Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание

Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных её институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащие в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений уменьшится более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребёнка. Так, неуклонно уменьшается число здоровых детей, одновременно с этим возрастает количество детей – инвалидов. Почти у каждого ребёнка в возрасте до одного года регистрируется не менее трёх различных заболеваний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблем охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья детей дошкольного возраста……..6
Особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста и их физического развития…………………………………………………………….6
1.2 Предмет теории физического воспитания и его основные понятия……….9
1.3 Цель и задачи физического воспитания……………………………………13
1.4 Пути решения проблем охраны здоровья детей и формирование
основы культуры здоровья через сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей………………………………….17
Глава 2. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.1Воспитательная работа по формированию культуры здоровья дошкольника.........................................................................................................................................20
2.2 Формы работы с детьми дошкольного возраста,
направленные на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

пед-ка.docx

— 59.82 Кб (Скачать документ)

Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал. 

Для осуществления обогащенного физического  развития и оздоравливания детей  в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов: 
1.«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса 
2.Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног 
3.Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки) 
4.Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные. 
5.Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики их веревки с узелками. 
6.Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком. 
7.Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.

В структуру оздоровительных режимов  каждой группы, должны быть вплетены спектры  медико-восстановительных методик, приемов, способов: 
 -  мимические разминки; 
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения); 
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции); 
- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки); 
- точечный массаж ; 
-игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки. 
 Здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.  
- Динамические паузы - проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.  
 При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при  появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить. 
Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю. 
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к  изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей. 
-Подвижные и спортивные игры. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.  
-Релаксацию. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.  
-Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.  
-Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.  
-Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.   
-Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.  
-Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.  
-Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.  
-Проблемно-игровые ситуации.  Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано,  в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. 
Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.  
-Коммуникативные игры по курсу «Познаю себя» М.В.Карепановой и Е.В.Харламповой. 
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, которые помогают адаптироваться детям в коллективе. Проводит психолог. 
-Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня. Проводят воспитатели.  
-Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ.минуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели. 
-Психогимнастика. 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Проводит психолог. 
-Технология воздействия через сказки 
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.  
Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.  
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.  
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. 
-Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель. 
Дополнительно можно  использовать методы закаливания:     
- полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно.  
- умывание холодной водой после дневного сна.  
- босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.  
-Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в школе, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью. 
 Здоровье сберегающие образовательные технологии используются в работе с родителями: консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы); анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы); выпуск газеты   ДОУ и др. формы работы. 
 Для создания педагогических  условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.  
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Здоровье  подрастающего  человека – это  проблема  не  только  социальная, но  и  нравственная. Ребенок  сам  должен  уметь  быть  не  только  здоровым, но и  воспитывать  в  будущем  здоровых  детей.

Необходимо  совместными  усилиями  родителей, педагогов и других специалистов  формировать  у  детей  понятие  здорового  образа  жизни, воспитывать  соответствующие  навыки  и  привычки, что  будет  способствовать  эффективности  мер  социальной  защиты  здоровья  детей. 
Эффективность  воспитания  и  обучения  детей  зависит  от  здоровья. Здоровье – важный  фактор  работоспособности  и  гармонического  развития  детского  организма.

Таким  образом, понятие  здоровья  отражает  качество  приспособления  организма  к  условиям  внешней  среды  и  представляет  итог  процесса  взаимодействия  человека  и  среды  обитания; само  состояние  здоровья  формируется  в  результате  взаимодействия  внешних  (природных  и  социальных) и внутренних  (наследственность, пол, возраст) факторов.

В  настоящее  время  принято  выделить  несколько  компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое  здоровье – текущее  состояние  органов  и  систем  организма  человека.

2. Физическое  здоровье – уровень  роста  и  развития  органов  и  систем  организма. 
3. Психическое  здоровье – состояние  психической  сферы.

4. нравственное  здоровье – комплекс  характеристик  мотивационной  и  потребностно - информативной  сферы  жизнедеятельности.

Признаками  здоровья  являются:

- специфическая ( иммунная) и  неспецифическая  устойчивость  к  действию повреждающих  факторов;

- показатели   роста  и  развития;

- функциональное  состояние  и  резервные  возможности  организма;

- наличие  и  уровень  какого – либо  заболевания  или   дефекта  развития;

- уровень  морально – волевых  и  ценностно – мотивационных  установок.

По  современным  представлениям  в  понятие  здорового  образа  жизни  входят   следующие   составляющие:

- оптимальный  двигательный  режим;

- рациональное  питание;

- закаливание;

- личная  гигиена;

- положительные  эмоции.

По  мнению  ученых, первый  фактор  здорового  образа  жизни -  двигательный  режим.  Жизнь  современного  человека  характеризуется  гиподинамией, недостаточной  двигательной  активностью.  Особенно  страдают  от  гиподинамии  дошкольники  и  дети  школьного  возраста.  
   Следующий  фактор  -   питание. Правильное  питание  обеспечивает  нормальное  течение  процессов   роста  и  развития  организма, а  также  сохранение  здоровья.  Правильная  организация  питания  имеет  большое   
значение  для  развития  детского  организма, в  предупреждении  и  лечении  многих  заболеваний.  

 Следующий  фактор  здорового  образа  жизни -  закаливание. Практически  всем  известно  изречение:  «Солнце, воздух  и  вода – наши  лучшие  друзья». И  действительно, использование  этих  естественных  сил  природы, использование  разумное, рациональное, приводит  к  тому, что  человек  делается  закаленным, успешно  противостоит  неблагоприятным факторам  внешней  среды – переохлаждению  и  перегреву.  Закаливание – эффективное  средство  укрепления  здоровья  человека. 

Успешность  и  эффективность  закаливания  возможны  только  при  соблюдении  ряда  принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

- учет  индивидуальных  особенностей.

Положительные  эмоции  являются  составной  частью  здорового  образа  жизни. Для  поддержания  физического  здоровья  необходимо   психическое  закаливание, суть  которого  -  в  радости  к  жизни. Психическая  закалка  стимулирует  и  физиологические  защитные  механизмы: иммунитет, функцию  эндокринных  желез, Говоря  о  положительных  эмоциях, следует  также  помнить, что  в  педагогике  поощрение  считается  более  эффективным  рычагом  воздействия  на  ребенка, чем  наказание. Поощряя  ребенка, мы  сохраняем  и  укрепляем  его  здоровье . 
  Рассмотрев  все  условия, необходимые  для  формирования  здорового  образа  жизни, можно  сделать  вывод, что  молодое  поколение  наиболее  восприимчиво   различным  обучающим  и  формирующим  воздействиям. 
  Следовательно, здоровый  образ  жизни  необходимо  формировать  начиная  с  детского  возраста, тогда  забота  о  собственном  здоровье  как  основной  ценности  станет  естественной  формой  поведения.

 

 

 

Список использованной литературы. 

  1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
  2. Голубева Л.Г. Из детства - в отрочество/ программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья детей 4-7 лет.  - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2003. – 143 с.  
  3. Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети России образованы и здоровы: материалы 7 всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16-17 апреля 2009г. – М.:2009. С.233-235.
  4. Зимонина В.Н. Воспитание ребёнка дошкольника: Расту здоровым/ Программно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- Владос, 2004. – 304с.
  5. Каменская В.Г. Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Под ред. Н.А Ноткиной. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 224с.
  6. Кузнецова М. Н. Контрастное закаливание [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 12 2001.
  7. Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/Учебно-методическая литература для родителей, педагогов, студентов.- СПб., Детство-ПРЕСС,  2004.- 244с.
  8. Лукина Г.Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями// сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения России: вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность». – СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010. С.51-54.
  9. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения // Дошкольное образование России в документах и материалах. - М.: Изд-во ГНОМ «Д», 2001. – С. 125-131.
  10. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2000. 256с.
  11. Сочеванова Е.А. Вариативность содержания региональной программы по физической культуре дошкольников. СПб, 2007. – 22с.
  12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд.,— М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
  13. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.
  14. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Монография. СПб., 2002. С 11.
  15. Филиппова С.О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в дошкольном учреждении// Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научно-методических трудов. – СПб.: Белл, 2009. С. 86-90.
  16. Ширяева И. Закаливание детей // Ребенок в детском саду М: № 6 2001.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей