Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:46, реферат

Описание

Воспитание — это целенаправленный процесс, предпо-
лагающий создание условий для гармоничного и планомер-
ного развития личности человека, овладения им необходи-
мыми социальными, духовно-нравственными и эмоцио-
нальными ценностями.

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Реферат  на тему:       
 
 

 Современная система воспитания и образования

детей с нарушениями слуха 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Игнатенко СД-41б 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воспитание —  это целенаправленный процесс, предпо- 
лагающий создание условий для гармоничного и планомер- 
ного развития личности человека, овладения им необходи- 
мыми социальными, духовно-нравственными и эмоцио- 
нальными ценностями.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, их 
жизненное самоопределение — важнейшая составляющая 
общественного развития.

В ходе реализации принципов государственной политики 
в сфере образования в настоящее время разработана и при- 
нята Программа воспитания в системе образования России, 
ориентированная на повышение общественного статуса 
социального института воспитания, обновление воспита- 
тельного процесса на основе отечественных традиций и со- 
временного опыта, на обеспечение единства и разнообразия 
воспитательного пространства, взаимосвязи государствен- 
ного, общественного и семейного воспитания, укрепления 
механизмов воспитания во всех типах и видах образователь- 
ных учреждений.
 

Задачи современной системы воспитания состоят в следующем:

повышение статуса  воспитания как социального инсти- 
тута в российском обществе в целом и в системе образо- 
вания в частности;

формирование  региональных, муниципальных и локаль- 
ных систем воспитания;

укрепление и  развитие воспитательных функций обра- 
зовательных учреждений, расширение состава субъек- 
тов воспитания, координация их усилий, развитие взаи- 
модействия семьи и образовательных учреждений;

интеграция отечественных  традиций и современного 
опыта в области воспитания;

развитие гуманистических  принципов, содержания и ме- 
ханизмов нравственного, гражданского и патриотиче- 
ского воспитания;

создание реабилитационной системы психолого-педаго- 
гической и медико-социальной помощи детям;

    повышение профессионального уровня управления ситемой образования,обеспечение взаимодействия со всеми институтами социализации 
 
 
 

Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания 

Воспитание осуществляется в процессе взаимодействия 
людей в различных сферах жизнедеятельности в системе 
социальных институтов, при этом одна из главных ролей 
принадлежит школе.

На данном этапе  общественного развития воспитание 
приобрело новые черты. В центре системы воспитания 
стоит человек как наивысшая ценность жизни; обучение
 

Содержание формы  и методы воспитания 

В сурдопедагогике, как и в общей педагогике, выделя- 
ются следующие направления: умственное, нравственное, 
трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Умственное воспитание детей с недостатками слуха 
предполагает целенаправленную деятельность педагогов по 
формированию у учащихся словесной речи, развитию по- 
знавательных способностей, а также умений их практиче- 
ского применения. Кроме того, задача педагога — воспи- 
тание личностных качеств, повышающих эффективность 
умственной деятельности.

Возрастание роли умственного воспитания в настоящее 
время связано с постоянно увеличивающимся потоком 
разнообразной  переработки и усвоения как для общей осведомленности об 
окружающей действительности, так и для успешного осу- 
ществления профессиональной деятельности.

Специалисты в  области обучения и воспитания детей 
с недостатками слуха (И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, А.И. Дьяч- 
ков, СА. Зыков и др.) уверены в возможности высокого ум- 
ственного развития учащихся с опорой на компенсаторные 
механизмы путем специально организованного обучения, 
носящего коррекционно-развивающий характер. Особое ме- 
сто в процессе воспитания детей занимает система обученияинформации,   требующей  обязательной

языку. Использование  специальных методов и форм обуче- 
ния, направленных на овладение речью как средством об- 
щения в учебное и внеклассное время, позволяет достиг- 
нуть высоких показателей в речевом и общем развитии 
учащихся.
 

 

 

Методы воспитания — совокупность наиболее общих 
способов решения воспитательных задач и осуществления 
воспитательных взаимодействий.

В сурдопедагогике  проблема методов затрагивалась  в рабо- 
тах А.И. Дьячкова, СА. Зыкова и др. Учитывая особенности 
развития детей с недостатками слуха, была предложена сле- 
дующая классификация методов воспитания: информаци- 
онные (беседа, рассказ педагога, разъяснение, просмотр 
фильма, чтение, пример, педагогическое требование); прак- 
тически-действенные (приучение и упражнение, орга- 
низация общественно полезной деятельности, воспитывающие 
ситуации, игра); стимулирующие (поощрение и наказание).

Важность информационных методов обусловлена огра- 
ниченностью контактов людей с недостатками слуха, ис- 
кажением поступающей информации. Применяя эти мето- 
ды, педагог расширяет кругозор учащихся, уточняет или 
корректирует самостоятельно полученные ими знания.

Самый доступный  для ребят метод — пример, так  как 
наглядный образец осмысляется ими глубже, чем словесный 
рассказ. По мере овладения словесной речью используют 
примеры героев книг, фильмов.

Педагогическое  требование предъявляется в различных 
формах в зависимости от возраста учащихся (приказ, со- 
вет, просьба).

Разъяснение направлено на объяснение того или иного 
требования, правила поведения и проводится фронтально 
или индивидуально. Оно помогает осознать ситуацию и най- 
ти правильный выход. Сопровождается примером, приуче- 
нием, игрой.

Беседа предполагает совместное обсуждение жизненных 
проблем и т. д. Она должна быть тесно связана с опытом 
и знаниями детей, с их активностью. В ходе беседы необхо- 
дима наглядность, облегчающая восприятие. Важно уделять 
внимание обогащению словарного запаса, углублению зна- 
ний учащихся в затрагиваемой области.

Лекции, доклады используются в старших классах, так 
как требуют развитой речи, определенного объема знаний, 
навыка чтения с губ. Проводятся они на различные темы 
и сопровождаются наглядностью (газета, рисунки, фотогра- 
фии и т. д.), а затем разбираются с педагогом, оцениваются. Значимость практически-действенных методов опреде- 
ляется необходимостью практически закрепить получае- 
мые знания, сделать их осмысленными.

Метод приучения  и упражнения предназначен для фор- 
мирования устойчивых привычек (гигиенических, куль- 
туры поведения, организованности). Начинается с показа 
образца, затем проводится упражнение в выполнении под 
контролем педагога, создающего положительный эмоцио- 
нальный фон (через поддержку, одобрение ребенка).

Игра широко используется в младшем школьном воз- 
расте. В результате у детей появляется опыт общения, взаи- 
моотношений с окружающими. В ролевых играх дети вос- 
создают жизненные ситуации, усваивают соответствующие 
им нормы поведения, овладевают с помощью сверстников 
и педагога определенным словарем (бывают бытовые игры, 
игры на сюжеты из общественной жизни детей, на профес- 
сиональные сюжеты). Педагог должен разъяснять содержа- 
ние игры, правила поведения участников в зависимости от 
их ролей, поручать разным детям разные роли, чтобы все 
могли сыграть, что хотят.

Совместная деятельность детей, направленная на дос- 
тижение определенного результата (общественно полезная), 
позволяет им приобрести опыт коллективных отношений, 
развить положительные качества (чувство товарищества, 
стремление помочь другому, ответственность). Школьники 
учатся планировать свою деятельность, контролировать 
и оценивать ее.

Воспитывающие ситуации направлены на усвоение 
норм и правил поведения. Ученик ставится в ситуацию вы- 
бора варианта поведения. Примеры ситуаций: поручения, 
акции благотворительности, дежурство, соревнования, си- 
туации с нравственно- и экологически-ориентированным вы- 
бором.

Стимулирующие методы обращены к чувствам детей. 
Их назначение — регулировка через эмоционально-волевую 
сферу положительных и отрицательных качеств личности.

В основе метода поощрения лежит положительная 
оценка поведения человека. Оно вызывает положительные 
эмоции, укрепляет уверенность ребенка в себе, чувство соб- 
ственного достоинства. Может выражаться невербально

(улыбка, кивок  головой, выдача фишек) и словесно, по мере 
развития речи. Используется в разных вариантах (индиви- 
дуальном, перед классом, родителями; устном и письмен- 
ном). Практикуются такие формы, как награда (диплом, 
грамота, благодарность и др.) и доверие (предоставление 
права на что-либо, особое поручение).                                            Наказание — выражение отрицательной оценки поступ- 
ка. Имеет различные варианты: порицание, осуждение, ог- 
раничение действий, лишение доверия, выговор. Должно 
использоваться очень осторожно, чтобы не вызвать негати- 
визма ребенка, не травмировать его психику.

Поощрения и  наказания требуют учета индивидуальных, 
возрастных и половых особенностей школьников. Приме- 
няются в сочетании с другими методами (беседа, воспиты- 
вающие ситуации и др.).

Таким образом, в сурдопедагогике используются ме- 
тоды, выделенные в общей педагогике, но при этом при- 
нимаются во внимание особенности развития детей, свя- 
занные с нарушением слуха.
 

Содержание и  организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате 

Дети с недостатками слуха в большинстве своем  обучают- 
ся в школах-интернатах. Это обусловлено своеобразием вос- 
питательного процесса, требующего непрерывного и долго- 
временного воздействия на учащихся, единства действий 
обучающих и воспитывающих, создания слухоречевой сре- 
ды, комплексного подхода к воспитанию, что часто недости- 
жимо в условиях, когда глухой или слабослышащий ребе- 
нок лишь посещает уроки, а воспитание его предоставлено 
семье, не владеющей необходимыми умениями.

Школа-интернат обеспечивает практически круглосу- 
точное коррекционно-воспитательное воздействие на детей 
с нарушениями слуха, создавая благоприятные условия для 
их всестороннего развития и оказывая тем самым помощь 
семье в воспитании ребенка.

Содержание работы педагогов в интернате определяется 
целью и задачами воспитания детей с недостатками.слуха 
и реализуется в разнообразных видах деятельности детей — 
учебно-познавательной, трудовой, игровой, коммуникатив- 
ной, в условиях целесообразно организованного чередова- 
ния различных видов деятельности.
 
 

 

 

Учебно-познавательная деятельность в интернате 
является естественным продолжением учебно-воспитатель- 
ного процесса школы и содействует закреплению и совер- 
шенствованию знаний, умений и навыков, приобретенных 
в различных видах деятельности под руководством учите- 
ля, а также формирует новые знания и умения. Она осуще- 
ствляется в ситуациях, более приближенных к естест- 
венным, имеет большую практическую направленность. По 
содержанию учебно-познавательная деятельность выходит 
за рамки учебных предметов, обеспечивая овладение учащи- 
мися широким кругом знаний, умений, накопленных че- 
ловеческим обществом в разных сферах деятельности. Она 
содействует развитию их познавательных интересов, обога- 
щению житейских и научных знаний, развитию речи, мыш- 
ления, остаточного слуха.

Информация о работе Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха