Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:55, курсовая работа
Профессиональная деятельность социального педагога в школе обширна и многозадачна. С одной стороны он выполняет функцию психолога, работающего с детьми, имеющими психические, умственные и серьезные психологические нарушения в развитии. На его плечи также возложены обязанности консультировать родителей, воспитывающих таких детей, их учителей, одноклассников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…….5
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………………………………….13
2.1. Специфика профессиональной деятельности социального педагога…….13
2.2. Структура профессиональной деятельности социального педагога……..15
2.3. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность……………..18
2.4. Сфера профессиональной деятельности социального педагога………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...32
- проективные умения, предполагающие
определение конкретного
-учет возможностей
- рефлексивные умения, предполагающие
самоанализ собственной
2.4. Сфера профессиональной
деятельности социального
Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств — образования и комитетов по делам молодежи.
В системе учреждений
комитетов по делам молодежи
должность «социальный педагог»
В сфере образования
эта должность введена в
Рассмотрим особенности социально-педагогической деятельности на примере общеобразовательной школы.
Школа, будучи начальным социальным институтом, должна готовить к жизни. А жизнь — это не только академические знания. Социализация не сводится лишь к передаче сведений об основах наук. Школьное развитие человека как личности и субъекта деятельности обязательно предполагает: 1) развитие интеллекта; 2) развитие эмоциональной сферы; 3) развитие устойчивости к стрессорам; 4) развитие уверенности в себе и самопринятия; 5) развитие позитивного отношения к миру и принятия других; 6) развитие самостоятельности, автономности; 7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования. Сюда же относится и развитие мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития.14
Как уже было сказано ранее, социальный педагог призван объединять усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребенку. Иными словами, социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей.
Необходимая социальная помощь может быть оказана на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1-9 классов); среднего (полного) общего образования (10-11 классов); начального профессионального образования; высшего профессионального образования; при послевузовском продлении профессионального образования.
Социальный работник призван
не только выполнить в образовании
миссию социального реабилитолога,
но и инициировать в нем процесс
социальной превенции, обогащая учебно-воспитательные
системы образовательных
Содержание работы социального педагога в соответствии с описанной выше квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Основные должностные
обязанности социального
Школьный социальный педагог в организации своей работы должен уделять особое внимание защите ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные, к которым нужен, так сказать, «особый» подход.
Профессионализм социального
педагога проявляется в умении выявлять
как достоинства личности, так
и «проблемное поле»
Изложенное выше показывает,
что социально-педагогическая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная обстановка, в
которой оказалось наше общество,
потребовала поиска новой модели
общественного воспитания подрастающих
поколений. Жизнь выдвинула задачи
воспитания личности в открытой социальной
среде, тесного взаимодействия всех
воспитательных структур нашего общества:
школы, семьи, трудовых коллективов, общественности.
В ходе такого коллективного сотрудничества
родилось новое перспективное
В процессе написания курсовой работы была достигнута поставленная вначале цель — выявить отличительные особенности социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе.
Для этого были решены основные задачи:
Таким образом, можно сделать вывод, что решение всего комплекса проблем детей и молодежи сегодня невозможно без объединения усилий на межведомственной основе государственных органов власти, специальных ведомств, общественных организаций и коммерческих структур.
Человек, избравший профессию социального педагога, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной культурой, деликатностью, уметь анализировать социальные явления и процессы.
Развитие социально — педагогической работы может, и должно перерасти в гуманистическое педагогическое движение с целью оздоровления нашего социума, а значит и всего общества в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.В. Мардахаев. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. —С.8-9.
2. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - с. 3
3 Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ВЛАДОС, 2005. С. 10-15.
4 Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ВЛАДОС, 2005. С. 10-15.
5 Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ВЛАДОС, 2005. С. 10-15.
6 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990): офиц. текст. – М.: Сборник международных договоров СССР, 1993. - выпуск XLVI.
7. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.А. Галагузова [и др.] - М.; ВЛАДОС, 2001. - С. 7.
8 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990): офиц. текст. – М.: Сборник международных договоров СССР, 1993. - выпуск XLVI.
9. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.А. Галагузова [и др.] - М.; ВЛАДОС, 2001. - С. 8-9.
10 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638). – М.: Российская газета, 20.10.2010. - № 237.
11 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638). – М.: Российская газета, 20.10.2010. - № 237.
12 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638). – М.: Российская газета, 20.10.2010. - № 237.
13 Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.А. Галагузова [и др.] - М.; ВЛАДОС, 2001. - С. 12.
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательной школе