Современные образовательные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:28, реферат

Описание

1.1. К вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т.п.

Обзор определений понятия «педагогическая технология» По книге: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.

Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):

Работа состоит из  1 файл

реферат совр. образов. технологии.docx

— 98.11 Кб (Скачать документ)

«Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки  типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)

«Модельный метод обучения»  в интерпретации В.В.Гузеева

«Есть основания полагать, что с модельным методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку  этот метод предоставляет ученику  наибольшую меру самостоятельности  и творческого поиска. Можно привести несколько примеров его длительного  и успешного использования, и  почти все они относятся к  предметам естественно-математического  цикла. Один из таких примеров —  обучение геометрии на геоплане в Венгрии. Геоплан представляет собой квадратную доску, на которой в узлах квадратной решетки находятся штифты. Ученик имеет набор разноцветных резиновых колечек, которые может натягивать на штифты, получая различные геометрические фигуры. Это позволяет экспериментировать, выдвигать гипотезы, формирует потребность в доказательствах (известно, что мотивация доказательств — труднейший элемент деятельности учителя математики). Учитель управляет процессом через соответствующую постановку задач. Начинается курс с простейших заданий. Например, натянуть резинку на три штифта так, чтобы получился прямоугольный треугольник. Затем проделать то же с другими расположениями. Далее указывается, что эти разные треугольники получены с помощью сдвигов и поворотов. Теперь появляется простор для деятельности. Не откажем себе в удовольствии посмотреть полностью пример задачи из учебника Т.Варги (1978).

Задача. Как ты думаешь, сколько  способов сделать такой резиновый треугольничек можно придумать, если учесть все возможные сдвиги и (пер. с. 14-15) повороты? Запиши свое мнение здесь: ___________________ Проверь свое предположение опытным путем, поэкспериментировав... И все, что при этом будет на дощечке возникать, зарисовывай на клетчатой бумаге. Выискивая интересующие нас сейчас треугольники, обязательно имей в виду следующие три обстоятельства:

Все наши треугольники должны быть одинаковой формы.

Каждый новый треугольник  должен иметь иное положение, чем  все предыдущие.

Не должен быть пропущен ни один из возможных случаев.

Кстати, а треугольник, который  мы сейчас рассматриваем, действительно ли он самый маленький из всех возможных? Нет ли еще меньших? _________________________

Эта обширная цитата дана для  иллюстрации работы учителя. Далее  таким же образом курс развертывается до весьма нетривиальных фактов —  таких, как формула Пика для площади, и других.

В отечественной системе  образования модельный метод  обучения также довольно давно и  широко используется, но в специфической  области — военной подготовке. Это обучение тактике на так называемом «ящике с песком» — изменяемой модели местности на большом столе  с бортиками, с помощью которой  создается тактическая обстановка и проигрываются различные варианты боевых действий. Преподаватель оценивает, достигают ли обучаемые запланированных  результатов, и дает им советы и наставления. Аналогично это средство может применяться  при изучении элементов курса  географии: ландшафтов, речных бассейнов, геологических структур и т.д. Другой вариант этого же метода — путешествия  по картам на уроках географии или  истории.

С середины 80-х годов все  большую популярность в школах приобретают  разнообразные уроки в виде деловых  игр: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция  и тому подобное. Все деловые игры — это реализация модельного метода обучения. Рассмотрим, к примеру, типичную организацию урока-пресс-конференции. Пусть это будет урок химии  по теме «Производство серной кислоты». Ситуация вводится учителем, ведущим  пресс-конференцию, так: в некоторой  местности планируется строительство  комбината по производству серной кислоты  и ее производных. Ответственные  лица и ведущие специалисты будущего производства устраивают пресс-конференцию, чтобы подготовить благоприятное  общественное мнение. В ходе пресс-конференции  звучат многочисленные вопросы, ответы на которые дают полную и ясную  картину изучаемого материала. Скажем, в ответ на вопрос газеты «Первозданная  красота» о вредном воздействии  производства на природу 

Специалист по охране окружающей среды рассказывает о системе  защиты от выбросов вредных веществ, а главный технолог — об особенностях технологического процесса. По просьбе  тележурналистов специалист по общественным связям — о количестве создаваемых  рабочих мест и выгодах, которые  получит за счет налогов и отчислений местный бюджет. Для журналистов  научно-популярного альманаха еще  раз объясняются химические реакции, лежащие в основе технологического процесса. Для радиостанции транспортников раскрываются источники сырья, география  сбыта продукции и перспективы  развития системы коммуникаций. И  так далее. Таким образом, мы видим, что, играя свои роли, ученики моделируют профессиональную деятельность, задавая  самостоятельно начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя. Это обучение с помощью модельного метода. Поскольку подготовить урок-пресс-конференцию, пользуясь только учебником химии, невозможно, то в план урока обязательно входит обсуждение результатов самостоятельной работы учеников с дополнительными источниками информации. По определению — это урок в форме семинара. Таким образом, урок-пресс-конференция представляет собой модельный семинар.

Если теперь рассмотреть  урок-суд, то выяснится, что и он, несмотря на иной набор персонажей (прокурор, адвокат, обвиняемые, потерпевшие, свидетели, судьи и прочие), является модельным семинаром. Средства, применяемые на уроке-пресс-конференции и уроке-суде, могут быть даже одинаковыми. Разные действующие лица приводят лишь к различиям в наборе педагогических приемов. Поэтому можно считать, что уроком-пресс-конференцией и уроком-судом представлены две модели обучения, совпадающие на уровне метода, формы и средств. При этом не важно, различаются ли они по содержанию. То же можно отнести и к другим «урокам с дефисами» (урок-аукцион, урок-свадьба и им подобные).

Насыщение образовательных  учреждений мощной электронно-вычислительной техникой является средством активизации  модельного обучения. Имеется уже  немалое количество соответствующих  программных средств и создаются новые. Например, в США немногим больше десяти лет назад появился один из первых пакетов подобных программ, который был создан в Институте исследования информации и школы (IRIS) Университета Брауна (Yankelovich N. et ai., 1985): «Введение в проблемы ядерного разоружения», «Сохранение энергии», «География Ближнего Востока и Северной Африки», «Лингвистический подход к чтению». Из образцов совсем недавнего времени с удовольствием упомянем продемонстрированную Ирвином Кауфманом программу «Решения, (пер. с. 16-17) решения...», при работе с которой ученик выступает в роли мэра маленького городка в шахтерском крае и в преддверии выборов должен принимать важные решения из области экономики, экологии, политики, социальных наук; причем на его решения могут влиять советники, руководитель избирательной кампании, профсоюзы и население. Из отечественных разработок назовем программу «Сечения многогранников плоскостью» В. Л. Шамшурина (Московский педагогический университет). Таких программ автору удалось увидеть уже около трех десятков» [Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 14-17]

Варга Т. Математика 2. Плоскость  и пространство. Деревья и графы. Комбинаторика и- вероятность: (Математические игры и опыты) /Пер. с нем. —М.: Педагогика, 1978. -112 с.: илл.

Yankelovich N., Garrett L. N., Roeth J., Smith K., Waymire E. The Sampler Companion: Four Educational Software Samples //Frontiers in Education Conference Proceedings. -Golden, Oct. 19-22, 1985. -N.Y. —P.273-283.

1.4. Метод case study ("разбор конкретных ситуаций”)

История метода Case Study

«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса  Гарвардского университета». Впервые  он был применен в 1924 году. «Культурологической  основой появления и развития кейс метода явился принцип «прецедента» или «случая». «Метод Case Study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес наукам за рубежом. … На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся в курсах обучения аспирантов по программе MBA… Этот метод изучения экономики был предложен в Гарвардском университете в Америке и в последнее время нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики и других наук». «В России применять кейс метод в обучении стали в 80-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки» [Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ.]

Образовательный ресурс метода Case Study.

«Кейс метод позволяет  демонстрировать академическую  теорию с точки зрения реальных событий… Он «позволяет заинтересовать студентов  в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков  сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации» [Смолянинова О.Г. Образовательный  сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном  процессе КГУ. ] :

«Хороший "кейс", как  правило, учит искать нетривиальные  подходы, поскольку не имеет единственно  правильного решения. "Я особенно ценю в методе работы с "кейсами" независимость мышления, – говорит  Питер Экман. - В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам". [Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?]

Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и  формирование умения анализа ситуации и принятия решения» [Смолянинова  О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов.]

Метод CASE STUDY развивает следующие  навыки:

1. «Аналитические навыки.

К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить  ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические навыки.

Пониженный по сравнению  с реальной ситуацией уровень  сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.

3. Творческие навыки.

Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны  творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный  материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки.

В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать  противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ.

Несогласие в дискуссии  способствует осознанию и анализу  мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические  проблемы требуют формирования социальных навыков их решения». [Смолянинова  О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов.]

Технология конструирования CASE STUDY.

Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию [Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов.]

«1-ый этап. Определить цель создания CASE, например, обучение эффективным  коммуникациям внутри предприятия. Для этого можно разработать CASE по конкретному хорошо известному предприятию, описав его коммуникации, используемые менеджерами для организации  работы с персоналом внутри фирмы. Разработать  вопросы и задания, которые позволят студентам освоить различные  виды коммуникаций (совещания разного  уровня, ежегодный отчет, внутрифирменная  газета, объявления, брифинги и пр.).

2-ой этап. Идентифицировать  соответствующую цели конкретную  реальную ситуацию или фирму  (сектор экономики).

3-ий этап. Провести предварительную  работу по поиску источников  информации для CASE. Можно использовать  поиск по ключевым словам в  Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок.

4-ый этап. Собрать информацию  и данные для CASE, используя  различные источники, включая  контакты с фирмой.

5-ый этап. Подготовить  первичный вариант представления  материала в CASE. Этот этап включает  макетирование, компоновку материала,  определение формы презентации  (видео, печатная и т.д.)

6-ой этап. Получить разрешение  на публикацию CASE, в том случае  если информация содержит данные  по конкретной фирме. 

7-ой этап. Обсудить CASE, привлекая  как можно более широкую аудиторию  и получить экспертную оценку  коллег перед его апробацией. Как результат такой оценки  может быть внесение необходимых  изменений и улучшение CASE.

 

8-ой этап. Подготовить  методические рекомендации по  использованию CASE. Разработать задания  для студентов и возможные  вопросы для ведения дискуссии  и презентации CASE, описать предполагаемые  действия учащихся и преподавателя  в момент обсуждения CASE.

Весь процесс подготовки Case основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность. Так, например, на этапе сбора информации используются различные источники, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации. Зачастую эти источники позволяют получить более обширную и более актуальную информацию. Следующий этап работы с информацией – это ее обработка, т.е. классификация и анализ множества имеющихся фактов для представления общей картины исследуемого явления или события. Для удобства работы с числовой информацией необходимо представление ее в виде таблиц, графиков и диаграмм. В этом случае электронные таблицы являются наиболее эффективным средством. Далее перед студентами встает вопрос о форме представления Case, в зависимости от которой, можно использовать или средства создания электронных мультимедийных презентаций или настольные издательские системы». [Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов.]

Информация о работе Современные образовательные технологии