Современные подходы к организации физкультурных занятий с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить современные подходы к методике проведения физкультурных занятий с дошкольниками.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы физкультурных занятий.
2. Раскрыть особенности методики проведения физкультурных занятий в детском саду.
3. Показать разнообразие нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Состояние проблемы в научно-методической литературе
1.1. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, их характеристика.
1.2. Теоретические основы физкультурных занятий
1.3 Особенность организации традиционных физкультурных занятий
1.4. Нетрадиционные варианты физкультурных занятий
1.5. Использование физкультурного оборудования на
физкультурных занятиях
Заключение
Практические рекомендации
Литература

Работа состоит из  1 файл

Куликова - физзанятия.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

     1.4. Нетрадиционные варианты  физкультурных занятий  

     За  последние годы задачи и содержание физкультурных занятий заметно  изменились. Значительный вклад в  совершенствование методики проведения физкультурных занятий внесли Э.Я. Степаненкова, Г.В.Фролов, Л.В.Карманова, Л.Д.Глазырина, А.П. Щербак [13, 16,15,4,19] и др.

     Варианты  физкультурных занятий в настоящее  время очень разнообразны. Наряду с традиционными физкультурными занятиями в практику дошкольных учреждений внедряются и другие варианты, отличающиеся от традиционного занятия по содержанию или методике проведения. Это увлекает детей, повышает двигательную активность.

     Игровое занятие, построенное на основе подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов, проводится обязательно только на свежем воздухе.

     Подвижные игры подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо  детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось  в  течение текущего месяца. Последовательность подвижных игр определяется с  учетом их энергетической стоимости. Например, в вводной части занятия используется подвижная игра  средней интенсивности (увеличение пульса на 20-25); в основной – 3-4 подвижные игры с  элементами основных движений. Интенсивность нагрузки должна увеличиваться постепенно, пик нагрузки приходится на конец основной части. В заключительной части – игра малой подвижности.

     Тренировочное занятие направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Моторная плотность такого  занятия довольно высокая. Оно включает  большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, задания, направленные на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.

     Организация занятий в форме круговой тренировки подробно описана С.Б. Шармановой, Н. Запотаевой [18,6]

     Сюжетно-игровые  занятия строятся на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир, сюжет и образы, которым подражают дети, делает  занятие увлекательным, динамичным.

     Прогулки-походы или занятия «Туризм» [2] проводятся на воздухе в ближайшем лесу или парке. На данном занятии в условиях естественного природного окружения можно  закреплять полученные ранее двигательные навыки и умения.

     В содержание такого занятия входит  небольшая разминка, которая включает  2-3 упражнения общеразвивающего воздействия, ходьбу в разном темпе и бег в течение 1,5-2 мин (в зависимости от возраста). Далее детям предлагаются упражнения на полосе препятствий (ходьба по  поваленному дереву, перепрыгивание с пенька на пенек, через ручеек и т.д.), игровые упражнения [2].

     Занятия  на спортивных комплексах и тренажерах помогают достичь высокой плотности. Оно включает разнообразные упражнения: висы, лазанье по канату, шесту; упражнения с простейшими тренажерами, такими как диск «Здоровье», резиновое кольцо, гимнастический ролик, гантели, детские эспандеры и др.; упражнения с тренажерами сложного устройства (для детей 6-7 лет), такими как «Наездник», «Велосипед», « Бегущая дорожка», «Скамья для пресса» и др.[10].

     Занятия, построенные на танцевальном материале проводятся под музыку с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Они служат отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям и танцам. Разучивание движений на таких занятиях не проводится. Весь предложенный материал должен быть хорошо знаком детям. Поэтому двигательная активность детей на таком занятии высокая .[2].

     На  занятиях по интересам детям предоставляется возможность самостоятельного выбора разнообразных движений с предлагаемыми пособиями [12]. Это способствует развитию двигательных способностей и творчества детей.

     Физкультурный зал  может быть разделен на несколько  игровых зон. В каждой зоне располагаются  свои физкультурные пособия. Дети выбирают любую игровую зону и выполняют  произвольные движения с  пособиями. Через 5-6 минут звучит сигнал и дети переходят в другую зону, самостоятельно выбирают любую из них. В течение занятия дети проходят все игровые зоны.

     Тематическое  занятие проводится по специальной методике и посвящено какому-либо одному виду физкультурных упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, баскетбол, бадминтон [12].

     Комплексное (интегрированное) занятие направлено на синтез разных видов деятельности. Через движения могут решаться задачи по разным разделам программы – по математике, развитию речи, конструированию и т.д.

     Занятия-зачеты – это своеобразные итоговые занятия, на которых оценивают количественные и качественные результаты, достигнутые детьми в основных видах движений и в развитии физических качеств. Такое занятие дает возможность проследить динамику освоения детьми основных видов движений и развитие физических качеств [20].

     Чтобы повысить двигательную активность детей, занятия-зачеты проводятся в виде соревнований или  спартакиад на импровизированном  стадионе «Малыш», в виде «репортажей с соревнований». Тематика такого занятия может быть следующей: « Наш веселый стадион», «В гостях у Айболита», «Малые олимпийские игры» и др.

     К.К.Утробиной [14] разработана система физкультурных занятий в зале «Занимательная физкультура для дошколят». Она основана на повышении интереса детей к занятиям за счет введения увлекательных упражнений во всех частях занятия. Например, во вводной части занятия предлагаются разные виды ходьбы: одна нога на пятке, другая на носке; ходьба на четвереньках («слоники», «обезьянки», «раки», «паучки»). Рифмованные фразы, произносимые педагогом во время выполнения детьми упражнений в разминке, повышают интерес и помогают выполнить упражнения. Повышают интерес к занятиям спортивно-дидактические игры «Строитель», «Построй пирамиду», «Полоса препятствий». На занятии автор предлагает использовать точечный массаж и дыхательную гимнастику, которые нужны не только для профилактики заболеваний, но и нацелены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье. Введение в структуру занятий упражнений с элементами акробатики, систематизированных под названием «Веселый тренинг», позволяет детям в игровой форме развивать гибкость, координацию; укреплять мышцы; понимать, как они владеют своим телом.

     В созданной Е.Ю.Ароновой и  К.А.Хашабовой [3] модели организации воспитательно-оздоровительной работы с дошкольниками особое место отводится физкультурно-оздоровительным занятиям. Для повышения оздоровительного эффекта физкультурных занятий авторы предлагают в каждом занятии не менее 10% общего объема используемого времени уделять корригирующим упражнениям, формированию правильной осанки, укреплению мышц спины и брюшного пресса. Эффективным, по их утверждению, является поточный метод выполнения упражнений под музыку типа ритмической гимнастики.

     Для выработки навыка правильного дыхания  при выполнении физической нагрузки эффективными являются средства и методы упражнений системы йога, простые  и доступные для детей 5-7 лет. Для  повышения интереса мальчиков старшего возраста к занятиям физической культурой Е.Ю.Аронова и  К.А.Хашабова [3] рекомендуют использовать тренажеры (резиновые мячи, кольца, автомобильные камеры, детские эспандеры).

     В заключительной части занятий авторы рекомендуют использовать как спокойные  дыхательные упражнения, так и элементы физической и психической релаксации.

     В.Г.Алямовская [1] утверждает, что обязательной составляющей физкультурных занятий должна быть так называемая «оздоровительная компонента». Напомним о том, что входит в ее содержание:

1) оздоровительный бег, или бег на выносливость;

2) циклические  движения;

3) воздушные  ванны и водные процедуры;

4) точный  расчет нагрузок, чтобы дети занимались  в аэробном режиме;

5) расслабляющие  паузы;

6) специальные  гимнастики (дыхательная, кардиогимнастика, оздоровительные игры, корригирующие упражнения);

7) специально  создаваемый эмоциональный фон,  на котором проходит занятие,  и моменты управляемого положительного  всплеска.

     Таким образом, воспитатель должен творчески  подходить к выбору вариантов  физкультурных занятий, учитывая условия, физическую подготовленность детей, возраст, программные задачи занятия. 

    1.5. Использование физкультурного оборудования на

          физкультурных занятиях 

     Разнообразное физкультурное оборудование и пособия  являются составной частью общей предметно-игровой среды дошкольного образовательного учреждения. В процессе оптимизации двигательной активности детей правильный  подбор и рациональное использование оборудования  способствует развитию двигательной сферы детей, позволяют более полно удовлетворить двигательную потребность каждого ребенка, способствуют формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию двигательных качеств и способностей. Рациональный подбор физкультурного и спортивно-игрового оборудования поможет обеспечить реализацию содержания самых разных видов занятий по физической культуре.

     Л.М.Колобова [9] считает, что одним из средств решения поставленных задач на занятиях по физкультуре является использование на занятиях нестандартного оборудования. Многие дошкольные работники имеют достаточно богатый опыт по самостоятельному изготовлению такого оборудования из подручного материала – пластиковые бутылки, крышки от них, остатки линолеума, поролон, клеенка, пластик, клейкая бумага, киндер-сюрприз, куски коврового покрытия и т.д. Такие пособия многофункциональны и могут быть использованы как в общеразвивающих упражнениях, так и в основных движениях, в играх, соревнованиях.

     Эффективность использования физкультурного оборудования повышается при рациональном его размещении. Большая часть пособий обычно находится в физкультурных залах. Размещать его необходимо так, чтобы не загромождать полезную площадь зала, чтобы дети могли свободно подойти и самостоятельно взять или поставить любой предмет на место [23;66]. Расстановка пособий зависит от их предназначения. Так, гимнастическая стенка устанавливается стационарно (крепится к стене). Канаты, веревочные лестницы, шесты укрепляются с помощью специальных приспособлений на потолке. Вдоль стен зала рационально разместить гимнастические скамейки, кубы, лесенки-стремянки. Мелкое физкультурное оборудование желательно разместить в секционных шкафах. На стенках в разных местах зала можно повесить обручи, скакалки, шнуры.

      С целью создания большого пространства для двигательной деятельности детей на занятии и поддержания интереса к разным  пособиям, важно большую часть их хранить в дополнительных помещениях (отдельная комната, кладовка).

      Такое размещение физкультурного оборудования дает возможность детям активно участвовать в подготовке зала к занятиям. Оборудование и пособия они расставляют, а затем убирают самостоятельно. Это воспитывает организованность, трудолюбие, помогает детям быстрее освоить названия и назначение физкультурного оборудования и пособий.

      Иногда  воспитатель предлагает дежурным подготовить  оборудование для выполнения основных движений, не называя его, а только напоминая основные движения, которые  дети будут выполнять. Такое задание  не только закрепляет знания детей  о назначении оборудования, но и помогает им более осознанно готовиться к занятию.

      Кроме этого важно как можно меньше затратить времени на установку  физкультурного оборудования. В связи  с этим в некоторых дошкольных учреждениях используются разметки-символы, с помощью которых определяется место расположения оборудования в зале. Эти символы просты и по внешнему виду напоминают определенный вид физкультурного оборудования, поэтому дети легко запоминают их [10].

 
место для  стоек
 
место для  гимн. мата

место для гимнастической скамейки  
место для  кубиков

место для гимнастических палок  
Место расположения обручей
 
место расположения дуг
 
место для  кольцеброса

     Необходимо  максимально использовать одни и  те же физкультурные пособия и снаряды в разных видах движений. Это позволяет экономно распределять время занятий для двигательной деятельности детей и обеспечивает простоту и четкость организации. Например, гимнастические скамейки можно использовать в 1-й части, оббегая их, прыгая  по ним. Эти же гимнастические скамейки  используют в комплексе общеразвивающих упражнений. В основных движениях можно предложить задания с использованием тех же гимнастических  скамеек (ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове, ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками, выполнять прыжки с гимнастической скамейки в обозначенное место). В подвижной игре – «Не оставайся на полу» дети убегая от ловишки, запрыгивают на гимнастическую скамейку.

Информация о работе Современные подходы к организации физкультурных занятий с дошкольниками