Современные образовательные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:28, реферат

Описание

1.1. К вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т.п.

Обзор определений понятия «педагогическая технология» По книге: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.

Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):

Работа состоит из  1 файл

реферат совр. образов. технологии.docx

— 98.11 Кб (Скачать документ)

Распространенным методом  разбора многих "кейсов" служит выявление и оценка альтернативного  образа действий. Для эффективности  анализа свое мнение хорошо подкреплять  фактами из "кейса", примерами  из личного опыта и т. д. Помните, что альтернатива даже самому правильному  на ваш взгляд решению есть всегда.

Общее правило работы с "кейсами" - нельзя использовать информацию, которая  находится "за рамками". Например, если вы прочитали в газете статью о той самой компании, проблемы которой описаны в задании, факты  из нее брать запрещено. И это  вполне логично, ведь менеджер, принимающий  решение (а моделируется ситуация, когда  вы находитесь на его месте), известной  вам информацией в тот момент не обладал. Бывает и так, что студентам, наоборот, представляется возможность добавить факты из конкретной рыночной ситуации, существовавшей в рассматриваемый период времени. В таких случаях как раз принимается во внимание эрудиция и степень владения материалом». [Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?]

Один из возможных эффективных  подходов к анализу: определение  ключевых проблем кейса, выбор общего подхода к анализу, определение  фокусировки кейса, определения  типа анализа, который будет непосредственно  использоваться.

«1. Определить, есть ли “необозначенные” вопросы, которые имеют отношение  к ключевым вопросам кейса. Чтобы  выявить такие вопросы, надо принять  в расчет природу курса и тему кейса. Другой путь: что бы вы спросили у одноклассников на месте преподавателя.

 

2. Общий аналитический  подход к анализу кейса. Подходов  много. Вы выбираете его сами, основываясь частично на виде  кейса. Например, маркетинговые кейсы  потребуют применения маркетинговых  понятий и маркетинговых концептуальных  основ. Распространенным подходом  для большинства кейсов является  идентификация и оценка альтернативного  образа действий. Не забывайте,  что эффективный анализ подразумевает,  что вы будете подкреплять  свое мнение фактами кейса,  примерами из личного опыта  и т. д. 

3. Определить, как сфокусировать  ваш анализ (выбрать инструменты  и факты, необходимые для логической  поддержки ваших рекомендаций). Хороший  кейс обычно содержит огромное  количество информации и деталей  конкретной деловой ситуации, поэтому  важно выделить главные факты. 

4. Определить специфический  уровень или тип анализа, который  вы представите в классе» [Как  построено обучение на основе  кейсов]

Типы анализа кейсов: всесторонний (подробный) анализ, "анализ начала", беглый анализ, интегрированный.

«Существует множество уровней  и разновидностей анализа "кейсов", из которых можно выделить некоторые  общие типы. Всесторонний (подробный) анализ подразумевает глубокое погружение в ключевые вопросы "кейса", в  том числе рекомендуемые действия с качественной и количественной поддержкой.

Специализированный анализ сосредоточен на конкретном вопросе  или проблеме; при этом нужно стараться, чтобы ваш разбор получился более  глубоким и подробным, чем у других студентов.

Еще один из методов называется "анализ начала". Здесь необходимо сосредоточиться на вопросе, который  преподаватель, как вам кажется, задаст в первую очередь. При этом от вас, возможно, и не потребуют детального рассмотрения конкретной проблемы, а лишь попросят очертить круг главных вопросов для дискуссии» [Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика? // «Обучение за рубежом» №7, 2000]

Беглый анализ «обеспечивает  поверхностную или общую обработку  порученных вопросов и точно определенных проблем. В то же время такой анализ является частью стратегии, замысел  которой в том, чтобы вы были неподготовлены».

«Интегрированный анализ принимает много форм, но в основном включает информацию не из кейса, а  из других источников: ежегодных промышленных отчетов, технических заметок, личного  опыта. Анализ проводят с целью утилизировать  информацию из таких источников (чтобы  “обогатить” анализ конкретной проблемы)». [Как построено обучение на основе кейсов]

Позиции обучаемого в Case Study: "эксперт-очевидец", "поручитель", "вошедший в образ", "поставщик фактов", "знаток индустрии", "у меня есть опыт", "вопрошающий", "упаковщик".

«Иногда преподаватель может  попросить вас принять на себя определенную функциональную роль. Например, роль "эксперта-очевидца" (the expert witness role), который имеет серьезные познания по одному или более вопросам "кейса" и в состоянии сделать как всесторонний, так и специализированный анализ. Вы можете оказаться и в роли "поручителя" (the "bail them out" role). Раньше других увидев удачный путь решения, вы будете ждать, пока остальные участники разбора не зайдут в тупик.

В некоторых случаях, чтобы  вы могли прочувствовать ситуацию "на собственной шкуре", вас попросят "войти в образ" (the "assume-a-personality" role). Вам предстоит проанализировать характер конкретной личности и отождествить себя, скажем, с мистером Джонсом, начальником производства. Преподаватель и остальные студенты будут обращаться к вам именно за мнением мистера Джонса.

Порой студенту приходится играть роль "поставщика фактов" (the "get the facts out" role). Такая роль может быть спасением для тех, кто недостаточно подготовлен к разбору кейсов - ведь ее суть сводится к тому, чтобы провести беглый анализ ситуации. При этом включиться в дискуссию вы должны как можно раньше, иначе вашу речь произнесет кто-то другой.

Роль "знатока индустрии" (the industry expert role) чем-то напоминает роль эксперта-очевидца. Отличие состоит в том, что "знаток индустрии", что называется, "по должности" анализирует влияние тенденций развития промышленности на конкретную ситуацию "кейса".

Апеллируя к собственному опыту, вы будете занимать позицию, которую  можно назвать "у меня есть опыт" (the "I have got experience" role). При использовании "сократического метода", лежащего в основе разбора "кейсов", кто-то возьмет на себя роль "вопрошающего" (the "questioning" role), который задает другим студентам ключевые вопросы, касающиеся хода и целей их анализа. Эта роль эффективна только в том случае, если вопросы помогают остальным членам группы углубить и улучшить анализ.

В каждой группе должен быть студент, играющий роль "упаковщика" (the "Wrap it up" role). Несмотря на неприглядность названия, роль эта, пожалуй, самая важная. Тот, кто ее исполняет, интегрирует различные анализы, представленные в классе, и увязывает их с главными проблемами "кейса". То есть его задача - постараться связать воедино ключевые моменты дискуссии. Вы должны быть заранее готовы ответить на вопрос, задаваемый преподавателем в конце разбора: "Что мы сегодня узнали?" При этом ваш ответ должен быть не простым пересказом точек зрения, а некой "суммой мнений", набросками коллективно выработанных решений. Поэтому "упаковщику" рекомендуется вести так называемый FIG List (факты, идеи, обобщения), в котором кратко записываются поворотные моменты дискуссии и применяемые в работе методы» [Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?] .

Педагогическая деятельность в Case Study

Есть 3 возможные стратегии  поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом: «1. Учитель  будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; 2. В  определенных условиях учитель будет  сам давать ответ; 3. Учитель может  ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой». [Как построено обучение на основе кейсов] «При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать "активную" или "пассивную" роль. Иногда он "дирижирует" разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие». «"Разбирая "кейс" в классе, я обычно рассказываю, какое решение считаю правильным, а потом прошу студентов найти  в моей точке зрения слабую сторону. Это помогает им выработать собственный  взгляд на проблему", – говорит  Питер Экман.

Учитель может устроить настоящий "допрос с пристрастием", что  называется, один на один. Ваше высказывание, позиция или рекомендация будет  проверяться посредством "града" вопросов, а логика всех сделанных  вами утверждений подвергнется тщательному  анализу. Здесь следует быть предельно  внимательным. Иногда учитель может "подложить вам свинью", заставив выступить в роли "адвоката дьявола". В этом случае вам придется защищать совершенно провальную позицию, призвав  на помощь все свои профессиональные навыки.

Если преподаватель выберет "гипотетический формат" дискуссии, то он станет излагать ситуацию, выходящую  за рамки вашей позиции или  рекомендации. А от вас потребуется  эту ситуацию оценить. Несомненный  плюс этого формата в том, что  во время дискуссии вы должны быть готовы изменить свою позицию. Не исключено, что учитель поставит вас в  тупик, задав вопрос, на который никто  из класса ответить не может. Формат, когда преподаватель задает вопрос сначала одному студенту, затем всему классу, а ответом ему служит дружное молчание, называется "безмолвным"» [Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?] .

Возможности Case Study как метода отбора персонала

«Кейс-метод находит все  большее применение не только в качестве метода обучения, но и в качестве метода отбора персонала»

«Как уже было сказано, кейсы применяются не только при  обучении, но и как метод оценки кандидатов при приеме на работу. Если Вы проходите конкурс на должность в крупной компании, то Вы наверняка с этим столкнетесь. Как правило, анализ кейсов используется в качестве одного из заданий при оценке кандидатов с помощью метода assessment center, считающегося наиболее эффективным и перспективным методом отбора персонала. Суть этого метода заключается в том, что группа участников проходит через разнообразные испытания, среди которых главная роль отводится решению кейсов и презентациям. За участниками ведутся наблюдения (часто их действия записываются на видео), а затем все действия участников внимательно анализируются и для каждого из них составляется заключение, содержащее оценку деловых и личностных качеств. Разбирая кейс при отборе на работу, помните, что однозначно верного решения здесь не существует. Поэтому Ваша цель не найти определенный ответ, а продемонстрировать работодателю свои аналитические способности. Давая Вам подобное задание, работодатель, в первую очередь хочет узнать, как Вы мыслите и как умеете применять теоретические знания на практике. Если кейс разбирается в группе, то здесь проверяются также Ваши коммуникативные навыки, умение эффективно работать в команде. Поэтому здесь важно не только выработать свой вариант действий, но и выслушать своих оппонентов, убедить их в своей правоте, а если потребуется, то скорректировать свой метод решения проблемы с учетом мнения оппонентов» [Что такое метод «case study» и зачем он нужен?]

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Пример кейса: почему бистро не растут как грибы?

Введение 

Про взлет кафе "Русское  бистро" уже никто не вспоминает. А ведь когда-то на открытии очередного фаст-фуда мелькали фигуры не только мэра, но и президента. Реализовалась здравая идея ответить на гамбургеры McDonalds нашими расстегаями!

Идея создания чисто русского фаст-фуда появилась в далеком 1995 году. Тогда вывески ресторанов еще не сияли на каждом шагу, киосков "шаурма" в помине не было, а кооперативные пельменные и шашлычные с демократичными ценами уже позакрывались. Ресторанов "Макдональдс" в Москве было тогда всего три - на Пушкинской, на Арбате и на улице Огарева.

Идея ответить на американскую экспансию сетью русских закусочных родилась в светлых головах чиновников из московского правительства. Высокий  статус ее авторов обеспечил новому предприятию быстрый и красивый расцвет. Рецепты расстегаев и кулебяк  изучались академическим Институтом питания и Департаментом торговли московской мэрии. На открытии первого  бистро ленточку перерезал Юрий Лужков.

В 1997 году по распоряжению мэра к развитию муниципальной сети предприятий  быстрого обслуживания "Русское  бистро" был привлечен "Мосресторансервис". На развитие проекта, предусматривавшего создание пяти ресторанов и семи кафе в метро в течение года, и еще десятка кафе "Русское бистро - Метро" в 1998-1999 годах, требовалось 415.569 млн. руб. Заявителем проекта - фирмой "Мосресторансервис" - было внесено 76,9% требуемых средств. Еще 15% - внесло правительство Москвы, 8,1% - приглашенные инвесторы.

В том же 1997 году на Москворецком пивоваренном заводе открылся цех по производству квасов и медовух компании "Русского бистро" (в дальнейшем - Компании). Линии по розливу напитков, приготовленных из натурального сырья, были закуплены при поддержке  московского правительства. Ленточки при открытии снова перерезал  Лужков.

Сто явно лишних граммов 

В 1995 году по инициативе зам. генерального директора Компании г-на Пивоварова в меню было введено спиртное. По словам г-на Пивоварова, "русская  закусочная – это, прежде всего, пирожки  и водка". Кафе предложили посетителям  настойки и горькую. Посетители стали  выпивать. Итак, ставка была сделана  на пирожки, расстегаи, кулебяки и водку. Эти продукты не всегда могли насытить клиентов, и чуть позже в меню были введены пельмени и порошковые супы-навары.

Очень строгое меню

Компания "Русское бистро" разработала и организовала сеть филиалов в Москве по принципу продажи  франчайзинговых договоров (франшиз) предусматривающих передачу лицензий на использование торговой марки и технологии. Владельцы дочерних предприятий (франчайзи) закупают продукты у самой компании (франчайзора). Замороженные пирожки на местах только разогреваются. Подобная схема обеспечивает контроль качества со стороны головной организации.

Для повышения привлекательности  бизнеса в 1999 году ассортиментный ряд  был увеличен втрое. Количество наименований выпечных изделий выросло до 43. Однако франчайзи этому не очень-то обрадовались. Почему?

Информация о работе Современные образовательные технологии