Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:55, курсовая работа

Описание

Профессиональная деятельность социального педагога в школе обширна и многозадачна. С одной стороны он выполняет функцию психолога, работающего с детьми, имеющими психические, умственные и серьезные психологические нарушения в развитии. На его плечи также возложены обязанности консультировать родителей, воспитывающих таких детей, их учителей, одноклассников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…….5
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………………………………….13
2.1. Специфика профессиональной деятельности социального педагога…….13
2.2. Структура профессиональной деятельности социального педагога……..15
2.3. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность……………..18
2.4. Сфера профессиональной деятельности социального педагога………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 64.45 Кб (Скачать документ)

Следующим направлением деятельности социального педагога (как работающего  непосредственно с клиентом —  ребенком, так и в органах управления различных ведомств) является участие  в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка.

 Таким образом, в  деятельности социального педагога  можно выделить следующие функции:

 — диагностическую;

 — прогностическую;

 — посредническую

 — коррекционно-реабилитационную;

 — охранно-защитную;

 — предупредительно-профилактическую;

 — эвристическую.

 Любая деятельность  осуществляется с помощью средств.  К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью  которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности  социального педагога обусловливает  и многообразие ее средств.

 

 

    1. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность

 

 Рассматривая профессиональную  деятельность социального педагога, мы должны выделить субъекта  этой деятельности — специалиста-профессионала,  глубоко разбирающегося в социальных  и ситуативных трудностях жизнедеятельности  ребенка, способного прийти ему  на помощь, в совершенстве владеющего  комплексом общетеоретических и  специальных знаний, совокупностью  необходимых умений и навыков,  обладающего определенными способностями.

 Несомненная трудность  в определении профессионально  значимых личностных характеристик  этого специалиста состоит в  том, что социальная педагогика  — новая область педагогических  знаний и только что получившая  официальное признание сфера  профессиональной деятельности. Тем  не менее ряд ученых исследуют  личностные характеристики социальных  педагогов, определяя их индивидуально-психологические  особенности и специальные способности.

 В качестве специальных  способностей выделяют следующие:  наблюдательность, способность быстро  ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.

 Кроме того, социальный  педагог должен обладать такими  профессионально важными для  всех работников социальной сферы  качествами, как общительность, ориентация  на взаимодействие с людьми, доброта,  любознательность, интерес к работе  с людьми, твердость в отстаивании  своей точки зрения, оптимизм, умение  найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая  устойчивость. Безусловно, к числу  важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря — умение общаться.

 Определяя личностную  характеристику социального педагога, важно помнить, что он работает  в сфере «человек - человек», которая  предполагает способность успешно  функционировать в системе межличностных  отношений.

 Социально-педагогическая  деятельность — многопрофильна  и многоаспектна, но в какой  бы сфере деятельности ни работал  социальный педагог (от практика  до управленца), ему придется работать  с людьми, и в первую очередь  — с детьми. Его профессиональная  компетентность будет определяться  не только интеллектом, но и  особенностями нервной системы:  эмоциональной устойчивостью и  повышенной работоспособностью  в процессе общения, что позволит  противостоять эмоциональной усталости  при работе с детьми и развитию  синдрома «эмоционального сгорания»,  выдерживать большие нагрузки  в социально-педагогических, психолого-терапевтических  и других специфических процессах.

 Особенности эмоциональной  сферы предполагают: эмоциональную  стабильность, преобладание положительных  эмоций, отсутствие тревожности  как черты личности, способность  переносить психологические стрессы.

 Таким образом, можно  выделить следующие личностные  качества социального педагога:

 — гуманистические  качества (доброта, альтруизм, чувство  собственного достоинства и др.);

 — психологические  характеристики (высокий уровень  протекания психических процессов,  устойчивые психические состояния,  высокий уровень эмоциональных  и волевых характеристик);

 — психоаналитические  качества (самоконтроль, самокритичность,  самооценка);

 — психолого-педагогические  качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и  др.).

 Следующая группа качеств  представляет психологические Характеристики личности, определяющие способность к данному виду деятельности. Для социального педагога значимы определенные требования к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам.

 Третья группа связана  с психоаналитическими качествами, такими как самоконтроль, самокритичность,  самооценка своих поступков, самоанализ  своей деятельности.

 К четвертой группе  качеств относятся: коммуникабельность (способность быстро устанавливать  контакт); эмпатичность; визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость  (умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие человека человеком).9

 Перечисляя личностные  особенности социального педагога, нужно сказать, что они не  являются общими для разных  уровней и сфер социально-педагогической  деятельности. Они зависят и от  социально-политических, экономических  особенностей государства и его  культуры. Однако, в целом, пни  задают профиль личности социального  педагога.

 Понятие профессиональной  компетентности социального педагога  включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

 Рамки компетенции  любого специалиста устанавливаются  соответствующим нормативно-правовым  документом — квалификационной  характеристикой, представляющей  собой обобщенные требования  к подготовленности специалиста  на уровне его теоретического  и практического опыта. Она  является основополагающим документом  подготовки и профессиональной  деятельности специалиста и содержит  его должностные обязанности;  характеристику труда; основные  знания и умения, которыми должен  обладать выпускник того или  иного учебного заведения либо  практикующий специалист в данной  должности.

 Квалификационная характеристика  социального педагога, которая была  утверждена приказом Министерства  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации  (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа  2010 г. №761н «Об утверждении  Единого квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов  и служащих» состоит из трех  частей: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «требования  к квалификации».10

 В первой части «Должностные  обязанности» определены основные  виды помощи, которые оказывает  социальный педагог ребенку. К  ним относятся:

 — социально-информационная  помощь, направленная на обеспечение  детей информацией по вопросам  социальной защиты, помощи и поддержки,  а также деятельности социальных  служб и спектра оказываемых  ими услуг;

 — социально-правовая  помощь, направленная на соблюдение  прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

- социально-реабилитационная  помощь, направленная на оказание  реабилитационных услуг в центрах,  комплексах, службах и других  учреждениях по восстановлению  психологического, морального, эмоционального  состояния и здоровья нуждающихся  в ней детей;

- социально-бытовая помощь, направленная на содействие в  улучшении бытовых условий детей,  проживающих в семьях группы  риска;

- социально-экономическая  помощь, направленная на оказание  содействия в получении пособий,  компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную  поддержку сирот, выпускников  детских домов; - медико-социальная  помощь, направленная на уход  за больными детьми и профилактику  их здоровья, профилактику алкоголизма,  наркомании несовершеннолетних, медико-социальный  патронаж детей из семей группы  риска; - социально-психологическая  помощь, направленная на создание  благоприятного микроклимата в  семье и микросоциуме, в которых  развивается ребенок, устранение  негативных воздействий дома, в  школьном коллективе, затруднений  во взаимоотношениях с окружающими,  в профессиональном и личном  самоопределении;

- социально-педагогическая  помощь, направленная на создание  необходимых условий для реализации  права родителей на воспитание  детей, преодоление педагогических  ошибок и конфликтных ситуаций  во взаимоотношениях детей с  родителями, сверстниками, учителями,  предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность  и безнадзорность, обеспечение развития  и воспитания детей в семьях  группы риска. Все эти виды  социальной помощи могут реализовываться  в разных формах: заочных, очных,  стационарных, комплексных. При этом  помощь может оказываться опосредованно,  непосредственно кратковременно, непосредственно  продолжительно, непосредственно многопрофильно.

 К заочным формам  помощи относится общение с  ребенком и окружающими его  людьми посредством переписки  или телефонного разговора.

К учреждениям, использующим заочные формы оказания помощи, относятся  информационные службы и телефоны доверия, в том числе специализированные информационно-консультативные службы для детей-инвалидов, наркоманов, алкоголиков  и др. Очные формы предоставления услуг предусматривают кратковременное  общение социального педагога с  ребенком, например, при посещении  им центра реабилитации, кризисного центра, центров по профориентации, детской  биржи труда и др.

 Стационарная форма  социально-педагогических услуг  предусматривает длительное наблюдение  за ребенком в специально для  этого созданных условиях, например, в приютах, интернатах, домах ребенка  и др.

 Комплексная форма  оказания помощи ребенку предусматривает  взаимодействие его с несколькими  специалистами, которые изучают  различные аспекты (социальные, правовые, психологические и др.) проблемы  ребенка, периодически собирают  консилиум для ее разрешения. Данная форма оказания услуг  характерна для специализированных  учреждений комплексной помощи: центров семьи и детства, центров  реабилитации инвалидов и др.11

 Вторая часть квалификационной  характеристики «Должен знать»  представляет единство теоретических  знаний и умений, необходимых  для оказания выделенных в  первой части видов помощи. К  ним относятся профессиональные  знания и профессиональные умения.

 Профессиональные знания  включают знание:

 — нормативно-правовой  базы деятельности (законов, подзаконных  актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и  социально-экономических основ деятельности  социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);

 — теории и истории  социальной педагогики;

 — методик и технологий  социально-педагогической деятельности  по работе с различными категориями  детей в разных социумах;

 — возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его  физическое, духовное и социальное  развитие, нормальное и отклоняющееся  поведение;

 — социологии, изучающей  объединения и группировки людей  (семья, малая группа, школьный  коллектив, коллектив сверстников  и др.);

 — методов социального  управления и планирования профессиональной  исследовательской деятельности. К  профессиональным умениям относятся:

 — аналитические умения, предполагающие теоретический анализ  процессов, происходящих в социуме  и оказывающих негативное влияние  на состояние и развитие ребенка;  анализ состояния ребенка и  окружающего его социума; вычленение  проблемы ребенка; анализ совместной  деятельности по устранению проблемы;

- прогностические умения, предполагающие прогнозирование  решения проблемы ребенка посредством  вовлечения его в специально  организованную социально-педагогическую  деятельность; прогнозирование развития  личности ребенка, с учетом возникшей перед ним проблемы. Социально-педагогическое прогнозирование опирается на знания сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей возрастного и социального развития ребенка, характера его проблемы. Прогностические умения предполагают: выдвижение цели деятельности и ее задач; отбор способов осуществления деятельности; предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов социально-педагогической деятельности; распределение времени; планирование совместной с ребенком деятельности;

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательной школе