Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа
Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных её институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащие в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений уменьшится более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребёнка. Так, неуклонно уменьшается число здоровых детей, одновременно с этим возрастает количество детей – инвалидов. Почти у каждого ребёнка в возрасте до одного года регистрируется не менее трёх различных заболеваний.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблем охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья детей дошкольного возраста……..6
Особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста и их физического развития…………………………………………………………….6
1.2 Предмет теории физического воспитания и его основные понятия……….9
1.3 Цель и задачи физического воспитания……………………………………13
1.4 Пути решения проблем охраны здоровья детей и формирование
основы культуры здоровья через сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей………………………………….17
Глава 2. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.1Воспитательная работа по формированию культуры здоровья дошкольника.........................................................................................................................................20
2.2 Формы работы с детьми дошкольного возраста,
направленные на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………
Спорт — составная часть физической
культуры, система организации, подготовки
и проведения соревнований по различным
комплексам физических упражнений.
Понятия теории и методики физического
воспитания, их содержание, возникшее
в разные исторические эпохи развития
общества, постоянно совершенствуются,
углубляются, уточняются по мере развития
науки.
Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:
Оздоровление ребенка предполагает
также совершенствование деятельности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
развитие умения приспосабливаться к
меняющейся нагрузке и внешним условиям.
Для этого необходимо в процессе физического
воспитания ребенка развивать у него подвижность
грудной клетки, увеличивать жизненную
емкость легких, способствовать тренировке
механизмов терморегуляции, обеспечить
тренированность нервных процессов, совершенствовать
деятельность двигательного анализатора,
органов чувств.
Для развития двигательной деятельности
ребенка очень важен творческий подход.
Он способствует раскрытию потенциальных
возможностей организма ребенка, создает
условия для реализации свободы действий,
обеспечивает гармонию ребенка с самим
собой, окружающей природой и социальной
средой.
Под воздействием окружающего мира перестраивается
работа организма, он начинает функционировать
в режиме, требующем наименьших затрат
энергии.
Благодаря активизации механизмов саморегуляции
головной мозг анализирует поступающую
разнородную, многоплановую информацию,
совершенствует и повышает оздоровительную
деятельность организма.
Кроме оздоровительных задач физическое
воспитание включает в себя и образовательные
задачи.
Они предполагают формирование двигательных
умений и навыков; развитие психофизических
качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости,
глазомера, ловкости); развитие двигательных
способностей (функции равновесия, координации
движений). В процессе физического воспитания
ребенок: — приобретает определенную
систему знаний о физических упражнениях,
их структуре, оздоровительном воздействии
на организм;
Занимаясь физическими упражнениями,
ребенок закрепляет знания об окружающей
природе — деревьях, цветах, траве, животных
и птицах. Он познает свойства воды, песка,
снега; особенности смены времен года.
У него значительно обогащается словарный
запас, развиваются память, мышление, воображение.
Физическое образование способствует
приобщению ребенка и к большому спорту.
Он приобретает знания о ведущих мировых
и отечественных спортсменах, что значительно
расширяет его кругозор.
Таким образом, реализуя в дошкольном
физическом воспитании образовательную
задачу, педагог одновременно приобщает
ребенка к основам кинестетического образования,
готовит его к поступлению в школу.
Особо следует подчеркнуть значение физического
воспитания как средства, способствующего
воспитанию творческой, разносторонне
и гармонично развитой личности ребенка.
В процессе физического воспитания осуществляются
следующие воспитательные задачи:
Кроме того, у ребенка воспитываются
гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию,
помощи воспитателю в проведении и организации
разнообразных форм спортивных игр.
Благодаря физическому воспитанию:
Таким образом, физическая
культура подготавливает ребенка к
жизни. Все вышеперечисленные задачи физического
воспитания решаются в единстве. Они способствуют
всестороннему воспитанию ребенка, направленному
на физическое, интеллектуальное, духовное,
эмоциональное развитие; психофизическую
готовность к труду и учебе в школе.
По данным С.С. Бычковой, причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:
Поэтому укрепление и сохранение здоровья на этапе дошкольного детства – это одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования на современном этапе.
Министерство образования России обращает внимание на то, что умственная и физическая нагрузка в ДОУ непрерывно увеличивается (инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»). В практике ДОУ нередки случаи, когда применяется классно-урочная система занятий с детьми старшего дошкольного возраста по типу школьного урока, образовательный процесс перегружен дополнительными занятиями, и не остается достаточного времени на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольника. Все это вызывает у детей переутомления, невротизацию, отражается на состоянии их здоровья и эмоционального благополучия, становясь в дальнейшем причиной школьной дезадаптации.
Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное к нему внимание со стороны педагогов и родителей, инструкторов по физическому воспитанию, медицинского персонала дошкольного учреждения.
Здоровьесберегающая деятельность ДОУ должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей дошкольников. Это в первую очередь, использование управляемых форм, не требующих дополнительных финансовых затрат:
Приоритетными направлениями организации здоровьесберегающей среды в ДОУ являются: учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая и коррекционная работа, научно-методическая и информационно-просветительская работа.
Остановимся на учебно-воспитательной работе, которая предполагает:
Рассматривая обучение как систему постоянно повторяющихся воздействий на ребенка, образующий у него определенный динамический стереотип, необходимо соблюдать не только организационные требования (регулярность занятий, системность, правильность чередования с играми, нормирование времени занятий, наполняемость группы, обстановка занятия, дидактические материалы и т.п.), но и требования дидактики развивающего обучения.
В связи с этим максимально допустимое количество занятий в первую половину дня в младших и средних группах – не более двух продолжительностью 10-15 минут, в старших и подготовительных группах – не более трех. Продолжительность занятия в старшей группе 20-25 минут, а в подготовительной группе не более 25-30 минут .
Необходимо не перегружать детей занятиями, регламентировать учебную нагрузку с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка, проводить физкультминутки, которые являются неотъемлемой составной частью практически любого занятия. В структуре каждого занятия по математике необходимо предусмотреть смену видов деятельности, перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание перерыва педагог в каждом случае определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, или пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз или упражнения на релаксацию, игры. Приведем несколько примеров таких минуток отдыха, которые наиболее эффективны на занятиях по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Глава 2. формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
У детей дошкольного возраста
совершенствуется не только двигательная
активность, развиваются их представления
о своих физических возможностях, но и
формируются знания о здоровом образе
жизни.
В различных режимных моментах,
на физкультурных занятиях, во время подвижных
игр, прогулок, экскурсий, воспитателям
не только необходимо проводить работу
по укреплению здоровья дошкольника, привитию
гигиенических навыков малышам, но и проводить
работу по формированию культуры
здоровья.
Во время утренних процедур
(умывание, чистка зубов, полоскание рта)
нужно обращать внимание ребёнка на важность,
необходимость и регулярность их проведения.
При разучивании потешек («Водичка, водичка,
умой моё личико..»), проведении дидактических
(«Купание куклы Маши»), сюжетно – ролевых
игр, утренников, развлечений («Мойдодыр»,
«Будь здоров!») дети закрепляют полученные
знания и навыки.
Воспитательная
работа так же заключается в привитии
малышам бережного отношения к своему
здоровью, потребности в двигательной
активности, к систематическому закаливанию
организма (хождение босиком, обливание,
дыхательные упражнения, применение различных
оздоровительных методик), интереса к
участию в подвижных играх и занятиям
различными видами спорта, каждодневных
прогулок на улице.
К школе у ребёнка уже должны
быть сформированы знания о культуре здоровья,
появиться интерес к спорту и в частности
к спортивным играм, к физическому развитию,
к активному образу жизни.
2.2 Формы работы с детьми дошкольного возраста, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Формы организации физического
воспитания — это воспитательно-образовательный
комплекс разнообразной деятельности
ребенка, основу которой составляет двигательная
активность.
Использование разнообразных форм
двигательной деятельности создает оптимальный
двигательный режим, необходимый для полноценного
физического развития и укрепления здоровья
ребенка.
К формам организации оздоровительной
деятельности ребенка относятся:
Физкультурно
– оздоровительная
Информация о работе Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей