Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа
Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных её институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащие в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений уменьшится более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребёнка. Так, неуклонно уменьшается число здоровых детей, одновременно с этим возрастает количество детей – инвалидов. Почти у каждого ребёнка в возрасте до одного года регистрируется не менее трёх различных заболеваний.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблем охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья детей дошкольного возраста……..6
Особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста и их физического развития…………………………………………………………….6
1.2 Предмет теории физического воспитания и его основные понятия……….9
1.3 Цель и задачи физического воспитания……………………………………13
1.4 Пути решения проблем охраны здоровья детей и формирование
основы культуры здоровья через сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей………………………………….17
Глава 2. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.1Воспитательная работа по формированию культуры здоровья дошкольника.........................................................................................................................................20
2.2 Формы работы с детьми дошкольного возраста,
направленные на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………
Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
Для осуществления обогащенного физического
развития и оздоравливания детей
в детском саду используются нетрадиционные
приемы работы. В каждой группе должны
быть оборудованы «Уголки здоровья».
Они оснащены как традиционными пособиями
(массажными ковриками, массажерами, спортивным
инвентарем и т.д.), так и нестандартным
оборудованием, сделанным руками педагогов:
1.«Сухой аквариум», который способствует
снятию напряжения, усталости, расслаблению
мышц плечевого пояса
2.Ходьба по коврику из пробок, где происходит
массаж стопы ног
3.Для развития речевого дыхания и увеличения
объема легких, используем традиционное
и нетрадиционное оборудование (султанчики,
вертушки)
4.Общеизвестно, что на ладонях рук, находится
много точек, массируя которые можно воздействовать
на различные точки организма. Для этого
используем различные массажеры, в том
числе и самодельные.
5.Для массажа ступней ног и развития координации
движений используются коврики их веревки
с узелками.
6.Ходьба по дорожкам из металлических
пробок босиком.
7.Ежедневно после сна проводить оздоровительную
гимнастику босиком под музыку.
В структуру оздоровительных
- мимические разминки;
- гимнастика для глаз (способствующая
снятию статического напряжения мышц
глаз, кровообращения);
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую
моторику, стимулирует речь, пространственное
мышление, внимание, кровообращение, воображение,
быстроту реакции);
- дыхательная гимнастика (способствует
развитию и укреплению грудной клетки);
- точечный массаж ;
-игры, упражнения для профилактики и коррекции
плоскостопия и осанки.
Здоровье сберегающая деятельность в
итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию
на здоровый образ жизни, полноценное
и не осложненное развитие.
- Динамические паузы - проводятся
воспитателем во время занятий, 2-5 мин.,
по мере утомляемости детей. Могут включать
в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной
гимнастики и других в зависимости от
вида занятия.
При помощи правильного дыхания можно
избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться
от головной боли, насморка, простуды,
расстройства пищеварения и сна и быстро
восстановить работоспособность после
умственного и физического утомления.
Для полноценного дыхания необходимо
соблюдать следующие правила: дышать надо
только через нос равномерно и ритмично;
стараться максимально наполнять легкие
воздухом при вдохе и делать максимально
глубокий выдох; при появлении малейшего
дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой
прекратить.
Заниматься дыхательной гимнастикой нужно
в хорошо проветренном помещении, в спокойной
обстановке. Освоение комплекса проводить
постепенно, прибавляя по одному упражнению
через каждую неделю.
Систематическое использование физкультминуток
приводит к улучшению психоэмоционального
состояния, к изменению отношения к себе
и своему здоровью. Можно предложить провести
физ. минутки кому-нибудь из детей.
-Подвижные и спортивные игры. Проводят воспитатели,
руководитель физического воспитания.
Как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в групповой комнате – малоподвижные
игры.
-Релаксацию. Проводят воспитат
-Гимнастика пальчиковая. Проводится
с младшего возраста индивидуально либо
с подгруппой ежедневно воспитателем
или логопедом. Рекомендуется всем детям,
особенно с речевыми проблемами. Проводится
в любое удобное время, а так же во время
занятий.
-Гимнастика для глаз. Ежедневно
по 3-5 мин. в любое свободное время и во
время занятий, чтобы снять зрительную
нагрузку у детей.
-Гимнастика дыхательная. В
различных формах физкультурно-оздоровительной
работы, на физ. минутках во время занятий
и после сна: во время гимнастики.
-Гимнастика бодрящая. Ежедневно
после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения
различна: упражнения на кроватках, обширное
умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
Проводит воспитатель.
-Гимнастика корригирующая
и ортопедическая. В
различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. Проводят воспитатели, руководитель
физического воспитания.
-Физкультурные занятия. Проводятся
в хорошо проветренном помещение 2-3 раза
в неделю, в спортивном зале. Младший возраст-
15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший
возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели,
руководитель физического воспитания.
-Проблемно-игровые ситуации. Проводится
в свободное время, можно во второй половине
дня. Время строго не фиксировано, в зависимости
от задач, поставленных педагогом. Занятие
может быть организовано не заметно для
детей, посредством включения педагога
в процесс игровой деятельности.
Возможность целенаправленного формирования
основ психической саморегуляции у детей
5-летнего возраста достигается через
подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.
-Коммуникативные игры по курсу
«Познаю себя» М.В.Карепановой и Е.В.Харламповой.
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста.
В них входят беседы, этюды и игры разной
степени подвижности, занятия рисованием,
которые помогают адаптироваться детям
в коллективе. Проводит психолог.
-Занятия из серии «Здоровье»
по ОБЖ для детей и родителей в качестве
познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста
во второй половине дня. Проводят воспитатели.
-Самомассаж. В
различных формах физкультурно-оздоровительной
работы или во время физ.минуток, в целях
профилактики простудных заболеваний.
Проводят воспитатели.
-Психогимнастика. 1
раз в неделю со старшего возраста по 25-30
мин. Проводит психолог.
-Технология воздействия через
сказки
Сказка – зеркало, отражающее реальный
мир через призму личного восприятия.
В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На
занятиях по сказкотерапии мы с ребятами
учимся составлять словесные образы. Вспоминаем
старые и придумывая новые образы, дети
увеличивают свой образный репертуар,
и внутренний мир ребенка становится интереснее,
богаче. Это истинный шанс понять и принять
себя и мир, повысить самооценку и измениться
в желаемом направлении.
Поскольку чувства бывают не только положительные,
но и отрицательные, то и образы у детей
рождаются не только радостные, но и пугающие.
Одна из важных целей этих занятий - преобразовать
отрицательные образы в положительные,
чтобы мир ребенка был красив и радостен.
Спокойное состояние нервной системы
возвращает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый, либо
это может быть групповое рассказывание,
где рассказчиком является не один человек,
а группа детей.
-Технологии музыкального воздействия. В
различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. Используются для снятия напряжения,
повышения эмоционального настроя и пр.
Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.
Дополнительно можно использовать методы
закаливания:
- полоскание горла и полости рта растворами
трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы
и т.д.), обладающих антисептическим действием
на слизистую оболочку дыхательных путей,
или раствором морской соли проводится
ежедневно после обеда в течение 2 недель
поочередно.
- умывание холодной водой после дневного
сна.
- босохождение в сочетании с воздушными
ваннами проводится на занятиях по физической
культуре и после дневного сна.
-Здоровый образ жизни включает в себя
адекватную физическую активность, рациональное
питание, личную гигиену, здоровый психологический
климат в семье, в школе, в детском саду
отсутствие вредных привычек, внимательное
отношение к своему здоровью.
Здоровье сберегающие образовательные
технологии используются в работе с родителями: консультации,
рекомендации и беседы с родителями по
поводу профилактики болезней, соблюдением
личной гигиены, пользе дополнительных
прогулок и занятий в различных спортивных
секциях, осветить эти вопросы так же и
на родительских собраниях; папки-передвижки;
личный пример педагога, нетрадиционные
формы работы с родителями, практические
показы (практикумы); анкетирование; совместные
акции: спортивные праздники, дни здоровья;
памятки, буклеты из серии «Пальчиковая
гимнастика», «Как правильно закаливать
ребенка?», дни открытых дверей; обучение
родителей приемам и методам оздоровления
детей (тренинги, практикумы); выпуск газеты
ДОУ и др. формы работы.
Для создания педагогических
условий здоровье сберегающего процесса
воспитания и развития детей в
дошкольном учреждении, являются: организация
разных видов деятельности детей в игровой
форме; построение образовательного процесса
в виде модели культуры; организация культуротворчества
дошкольников; оснащение деятельности
детей оборудованием, игрушками, играми,
игровыми упражнениями и пособиями.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в
течение всего дня и с участием медицинских
и педагогических работников: воспитателя,
учителя – логопеда, педагога - психолога,
инструктора по физической культуре, музыкального
руководителя.
Заключение
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Необходимо совместными усилиями родителей,
педагогов и других специалистов формировать
у детей понятие здорового образа жизни,
воспитывать соответствующие навыки и
привычки, что будет способствовать эффективности
мер социальной защиты здоровья детей.
Эффективность воспитания и обучения
детей зависит от здоровья. Здоровье –
важный фактор работоспособности и гармонического
развития детского организма.
Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
2. Физическое здоровье – уровень роста
и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье – состояние психической
сферы.
4. нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности.
Признаками здоровья являются:
- специфическая ( иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого – либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально – волевых и ценностно – мотивационных установок.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
По мнению ученых, первый фактор здорового
образа жизни - двигательный режим. Жизнь
современного человека характеризуется
гиподинамией, недостаточной двигательной
активностью. Особенно страдают от гиподинамии
дошкольники и дети школьного возраста.
Следующий фактор - питание. Правильное
питание обеспечивает нормальное течение
процессов роста и развития организма,
а также сохранение здоровья. Правильная
организация питания имеет большое
значение для развития детского организма,
в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – переохлаждению и перегреву. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека.
Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность;
- учет индивидуальных особенностей.
Положительные эмоции являются составной
частью здорового образа жизни. Для поддержания
физического здоровья необходимо психическое
закаливание, суть которого - в радости
к жизни. Психическая закалка стимулирует
и физиологические защитные механизмы:
иммунитет, функцию эндокринных желез,
Говоря о положительных эмоциях, следует
также помнить, что в педагогике поощрение
считается более эффективным рычагом
воздействия на ребенка, чем наказание.
Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем
его здоровье .
Рассмотрев все условия, необходимые для
формирования здорового образа жизни,
можно сделать вывод, что молодое поколение
наиболее восприимчиво различным обучающим
и формирующим воздействиям.
Следовательно, здоровый образ жизни необходимо
формировать начиная с детского возраста,
тогда забота о собственном здоровье как
основной ценности станет естественной
формой поведения.
Список использованной
литературы.
Информация о работе Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей