Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:46, реферат

Описание

Воспитание — это целенаправленный процесс, предпо-
лагающий создание условий для гармоничного и планомер-
ного развития личности человека, овладения им необходи-
мыми социальными, духовно-нравственными и эмоцио-
нальными ценностями.

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

Рекомендации  по проведению родительских соб- 
раний:

родительское  собрание должно просвещать родителей, 
а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе 
или родителей в воспитании школьников;

выбирая тему собрания, необходимо учитывать возраст- 
ные и психологические особенности детей;

собрание должно носить как теоретический, так и  прак- 
тический характер (разбор ситуации, тренинг, дискус- 
сии и т. д.);

на собрании неэтично заниматься обсуждением и осуж- 
дением личности каждого учащегося.

 

 
 

Родительское  собрание можно проводить в форме  «круг- 
лого стола», дискуссии, устного журнала (с участием школь- 
ников) и др.

Научно-практические конференции родителей по вопро- 
сам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха — 
трибуна передового опыта семейного воспитания. На конфе- 
ренции с докладами выступают педагоги, воспитатели, роди- 
тели учащихся, представители администрации школы, другие 
специалисты. Организация конференций проходит под руко- 
водством методических объединений учителей и родительских 
комитетов.

Оформляются фотовыставки и выставки работ учащихся.

День открытых дверей — праздник семьи и школы. 
В этот день работают все педагоги школы, проводятся кон- 
сультации и беседы с родителями, открытые уроки и вне- 
классные мероприятия.

Работа с родительским комитетом — одно из средств 
формирования коллектива родителей.

Деятельность  родительских комитетов определяется По- 
ложением о родительском комитете школы. Комитеты из- 
бираются на собраниях родителей и активно участвуют 
в воспитательно-образовательной деятельности школы.

Привлечение родителей  к решению организационных, 
культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных во- 
просов — необходимое условие совершенствования воспи- 
тательной работы с учащимися. Родители привлекаются для 
организации дежурств, руководства кружками, проведения 
клуба выходного дня, дня здоровья, конкурсов, олимпиад, 
походов, детских праздников, экскурсии, выходов в театр 
и т. д. Включение родителей в работу с детьми позволяет 
развивать воспитательную активность семьи, корректиро- 
вать внутрисемейные отношения, значительно поднимает 
в глазах детей авторитет родителей.

Индивидуальные  беседы с родителями решают раз- 
личные задачи: оказание помощи в воспитании и обучении 
в семье, информирование об успеваемости и поведении 
ученика, анализ причин неуспеваемости и др.

Ведущая роль в  организации бесед с родителями при- 
надлежит педагогу. Эффективность индивидуальной рабо- 
ты зависит от его профессиональных умений. Планируя 
беседу с родителями, он изучает литературу, продумывает 
методы воздействия на родителей, форму объяснения сло- 
жившейся ситуации, намечает конкретные предложения 
и рекомендации. Беседа должна завершаться кратким ре- 
зюме и решением.

Посещение семей  проводится с целью изучения соци- 
альной среды, в которой живет и воспитывается ребенок, 
и предусматривает анализ сведений о семье учащегося по 
схеме: состав семьи, наличие родственников с нарушения- 
ми слуха, материальные и жилищно-бытовые условия, тип 
семейных отношений, культурный уровень, общественная направленность родителей, распределение педагогических 
сил в семье, поведение ребенка в семье, характеристика уча- 
щегося во внешкольное время, наличие систематических 
трудовых обязанностей дома, участие родителей в воспита- 
тельно-образовательном процессе в домашних условиях.

Консультации  направлены на обеспечение психологи- 
ческой поддержки ребенка и родителей, на создание поло- 
жительной атмосферы в воспитательно-образовательном 
процессе в школе и дома, на коррекцию личностных качеств 
учащихся и психолого-педагогическое просвещение роди- 
телей, на создание в семье условий для развития коммуни- 
кативных навыков ребенка.

Переписка ведется  педагогом с родителями, проживаю- 
щими вдалеке от школы. Цель переписки — передать ин- 
формацию о здоровье, успехах детей, дать рекомендации 
и консультации по вопросам воспитания, обучения и обще- 
ния с детьми. Учитель должен отправлять не менее двух 
писем за четверть.

Организация работы по закреплению знаний учащих- 
ся. Учитель предлагает выполнить индивидуальные домаш- 
ние задания в выходные или каникулярные дни.

Планирование  и анализ работы с родителями записыва- 
ется в специальный журнал. Сурдопедагог определяет даты 
и темы родительских собраний, лекций, бесед, планирует 
переписку с родителями, посещение семей, индивидуаль- 
ные консультации. В журнал вносятся данные анкет, оп- 
росников, заполненных родителями и детьми, результаты 
и оценка бесед, посещений семьи и т. д.

Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха, 
требует от педагога профессиональных умений, которые 
условно можно разделить на три группы.

Рефлексивно-аналитические:

способность анализировать  свою деятельность, ошибки 
и удачи, рационально планируя работу;

способность предвидеть результаты и последствия своей 
деятельности;

умение осуществлять диагностику личности и коллек- 
тива, семьи;

умение наблюдать  и оценивать уровень индивидуально- 
го развития школьников.
 
 

Организаторские:

умение ставить  перед детьми и родителями посильные 
задачи, которые приведут к ожидаемому результату;

планирование  деятельности вместе с теми, кто  будет ее 
осуществлять;

создание положительной  установки на предстоящую дея- 
тельность;

использование различных методов стимулирования ин- 
дивидуальной самореализации детей и родителей;

координирование усилий семьи, педагогов и воспитате- 
лей в воспитании школьников.
 

Коммуникативные:

установление  контакта и взаимопонимания с  каждым 
отдельным ребенком и родителем;

коррекция межличностных  взаимоотношений между 
детьми, между детьми и родителями, между родите- 
лями;

достижение взаимопонимания  между родителями, пе- 
дагогами и детьми.

Только в тесном контакте с родителями, повышая их об- 
щую педагогическую культуру, можно добиться успехов 
в обучении, воспитании глухих учащихся, создании усло- 
вий для их саморазвития и самореализации.

При этом одним  из важнейших условий успешного  вос- 
питания в семье будет являться родительский оптимизм, 
уверенность родителей в том, что с помощью комплекса мер 
и правильного воспитания в семье можно повысить эффек- 
тивность социализации и реабилитации ребенка с наруше- 
нием слуха. и образование также становятся средством воспитания; про- 
цесс формирования личности протекает в контексте обще- 
человеческой культуры; свобода выбора формирующейся 
личности является основой методического решения проблемы воспитания.

Перед воспитателями  в связи с поставленной це- 
лью встают следующие задачи:

мировоззренческая подготовка, помощь детям в построе- 
нии их отношений к миру, с миром, к себе в мире, 
в определении своего места в жизни;

приобщение учащихся к культурным ценностям стра- 
ны и мира, формирование потребности в дальнейшем 
духовном совершенствовании;

развитие творческих способностей ребенка в различных 
сферах деятельности;

воспитание уважения к труду и формирование потреб- 
ности в труде, развитие качеств и способностей, важных 
для осуществления разнообразной трудовой деятель- 
ности;

      формирование личности, гуманной во всех отношениях 
с окружающим миром;

      развитие  гражданской и социальной ответственности 
человека, воспитание уважения к закону;

развитие способности  к рефлексии, самооценке и регу- 
ляции своего поведения, чувства собственного достоин- 
ства;

воспитание потребности  в здоровом образе жизни;

      развитие  способности жить полноценной счастливой 
жизнью, иметь хорошую семью. Поставленные цель и задачи актуальны и для воспитания 
лиц с недостатками слуха, когда мы говорим о подготовке 
их к жизни в качестве полноценных членов общества.

Кроме того, перед  сурдопедагогом стоят специфические 
задачи: формирование речи как средства общения и пре- 
одоление отклонений в умственном и физическом развитии, 
связанных с дефектом слуха.

Принципы воспитания — основополагающие идеи, оп- 
ределяющие содержание, методы, общее направление вос- 
питания и стиль взаимодействия субъектов данного про- 
цесса.

Выделяют следующие  принципы:

принцип учета  возрастных и индивидуальных особен- 
ностей учащихся;

принцип связи  воспитания с жизнью;

принцип единства, целостности и преемственности  в вос- 
питании;

принцип уважения и требовательности к личности;

принцип педагогического  оптимизма;

принцип воспитания в коллективе;

принцип воспитания детей на основе их активной и са- 
мостоятельной деятельности.
 
 
 
 
 

Заключение

 

Целью воспитания является всестороннее, гармоничное  развитие личности ребенка, возможно более  полная его самореализация. Всестороннее 
развитие предполагает включение в многообразные виды 
деятельности (интеллектуальную, ценностно-ориентиро- 
вочную, общественную, трудовую, художественную, спор- 
тивную, игровую, коммуникативную), активное взаимодей- 
ствие с окружающими, развитие эмоционально-волевой 
сферы. Гармоничное развитие заключается в единстве и гар- 
монии трех сторон личности: интеллекта, души и те- 
ла, а также в сочетании ценностей различных уровней 
(общечеловеческих, социальных, национальных и лично- 
стных). «Самореализация личности — ее независимость, 
способность к творчеству, активному саморазвитию, стрем- 
ление к выявлению и совершенствованию своих возможно- 
стей»

 

 
 

Литература:  

Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. 
[И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речиц- 
кой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. —
 

План: 
 

1.Воспитание детей с нарушениями слуха 

2.Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слух 

3.Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания 

4.Содержание, формы и методы воспитания 

5.Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате 

6.Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха  

7. Заключение 

Литература 

Таблица

 
 
Ре     продуктивные      Эвристические
    Творческие
фактологическая бе- 
седа, рассказ учи- 
теля
Аналитическая бесе- 
да, рассказ ученика
Проблемная  бесе- 
да, сочинения,сказ- 
ки, загадки
Пересказ подробный Пересказ подробный 
с лексико-граммати- 
ческим заданием
Продолжение рас- 
сказа
Чтение учителя, чте- 
ние учеников
Чтение выборочное, 
выразительное
Чтение по ролям
Рассматривание ил- 
люстраций
Описание иллюстра- 
ций, подбор строчек, 
озаглавливание
Сопоставление про- 
изведений   разных 
писателей,  худож- 
ников
Просмотр фильма, 
диафильма
Аналитическое суж- 
дение о фильме
Составление сцена- 
рия фильма
Действие по макету, 
аппликации, конст- 
руктивной картине
Пересказ сюжета по 
макету, аппликации
Домысливание 
судьбы персонажа
Детское иллюстри- 
рование
Сопоставление ил- 
люстраций, рисунков 
детей
Постановка спектак- 
ля
Составление кар- 
тинного плана
Пересказ по картин- 
ному плану
Подготовка празд- 
ника книги
Выделение новых, 
трудных или выра- 
зительных слов
Объяснение новой 
лексики, выполнение 
лексико-стилистиче- 
ских упражнений
Аналитические суж- 
дения детей о пер- 
сонажах, книге
      Словесное рисование. 
Составление плана. 
Рассказы детей 
(с опорой на вопро- 
сы, лексику, план)
Самостоятельные 
рассказы детей 
о прочитанном

Информация о работе Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха