Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:46, реферат
Воспитание — это целенаправленный процесс, предпо-
лагающий создание условий для гармоничного и планомер-
ного развития личности человека, овладения им необходи-
мыми социальными, духовно-нравственными и эмоцио-
нальными ценностями.
В различных
видах учебно-познавательной деятельности
(выполнение домашних заданий, предметные
экскурсии, те-
матические прогулки, внеклассное чтение,
занятия предмет-
ных кружков, занятия предметно-практического
характера
и др.) У детей с недостатками слуха формируются
основы
научного мировоззрения, расширяются
знания об окружаю-
щей природной и социальной среде, они
более четко осознают
свое место в обществе, формируется направленность
личности.
Учебно-познавательная
деятельность в интернате реа-
лизуется прежде всего при организации
самоподготовки.
Самоподготовка проводится в классных
комнатах, обо-
рудованных звукоусиливающей аппаратурой,
оснащенных
необходимым наглядным и дидактическим
материалом.
Такая организация содействует более
рациональному ис-
пользованию вспомогательных средств
для самостоятель-
ного выполнения заданий.
Основными требованиями
к организации и проведе-
нию самоподготовки в школе для детей
с недостат-
ками слуха являются:
преемственность
в работе и единство действий учителя
и воспитателя;
тщательная подготовка
воспитателя к каждому занятию
с детьми (знание учебного и речевого материала,
а так-
же методики работы, подготовка необходимых
пособий,
подбор заданий для воспитанников, окончивших
само-
подготовку раньше остальных);
соблюдение слухоречевого
режима и работа над даль-
нейшим развитием словесной речи и остаточного
слуха
учащихся;
единство руководства
коллективной самоподготовкой
учащихся и оказания им своевременной
индивидуали-
зированной помощи со стороны воспитателя; ч
проведение самоподготовки
в точном соответствии с ре-
жимом дня, после обеда и продолжительного
отдыха вос-
питанников.
Основные задачи
самоподготовки, таким образом, заклю-
чаются в обучении детей приемам самостоятельной
работы,
формировании у них навыков учебного труда,
речевого об-
щения с опорой на использование остаточного
слуха. Через
усвоение необходимой лексики, обеспечивающей
во время
самоподготовки общение учащихся с воспитателем,
а так-
же друг с другом, воспитатель закрепляет
новые знания,
учит их практическому применению.
На самоподготовке
важно создать обстановку, близкую
к домашней.
После выполнения определенной части
заданий разрешается обмен мне-
ниями, детям предоставляется возможность
сделать перерыв в занятиях.
По мере выполнения
заданий воспитатель должен организовать
выборочную проверку и взаимопроверку
устных и письменных ра-
бот, помочь слабоуспевающим учащимся,
подключая к этой работе
их более сильных товарищей, которые выступают
в роли ассистен-
тов, помощников по тем или иным учебным
дисциплинам.
В целях максимальной
эффективности самоподготовки старшекласс-
ников и рационального использования
ими времени целесообразно учить
их планировать свой учебный труд и отчитываться
о выполнении, регла-
ментировать время выполнения домашних
заданий по каждому предме-
ту. Это активизирует мыслительную деятельность
учащихся, дисцип-
линирует и позволяет закончить выполнение
домашних заданий в ус-
тановленный срок. О результатах проведения
самоподготовки и уровне
подготовленности учащихся воспитатель
должен сообщить сурдопедагогу.
Задачами воспитателя
являются:
обучение глухих
и слабослышащих воспитанников
нор-
мам речевого общения, принятым среди
слышащих, пол-
ноценному использованию речевого общения
как средства познания, самопознания,
эмоционального и речевого
развития;
обучение общению
словесной речью в своем
ве, формирование навыков ведения диалога
с любым
членом коллектива, с учителями и воспитателями,
со
слышащими сверстниками; развитие общительности,
преодоление страха общения;
формирование
потребности неслышащих школьников,
особенно младшего возраста, в общении
со взрослыми,
обеспечение не только общения на формальной,
деловой
основе, но и межличностного, неформального
общения
на положительной эмоциональной основе,
когда взрос-
лый выступает как источник интересных
знаний, уме-
ний, проявляет душевное тепло и дружеское
участие;
корректировка
общения при его нарушениях (например,
изолированности от коллектива отдельных
учащихся).
Работа с родителями
имеющих нарушения слуха
Семья как социальный
институт воспитания занимает од-
но из важнейших мест в процессе формирования
и развития
личности. Под руководством родителей
ребенок приобретает
свой первый жизненный опыт, элементарные
знания об окру-
жающей действительности, умения и навыки
жизни в обще-
стве. Вопросам семейного воспитания в
истории педагогики
уделялось много внимания. В своих работах
к идее значимости
семейного воспитания для полноценного
развития ребенка
в разное время обращались Д. Дидро, Я.А.
Коменский,
П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.
Руссо,
В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский
и многие
другие. Все они отмечали, что именно в
семье дети с ранних
лет начинают усваивать целостную систему
нравственных
идеалов, ценностей, специфику социальной
среды и культур-
ные традиции общества. Отечественные
психологи, такие как
А.И. Бодалев, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В.
Давыдов,
М.Й. Лисина, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин
и др., говорили
о том, что ребенку для развития адекватной
самооценки необ-
ходим любящий и понимающий его взрослый
человек. Толь-
ко в этом случае возможно формирование
полноценного члена
общества.
На нравственный
облик ребенка влияет вся жизнь
семьи с ее повседневными заботами, бытом,
устоями.
Через семью ребенок приобщается к культуре
общест-
ва, приобретает опыт общения, что в значительной
сте-
пени определяет характер его взаимоотношений
с окру-
жающими людьми в последующей жизни.
В свое время
Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый по-
следующий воспитатель оказывает на ребенка
меньшее
влияние, чем
предыдущий. Уникальность домашнего
вос-
питания объясняется прежде всего его
первичностью, осо-
бой значимостью близких взрослых в жизни
ребенка в силу
его биологической и психологической
зависимости от них.
Ученые выявили особенности детей, присущие
им в первые
годы жизни, которые обусловливают их
максимальную сен-
зитивность к воспитанию и обучению. Это
пластичность выс-
шей нервной и психической деятельности,
подражаемость,
внушаемость, эмоциональность.
По мнению многих
ученых, наиболее важными фактора-
ми, влияющими на формирование личности
ребенка, на его
отношение к окружающим, являются атмосфера
семьи, на-
личие эмоционального контакта у ребенка
с родителями,
позиция ребенка, структура семьи. Многие
исследователи
подчеркивают, что любовь, забота, внимание
со стороны
близких взрослых являются для ребенка
необходимым свое-
образным, жизненно важным «витамином»,
который дает
ему ощущение защищенности, обеспечивает
эмоциональ-
ное равновесие, повышает его самооценку.
В литературе отмечается, что дефицит
эмоционального
общения, недостаток внимания со стороны
близких взрос-
лых способствуют появлению у ребенка
невротизма, тре-
вожности. А у оторванного от родителей
и помещенного
в условия детского дома ребенка снижается
общий психиче-
ский тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные
взаимодействия и, как результат, тормозится
интеллекту-
альное развитие. Чем раньше ребенок отрывается
от роди-
тельской семьи, чем дольше и в большей
изоляции он нахо-
дится в учреждении, тем более выражены
деформации по
всем направлениям его психического развития
.
Семья детей
с нарушениями слуха имеет ряд
особенностей
по сравнению с семьей, воспитывающей
слышащего ребенка
(Т.Г. Богданова, Е.И. Исенина, М.М. Семаго,
В.В. Ткаче-
ва). Появление в семье физически или психически
неполно-
ценного ребенка связано со значительными
эмоциональными
переживаниями родителей и близких родственников.
На-
рушается взаимодействие родителей с
социумом (родствен-
никами, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные
супружеские отношения (особенно страдает
позиция отца),
нарушается дальнейшее репродуктивное
поведение супру-
гов, складываются неверные представления
о больном ре-
бенке, возможностях его лечения и воспитания.
Чувства родителей
в своем развитии проходят несколько
стадий от неконструктивных, стрессовых
реакций к появле-
нию адекватной оценки ситуации, позволяющей
принимать
оптимальные решения (Е.И. Исенина, Д. Льютеман,
В.М. Рах-
манов): 1 стадия — шок, 2 стадия — понимание,
3 стадия —
«защитное отрицание», 4 стадия — «принятие
глухоты»,
5 стадия — конструктивные действия.
Стадии шока,
понимания, защитного отрицания зани-
мают недели, а стадия принятия и действия
длится всю
жизнь, но только после того как пережиты
предыдущие.
Существуют разные
типы отношений родителей
к глухому ребенку:
полное принятие:
родители понимают и принимают
глухоту ребенка, ищут способы разрешения
проблем, от-
носятся к нему с любовью и теплотой. Такой
тип отно-
шений способствует формированию у ребенка
высокой,
самооценки и адекватной личности;
сверхопека: родители
освобождают ребенка от обязан-
ностей, мера помощи значительно превышена,
дети ста-
новятся несамостоятельными и зависимыми;
нереалистическое
отношение: родители отказывают-
ся признать, что их ребенок глухой, ставят
перед ним
сложные задачи. Такой ребенок начинает
чувствовать
себя одиноким
и несчастным, так как не может
соответ-
ствовать требованиям и отвергается близкими
людьми;
безразличие: неосознанные чувства и
жизненные цен-
ности родителей приводят к эмоциональному
неприятию
ребенка, которое проявляется в избежании
общения
с ним, отсутствии попыток понять, полюбить
его. Этот В связи с вышеизложенным перед
сурдопедагогом и спе-
циальной школой стоят сложные и многогранные
задачи
работы с семьей.
Основная цель
совместной деятельности школы и
семьи —
включение родителей в систематическую
активную коррек-
ционную работу по воспитанию и образованию
детей с нару-
шениями слуха.
Задачи работы
сурдопедагога с родителями не-
слышащих и слабослышащих заключаются
в сле-
дующем:
разработке и
реализации комплексных программ по
ока-
занию консультативно-
коррекционно-педагогической помощи семьям;
оказании помощи
родителям в осознании роли семьи
в воспитании и развитии ребенка;
ознакомлении
родителей со специальной психологичес-
кой и педагогической литературой;
информации об
особенностях и перспективах развития
ребенка;
знакомстве родителей
с содержанием, формами и мето-
дами воспитания и обучения детей;
оказании помощи
родителям по социальной адаптации
и реабилитации ребенка с нарушением слуха
в практи-
ческих учреждениях;
содействии в
укреплении авторитета родителей, воспи-
тании любви и уважения к ним;
выявлении и
распространении положительного опыта
семейного воспитания.
Содержание работы
с родителями неслышащих
и слабослышащих детей включает ряд направлений:
укрепление здоровья,
совершенствование физического
развития детей, преодоление отклонений,
связанных
с нарушением слуха;
тип отношений нравственное воспитание
учащихся с нарушениями слу-
ха, ознакомление их с общечеловеческими
ценностями,
нормами общения между людьми, критериями
оценки
человеческих поступков;
изучение условий
пребывания ребенка с нарушением
слуха в семье, психолого-педагогическая
коррекция
внутрисемейных отношений;
наиболее опасен для развития ребенка.
привлечение родителей
к сотрудничеству со школой-ин-
тернатом для детей с недостатками слуха,
активизация
общения с педагогами и детьми в условиях
совместной
деятельности.
Формы организации
работы с родителями доста-
точно разнообразны:
коллективные: общешкольные
и классные собрания,
лекции и семинары для родителей, конференции,
день
открытых дверей;
групповые: работа
с родительским комитетом, привле-
чение родителей к решению организационных,
культур-
но-массовых, хозяйственных, воспитательных
вопросов;
индивидуальные:
беседы, посещения семей, консульта-
ции, переписка.
Родительское собрание
— основная форма общения
школы и семьи. Задачей проведения родительских
собра-
ний является просвещение родителей по
определенным,
наиболее актуальным темам обучения и
воспитания детей
с нарушениями слуха. Они должны проводиться
не менее
4-х раз в год и иметь определенную тематику.
Родитель-
скому собранию обычно предшествует подготовительная
ра-
бота, включающая изучение и анализ проблемы,
которой
будет посвящено собрание в классе; подготовку
доклада сур-
допедагога; организацию выставок методической
литерату-
ры, работ учащихся; оповещение родителей
о времени про-
ведения собрания и его теме.
Информация о работе Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха