Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:46, реферат

Описание

Воспитание — это целенаправленный процесс, предпо-
лагающий создание условий для гармоничного и планомер-
ного развития личности человека, овладения им необходи-
мыми социальными, духовно-нравственными и эмоцио-
нальными ценностями.

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

В различных  видах учебно-познавательной деятельности 
(выполнение домашних заданий, предметные экскурсии, те- 
матические прогулки, внеклассное чтение, занятия предмет- 
ных кружков, занятия предметно-практического характера 
и др.) У детей с недостатками слуха формируются основы 
научного мировоззрения, расширяются знания об окружаю- 
щей природной и социальной среде, они более четко осознают 
свое место в обществе, формируется направленность личности.

Учебно-познавательная деятельность в интернате реа- 
лизуется прежде всего при организации самоподготовки. 
Самоподготовка проводится в классных комнатах, обо- 
рудованных звукоусиливающей аппаратурой, оснащенных 
необходимым наглядным и дидактическим материалом. 
Такая организация содействует более рациональному ис- 
пользованию вспомогательных средств для самостоятель- 
ного выполнения заданий.

Основными требованиями к организации и проведе- 
нию самоподготовки в школе для детей с недостат- 
ками слуха являются:

преемственность в работе и единство действий учителя 
и воспитателя;

тщательная подготовка воспитателя к каждому занятию 
с детьми (знание учебного и речевого материала, а так- 
же методики работы, подготовка необходимых пособий, 
подбор заданий для воспитанников, окончивших само- 
подготовку раньше остальных);

соблюдение слухоречевого  режима и работа над даль- 
нейшим развитием словесной речи и остаточного слуха 
учащихся;

единство руководства  коллективной самоподготовкой 
учащихся и оказания им своевременной индивидуали- 
зированной помощи со стороны воспитателя; ч

проведение самоподготовки в точном соответствии с ре- 
жимом дня, после обеда и продолжительного отдыха вос- 
питанников.
 

Основные задачи самоподготовки, таким образом, заклю- 
чаются в обучении детей приемам самостоятельной работы, 
формировании у них навыков учебного труда, речевого об- 
щения с опорой на использование остаточного слуха. Через 
усвоение необходимой лексики, обеспечивающей во время 
самоподготовки общение учащихся с воспитателем, а так- 
же друг с другом, воспитатель закрепляет новые знания, 
учит их практическому применению.

На самоподготовке важно создать обстановку, близкую  к домашней. 
После выполнения определенной части заданий разрешается обмен мне- 
ниями, детям предоставляется возможность сделать перерыв в занятиях.

По мере выполнения заданий воспитатель должен организовать 
выборочную проверку и взаимопроверку устных и письменных ра- 
бот, помочь слабоуспевающим учащимся, подключая к этой работе 
их более сильных товарищей, которые выступают в роли ассистен- 
тов, помощников по тем или иным учебным дисциплинам.

В целях максимальной эффективности самоподготовки старшекласс- 
ников и рационального использования ими времени целесообразно учить 
их планировать свой учебный труд и отчитываться о выполнении, регла- 
ментировать время выполнения домашних заданий по каждому предме- 
ту. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, дисцип- 
линирует и позволяет закончить выполнение домашних заданий в ус- 
тановленный срок. О результатах проведения самоподготовки и уровне 
подготовленности учащихся воспитатель должен сообщить сурдопедагогу.
 

 

Задачами воспитателя  являются: 

обучение глухих и слабослышащих воспитанников  нор- 
мам речевого общения, принятым среди слышащих, пол- 
ноценному использованию речевого общения как средства познания, самопознания, эмоционального и речевого 
развития;

обучение общению  словесной речью в своем коллекти- 
ве, формирование навыков ведения диалога с любым 
членом коллектива, с учителями и воспитателями, со 
слышащими сверстниками; развитие общительности, 
преодоление страха общения;

формирование  потребности неслышащих школьников, 
особенно младшего возраста, в общении со взрослыми, 
обеспечение не только общения на формальной, деловой 
основе, но и межличностного, неформального общения 
на положительной эмоциональной основе, когда взрос- 
лый выступает как источник интересных знаний, уме- 
ний, проявляет душевное тепло и дружеское участие;

корректировка общения при его нарушениях (например, 
изолированности от коллектива отдельных учащихся).
 
 

Работа с родителями имеющих нарушения слуха 

Семья как социальный институт воспитания занимает од- 
но из важнейших мест в процессе формирования и развития 
личности. Под руководством родителей ребенок приобретает 
свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окру- 
жающей действительности, умения и навыки жизни в обще- 
стве. Вопросам семейного воспитания в истории педагогики 
уделялось много внимания. В своих работах к идее значимости 
семейного воспитания для полноценного развития ребенка 
в разное время обращались Д. Дидро, Я.А. Коменский, 
П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, 
В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и многие 
другие. Все они отмечали, что именно в семье дети с ранних 
лет начинают усваивать целостную систему нравственных 
идеалов, ценностей, специфику социальной среды и культур- 
ные традиции общества. Отечественные психологи, такие как 
А.И. Бодалев, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, 
М.Й. Лисина, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин и др., говорили 
о том, что ребенку для развития адекватной самооценки необ- 
ходим любящий и понимающий его взрослый человек. Толь- 
ко в этом случае возможно формирование полноценного члена 
общества.

На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь 
семьи с ее повседневными заботами, бытом, устоями. 
Через семью ребенок приобщается к культуре общест- 
ва, приобретает опыт общения, что в значительной сте- 
пени определяет характер его взаимоотношений с окру- 
жающими людьми в последующей жизни.

В свое время  Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый по- 
следующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее

влияние, чем  предыдущий. Уникальность домашнего  вос- 
питания объясняется прежде всего его первичностью, осо- 
бой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу 
его биологической и психологической зависимости от них. 
Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые 
годы жизни, которые обусловливают их максимальную сен- 
зитивность к воспитанию и обучению. Это пластичность выс- 
шей нервной и психической деятельности, подражаемость, 
внушаемость, эмоциональность.

По мнению многих ученых, наиболее важными фактора- 
ми, влияющими на формирование личности ребенка, на его 
отношение к окружающим, являются атмосфера семьи, на- 
личие эмоционального контакта у ребенка с родителями, 
позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи 
подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны 
близких взрослых являются для ребенка необходимым свое- 
образным, жизненно важным «витамином», который дает 
ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональ- 
ное равновесие, повышает его самооценку. В литературе отмечается, что дефицит эмоционального 
общения, недостаток внимания со стороны близких взрос- 
лых способствуют появлению у ребенка невротизма, тре- 
вожности. А у оторванного от родителей и помещенного 
в условия детского дома ребенка снижается общий психиче- 
ский тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные 
взаимодействия и, как результат, тормозится интеллекту- 
альное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от роди- 
тельской семьи, чем дольше и в большей изоляции он нахо- 
дится в учреждении, тем более выражены деформации по 
всем направлениям его психического развития

 

.

Семья детей  с нарушениями слуха имеет ряд особенностей 
по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка 
(Т.Г. Богданова, Е.И. Исенина, М.М. Семаго, В.В. Ткаче- 
ва). Появление в семье физически или психически неполно- 
ценного ребенка связано со значительными эмоциональными 
переживаниями родителей и близких родственников. На- 
рушается взаимодействие родителей с социумом (родствен- 
никами, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные 
супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), 
нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супру- 
гов, складываются неверные представления о больном ре- 
бенке, возможностях его лечения и воспитания.

Чувства родителей  в своем развитии проходят несколько 
стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появле- 
нию адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать 
оптимальные решения (Е.И. Исенина, Д. Льютеман, В.М. Рах- 
манов): 1 стадия — шок, 2 стадия — понимание, 3 стадия — 
«защитное отрицание», 4 стадия — «принятие глухоты», 
5 стадия — конструктивные действия.

Стадии шока, понимания, защитного отрицания зани- 
мают недели, а стадия принятия и действия длится всю 
жизнь, но только после того как пережиты предыдущие.
 

Существуют разные типы отношений родителей 
к глухому ребенку:

полное принятие: родители понимают и принимают 
глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблем, от- 
носятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отно- 
шений способствует формированию у ребенка высокой, 
самооценки и адекватной личности;

сверхопека: родители освобождают ребенка от обязан- 
ностей, мера помощи значительно превышена, дети ста- 
новятся несамостоятельными и зависимыми;

нереалистическое  отношение: родители отказывают- 
ся признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним 
сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать

себя одиноким и несчастным, так как не может  соответ- 
ствовать требованиям и отвергается близкими людьми; 
безразличие: неосознанные чувства и жизненные цен- 
ности родителей приводят к эмоциональному неприятию 
ребенка, которое проявляется в избежании общения 
с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот В связи с вышеизложенным перед сурдопедагогом и спе- 
циальной школой стоят сложные и многогранные задачи 
работы с семьей.

Основная цель совместной деятельности школы и  семьи — 
включение родителей в систематическую активную коррек- 
ционную работу по воспитанию и образованию детей с нару- 
шениями слуха.
 

Задачи работы сурдопедагога с родителями не- 
слышащих и слабослышащих заключаются в сле- 
дующем:

разработке и  реализации комплексных программ по ока- 
занию консультативно-диагностической, методической, 
коррекционно-педагогической помощи семьям;

оказании помощи родителям в осознании роли семьи 
в воспитании и развитии ребенка;

ознакомлении  родителей со специальной психологичес- 
кой и педагогической литературой;

информации об особенностях и перспективах развития 
ребенка;

знакомстве родителей  с содержанием, формами и мето- 
дами воспитания и обучения детей;

оказании помощи родителям по социальной адаптации 
и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практи- 
ческих учреждениях;

содействии в  укреплении авторитета родителей, воспи- 
тании любви и уважения к ним;

выявлении и  распространении положительного опыта 
семейного воспитания.

Содержание работы с родителями неслышащих 
и слабослышащих детей включает ряд направлений:

укрепление здоровья, совершенствование физического 
развития детей, преодоление отклонений, связанных 
с нарушением слуха;

 
тип отношений нравственное воспитание учащихся с нарушениями слу- 
ха, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, 
нормами общения между людьми, критериями оценки 
человеческих поступков;

изучение условий  пребывания ребенка с нарушением 
слуха в семье, психолого-педагогическая коррекция 
внутрисемейных отношений;

наиболее опасен для развития ребенка.

 

привлечение родителей  к сотрудничеству со школой-ин- 
тернатом для детей с недостатками слуха, активизация 
общения с педагогами и детьми в условиях совместной 
деятельности.
 
 

Формы организации  работы с родителями доста- 
точно разнообразны:

коллективные: общешкольные и классные собрания, 
лекции и семинары для родителей, конференции, день 
открытых дверей;

групповые: работа с родительским комитетом, привле- 
чение родителей к решению организационных, культур- 
но-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов;

индивидуальные: беседы, посещения семей, консульта- 
ции, переписка.

Родительское собрание — основная форма общения 
школы и семьи. Задачей проведения родительских собра- 
ний является просвещение родителей по определенным, 
наиболее актуальным темам обучения и воспитания детей 
с нарушениями слуха. Они должны проводиться не менее 
4-х раз в год и иметь определенную тематику. Родитель- 
скому собранию обычно предшествует подготовительная ра- 
бота, включающая изучение и анализ проблемы, которой 
будет посвящено собрание в классе; подготовку доклада сур- 
допедагога; организацию выставок методической литерату- 
ры, работ учащихся; оповещение родителей о времени про- 
ведения собрания и его теме.
 

Информация о работе Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха