Современная школа как социальная система и как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Поставленная в работе цель обусловила ряд задач, а именно:
- сделать теоретический обзор понятия педагогической системы в педагогической литературе;
- рассмотреть компоненты педагогической системы и их характеристику;
- рассмотреть цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях;
- изучить современную школу как объект управления, в том числе – проанализировать:
- органы управления современной школы;
- функции директора и завучей школы
- функции Совета школы.

Содержание

Введение
Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики
1.1 Понятие педагогической системы в педагогической литературе
1.2 Компоненты педагогической системы и их характеристика
1.3 Цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях
Глава II. Современная школа как объект управления
2.1 Органы управления современной школы
2.2 Функции директора и завучей школы
2.3 Функции совета школы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Функции директора и завучей.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

Традиционное представление о  внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как:

·          целенаправленное воздействие субъекта на объект управление;

·          как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое плановое состояние;

·          как внедрение элементов научной организации педагогического труда и др.

Управление школой призвано обеспечивать целенаправленность и организованность процессов в управляемом объекте. Это свое назначение управление реализует посредством решения специфических управленческих задач, таких, как:

·   формирование образа того, что должно быть;

·   распределение обязанностей и полномочий между исполнителями (построение и поддержание формальной структуры);

·   создание условий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в продуктивной работе;

·   контроль хода работ и др.

Общим предметом внутришкольного  управления являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.

Частными предметами науки внутришкольного  управления являются:

·   учебно-воспитательный процесс (зависимость управления от особенностей технологии, т.к. разные технологии требуют разной организации, разных способов планирования, контроля и т. д.);

·   подбор кадров, оценка их деятельности, положительная мотивация, формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе;

·   процесс развития школы (при каких условиях инновационные процессы в школе будут эффективными и как создавать эти условия);

·   зависимость результатов управления от внешних условий (социокультурной среды).

Однако с началом активного  обращения к личности педагога и  ученика, с внедрением гуманистических  идей в педагогический процесс потребовалась  серьезная корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного управления. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления.

Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок  назначения или избрания которых определяется Уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения.[10]

Структура управленческих органов  в школе является весьма многообразной. Условно их можно разделить на три группы.

Первую группу составляют органы коллективного  управления школой — общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.

Вторую группу составляют должностные  лица школы, осуществляющие руководство  всеми ее звеньями и подразделениями. Это — директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, помощник директора по хозяйственной работе и др.

Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.).

Наличие такой разветвленной структуры  управленческих органов в школе  требует организации их правильного  взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К этим принципам относятся следующие:

а) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффективном решении;

б) демократизм и гласность в  осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих  функций; опора на общественное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;

в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций;

г) умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать  усилия педагогического и ученического коллективов на их решении;

д) поддержание благожелательного  психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого его члена к работе;

е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих  органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

ж) поощрение педагогического творчества и поиска в повышении качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовым  педагогическим опытом [16].

2.2 Функции директора и завучей  школы

Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит  директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее  трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями [17].

В самом общем виде функциональные обязанности директора школы  определены Типовым положением об общеобразовательном  учебном учреждении[1], на основании  которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие  функциональные обязанности:

- несет ответственность перед  государством и обществом за  соблюдение требований охраны  прав детей, планирует и  организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

- представляет интересы учебного  заведения в государственных  и общественных органах;

- создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;

- проводит подбор заместителей  директора, определяет их функциональные  обязанности, осуществляет расстановку  педагогических кадров учебного  заведения с учетом мнения  педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;

- принимает на работу и увольняет  педагогический, административный, учебно-воспитательный  и обслуживающий персонал учебного  заведения;

- организует в установленном  порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований; -

- по согласованию с советом  учебного заведения устанавливает  надбавки к заработной плате  творчески работающим учителям;

- создает условия для творческого  роста педагогических работников  учебного заведения, применения  ими передовых форм и методов  обучения и воспитания, осуществления  педагогических экспериментов;

- несет ответственность за свою  деятельность перед соответствующим органом управления образованием.

Указанные функциональные обязанности  директора школы существенно  дополняются в Уставе школы в  зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и  особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с ученическим самоуправлением, профориентацией, работой с родителями. В пределах своей компетенции директор школы от имени образовательного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом школы.

Руководство отдельными направлениями  работы в школе возлагается на заместителей директора. Это заместители  по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместители директора школы по научно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического  процесса, за выполнение образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры.

Обязанности заместителей директора  школы определены в Уставе школы, где обосновывается распределение  функциональных обязанностей между  несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.

В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования — дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

В последние годы в новых типах  школ — гимназиях, лицеях — по решению  совета школы могут вводиться  должности заместителей директора  школы по новым перспективным направлениям работы [16].

Например, заместитель директора  по научной работе устанавливает  контакты с учеными, преподавателями  вузов, научными центрами по организации  научных исследований в школах, их привлечении к педагогической работе в школе, привлекает учителей своей школы к участию в опытно-экспериментальной работе. Заместитель директора школы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования. В некоторых, как правило, больших или специализированных школах может быть введена должность заместителя директора по социально-педагогической реабилитации, который организует, контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогической коррекции, адаптации.

Таким образом, эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы.

2.3 Функции Совета школы

В создании творческой атмосферы и  здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Его функции и содержание работы регламентируются специальным Положением о совете средней общеобразовательной школы.

Высшим руководящим органом  школы является общешкольная конференция представителей коллективов учащихся, учителей, родителей и общественности в равном количестве от каждой из этих трех категорий.

Конференция утверждает устав школы  и вносит в него необходимые изменения; разрабатывает основные направления  совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепления материально-технической базы школы; при необходимости создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия.

Конференция созывается советом школы  не реже одного раза в год.

В период между конференциями в  роли высшего органа выступает совет  школы, в который входят представители  педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и общественности по одной трети от каждой из названных категорий [10].

Совет школы выполняет следующие  функции:

- организует выполнение решений  конференций школьного коллектива;

- утверждает план развития школы;

- совместно с директором представляет  интересы школы в государственных  и общественных органах, а также  интересы учащихся, обеспечивая  социальную защиту несовершеннолетних;

- по представлению методического  (педагогического) совета школы  определяет содержание, методы, средства и формы организации обучения и воспитания учащихся (учебные планы, программы, профили дифференциации обучения, трудовой подготовки и т.д.), обеспечивая при этом достижение государственного уровня требований к образованию;

- устанавливает режим работы школы;

- осуществляет контроль за подбором  и расстановкой педагогических  и других кадров школы;

- проводит аттестацию педагогических  работников школы, вносит предложения  в квалификационную комиссию  при органах народного образования о присвоении учителям квалификационных категорий;

- поддерживает общественные инициативы  по совершенствованию и развитию  обучения и воспитания;

- контролирует рациональное расходование  бюджетных ассигнований на школу,  формирует собственный материальный  фонд школы;

- заслушивает отчеты о работе  отдельных учителей, директора школы,  его заместителей, вносит на рассмотрение  конференции предложения о продлении  или прекращении их полномочий;

- ограждает работников школы  и администрацию от необоснованного  вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность [16].

Информация о работе Современная школа как социальная система и как объект управления