Современные подходы к организации физкультурных занятий с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить современные подходы к методике проведения физкультурных занятий с дошкольниками.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы физкультурных занятий.
2. Раскрыть особенности методики проведения физкультурных занятий в детском саду.
3. Показать разнообразие нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Состояние проблемы в научно-методической литературе
1.1. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, их характеристика.
1.2. Теоретические основы физкультурных занятий
1.3 Особенность организации традиционных физкультурных занятий
1.4. Нетрадиционные варианты физкультурных занятий
1.5. Использование физкультурного оборудования на
физкультурных занятиях
Заключение
Практические рекомендации
Литература

Работа состоит из  1 файл

Куликова - физзанятия.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

     - создать условия для разностороннего  развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встреч с красивым и увлекательным миром.[16].

     Физкультурные занятия были введены в дошкольных учреждениях в   50-е годы ХХ века. Первоначально они назывались занятиями гимнастикой и подвижными играми (Е.Г.Леви-Гориневская, Н.И.Кильпио). [13].

     В дальнейшем, благодаря исследованиям  ряда ученых, круг физкультурных упражнений для дошкольников расширялся. В физкультурное  занятие включали спортивные виды физических упражнений: плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках; обучение элементам спортивных игр: баскетбол, теннис, бадминтон и т.д.

     В 70-е годы ХХ века исследования А.В.Кенеман, Г.П. Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать знания детям о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных навыков и умений осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении.

     Таким образом, был поставлен вопрос о  приобщении дошкольников к физической культуре общества. В связи с этим данные занятия получили название физкультурных, предусматривающих передачу дошкольникам общественно-исторического опыта, культуры выполнения движений, выбранной человечеством [13].

     Поэтому физкультурное занятие имеет  определенную структуру и последовательность.

     Важно занятие построить таким образом, чтобы обеспечить предварительную  физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи.

     В настоящее время авторы учебников  и методических пособий предлагают разные схемы построения занятия. В  учебнике А.В.Кенеман [8] предлагается трехчастная структура занятия, состоящая из вводно-подготовительной части, основной и заключительной. В 1-й части занятия  наряду с упражнениями в ходьбе и беге включается комплекс общеразвивающих упражнений, чтобы обеспечить более  успешное выполнение основных движений, т.е. общеразвивающим упражнениям отводилась подводящая функция при обучении. Но ребенок-дошкольник не может общеразвивающие упражнения выполнить с ходу, как школьник. Дошкольника этим упражнениям необходимо обучать, прежде чем они смогут выполнять роль подводящих упражнений. Поэтому Д.В.Хухлаева [17] предлагает трехчастную структуру физкультурного занятия, но состоящую из вводной, основной (общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижная игра) и заключительной части.

     Каждая  часть занятия отличается задачами, содержанием. Вводная часть направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их внимания и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений, к более интенсивной работе в основной части занятия. Вводная часть может состоять из  различных видов ходьбы, бега, подскоков, прыжков, различных построений, игровых упражнений на внимание, на координацию движений, упражнений на осанку, на укрепление стопы, несложные музыкально-ритмические движения.

     Основная часть решает комплекс программных задач: дифференцированное обучение основным движениям, развитие двигательных навыков и физических качеств, тренировка функциональных возможностей организма. Она включает в себе комплекс общеразвивающих упражнений для развития и укрепления различных групп мышц. После комплекса общеразвивающих упражнений следуют основные виды движений, подвижная игра.

     Заключительная  часть физкультурного занятия направлена на обеспечение постепенного перехода от повышенной двигательной активности к ее снижению, на снятие общей возбужденности и приведению частоты сердечных сокращений ребенка к норме. В эту часть занятия входят: ходьба с постепенным замедлением темпа, включением дыхательных упражнений, игры и игровые упражнения малой подвижности.

     Все части занятия должны быть связаны  между собой. Это поможет оптимально дозировать физические нагрузки.

     Таким образом, физкультурное занятие  занимает важное место в двигательном режиме детского сада и имеет определенную структуру. 
 
 
 

     1.3 Особенность организации традиционных типов физкультурных занятий  

     Существуют  различные подходы к классификации  физкультурных занятий.

     Если  в основу классификации, как считает  Д.В. Хухлаева [17], положить образовательные задачи, то при таком подходе их разделяют на три основные группы: занятия, на которых дети обучаются определенным видам движений; занятия, на которых дети закрепляют полученные навыки, и занятия, на которых дети совершенствуют качество движений.

     По  содержанию и методике проведения Д.В.Хухлаева [17] выделяет занятия смешанного, игрового и сюжетного характера.

     В.Г. Алямовская [1], используя другой подход выделяет обучающие, развивающие и оздоровительные занятия.

     При третьем подходе она выделяют две группы занятий: так называемые «традиционные» и «нетрадиционные».

     Все эти классификации очень условны, но тем не менее определение вида физкультурного занятия по преобладающим  целям позволяет правильно подобрать соответствующую методику его организации.

     В учебных пособиях по физическому  воспитанию достаточно подробно освещена методика организации традиционных физкультурных занятий. Их схема такова: вводная часть, состоящая из различных видов ходьбы и бега; основная часть — общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры; заключительная часть, состоящая из игр малой подвижности или ходьбы. Добиться высокого качества освоения движений детьми и большого оздоровительного эффекта на подобных занятиях весьма затруднительно. Воспитатель вынужден постоянно давать детям указания, невольно вырабатывая у них ориентацию на внешний контроль. Кроме того, постоянные указания, замечания, даже если они вполне обоснованны, снижают положительный настрой детей, создают определенное психологическое напряжение.

     Базовая цель физкультурного занятия любого вида — это накопление двигательного опыта, развитие интереса к физической культуре и спорту.

В каждом возрасте физкультурная деятельность имеет разную направленность. Для  детей это радость от свободы  движений. Главное условие эффективного воздействия физкультурных занятий на здоровье, психологическое благополучие и физическое развитие ребенка — это доставить детям максимум удовольствия от движений.

     Но  для каждого возраста существуют и свои специфические задачи.

     В младших группах воспитатель  и физорг должны направлять свои усилия на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве физкультурного зала и физкультурной площадки, приемам элементарной страховки; правильному (по назначению) использованию физкультурного оборудования.

     В среднем дошкольном возрасте основные усилия педагогов должны быть направлены на развитие физических качеств детей, и прежде всего выносливости и силы, которые являются основой обеспечения хорошей физической подготовленности.

В старшей  группе у детей следует развивать  высокую физическую работоспособность и направлять усилия на качественную физическую подготовку.

     В подготовительной к школе группе (равно как и в первом классе) основной задачей педагога является создание условий для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и развитие самостоятельности.

     Физкультурные занятия следует проводить ежедневно. Одно или два проводятся в физкультурном  зале. Обычно ведущая роль в них  отводится физоргу, а воспитатель ассистирует ему. На этих занятиях детей в основном учат новым видам движений. Это занятия с высокой степенью нагрузки. Остальные, более легкие по нагрузке занятия следует включать в структуру дневной прогулки, которую проводит воспитатель. Но физорг может быть его ассистентом. Обычно такие занятия проводятся в конце прогулки, с тем чтобы дети могли сразу пройти в здание и принять затем водные гигиенические или закаливающие процедуры.

     Основным  содержанием физкультурных занятий, проводимых на свежем воздухе, является совершенствование двигательных навыков, а также накопление двигательного опыта детей, в том числе и для самостоятельного в последующем выполнения утренней гимнастики. Занятия на воздухе обязательно проводятся в холодное время года не реже одного  раза в неделю, в теплый период постоянно.

     Исследования В.Г.Фролова и Г.П.Юрко [15,16] показывают высокий оздоровительный эффект таких занятий. Занятия на свежем воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятие до пяти продолжительных пробежек,  использованию фронтального и группового методов организации детей при выполнении основных движений, подбору  игр и эстафет. В теплый период года в такие занятия включают игры в бадминтон, настольный теннис, городки, а также катание на велосипеде, самокате. Зимой дети катаются на санках, лыжах, осваивают скольжение по ледяным дорожкам, с горки, играют в хоккей и т.д.[16].

     Различаются занятия и по формам организации  детей. Разучивание сложных движений, требующих страховки, проводится строго индивидуально, более легких — по подгруппам. В содержание фронтальных занятий включаются только те движения и упражнения, которые освоены всеми детьми.

     Организация индивидуального обучения не означает, что другие дети в это время  ничем не заняты. При этой форме  обучения занятие также проводится со всеми детьми. Сначала организуются традиционные разминка и бег, короткий отдых, а затем один из взрослых, по очереди подзывая детей к себе, обучает их новому движению (например, лазанию по канату). Остальные дети в это время с другим взрослым отрабатывают технику знакомого движения (например, метание мяча в горизонтальную цель). Игры и заключительная часть занятия проводятся со всеми детьми одновременно. Обычно при такой форме обучения педагог может в течение одного занятия обучить новому движению не более 5-6 детей. Остальных детей постепенно обучают по такому же принципу на последующих занятиях. Такой подход к обучению детей основным движениям позволяет его индивидуализировать, сохранить доверительность в отношениях с ребенком, не выставлять напоказ перед другими детьми его слабые возможности.

     Когда движение будет «поставлено» у всех детей, форма организации обучения меняется. После вводной части  дети разделяются на две подгруппы. Одна подгруппа с педагогом закрепляет полученные представления о новом движении, повторяя его несколько раз, а другая подгруппа совершенствует хорошо знакомые движения. Затем подгруппы меняются местами. Важное указание: на подгруппы дети должны разделиться сами, воспитателю в этот процесс вмешиваться не стоит. Чтобы подгруппы были равны по количеству, можно использовать флажки разного цвета. Например, те, кто сначала хочет упражняться в прыжках в длину, берут красные флажки, а кто хочет лазать по шведской стенке — желтый. По выбору детей можно судить об их реакции на новое движение и соответственно принять правильное педагогическое решение. Обычно на выбор детей влияет неуверенность в своих возможностях, когда упражнение кажется им трудным. Тогда они не спешат взять красный флажок. Дети, уверенные в своих возможностях (а иногда и излишне самоуверенные), сразу выбирают новое движение.

  На фронтальных занятиях хорошо зарекомендовал себя поточный метод выполнения упражнений, когда дети поочередно подходят к снаряду и выполняют задание. В содержание такого занятия могут быть включены несколько видов хорошо знакомых движений по методу крайстренинга

     В.Г.Алямовская [1] подчеркивает, что особое внимание необходимо обратить на изменение роли взрослого на занятиях разного вида.

     На  обучающих занятиях он строгий и требовательный тренер, создающий оптимальные условия для активизации психического и физического состояния детей с целью достижения необходимого результата. Только на таком занятии могут звучать жесткие команды и распоряжения. Но это только в том случае, если они касаются всех детей.

     На  развивающих занятиях необходимо участие  двух взрослых. Так легче обыграть сюжет, стимулируя желание детей  заниматься, легче индивидуализировать  и дифференцировать работу по совершенствованию двигательных навыков детей.

     Занятия оздоровительного цикла строятся на достаточно хорошо отработанных движениях  и полностью исключают манипулирование  детьми. Взрослый — партнер детей по совместной физкультурной деятельности. Он выполняет роль «старшего ребенка» в веселой и дружной семье. Находясь среди детей, делая то же, что и они, взрослый лучше чувствует их состояние, настроение и, следовательно, может своевременно и адекватно реагировать на ситуацию с каждым ребенком, исключая физические и психические перегрузки. 

Информация о работе Современные подходы к организации физкультурных занятий с дошкольниками