Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:46, реферат
Воспитание — это целенаправленный процесс, предпо-
лагающий создание условий для гармоничного и планомер-
ного развития личности человека, овладения им необходи-
мыми социальными, духовно-нравственными и эмоцио-
нальными ценностями.
Современная система воспитания и образования
детей с нарушениями
слуха
Выполнила:
Игнатенко СД-41б
Воспитание —
это целенаправленный процесс, предпо-
лагающий создание условий для гармоничного
и планомер-
ного развития личности человека, овладения
им необходи-
мыми социальными, духовно-нравственными
и эмоцио-
нальными ценностями.
Духовно-нравственное
становление детей и молодежи,
их
жизненное самоопределение — важнейшая
составляющая
общественного развития.
В ходе реализации
принципов государственной
в сфере образования в настоящее время
разработана и при-
нята Программа воспитания в системе образования
России,
ориентированная на повышение общественного
статуса
социального института воспитания, обновление
воспита-
тельного процесса на основе отечественных
традиций и со-
временного опыта, на обеспечение единства
и разнообразия
воспитательного пространства, взаимосвязи
государствен-
ного, общественного и семейного воспитания,
укрепления
механизмов воспитания во всех типах и
видах образователь-
ных учреждений.
Задачи современной системы воспитания состоят в следующем:
повышение статуса
воспитания как социального инсти-
тута в российском обществе в целом и в
системе образо-
вания в частности;
формирование
региональных, муниципальных и локаль-
ных систем воспитания;
укрепление и
развитие воспитательных функций обра-
зовательных учреждений, расширение состава
субъек-
тов воспитания, координация их усилий,
развитие взаи-
модействия семьи и образовательных учреждений;
интеграция отечественных
традиций и современного
опыта в области воспитания;
развитие гуманистических
принципов, содержания и ме-
ханизмов нравственного, гражданского
и патриотиче-
ского воспитания;
создание реабилитационной
системы психолого-педаго-
гической и медико-социальной помощи детям;
повышение
профессионального уровня управления
ситемой образования,обеспечение взаимодействия
со всеми институтами социализации
Цель, задачи, закономерности
и принципы воспитания
Воспитание осуществляется
в процессе взаимодействия
людей в различных сферах жизнедеятельности
в системе
социальных институтов, при этом одна
из главных ролей
принадлежит школе.
На данном этапе
общественного развития воспитание
приобрело новые черты. В центре системы
воспитания
стоит человек как наивысшая ценность
жизни; обучение
Содержание формы
и методы воспитания
В сурдопедагогике,
как и в общей педагогике, выделя-
ются следующие направления: умственное,
нравственное,
трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Умственное воспитание
детей с недостатками слуха
предполагает целенаправленную деятельность
педагогов по
формированию у учащихся словесной речи,
развитию по-
знавательных способностей, а также умений
их практиче-
ского применения. Кроме того, задача педагога
— воспи-
тание личностных качеств, повышающих
эффективность
умственной деятельности.
Возрастание роли
умственного воспитания в настоящее
время связано с постоянно увеличивающимся
потоком
разнообразной переработки и усвоения
как для общей осведомленности об
окружающей действительности, так и для
успешного осу-
ществления профессиональной деятельности.
Специалисты в
области обучения и воспитания детей
с недостатками слуха (И.М. Соловьев, Ж.И.
Шиф, А.И. Дьяч-
ков, СА. Зыков и др.) уверены в возможности
высокого ум-
ственного развития учащихся с опорой
на компенсаторные
механизмы путем специально организованного
обучения,
носящего коррекционно-развивающий характер.
Особое ме-
сто в процессе воспитания детей занимает
система обученияинформации, требующей
обязательной
языку. Использование
специальных методов и форм обуче-
ния, направленных на овладение речью
как средством об-
щения в учебное и внеклассное время, позволяет
достиг-
нуть высоких показателей в речевом и
общем развитии
учащихся.
Методы воспитания
— совокупность наиболее общих
способов решения воспитательных задач
и осуществления
воспитательных взаимодействий.
В сурдопедагогике
проблема методов затрагивалась
в рабо-
тах А.И. Дьячкова, СА. Зыкова и др. Учитывая
особенности
развития детей с недостатками слуха,
была предложена сле-
дующая классификация методов воспитания:
информаци-
онные (беседа, рассказ педагога, разъяснение,
просмотр
фильма, чтение, пример, педагогическое
требование); прак-
тически-действенные (приучение и упражнение,
орга-
низация общественно полезной деятельности,
воспитывающие
ситуации, игра); стимулирующие (поощрение
и наказание).
Важность информационных
методов обусловлена огра-
ниченностью контактов людей с недостатками
слуха, ис-
кажением поступающей информации. Применяя
эти мето-
ды, педагог расширяет кругозор учащихся,
уточняет или
корректирует самостоятельно полученные
ими знания.
Самый доступный
для ребят метод — пример, так
как
наглядный образец осмысляется ими глубже,
чем словесный
рассказ. По мере овладения словесной
речью используют
примеры героев книг, фильмов.
Педагогическое
требование предъявляется в различных
формах в зависимости от возраста учащихся
(приказ, со-
вет, просьба).
Разъяснение направлено
на объяснение того или иного
требования, правила поведения и проводится
фронтально
или индивидуально. Оно помогает осознать
ситуацию и най-
ти правильный выход. Сопровождается примером,
приуче-
нием, игрой.
Беседа предполагает
совместное обсуждение жизненных
проблем и т. д. Она должна быть тесно связана
с опытом
и знаниями детей, с их активностью. В ходе
беседы необхо-
дима наглядность, облегчающая восприятие.
Важно уделять
внимание обогащению словарного запаса,
углублению зна-
ний учащихся в затрагиваемой области.
Лекции, доклады
используются в старших классах, так
как требуют развитой речи, определенного
объема знаний,
навыка чтения с губ. Проводятся они на
различные темы
и сопровождаются наглядностью (газета,
рисунки, фотогра-
фии и т. д.), а затем разбираются с педагогом,
оцениваются. Значимость практически-действенных
методов опреде-
ляется необходимостью практически закрепить
получае-
мые знания, сделать их осмысленными.
Метод приучения
и упражнения предназначен для фор-
мирования устойчивых привычек (гигиенических,
куль-
туры поведения, организованности). Начинается
с показа
образца, затем проводится упражнение
в выполнении под
контролем педагога, создающего положительный
эмоцио-
нальный фон (через поддержку, одобрение
ребенка).
Игра широко
используется в младшем школьном
воз-
расте. В результате у детей появляется
опыт общения, взаи-
моотношений с окружающими. В ролевых
играх дети вос-
создают жизненные ситуации, усваивают
соответствующие
им нормы поведения, овладевают с помощью
сверстников
и педагога определенным словарем (бывают
бытовые игры,
игры на сюжеты из общественной жизни
детей, на профес-
сиональные сюжеты). Педагог должен разъяснять
содержа-
ние игры, правила поведения участников
в зависимости от
их ролей, поручать разным детям разные
роли, чтобы все
могли сыграть, что хотят.
Совместная деятельность
детей, направленная на дос-
тижение определенного результата (общественно
полезная),
позволяет им приобрести опыт коллективных
отношений,
развить положительные качества (чувство
товарищества,
стремление помочь другому, ответственность).
Школьники
учатся планировать свою деятельность,
контролировать
и оценивать ее.
Воспитывающие
ситуации направлены на усвоение
норм и правил поведения. Ученик ставится
в ситуацию вы-
бора варианта поведения. Примеры ситуаций:
поручения,
акции благотворительности, дежурство,
соревнования, си-
туации с нравственно- и экологически-ориентированным
вы-
бором.
Стимулирующие
методы обращены к чувствам детей.
Их назначение — регулировка через эмоционально-волевую
сферу положительных и отрицательных
качеств личности.
В основе метода
поощрения лежит положительная
оценка поведения человека. Оно вызывает
положительные
эмоции, укрепляет уверенность ребенка
в себе, чувство соб-
ственного достоинства. Может выражаться
невербально
(улыбка, кивок
головой, выдача фишек) и словесно, по
мере
развития речи. Используется в разных
вариантах (индиви-
дуальном, перед классом, родителями; устном
и письмен-
ном). Практикуются такие формы, как награда
(диплом,
грамота, благодарность и др.) и доверие
(предоставление
права на что-либо, особое поручение).
ка. Имеет различные варианты: порицание,
осуждение, ог-
раничение действий, лишение доверия,
выговор. Должно
использоваться очень осторожно, чтобы
не вызвать негати-
визма ребенка, не травмировать его психику.
Поощрения и
наказания требуют учета
возрастных и половых особенностей школьников.
Приме-
няются в сочетании с другими методами
(беседа, воспиты-
вающие ситуации и др.).
Таким образом,
в сурдопедагогике используются
ме-
тоды, выделенные в общей педагогике, но
при этом при-
нимаются во внимание особенности развития
детей, свя-
занные с нарушением слуха.
Содержание и
организация жизни и
Дети с недостатками
слуха в большинстве своем
обучают-
ся в школах-интернатах. Это обусловлено
своеобразием вос-
питательного процесса, требующего непрерывного
и долго-
временного воздействия на учащихся, единства
действий
обучающих и воспитывающих, создания слухоречевой
сре-
ды, комплексного подхода к воспитанию,
что часто недости-
жимо в условиях, когда глухой или слабослышащий
ребе-
нок лишь посещает уроки, а воспитание
его предоставлено
семье, не владеющей необходимыми умениями.
Школа-интернат
обеспечивает практически круглосу-
точное коррекционно-воспитательное воздействие
на детей
с нарушениями слуха, создавая благоприятные
условия для
их всестороннего развития и оказывая
тем самым помощь
семье в воспитании ребенка.
Содержание работы
педагогов в интернате определяется
целью и задачами воспитания детей с недостатками.слуха
и реализуется в разнообразных видах деятельности
детей —
учебно-познавательной, трудовой, игровой,
коммуникатив-
ной, в условиях целесообразно организованного
чередова-
ния различных видов деятельности.
Учебно-познавательная
деятельность в интернате
является естественным продолжением учебно-воспитатель-
ного процесса школы и содействует закреплению
и совер-
шенствованию знаний, умений и навыков,
приобретенных
в различных видах деятельности под руководством
учите-
ля, а также формирует новые знания и умения.
Она осуще-
ствляется в ситуациях, более приближенных
к естест-
венным, имеет большую практическую направленность.
По
содержанию учебно-познавательная деятельность
выходит
за рамки учебных предметов, обеспечивая
овладение учащи-
мися широким кругом знаний, умений, накопленных
че-
ловеческим обществом в разных сферах
деятельности. Она
содействует развитию их познавательных
интересов, обога-
щению житейских и научных знаний, развитию
речи, мыш-
ления, остаточного слуха.
Информация о работе Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха