Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа
Поставленная в работе цель обусловила ряд задач, а именно:
- сделать теоретический обзор понятия педагогической системы в педагогической литературе;
- рассмотреть компоненты педагогической системы и их характеристику;
- рассмотреть цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях;
- изучить современную школу как объект управления, в том числе – проанализировать:
- органы управления современной школы;
- функции директора и завучей школы
- функции Совета школы.
Введение
Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики
1.1 Понятие педагогической системы в педагогической литературе
1.2 Компоненты педагогической системы и их характеристика
1.3 Цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях
Глава II. Современная школа как объект управления
2.1 Органы управления современной школы
2.2 Функции директора и завучей школы
2.3 Функции совета школы
Заключение
Список литературы
Кемеровский государственный университет
Курсовая работа по предмету «Педагогика»
Тема: Современная школа как социальная система и как объект управления
КЕМЕРОВО-2009
Содержание
Введение
Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики
1.1 Понятие педагогической системы в педагогической литературе
1.2 Компоненты педагогической
1.3 Цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях
Глава II. Современная школа как объект управления
2.1 Органы управления современной школы
2.2 Функции директора и завучей школы
2.3 Функции совета школы
Заключение
Список литературы
Введение
Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой.
Тем не менее, школа, как образовательное учреждение, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.
В связи с этим одной из важнейших для обеспечения эффективности работы школы является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она включена. Ее жизнедеятельность в значительной степени обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения.
От руководителя современной школы во многом зависит не только четкое и слаженное функционирование ее звеньев внутри, но и то, как будет осуществляться взаимодействие школы с образовательными системами, частью которых она является.
Таким образом, формирование представлений о важности управленческого труда, о его влиянии на жизнедеятельность школы, как части всей образовательной системы, о целостной работе руководителя и обусловливает актуальность темы «Современная школа как социальная система и как объект управления».
Объектом исследования в курсовой работе является: современная школа как социальная система.
Предметом - процесс управления в современной школе.
Поставленная в работе цель обусловила ряд задач, а именно:
- сделать теоретический обзор понятия педагогической системы в педагогической литературе;
- рассмотреть компоненты
- рассмотреть цели, задачи и
особенности социальной
- изучить современную школу как объект управления, в том числе – проанализировать:
- органы управления современной школы;
- функции директора и завучей школы
- функции Совета школы.
Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, содержит 1 схему и состоит из 33 страниц.
Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики
1.1 Понятие педагогической
В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл.
Система - выделенное на основе определенных
признаков упорядоченное
Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества, организованная, педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является[5].
Но поскольку взаимодействие по линии метасвязи (внешней для педагогической системы) идет не сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п.[18].
Важно заметить, что именно этот механизм
вскрывает природу
Педагогические системы можно представить как:
- систему воспитания;
- систему образования;
- система воспитательной
В педагогической литературе понятие «педагогическая система» представлено в различных аспектах.
Так, Б.С. Гершунский предлагает следующее определение: «Педагогическая система объединяет целостные педагогические объекты - личность воспитуемого, воспитательно-образовательный процесс, воспитательно-образовательную систему, систему педагогического управления»[3].
В.С. Ильин рассматривает
М.М.Поташник называет следующие структуры педагогических систем: управленческая (программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, корригирование и анализ; деятельностная (мотивы, цель, содержание, формы, методы, результаты); содержательная (в основе лежат направления воспитания - нравственное, гражданское, трудовое, физическое, эстетическое и др.); возрастная (воспитательная работа с младшими школьниками, подростками, старшими школьниками); субъектные (деятельность учителя - родителей - школьников); типы коллективов (школьный - педагогический - классный и т.д.)[8].
Ю.П.Сокольников дает следующую характеристику педагогической системы: они существуют как относительно устойчивые объединения людей и их упорядоченные совокупности, имеющие определенную организацию [12].
По мнению Т.Н. Шамовой, под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и. материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности [16].
Существует и другое определение данного понятия: «Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с определенными качествами, необходимыми как самой личности, так и обществу» (В.П.Беспалько)[1].
В этой связи компонентами, педагогической
системы выступают: учащиеся, цели воспитания/обучения,
педагогические/дидактические
Признаки любой системы:
- наличие компонентного состава,
- многоуровневость, иерархичность;
- присутствие
- зависимость функции каждого компонента и определение его места в системе;
- обусловленность действия системы свойствами ее структуры;
- несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов;
- взаимосвязь с другими
Б.С. Гершунский отмечает следующие признаки системы: целенаправленность; управляемость; сложная иерархическая структура организации; наличие интегральных свойств; многосвязность; многокритериальность[3].
Так или иначе, но система характеризует определенную упорядоченность объектов относительно поставленных целей.
Известно, что школа является самостоятельной социально-педагогической системой.
Особенностью школы как
Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистем для воспитания и развития личности.
Процесс самодвижения образовательного учреждения может идти двум ми. Первый путь, когда образовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй - когда образовательное учреждение само может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели. Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть само хорошо организовано.
Системные образования бывают различными по содержанию: механическими, биологическим, социальными, педагогическими.
Педагогические системы
Отличительным признаком всех целеустремленных систем является их полифункциональностъ, т.е. способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов.
Существенным для педагогических систем является:
- целенаправленность любой
- динамичность, постоянное развитие,
изменение и отдельных
- способность к саморегуляции и самоорганизации.
Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.
Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Виды педагогических систем различаются не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система «детский сад», а ее вариантами - педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т.п.[4].
В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.
Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).
В специальной литературе термин «педагогическая система» употребляется довольно неоднозначно. Во многих случаях под него подводятся отдельные составные части педагогического процесса, совокупность организационных форм и т.п. Например, кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, детско-юношеские общественные организации.
Широкое хождение и тоже с неоднозначным смыслом наряду с понятием «педагогическая система» в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлением так называемых авторских школ) имеют понятия «воспитательная система» и «дидактическая система».
При этом традиционные понятия «система воспитания» и «система обучения» не тождественны им, хотя сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий.
Если «система воспитания» и «система обучения» относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих задач[12].
Воспитательная и
Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой.
Информация о работе Современная школа как социальная система и как объект управления