Соотношение
теории и практики
в педагогике
Подготовила:
Шопова Гергана Стефанова
Что
такое «теория»?
- Гр.
theoria - рассмотрение, исследование
- Система
основных идей в той или иной отрасли знания
- Форма
научного знания, дающая целостное представление
о закономерностях и существенных связях
действительности
Что
такое «практика»?
- Гр. praktikos
- деятельный, активный
- В широком
смысле - любая деятельность человека,
в узком - его исключительно предметная
деятельность, но всегда направленная
на достижение конкретной цели
О Педагогике
- «Педагогика
– не наука, а искусство: самое
обширное, сложное, самое высокое
и самое необходимое из всех искусств»
- К. Д. Ушинский
- Педагогика
– это наука об искусстве воспитания,
о творческой деятельности
- Педагогике
нельзя научиться путем просвещения, а
собственным опытом
Специальная
педагогика как отрасль Общей
педагогики
- Наука,
изучающая сущность, закономерности,
тенденции управления процессом
развития индивидуальности и личности
ребёнка с ОВЗ
- Здесь
теория и практика взаимосвязаны и взаимодействуют
не как внешние друг другу силы, а как взаимно
проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся
стороны единой человеческой деятельности
Специальная
психология как спутница Специальной
педагогики
- Наука,
изучающая проблемы развития людей
с физическими и психическими
недостатками, определяющими потребность
детей в особых условиях обучения
и воспитания, а также потребность взрослых в
особых формах психологического сопровождения
Чем является практика в Специальной педагогике
и Специальной психологии?
- Самой
жизнью человека с особенными потребностями
- Основой
и источником знаний о человеке с ОВЗ
- Средством
проверки истинности знаний и критерием
истины
Прямая
связь теории с практикой
- Обращение
в деятельности к опыту, с тем,
чтобы затем вновь вернуться
к теории и развивать ее дальше
- Прерывание
ход теоретического размышления, чтобы
получить от практики новые данные и продолжить
затем рассуждение на основе этих данных
Непрерывный
характер связи теории и практики
в педагогике
- Постоянное адресование
к данным практики в ходе теоретического
мышления, сверка каждого этапа рассуждений
с фактическим, из практики почерпнутым
материалом
- Слияние
знаний и деятельности в сознании учителя
в момент постановки задач педагогической
деятельности
А если
нарушится единство теории и практики?...
- Оторванная
от практики теория не может дать правильного
и своевременного ответа на запросы
практики и теряет свое значение или,
более того, приносит вред.
- Оторванная
от теории практика становится слепой,
и это с неизбежностью приводит к замедлению
темпов ее развития
В итоге…
Практика
без теории слепа,