Следующим направлением деятельности
социального педагога (как работающего
непосредственно с клиентом —
ребенком, так и в органах управления
различных ведомств) является участие
в разработке и реализации социальных
проектов и программ, частных инициатив,
содействующих полноценному развитию
ребенка.
Таким образом, в
деятельности социального педагога
можно выделить следующие функции:
— диагностическую;
— прогностическую;
— посредническую
— коррекционно-реабилитационную;
— охранно-защитную;
— предупредительно-профилактическую;
— эвристическую.
Любая деятельность
осуществляется с помощью средств.
К средствам относят все действия,
предметы, орудия, приспособления, методы,
формы и технологии, с помощью
которых достигаются цели деятельности.
Многообразие функций деятельности
социального педагога обусловливает
и многообразие ее средств.
- Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность
Рассматривая профессиональную
деятельность социального педагога,
мы должны выделить субъекта
этой деятельности — специалиста-профессионала,
глубоко разбирающегося в социальных
и ситуативных трудностях жизнедеятельности
ребенка, способного прийти ему
на помощь, в совершенстве владеющего
комплексом общетеоретических и
специальных знаний, совокупностью
необходимых умений и навыков,
обладающего определенными способностями.
Несомненная трудность
в определении профессионально
значимых личностных характеристик
этого специалиста состоит в
том, что социальная педагогика
— новая область педагогических
знаний и только что получившая
официальное признание сфера
профессиональной деятельности. Тем
не менее ряд ученых исследуют
личностные характеристики социальных
педагогов, определяя их индивидуально-психологические
особенности и специальные способности.
В качестве специальных
способностей выделяют следующие:
наблюдательность, способность быстро
ориентироваться в ситуации, интуицию,
эмпатию (способность представить себя
на месте другого человека и понять его
чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию
и самоконтроль.
Кроме того, социальный
педагог должен обладать такими
профессионально важными для
всех работников социальной сферы
качествами, как общительность, ориентация
на взаимодействие с людьми, доброта,
любознательность, интерес к работе
с людьми, твердость в отстаивании
своей точки зрения, оптимизм, умение
найти выход из спорных ситуаций,
старательность, нервно-психическая
устойчивость. Безусловно, к числу
важнейших профессиональных качеств специалиста
относятся коммуникативные качества,
иначе говоря — умение общаться.
Определяя личностную
характеристику социального педагога,
важно помнить, что он работает
в сфере «человек - человек», которая
предполагает способность успешно
функционировать в системе межличностных
отношений.
Социально-педагогическая
деятельность — многопрофильна
и многоаспектна, но в какой
бы сфере деятельности ни работал
социальный педагог (от практика
до управленца), ему придется работать
с людьми, и в первую очередь
— с детьми. Его профессиональная
компетентность будет определяться
не только интеллектом, но и
особенностями нервной системы:
эмоциональной устойчивостью и
повышенной работоспособностью
в процессе общения, что позволит
противостоять эмоциональной усталости
при работе с детьми и развитию
синдрома «эмоционального сгорания»,
выдерживать большие нагрузки
в социально-педагогических, психолого-терапевтических
и других специфических процессах.
Особенности эмоциональной
сферы предполагают: эмоциональную
стабильность, преобладание положительных
эмоций, отсутствие тревожности
как черты личности, способность
переносить психологические стрессы.
Таким образом, можно
выделить следующие личностные
качества социального педагога:
— гуманистические
качества (доброта, альтруизм, чувство
собственного достоинства и др.);
— психологические
характеристики (высокий уровень
протекания психических процессов,
устойчивые психические состояния,
высокий уровень эмоциональных
и волевых характеристик);
— психоаналитические
качества (самоконтроль, самокритичность,
самооценка);
— психолого-педагогические
качества (коммуникабельность, эмпатичность,
визуальность, красноречивость и
др.).
Следующая группа качеств
представляет психологические Характеристики
личности, определяющие способность к
данному виду деятельности. Для социального
педагога значимы определенные требования
к психическим процессам: восприятию,
памяти, воображению, мышлению; психическим
состояниям: усталости, апатии, стрессу,
тревожности, депрессии, вниманию как
части сознания; эмоциональным (сдержанность)
и волевым (настойчивость, последовательность)
характеристикам.
Третья группа связана
с психоаналитическими качествами,
такими как самоконтроль, самокритичность,
самооценка своих поступков, самоанализ
своей деятельности.
К четвертой группе
качеств относятся: коммуникабельность
(способность быстро устанавливать
контакт); эмпатичность; визуальность
(внешняя привлекательность); красноречивость
(умение внушать и убеждать); перцептивность
(восприятие человека человеком).9
Перечисляя личностные
особенности социального педагога,
нужно сказать, что они не
являются общими для разных
уровней и сфер социально-педагогической
деятельности. Они зависят и от
социально-политических, экономических
особенностей государства и его
культуры. Однако, в целом, пни
задают профиль личности социального
педагога.
Понятие профессиональной
компетентности социального педагога
включает единство его теоретической
и практической готовности к осуществлению
социально-педагогической деятельности
и характеризует его профессионализм.
Рамки компетенции
любого специалиста устанавливаются
соответствующим нормативно-правовым
документом — квалификационной
характеристикой, представляющей
собой обобщенные требования
к подготовленности специалиста
на уровне его теоретического
и практического опыта. Она
является основополагающим документом
подготовки и профессиональной
деятельности специалиста и содержит
его должностные обязанности;
характеристику труда; основные
знания и умения, которыми должен
обладать выпускник того или
иного учебного заведения либо
практикующий специалист в данной
должности.
Квалификационная характеристика
социального педагога, которая была
утверждена приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
(Mинздравсоцразвития России) от 26 августа
2010 г. №761н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов
и служащих» состоит из трех
частей: «Должностные обязанности»,
«Должен знать» и «требования
к квалификации».10
В первой части «Должностные
обязанности» определены основные
виды помощи, которые оказывает
социальный педагог ребенку. К
ним относятся:
— социально-информационная
помощь, направленная на обеспечение
детей информацией по вопросам
социальной защиты, помощи и поддержки,
а также деятельности социальных
служб и спектра оказываемых
ими услуг;
— социально-правовая
помощь, направленная на соблюдение
прав человека и прав ребенка, содействие
в реализации правовых гарантий различных
категорий детей, правовое воспитание
детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым,
гражданским вопросам;
- социально-реабилитационная
помощь, направленная на оказание
реабилитационных услуг в центрах,
комплексах, службах и других
учреждениях по восстановлению
психологического, морального, эмоционального
состояния и здоровья нуждающихся
в ней детей;
- социально-бытовая помощь,
направленная на содействие в
улучшении бытовых условий детей,
проживающих в семьях группы
риска;
- социально-экономическая
помощь, направленная на оказание
содействия в получении пособий,
компенсаций, единовременных выплат,
адресной помощи детям, на материальную
поддержку сирот, выпускников
детских домов; - медико-социальная
помощь, направленная на уход
за больными детьми и профилактику
их здоровья, профилактику алкоголизма,
наркомании несовершеннолетних, медико-социальный
патронаж детей из семей группы
риска; - социально-психологическая
помощь, направленная на создание
благоприятного микроклимата в
семье и микросоциуме, в которых
развивается ребенок, устранение
негативных воздействий дома, в
школьном коллективе, затруднений
во взаимоотношениях с окружающими,
в профессиональном и личном
самоопределении;
- социально-педагогическая
помощь, направленная на создание
необходимых условий для реализации
права родителей на воспитание
детей, преодоление педагогических
ошибок и конфликтных ситуаций
во взаимоотношениях детей с
родителями, сверстниками, учителями,
предупреждение конфликтных ситуаций,
порождающих детскую беспризорность
и безнадзорность, обеспечение развития
и воспитания детей в семьях
группы риска. Все эти виды
социальной помощи могут реализовываться
в разных формах: заочных, очных,
стационарных, комплексных. При этом
помощь может оказываться опосредованно,
непосредственно кратковременно, непосредственно
продолжительно, непосредственно многопрофильно.
К заочным формам
помощи относится общение с
ребенком и окружающими его
людьми посредством переписки
или телефонного разговора.
К учреждениям, использующим
заочные формы оказания помощи, относятся
информационные службы и телефоны доверия,
в том числе специализированные
информационно-консультативные службы
для детей-инвалидов, наркоманов, алкоголиков
и др. Очные формы предоставления
услуг предусматривают кратковременное
общение социального педагога с
ребенком, например, при посещении
им центра реабилитации, кризисного центра,
центров по профориентации, детской
биржи труда и др.
Стационарная форма
социально-педагогических услуг
предусматривает длительное наблюдение
за ребенком в специально для
этого созданных условиях, например,
в приютах, интернатах, домах ребенка
и др.
Комплексная форма
оказания помощи ребенку предусматривает
взаимодействие его с несколькими
специалистами, которые изучают
различные аспекты (социальные, правовые,
психологические и др.) проблемы
ребенка, периодически собирают
консилиум для ее разрешения.
Данная форма оказания услуг
характерна для специализированных
учреждений комплексной помощи:
центров семьи и детства, центров
реабилитации инвалидов и др.11
Вторая часть квалификационной
характеристики «Должен знать»
представляет единство теоретических
знаний и умений, необходимых
для оказания выделенных в
первой части видов помощи. К
ним относятся профессиональные
знания и профессиональные умения.
Профессиональные знания
включают знание:
— нормативно-правовой
базы деятельности (законов, подзаконных
актов, постановлений, распоряжений,
инструкций, социально-правовых и
социально-экономических основ деятельности
социального педагога, системы учреждений,
оказывающих помощь ребенку);
— теории и истории
социальной педагогики;
— методик и технологий
социально-педагогической деятельности
по работе с различными категориями
детей в разных социумах;
— возрастной психологии,
изучающей личность ребенка, его
физическое, духовное и социальное
развитие, нормальное и отклоняющееся
поведение;
— социологии, изучающей
объединения и группировки людей
(семья, малая группа, школьный
коллектив, коллектив сверстников
и др.);
— методов социального
управления и планирования профессиональной
исследовательской деятельности. К
профессиональным умениям относятся:
— аналитические умения,
предполагающие теоретический анализ
процессов, происходящих в социуме
и оказывающих негативное влияние
на состояние и развитие ребенка;
анализ состояния ребенка и
окружающего его социума; вычленение
проблемы ребенка; анализ совместной
деятельности по устранению проблемы;
- прогностические умения,
предполагающие прогнозирование
решения проблемы ребенка посредством
вовлечения его в специально
организованную социально-педагогическую
деятельность; прогнозирование развития
личности ребенка, с учетом возникшей
перед ним проблемы. Социально-педагогическое
прогнозирование опирается на знания
сущности и логики социально-педагогического
процесса, закономерностей возрастного
и социального развития ребенка, характера
его проблемы. Прогностические умения
предполагают: выдвижение цели деятельности
и ее задач; отбор способов осуществления
деятельности; предвидение результата;
учет возможных отклонений от намеченной
цели; определение этапов социально-педагогической
деятельности; распределение времени;
планирование совместной с ребенком деятельности;