Содержание и методика работы педагогического совета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:28, контрольная работа

Описание

Цель изучение одной из форм руководства ДОУ педагогического совета.
Задачи:
- Рассмотреть структуру, функции и особенности педсовета.

Содержание

Введение 3
1. Назначение и функции Совета педагогов ДОУ на современном этапе 4
2. Система подготовки заседаний педсовета .. 7
3. Формы и технология проведения заседаний педсовета 9
4. Практическая часть. Модель заседания педсовета……………………….21
Заключение 31
Литература 32

Работа состоит из  1 файл

контр педсовет.docx

— 65.70 Кб (Скачать документ)

     При анализе итогов работы педколлектива задается общая мыслительная деятельность, индивидуальная и групповая рефлексия для того, чтобы осознать: кто мы, куда идем, где сейчас находимся?

     Модель итогового заседания Совета педагогов предполагает выявление недостатков работы ДОУ с тем, чтобы активизировать коллектив, вызвать у людей чувство не удовлетворенности собой. Такое состояние дает толчок к развитию.

     Итоговый педсовет прежде всего должен высвечивать достижения тех воспитателей, творческие поиски которых совпадают с тенденциями прогрессивной практики. Эффективному обсуждению итогов года будут способствовать: индивидуальное выступление каждого участника Совета педагогов; выявление общественного мнения путем произвольного высказывания в микрогруппах.

     Стиль проведения педсовета оказывает  серьезное влияние на его ход. Нельзя забывать, что педсовет –  это совещательный орган. Задача руководителя – сделать педагогов  союзниками, не навязывать свою точку  зрения, а совместно со всеми прийти к общему мнению.

     В последние годы в практике наработан  богатый опыт проведения нетрадиционных педагогических советов [1; 7]. Интерес вызывают разнообразные игры-задания, проблемные ситуации, элементы деловых игр.

     Выполнение  дифференцированных заданий (изучение литературы, оформление карточек дидактических  и других игр, анализ проводимых игр  и т.д.) также поможет вовлечь  всех педагогов в работу педсовета. Полученные в результате этого материалы  помогут улучшить качество работы с  детьми, пополнить методический фонд.

     Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение таких мероприятий, в  которых педагоги могут реализовать  свое творчество, например, педагогические советы на тему: «Быть членом коллектива - это значит...», «Педагогика сотрудничества - как я ее понимаю», дискуссии «Моя педагогическая профессия» и т.д. Создание коллектива единомышленников – результат эффективного управления и одновременно залог эффективно организованного педагогического процесса. 

В практике ДОУ как при подготовке, так  и при проведении педсоветов могут  использоваться следующие методы и  формы активизации педагогов:

  • имитация конкретной ситуации. Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом по-степенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. В ситуациях-иллю-страциях описываются простые случаи из практики и сразу приводится решение. Ситуации-упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т. п.). В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его. Ситуации-проблемы рассматривают конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить;
  • обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги должны высказать свое отношение к ним и обосновать его;
  • обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно его посоветовать. Лучше предлагать обучающий элемент из опыта работы;
  • имитация рабочего дня воспитателя. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, требующие решения, и ставится задача: за определенное время смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей;
  • разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми;
  • работа с инструктивно-директивными документами. Воспитателям заранее предлагают познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы;
  • анализ высказываний детей, их поведения, творчества. Руководитель готовит магнитофонные записи, подборки дет-ских рисунков или поделок и т. д. Воспитатели знакомятся  
    с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему  
    с ними;
  • интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры, которые позволяют педагогам в непринужденной форме обмениваться мнениями со своими коллегами.

Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

На педсоветах воспитателям предлагаются различные  вопросы, при обсуждении которых  может возникнуть диалог-дискуссия, который стал подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного  обсуждения вопросов в форме диалога  или спора владеет далеко не каждый.

Диалог – это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон обсуждаемой проблемы. Спора при этом обычно не возникает, поскольку каждый участник беседы высказывает свою точку зрения.

Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.

Особенности дискуссии:

  • предполагает конструктивное взаимодействие,
  • поиск группового соглашения в виде общего мнения или консолидированного решения.

Правила ведения дискуссии

  • Истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.
  • Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б.
  • Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей.
  • Нельзя превращать реплику в доклад.
  • Каждый имеет право на свое мнение.
  • Если вы не можете за 3 мин высказать свои аргументы, значит, с ними чтото не так.
  • Критикуются идеи, а не люди.

     Организация дискуссии – дело непростое. Особое внимание надо обратить на создание благоприятной  психологической обстановки. Первый шаг – рассадить участников по кругу. Главное – создать атмосферу  доброжелательности и заинтересованного  внимания к каждому. Объектом дискуссии  может стать действительно неоднозначная  проблема, по отношению к которой  каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и  неожиданным оно ни было. Успех  или неуспех дискуссии определяется формулированием проблемы и вопросов. Чем при этом надо руководствоваться? Вопросы должны быть спорными, т. е. такими, на которые можно ответить и "нет" и "да". Следует учитывать также уровень подготовленности участников дискуссии: способны ли они самостоятельно сформулировать оптимальный вариант решения проблемы?

     Участникам  дискуссии нужно быть готовыми к  тому, что концептуальный конфликт и расхождение мнений не удастся  преодолеть быстро. Вместе с тем  длительную активность оппонентов следует  считать успешным результатам дискуссии.

     В последние десятилетия получили широкое распространение нетрадиционные педагогические советы. Рассмотрим некоторые формы их организации и проведения.

     Признаки условия для педагогического совета – деловой игры

  • наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив;
  • имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры (чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги, дети, родители, администрация ДОУ, органы власти и др.);
  • реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников;
  • соблюдение игровых правил и условий;
  • наличие игрового стимулирования: соревнование  
    в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности.

     Педсовет  – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.

     Одна  из форм деловой игры – "мозговая атака". Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком  педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей  продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники  разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения  педсовета.

     Деловые игры – это вид деятельности в  условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной  задачи.

     Педсовет-конференция может практиковаться в больших ДОУ (10 групп и более) для активизации итоговых педагогических советов.

     Конференция в научном мире – это форма предъявления общественности каких-либо результатов, итогов опыта. На конференциях в устном или письменном виде (стендовые доклады, публикации тезисов) авторы делают заявки на первенство, обмениваются информацией.

     Педагогический  совет-конференция объединяет качества и педагогического совета, и научной  конференции. Проводится педсовет такой  формы в виде серии коротких (до10–15 мин.) докладов, содержащих итоги творческой, учебно-воспитательной, научно-методической работы педагогов и руководителя.

     Тематика  педсоветов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практический характер. Их особенность – обязательные поощрения  
и награждения (по итогам года), оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт, учет и реализация предложений и рекомендаций педагогов в планах следующего учебного года. Если тема педсовета-конференции затрагивает отдельную педагогическую проблему, то педсовет может состоять из нескольких частей, например, из основного сообщения и диалога, который организует старший воспитатель  
с группой специалистов (музыкальным руководителем, психологом, воспитателем по физкультуре, логопедом). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая свое мнение. В заключение принимаются соответствующие рекомендации.

     Педсовет  – круглый стол требует серьезной подготовленности и заинтересованности каждого участника. Для его проведения руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения.

     Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

     Педсовет-дискуссия  требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.

     Педсовет-диспут – разновидность педсовета-дискуссии.

     Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и опре-деленного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы.  

     Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

     Законы  диспута

  • Диспут – свободный обмен мнениями.
  • На диспуте все активны. В споре все равны.
  • Каждый выступает и критикует любое положение,  
    с которым не согласен.
  • Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.
  • Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
  • Острое, меткое слово приветствуется.
  • Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.

     Предметом диспута должна быть проблема, которая  вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия  проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие  или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.

     Формулировка  темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в  себе вопрос, который на практике и  в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:

  • "Нужны ли детскому саду стандарты?",
  • "Чему сегодня нужно учить дошкольников?",
  • "Новаторские технологии: за и против",
  • "Каковы сегодня цели воспитания?",
  • "Что является общечеловеческими ценностями?",
  • "Какова роль семейного воспитания сегодня?"

     Вариантом педагогического совета-диспута  является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель  подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением  на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

     Педсовет  – научно-практическую конференцию можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учетом его специфики.

Информация о работе Содержание и методика работы педагогического совета