Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:46, реферат
Воспитание — это целенаправленный процесс, предпо-
лагающий создание условий для гармоничного и планомер-
ного развития личности человека, овладения им необходи-
мыми социальными, духовно-нравственными и эмоцио-
нальными ценностями.
Рекомендации
по проведению родительских соб-
раний:
родительское
собрание должно просвещать родителей,
а не констатировать ошибки и неудачи
детей в учебе
или родителей в воспитании школьников;
выбирая тему собрания,
необходимо учитывать возраст-
ные и психологические особенности детей;
собрание должно
носить как теоретический, так и
прак-
тический характер (разбор ситуации, тренинг,
дискус-
сии и т. д.);
на собрании
неэтично заниматься обсуждением и осуж-
дением личности каждого учащегося.
Родительское
собрание можно проводить в форме
«круг-
лого стола», дискуссии, устного журнала
(с участием школь-
ников) и др.
Научно-практические
конференции родителей по вопро-
сам воспитания и обучения детей с нарушениями
слуха —
трибуна передового опыта семейного воспитания.
На конфе-
ренции с докладами выступают педагоги,
воспитатели, роди-
тели учащихся, представители администрации
школы, другие
специалисты. Организация конференций
проходит под руко-
водством методических объединений учителей
и родительских
комитетов.
Оформляются фотовыставки и выставки работ учащихся.
День открытых
дверей — праздник семьи и школы.
В этот день работают все педагоги школы,
проводятся кон-
сультации и беседы с родителями, открытые
уроки и вне-
классные мероприятия.
Работа с родительским
комитетом — одно из средств
формирования коллектива родителей.
Деятельность
родительских комитетов определяется
По-
ложением о родительском комитете школы.
Комитеты из-
бираются на собраниях родителей и активно
участвуют
в воспитательно-образовательной деятельности
школы.
Привлечение родителей
к решению организационных,
культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных
во-
просов — необходимое условие совершенствования
воспи-
тательной работы с учащимися. Родители
привлекаются для
организации дежурств, руководства кружками,
проведения
клуба выходного дня, дня здоровья, конкурсов,
олимпиад,
походов, детских праздников, экскурсии,
выходов в театр
и т. д. Включение родителей в работу с
детьми позволяет
развивать воспитательную активность
семьи, корректиро-
вать внутрисемейные отношения, значительно
поднимает
в глазах детей авторитет родителей.
Индивидуальные
беседы с родителями решают раз-
личные задачи: оказание помощи в воспитании
и обучении
в семье, информирование об успеваемости
и поведении
ученика, анализ причин неуспеваемости
и др.
Ведущая роль в
организации бесед с родителями
при-
надлежит педагогу. Эффективность индивидуальной
рабо-
ты зависит от его профессиональных умений.
Планируя
беседу с родителями, он изучает литературу,
продумывает
методы воздействия на родителей, форму
объяснения сло-
жившейся ситуации, намечает конкретные
предложения
и рекомендации. Беседа должна завершаться
кратким ре-
зюме и решением.
Посещение семей
проводится с целью изучения соци-
альной среды, в которой живет и воспитывается
ребенок,
и предусматривает анализ сведений о семье
учащегося по
схеме: состав семьи, наличие родственников
с нарушения-
ми слуха, материальные и жилищно-бытовые
условия, тип
семейных отношений, культурный уровень,
общественная направленность родителей,
распределение педагогических
сил в семье, поведение ребенка в семье,
характеристика уча-
щегося во внешкольное время, наличие
систематических
трудовых обязанностей дома, участие родителей
в воспита-
тельно-образовательном процессе в домашних
условиях.
Консультации
направлены на обеспечение психологи-
ческой поддержки ребенка и родителей,
на создание поло-
жительной атмосферы в воспитательно-образовательном
процессе в школе и дома, на коррекцию
личностных качеств
учащихся и психолого-педагогическое
просвещение роди-
телей, на создание в семье условий для
развития коммуни-
кативных навыков ребенка.
Переписка ведется
педагогом с родителями, проживаю-
щими вдалеке от школы. Цель переписки
— передать ин-
формацию о здоровье, успехах детей, дать
рекомендации
и консультации по вопросам воспитания,
обучения и обще-
ния с детьми. Учитель должен отправлять
не менее двух
писем за четверть.
Организация работы
по закреплению знаний учащих-
ся. Учитель предлагает выполнить индивидуальные
домаш-
ние задания в выходные или каникулярные
дни.
Планирование
и анализ работы с родителями записыва-
ется в специальный журнал. Сурдопедагог
определяет даты
и темы родительских собраний, лекций,
бесед, планирует
переписку с родителями, посещение семей,
индивидуаль-
ные консультации. В журнал вносятся данные
анкет, оп-
росников, заполненных родителями и детьми,
результаты
и оценка бесед, посещений семьи и т. д.
Работа с родителями
детей, имеющих нарушения слуха,
требует от педагога профессиональных
умений, которые
условно можно разделить на три группы.
Рефлексивно-аналитические:
способность анализировать
свою деятельность, ошибки
и удачи, рационально планируя работу;
способность предвидеть
результаты и последствия своей
деятельности;
умение осуществлять
диагностику личности и коллек-
тива, семьи;
умение наблюдать
и оценивать уровень
го развития школьников.
Организаторские:
умение ставить
перед детьми и родителями посильные
задачи, которые приведут к ожидаемому
результату;
планирование
деятельности вместе с теми, кто
будет ее
осуществлять;
создание положительной
установки на предстоящую дея-
тельность;
использование
различных методов
дивидуальной самореализации детей и
родителей;
координирование
усилий семьи, педагогов и воспитате-
лей в воспитании школьников.
Коммуникативные:
установление
контакта и взаимопонимания с
каждым
отдельным ребенком и родителем;
коррекция межличностных
взаимоотношений между
детьми, между детьми и родителями, между
родите-
лями;
достижение взаимопонимания
между родителями, пе-
дагогами и детьми.
Только в тесном
контакте с родителями, повышая их
об-
щую педагогическую культуру, можно добиться
успехов
в обучении, воспитании глухих учащихся,
создании усло-
вий для их саморазвития и самореализации.
При этом одним
из важнейших условий успешного
вос-
питания в семье будет являться родительский
оптимизм,
уверенность родителей в том, что с помощью
комплекса мер
и правильного воспитания в семье можно
повысить эффек-
тивность социализации и реабилитации
ребенка с наруше-
нием слуха. и образование также становятся
средством воспитания; про-
цесс формирования личности протекает
в контексте обще-
человеческой культуры; свобода выбора
формирующейся
личности является основой методического
решения проблемы воспитания.
Перед воспитателями
в связи с поставленной це-
лью встают следующие задачи:
мировоззренческая
подготовка, помощь детям в построе-
нии их отношений к миру, с миром, к себе
в мире,
в определении своего места в жизни;
приобщение учащихся
к культурным ценностям стра-
ны и мира, формирование потребности в
дальнейшем
духовном совершенствовании;
развитие творческих
способностей ребенка в различных
сферах деятельности;
воспитание уважения
к труду и формирование потреб-
ности в труде, развитие качеств и способностей,
важных
для осуществления разнообразной трудовой
деятель-
ности;
формирование
личности, гуманной во всех отношениях
с окружающим миром;
развитие
гражданской и социальной ответственности
человека, воспитание уважения к закону;
развитие способности
к рефлексии, самооценке и регу-
ляции своего поведения, чувства собственного
достоин-
ства;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
развитие
способности жить полноценной счастливой
жизнью, иметь хорошую семью. Поставленные
цель и задачи актуальны и для воспитания
лиц с недостатками слуха, когда мы говорим
о подготовке
их к жизни в качестве полноценных членов
общества.
Кроме того, перед
сурдопедагогом стоят специфические
задачи: формирование речи как средства
общения и пре-
одоление отклонений в умственном и физическом
развитии,
связанных с дефектом слуха.
Принципы воспитания
— основополагающие идеи, оп-
ределяющие содержание, методы, общее
направление вос-
питания и стиль взаимодействия субъектов
данного про-
цесса.
Выделяют следующие принципы:
принцип учета
возрастных и индивидуальных особен-
ностей учащихся;
принцип связи воспитания с жизнью;
принцип единства,
целостности и преемственности
в вос-
питании;
принцип уважения и требовательности к личности;
принцип педагогического оптимизма;
принцип воспитания в коллективе;
принцип воспитания
детей на основе их активной и са-
мостоятельной деятельности.
Заключение
Целью воспитания
является всестороннее, гармоничное
развитие личности ребенка, возможно более
полная его самореализация. Всестороннее
развитие предполагает включение в многообразные
виды
деятельности (интеллектуальную, ценностно-ориентиро-
вочную, общественную, трудовую, художественную,
спор-
тивную, игровую, коммуникативную), активное
взаимодей-
ствие с окружающими, развитие эмоционально-волевой
сферы. Гармоничное развитие заключается
в единстве и гар-
монии трех сторон личности: интеллекта,
души и те-
ла, а также в сочетании ценностей различных
уровней
(общечеловеческих, социальных, национальных
и лично-
стных). «Самореализация личности — ее
независимость,
способность к творчеству, активному саморазвитию,
стрем-
ление к выявлению и совершенствованию
своих возможно-
стей»
Литература:
Сурдопедагогика:
учебник для студ. высш. пед. учеб.
[И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речиц-
кой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС,
2004. —
План:
1.Воспитание детей
с нарушениями слуха
2.Современные проблемы
воспитания детей с нарушениями слух
3.Цель, задачи, закономерности
и принципы воспитания
4.Содержание, формы
и методы воспитания
5.Содержание и организация
жизни и деятельности детей с недостатками
слуха в интернате
6.Работа с родителями
детей, имеющих нарушения слуха
7.
Заключение
Литература
Таблица
Ре продуктивные | Эвристические |
|
фактологическая
бе- седа, рассказ учи- теля |
Аналитическая
бесе- да, рассказ ученика |
Проблемная
бесе- да, сочинения,сказ- ки, загадки |
Пересказ подробный | Пересказ подробный с лексико-граммати- ческим заданием |
Продолжение рас- сказа |
Чтение
учителя, чте- ние учеников |
Чтение выборочное, выразительное |
Чтение по ролям |
Рассматривание
ил- люстраций |
Описание иллюстра- ций, подбор строчек, озаглавливание |
Сопоставление
про- изведений разных писателей, худож- ников |
Просмотр
фильма, диафильма |
Аналитическое
суж- дение о фильме |
Составление сцена- рия фильма |
Действие
по макету, аппликации, конст- руктивной картине |
Пересказ сюжета
по макету, аппликации |
Домысливание судьбы персонажа |
Детское
иллюстри- рование |
Сопоставление
ил- люстраций, рисунков детей |
Постановка спектак- ля |
Составление
кар- тинного плана |
Пересказ по картин- ному плану |
Подготовка празд- ника книги |
Выделение
новых, трудных или выра- зительных слов |
Объяснение новой лексики, выполнение лексико-стилистиче- ских упражнений |
Аналитические
суж- дения детей о пер- сонажах, книге |
Словесное рисование. Составление плана. Рассказы детей (с опорой на вопро- сы, лексику, план) |
Самостоятельные рассказы детей о прочитанном |
Информация о работе Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха