Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание

Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных её институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащие в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений уменьшится более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребёнка. Так, неуклонно уменьшается число здоровых детей, одновременно с этим возрастает количество детей – инвалидов. Почти у каждого ребёнка в возрасте до одного года регистрируется не менее трёх различных заболеваний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблем охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья детей дошкольного возраста……..6
Особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста и их физического развития…………………………………………………………….6
1.2 Предмет теории физического воспитания и его основные понятия……….9
1.3 Цель и задачи физического воспитания……………………………………13
1.4 Пути решения проблем охраны здоровья детей и формирование
основы культуры здоровья через сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей………………………………….17
Глава 2. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.1Воспитательная работа по формированию культуры здоровья дошкольника.........................................................................................................................................20
2.2 Формы работы с детьми дошкольного возраста,
направленные на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

пед-ка.docx

— 59.82 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Всё лучшее общество стремится отдать детям. Сегодня  они составляют почти треть населения  Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.

Здоровье детей  – это будущее страны, здоровье основных её институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащие в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений уменьшится более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребёнка. Так, неуклонно уменьшается число здоровых детей, одновременно с этим возрастает количество детей – инвалидов. Почти у каждого ребёнка в возрасте до одного года регистрируется не менее трёх различных заболеваний.

Растёт число  детей, страдающих заболеваниями нервной  системы, органов чувств, опорно-двигательного  аппарата, желудочно-кишечного тракта и другие. Особую озабоченность общества вызывает детский травматизм, нарко- и токсикомания, табакокурение.

Известный отечественный  педагог В.А. Сухомлинский считал, что  «забота о здоровье детей - важнейший  труд  воспитателя», а «…во главе  педагогических мероприятий, проникая через воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребёнка»1.

Известно, что  физическая культура как часть общечеловеческой культуры является одним из эффективных  средств развития моторной сферы  и повышения тренированности  организма, одновременно создаёт основу для нравственного, волевого развития ребёнка, приобщает к здоровому  образу жизни.


1 В.А. Сухомлинский «сердце отдаю детям» Киев 1997г  стр 97.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова  его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок  обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому предметом особого внимания педагогов должно быть овладение  ребенком основами двигательной культуры.

   Движение – это  жизненная потребность, средство  укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы.  Малыш по своей природе –  деятель, и деятельность его  выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, том  больше информации поступает   в мозг, тем интенсивнее идет  интеллектуальное развитие. Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях  – первостепенная задача физической культуры .

Актуальность. Несмотря на то, что совершенствованию средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста посвящено значительное число работ, ещё целый ряд методических проблем, касающихся оздоровления детей остаются не решенными (В.М. Варшай, 1990; Л.П. Матвеев, 1991;  А.Г. Сухарев, 1991; С.Б. Шарманова, 1995).

Объект – процесс оздоровления детей дошкольного возраста.

Предмет – процесс сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

 

 

 

 

 

 

Задачи:

  1. Изучить особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста и их физического развития, а так же теоретические аспекты проблем охраны здоровья детей и формирование     основы культуры здоровья детей дошкольного возраста.
  2. Выявить пути решения проблем охраны  здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  3. Подобрать формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблем охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья детей дошкольного возраста.

    1. Особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста и их физического развития.

«Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребёнка.»2 - писала Л.Г. Голубева.

Причин  для этого много. На протяжении всего  дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных  процессов, формирование высшей нервной  деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное  перенапряжение связанно с ростом частоты  пограничных состояний и невротических  реакций.

Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении  детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная  возбудимость, плаксивость, быстрая  утомляемость, невнимательность при  выполнении заданий. У детей могут  наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные  движения (покачивания, подпрыгивания  и т.д.).

В дошкольном детстве изменяется формула  белой крови (кровь у ребёнка  становится похожа на кровь взрослого), развивается высокая активность различных веществ, «отвечающих» за аллергические реакции.

У многих детей наблюдается ускорение  роста («первое вытяжение»). Поэтому  они в этот период могут подрасти на 10 – 12 см (скачкообразно), и тогда  мышцы нуждаются в дополнительном питании, не успевают за ростом костей и начинают «кричать от боли». Ребёнок  может просыпаться по ночам и  жаловаться на боли в икроножных мышцах , а родители не всегда знают, как  помочь.

С периодом вытяжения иногда связывают различные  функциональные изменения в сердечной  мышце, которая тоже не успевает за бурным ростом ребёнка.

В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связанны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьёзную опасность для здоровья ребёнка.

Кроме того, данный возрастной период – это  формирование и проявления возможных  аллергических реакций и хронических  соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных  к тем или иным хроническим  заболеваниям детей.

Но даже здоровый дошкольник нуждается  в тщательной заботе и участии  со стороны окружающих его взрослых. Это связанно с тем, что здоровье ребёнка формируется на протяжении всей его жизни.

Задача  укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего  развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных  периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и  дошкольном образовательном учреждении.

Здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы  к неблагоприятным факторам внешней  среды, выносливы и сильны, с высоким  уровнем физического и умственного  развития.

Согласно принятой классификации  здоровья, дети, посещающие ДОУ (дошкольное образовательное учреждение), могут  относиться к разным группам здоровья: 1 – абсолютно здоровые, 2 – рискующие  развитием каких-либо отклонений в  состоянии здоровья или уже появившиеся  этот риск в виде нарушенной функции  органов и тканей, но не имеющие  хронических заболеваний, и 3 – имеющие  хроническое заболевание.

Для того чтобы определить, к какой  группе здоровья относится ребёнок, существуют критерии здоровья.

Первый критерий здоровья – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе.3

Второй критерий – это физическое развитие и степень его гармоничности. Сюда относится физическая подготовленность, она характеризуется наличием у детей базовых двигательных умений и навыков в  разных играх и упражнениях, а так же развитием физических качеств и двигательных способностей.

Третий критерий здоровья – нервно-психическое развитие ребёнка. Физический статус ребёнка тесно связан с его психологическим состоянием, в основе которого лежит переживание ребёнком психологического комфорта или дискомфорта.

Четвёртый критерий здоровья – это степень резистентности или инфекционной устойчивости организма ( по кратности острой заболеваемости).

Пятый критерий здоровья – наличие или отсутствие хронических заболеваний.

Шестой критерий здоровья – это уровень функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма. Существует целый ряд показателей функционального состояния организма: уровень гемоглобина, показатели анализов, функциональные пробы, пробы на выносливость и др.

 

 

 

 

 

3Онтогенез – индивидуальное развитие; следовательно, ранний онтогенез – это раннее развитие, т.е. то, что происходило с ребёнком ещё внутриутробно.

 

1.2 Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.

В системе дошкольного  образования теория и методика физического  воспитания как наука об общих  закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной  из отраслей педагогики, она имеет  единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой  физической культуры.

Спецификой предмета является изучение закономерностей физического  воспитания и управление развитием  ребенка от рождения до семи лет. Учитывая особенности каждого возрастного  периода, теория и методика физического  воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы  организации педагогического процесса, особенности  руководства им в  дошкольных образовательных учреждениях. 
 В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств. 
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие). 
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.).

  Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования 
общества.

  Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена

на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать  личность ребенка, стимулировать раскованность  и свободу его движений, активизировать творчество. То или иное заболевание  человека — расплата за упущенные  потенциальные возможности в развитии психики и тела. 
 С момента рождения ребенка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребенка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья. 
 Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. 
Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка. 
 Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы. 
 Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка. 
 Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия Духовному развитию ребенка. 
Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения Двигательного действия. 
 Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка. 
 Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие [2, с. 5—6].

Информация о работе Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей