Современная школа как социальная система и как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Поставленная в работе цель обусловила ряд задач, а именно:
- сделать теоретический обзор понятия педагогической системы в педагогической литературе;
- рассмотреть компоненты педагогической системы и их характеристику;
- рассмотреть цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях;
- изучить современную школу как объект управления, в том числе – проанализировать:
- органы управления современной школы;
- функции директора и завучей школы
- функции Совета школы.

Содержание

Введение
Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики
1.1 Понятие педагогической системы в педагогической литературе
1.2 Компоненты педагогической системы и их характеристика
1.3 Цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях
Глава II. Современная школа как объект управления
2.1 Органы управления современной школы
2.2 Функции директора и завучей школы
2.3 Функции совета школы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Функции директора и завучей.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

Кемеровский государственный университет

Курсовая работа по предмету «Педагогика»

Тема: Современная школа как  социальная система и как объект управления

КЕМЕРОВО-2009

 

Содержание

Введение

Глава I. Педагогическая система «школа»  в теории педагогики

1.1 Понятие педагогической системы в педагогической литературе

1.2 Компоненты педагогической системы  и их характеристика

1.3 Цели, задачи и особенности  социальной системы «школа» в  современных условиях

Глава II. Современная школа как  объект управления

2.1 Органы управления современной школы

2.2 Функции директора и завучей  школы

2.3 Функции совета школы

Заключение

Список литературы

 

Введение

Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной  целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой.

Тем не менее, школа, как образовательное  учреждение, входит в более широкие  образовательные системы, являясь  составной частью муниципального, регионального  и федерального образовательных  комплексов.

В связи с этим одной из важнейших для обеспечения эффективности работы школы является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она включена. Ее жизнедеятельность в значительной степени обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения.

От руководителя современной школы  во многом зависит не только четкое и слаженное функционирование ее звеньев внутри, но и то, как будет  осуществляться взаимодействие школы  с образовательными системами, частью которых она является.

Таким образом, формирование представлений о важности управленческого труда, о его влиянии на жизнедеятельность школы, как части всей образовательной системы, о целостной работе руководителя и обусловливает актуальность темы «Современная школа как социальная система и как объект управления».

Объектом исследования в курсовой работе является: современная школа  как социальная система.

Предметом - процесс управления в  современной школе.

Поставленная в работе цель обусловила ряд задач, а именно:

- сделать теоретический обзор  понятия педагогической системы в педагогической литературе;

- рассмотреть компоненты педагогической  системы и их характеристику;

- рассмотреть цели, задачи и  особенности социальной системы  «школа» в современных условиях;

- изучить современную школу  как объект управления, в том числе – проанализировать:

- органы управления современной  школы;

- функции директора и завучей  школы

- функции Совета школы.

Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, содержит 1 схему и состоит  из 33 страниц.

 

Глава I. Педагогическая система «школа»  в теории педагогики 

 

1.1 Понятие педагогической системы  в педагогической литературе

В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется  понятие «система» (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл.

Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество  взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление [1].

Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества, организованная, педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является[5].

Но поскольку взаимодействие по линии метасвязи (внешней для  педагогической системы) идет не сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п.[18].

Важно заметить, что именно этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы  и является своеобразным ключом для  понимания многих типичных ошибок в  принятии управленческих решений в сфере народного образования на всех уровнях. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов.

Педагогические системы можно  представить как:

- систему воспитания;

- систему образования; 

- система воспитательной деятельности  учителя и т.д.

В педагогической литературе понятие  «педагогическая система» представлено в различных аспектах.

Так, Б.С. Гершунский предлагает следующее  определение: «Педагогическая система объединяет целостные педагогические объекты - личность воспитуемого, воспитательно-образовательный процесс, воспитательно-образовательную систему, систему педагогического управления»[3].

В.С. Ильин рассматривает педагогическую систему, которая объединяет многие педагогические процессы: систему внешкольной работы с детьми, систему воспитательно-образовательной работы школы, систему работы коллектива учителей с учащимися отдельного класса, систему обучения циклам предметов, систему уроков, систему формирования умений, качеств личности, систему работы классного руководителя и т.д.

М.М.Поташник называет следующие структуры  педагогических систем: управленческая (программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, корригирование и анализ; деятельностная (мотивы, цель, содержание, формы, методы, результаты); содержательная (в основе лежат направления воспитания - нравственное, гражданское, трудовое, физическое, эстетическое и др.); возрастная (воспитательная работа с младшими школьниками, подростками, старшими школьниками); субъектные (деятельность учителя - родителей - школьников); типы коллективов (школьный - педагогический - классный и т.д.)[8].

Ю.П.Сокольников дает следующую  характеристику педагогической системы: они существуют как относительно устойчивые объединения людей и их упорядоченные совокупности, имеющие определенную организацию [12].

По мнению Т.Н. Шамовой, под педагогической системой понимается социально обусловленная  целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и. материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности [16].

Существует и другое определение  данного понятия: «Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с определенными качествами, необходимыми как самой личности, так и обществу» (В.П.Беспалько)[1].

В этой связи компонентами, педагогической системы выступают: учащиеся, цели воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы  педагогической работы.

Признаки любой системы:

- наличие компонентного состава,  структурность;

- многоуровневость, иерархичность;

- присутствие системообразующего  компонента;

- зависимость функции каждого  компонента и определение его  места в системе;

- обусловленность действия системы свойствами ее структуры;

- несводимость свойств системы  к простой сумме свойств ее  компонентов;

- взаимосвязь с другими системами,  способность входить в состав  более широких систем и содержать  в себе более мелкие.

Б.С. Гершунский отмечает следующие признаки системы: целенаправленность; управляемость; сложная иерархическая структура организации; наличие интегральных свойств; многосвязность; многокритериальность[3].

Так или иначе, но система характеризует  определенную упорядоченность объектов относительно поставленных целей.

Известно, что школа является самостоятельной  социально-педагогической системой.

Особенностью школы как системы  является ее тесная связь с внешней  средой. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.

Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистем  для воспитания и развития личности.

Процесс самодвижения образовательного учреждения может идти двум ми. Первый путь, когда образовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй - когда образовательное учреждение само может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели. Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть само хорошо организовано.

Системные образования бывают различными по содержанию: механическими, биологическим, социальными, педагогическими.

Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходят информационные процессы. Это системы функционирующие  в условиях постоянной изменчивости факторов окружающей среды. Будучи активными  в реализации целей, педагогические системы определяются как целеустремленные и целенаправленные.

Отличительным признаком всех целеустремленных систем является их полифункциональностъ, т.е. способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов.

Существенным для педагогических систем является:

- целенаправленность любой системы;

- динамичность, постоянное развитие, изменение и отдельных компонентов,  и системы в целом;

- способность к саморегуляции  и самоорганизации. 

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему  систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Виды педагогических систем различаются  не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система «детский сад», а ее вариантами - педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т.п.[4].

В системе общеобразовательной  подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы  с продленным днем), интернатный  (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).

В специальной литературе термин «педагогическая система» употребляется довольно неоднозначно. Во многих случаях под него подводятся отдельные составные части педагогического процесса, совокупность организационных форм и т.п. Например, кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, детско-юношеские общественные организации.

Широкое хождение и тоже с неоднозначным  смыслом наряду с понятием «педагогическая  система» в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлением так называемых авторских школ) имеют понятия «воспитательная система» и «дидактическая система».

При этом традиционные понятия «система воспитания» и «система обучения»  не тождественны им, хотя сплошь и рядом  можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий.

Если «система воспитания» и «система обучения» относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих задач[12].

Воспитательная и дидактическая  системы не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс. Термины «воспитательная  система» и «дидактическая система» выражают те доминирующие задачи, для  решения которых они создаются; это, однако, не означает, что в первом случае не предусматриваются элементы обучения, а во втором не предполагается воспитание в процессе обучения.

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат  нетрадиционные подходы, идеи, можно  отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой.

Информация о работе Современная школа как социальная система и как объект управления