных договоров СССР, 1993. - выпуск XLVI.

9. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.А. Галагузова [и др.]  - М.; ВЛАДОС, 2001. - С. 8-9.

10 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638). – М.: Российская газета, 20.10.2010. - № 237.

11 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638). – М.: Российская газета, 20.10.2010. - № 237.

12 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638). – М.: Российская газета, 20.10.2010. - № 237.

13 Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.А. Галагузова [и др.]  - М.; ВЛАДОС, 2001. - С. 12.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательной школе