Современные образовательные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:28, реферат

Описание

1.1. К вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т.п.

Обзор определений понятия «педагогическая технология» По книге: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.

Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):

Работа состоит из  1 файл

реферат совр. образов. технологии.docx

— 98.11 Кб (Скачать документ)

С образцами зарубежной, особенно американской образовательной технологии, мы еще не раз встретимся. Нетрудно обнаружить, что она, как правило, состоит в том, что мы назвали педагогической техникой, которая понимается как форма организации поведения учителя в обстоятельствах школьного урока и представляет собой комплекс профессиональных умений — в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, искусством приема [Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: Уч. пособие для студентов пединститутов, учителей лицеев, колледжей, гимназий и средних школ. — М.: АО «Аспект Пресс», 1993. -127 с.]

Пополнение арсенала педагогических приемов очень важно для становления  молодого учителя. Нетрудно указать  надежный источник. Это посещение  уроков по другим предметам. В этом случае задача администрации школы  — организация такого обмена. Здесь  важно заметить, что этот обмен  тем эффективнее, чем дальше отстоят  друг от друга преподаваемые учителями  предметы». [Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 9-10]

Словарь понятий «Некоторые понятия образовательной технологии»  по В.В.Гузееву

«Активно развивающаяся  наука, каковой является и педагогика, характеризуется тем, что в ней  не существует устоявшейся глобальной системы понятий, одинаково понимаемых всеми. Терминологические споры, которыми часто сопровождаются инновационные  разработки, поглощают много времени  и усилий, не приводя к сколь-нибудь разумным результатам. Представляется, что проще и полезнее, не вступая  в подобные дискуссии, точно определить используемые понятия, если они отличаются от принятых большинством. Именно этому посвящено настоящее приложение. Используемый иногда язык кибернетики, математики, логики не выходит за пределы классических широко известных работ в этих областях. Термины, подчеркнутые в тексте приложения, определяются в этом же тексте и могут быть в нем найдены.

Авторская интерпретация  существующих понятий 

Беседа — форма организации  урока, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных  целей воспитания и развития. В  зависимости от чередования направлений  информационных потоков во времени, различается несколько разновидностей беседы: с параллельным контролем, с  предконтролем, с постконтролем и другие.

Лекция — форма организации  урока, в которой укрупненная  дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития.

Педагогическая техника  — используемые в рамках данной модели обучения средства и приемы в их взаимодействии.

Планируемые результаты обучения — диагностируемые и операционально выраженные цели обучения, в частности могут быть представленными в виде систем задач.

Практикум — форма организации  урока, в которой весь класс делится  на группы (возможны варианты с гомогенными  и с гетерогенными группами), группы получают задания на определенное время, по истечении которого отчитываются о результатах, а затем задания циклически меняются от группы к группе.

Рассказ — форма организации  урока, в которой ограниченная дидактическая  единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития.

Семинар — форма организации  урока, в которой укрупненная  или ограниченная дидактическая  единица передается в интраактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития.

Система задач — совокупность заданий к блоку уроков по изучаемой  теме, удовлетворяющая требованиям:

1. Полнота. Наличие задач  на все изучаемые понятия, факты,  способы деятельности, включая мотивационные,  подводящие под понятие, на  аналогию, следствия из фактов  и прочее.

2. Наличие ключевых задач.  Группировка задач в узлы вокруг  объединяющих центров — задач,  в которых рассматриваются факты  или способы деятельности, применяемые  при решении других задач и  имеющие принципиальное значение  для усвоения предмета.

3. Связность. Вся совокупность  задач представляется связным  графом, в узлах которого —  ключевые задачи, выше них —  подготовительные и вспомогательные,  ниже — следствия, обобщения  и так далее. 

4. Возрастание трудности  в каждом уровне. Система состоит  из трех подсистем, соответствующих  минимальному, общему и продвинутому  уровням планируемых результатов  обучения. В каждой из подсистем  трудность задач непрерывно нарастает. 

5. Целевая ориентация. Для  каждой задачи определено ее  место и назначение в блоке  уроков.

6. Целевая достаточность.  Достаточно задач для тренажа в классе и дома, аналогичных задач для закрепления методов решения, задач для индивидуальных и групповых заданий, задач для самостоятельной (в том числе исследовательской! деятельности, для текущего и итогового контроля с учетом запасных вариантов и так далее.

7. Психологическая комфортность. Система задач учитывает наличие  разных темпераментов, типов мышления, видов памяти. Например, есть задачи  для устных упражнений, для письменного  выполнения, для чтения чертежа,  задачи-шутки и другие.

Тип урока определяется ведущей  целью, то есть соответствующим ей модулем  урока. Существует шесть типов урока: организационный, урок повторения, урок изучения нового материала, урок закрепления, контрольный урок, урок коррекции. Тип  урока не зависит от времени, занимаемого  ведущим модулем.

Урок — минимальный  учебный период, занимающий один академический  час.

Цели обучения (образования) — характеристика ожидаемых или  планируемых результатов, соответствующих  требованиям общества и личностного  развития. Будем различать глобальные цели и локальные цели. Локальные  цели диагностируемы, глобальные —  недиагностируемы и выражают идеал. Глобальная цель является пределом последовательности локальных целей и как правило принципиально недостижима.

Понятия, вновь введенные  автором 

Блок уроков — множество  уроков, предназначенных для изучения относительно автономной темы учебного курса, основной учебный период в  рамках учебного процесса.

Группа выравнивания, поддержки, развития — временные группы учащихся в ходе учебного процесса, предназначенные  соответственно для помощи в достижении уровня требований образовательного стандарта, закрепления на достигнутом уровне планируемых результатов обучения, развития учеников для достижения следующего уровня. Нормальная группа развития в отличие от ускоренной состоит из учеников двух соседних уровней.

Дидактическая основа модели обучения — метод обучения и форма  организации урока, в которой  реализуется этот метод, используемые в данной модели обучения.

Интегральная технология обучения — технология развивающего дифференцированного обучения, объединяющая в единое целое идеологию укрупнения дидактических единиц, многоуровневого  планирования результатов обучения, психологизацию образовательных процессов и всемерную компьютеризацию их.

Матрица абсолютных оценок —  десятибалльная абсолютная количественная оценочная шкала, отражающая как  профиль обучения по данному предмету, так и уровень достигаемых результатов.

Матрица разнообразия обучающей  системы — аналог матрицы морфологического анализа (теория решения изобретательских задач) со входами (метод обучения, форма организации урока). Инструмент исследования профессиональной компетентности педагогического персонала, управления самообразованием и планирования методической работы в образовательном учреждении.

Модель обучения — комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде.

Модульно-блочные системы  обучения — технологии (системы) обучения, в которых минимальной единицей учебного процесса является цикл (модуль) уроков, а несколько модулей образуют блок.

Модуль урока, учебного процесса — отрезок учебного времени, предназначенный  для достижения одной и только одной локальной цели. Существует шесть различных модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция. В  зависимости от характера цели возможны многочисленные разновидности модулей  — например, повторение текущее, поддерживающее, обобщающее, итоговое, вводное. В составе  урока наличествуют всегда несколько  модулей, среди которых выделяется ведущий, отвечающий основной цели урока  — он формирует тип урока.

Образовательная технология — система, включающая некоторое  представление планируемых результатов  обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество  моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для  данных конкретных условий.

Семинар-практикум — форма  организации урока, в которой  часть учащихся временно объединяется в группы с учетом уровневых достижений для решения задач за ограниченное, заранее заданное время, по истечении которого группы отчитываются либо всему классу, либо учителю, либо ученикам-контролерам. При отчете группы приоритет отдается субъективной эффективности группы, то есть не столько результату работы, сколько процессу. Эта форма урока сконструирована специально для интегральной технологии обучения.

Структура урока — развертка  последовательности модулей, составляющих урок, на степень множества обучаемых. Последовательная (линейная, простая) структура урока предполагает, что  в каждый момент времени урока  статистическое большинство обучаемых находятся в одном и том же модуле урока. В противном случае урок имеет параллельную (разветвленную, сложную структуру).

Тренинг-минимум — часть  блока уроков, предназначенная для  отработки до автоматизма умения решать задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов  обучения (государственному образовательному стандарту).

Уровень планируемых результатов  обучения (минимальный, общий, продвинутый) — основа уровневой дифференциации учебного процесса: операциональное представление целей образования в виде систем задач, выделяемых по характеру ассоциативных связей между подзадачами (отсутствие подзадач, явные связи, явные и латентные связи). Соответствует репродуктивному, реконструктивному или вариативному типу учебной деятельности и соответственно первому, второму, третьему типу ориентировки.

Цельноблочные системы обучения — технологии (системы) обучения, в которых минимальной единицей учебного процесса является блок уроков.

Учебный период — промежуток учебного времени, в течение которого достигаются определенные цели обучения, воспитания и развития обучаемых».

[Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 108-110]

1.2. К проблеме классификации  «методов» и «форм» обучения 

Оглавление книги Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии» (1998) в качестве материала для ориентировки в современных «педагогических технологиях» >

Введение 

I. Личность ребенка как  объект и субъект в образовательной  технологии 

1.1. Личность как содержательное  обобщение высшего уровня.

1.2. Структура качеств личности.

1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН).

1.4. Способы умственных  действий (СУД).

1.5. Самоуправляющие механизмы  личности (СУМ).

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭЮ

1.7. Действенно-практическая  сфера личности (СДП) 

П. Педагогические технологии

2.1. Понятие педагогической  технологии 

2.2. Основные качества современных  педагогических технологий.

2.3. Научные основы педагогических  технологий.

2.4. Классификация педагогических  технологий 

2.5. Описание и анализ  педагогической технологии 

III. Современное традиционное обучение (ТО

IV. Педагогические технологии  на основе личностной ориентации  педагогического процесса 

4.1. Педагогика сотрудничества.

4.2. Гуманно-личностная технология  Ш.А.Амонашвили

4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание  литературы как предмета, формирующего  человека .

V. Педагогические технологии  на основе активизации и интенсификации  деятельности учащихся.

5.1. Игровые технологии 

5.2. Проблемное обучение 

5.3. Технология коммуникативного  обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

5.4. Технология интенсификации  обучения на основе схемных  и знаковых моделей учебного  материала (В.Ф.Шаталов) 

6.1. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

6.2. Технологии уровневой  дифференциации 

6.3. Уровневая дифференциация  обучения на основе обязательных  результатов (В.В.Фирсов). .

6.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова).

6.5. Технология индивидуализации  обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)

6.6. Технология программированного  обучения 

6.7. Коллективный способ  обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

6.8. Групповые технологии.

6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

VII. Педагогические технологии  на основе дидактического усовершенствования  и реконструирования материала.

7.1. «Экология и диалектика»  (Л.В.Тарасов).

7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов).

7.3. Укрупнение дидактических  единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) 

Информация о работе Современные образовательные технологии