Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности конкуренции на практике.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и виды конкуренции;
- рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
Введение 3
Глава 1. Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики 6
1.1 Сущность и виды конкуренции 6
1.2 Модели рынков совершенной и несовершенной 10
конкуренции. 10
1.3 Понятие недобросовестной конкуренции…………………………...19
Глава 2. Развитие конкурентной среды в экономике России 22
2.1 Экономические реформы в России и их роль в создании конкурентной среды. 22
2.2 Факторы монополизации промышленного производства в современной России 25
Глава 3. Развитие конкуренции на рынке отраслей строительного комплекса РФ. 38
3.1 Строительный комплекс как рынок несовершенной конкуренции 38
3.2 Анализ состояния рынка отраслей строительного комплекса в г. Тюмени. 39
3.3 Конкуренция на рынке жилья: условия её создания……………..50
Глава 4. Как победить в конкурентной борьбе………………………….55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономическая теория
на тему: Конкуренция: теория и практика
Усольцева Е.А.
Группа: ПМ
Шифр з/к:10753
к.э.н.,
доцент кафедры экономики
О.Е. Новосёлова
Тюмень 2013
Содержание
Введение 3
Глава 1. Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики 6
1.1 Сущность и виды конкуренции 6
1.2 Модели
рынков совершенной и
конкуренции. 10
1.3 Понятие недобросовестной конкуренции…………………………...19
Глава 2. Развитие конкурентной среды в экономике России 22
2.1 Экономические
реформы в России и их роль
в создании конкурентной среды.
2.2 Факторы
монополизации промышленного
Глава 3. Развитие конкуренции на рынке отраслей строительного комплекса РФ. 38
3.1 Строительный
комплекс как рынок
3.2 Анализ
состояния рынка отраслей
3.3 Конкуренция на рынке жилья: условия её создания……………..50
Глава 4. Как победить в конкурентной борьбе………………………….55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Для обычного человека термин конкуренция, несомненно, выражает понятие о людях, энергично конкурирующих друг с другом, каждый из которых старается в своей деятельности опередить своих соперников. Суть этой идеи заключается в осведомленности о том, что делают твои соперники и в сознательных усилиях сделать что-то отличное и лучшее. Как постоянно разъясняется, в экономической теории термин конкуренция используется как раз в противоположном смысле. «Конкуренция» в широком смысле, как ее понимают деловые люди, в значительной степени состоит в уничтожении конкуренции в узком, экономическом смысле.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Как свидетельствуют общие и специальные энциклопедические словари и справочники, конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует
прогрессу экономики –
Объектом исследования в работе является конкуренция.
Предметом исследования является применение конкуренции в теории и на практике.
Цель работы – выявить особенности конкуренции на практике.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический, дедуктивный.
Практическая значимость
курсовой работы заключается в возможности
использования углубленных и
расширенных теоретических
Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.
Конкуренция один из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Существует четыре основных вида конкуренции:
-чистая (совершенная) конкуренция;
-монополистическая конкуренция;
-олигополия;
-чистая монополия.
Рынок чистой (совершенной) конкуренции.
Для него характерно
то, что в борьбе за внимание
и деньги покупателей
Препятствия для вступления
в отрасль и неценовая
Экономисты называют
такую конкуренцию совершенной
потому, что здесь она развивается
без всяких ограничений, и
Именно рынок совершенной конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения.
Рынок монополистической конкуренции.
Экономисты говорят
о возникновении
Например, телевизоры
удовлетворяют одну и ту же
потребность покупателей —
Если таких фирм
много, то мы имеем дело
Именно в силу такой
правовой защиты прав
Рынок олигополистической конкуренции (олигополия.)
Если каким-то фирмам
удалось придумать наиболее
Такая ситуация была
характерна, например, для российского
рынка легковых автомобилей.
Ситуация олигополии на отечественном
рынке легковых автомобилей была
разрушена лишь массовым появлением
на внутреннем рынке автомобилей
иностранного производства. Нетрудно
догадаться, что на рынке олигополистической
конкуренции возможности
Рынок чистой монополии.
На таком рынке для
покупателя складываются самые
худшие условия. При чистой
монополии возможности
Огромная доля продукции (особенно сложно-технической) выпускалась здесь всего одним предприятием — абсолютным монополистом. Понятно, что в таком случае единственный метод борьбы покупателя с всевластием монополиста-изготовителя — просто не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.
В зависимости от масштабов охвата различных секторов рынка выделяются следующие виды конкуренций:
∙ Межотраслевая конкуренция — имеет место между предприятиями различных отраслей на наиболее выгодные сферы приложения ресурсов;
∙Внутриотраслевая конкуренция — между различными подразделениями одного крупного предприятия (концерна, холдинга) за доминирующее положение внутри компании. Такая конкуренция может иметь и свои плюсы, если направлена на снижение затрат, улучшение маркетинга, и свои минусы, если подрывает монолитность компании и сводится к обычным интригам;
С точки зрения состязательности товаров конкуренцию различают:
∙ Функциональную конкуренцию — между товарами (или услугами), выполняющими одну функцию. Например, вы хотите купить игрушку для ребенка – можно выбрать мячик, можно - конструктор, можно- настольную игру;