Современные подходы к организации физкультурных занятий с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить современные подходы к методике проведения физкультурных занятий с дошкольниками.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы физкультурных занятий.
2. Раскрыть особенности методики проведения физкультурных занятий в детском саду.
3. Показать разнообразие нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Состояние проблемы в научно-методической литературе
1.1. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, их характеристика.
1.2. Теоретические основы физкультурных занятий
1.3 Особенность организации традиционных физкультурных занятий
1.4. Нетрадиционные варианты физкультурных занятий
1.5. Использование физкультурного оборудования на
физкультурных занятиях
Заключение
Практические рекомендации
Литература

Работа состоит из  1 файл

Куликова - физзанятия.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

     ГОУ СПО «ЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

     КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ 
 
 
 

     Студентка 241 группы

     отделения иностранного языка и дошкольного  образования

    КУЛИКОВА  ЕЛЕНА

     Современные подходы к организации  физкультурных занятий с дошкольниками

     (Курсовая  работа реферативного характера) 
 
 
 

                Научный руководитель:

                преподаватель методики     физического воспитания

                                                           Низоля Людмила Анатольевна 
 
 

     Ейск  – 2008 г. 
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

 
     Введение

          Глава 1. Состояние проблемы в научно-методической литературе

     1.1. Формы работы по физическому  воспитанию в дошкольных учреждениях,  их характеристика.

     1.2. Теоретические основы физкультурных занятий

     1.3 Особенность организации традиционных физкультурных занятий

     1.4. Нетрадиционные варианты  физкультурных  занятий 

    1.5. Использование  физкультурного оборудования на 

физкультурных занятиях

          Заключение

          Практические рекомендации

          Литература

Стр. 

3 

5 

5 

7 

11 

15 

20 

24 

25 

26

 
 
 
 
 
 

     Введение

     В настоящее время возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. Это связано с тем, что в последние годы в силу объективных причин заметно увеличивается количество физически ослабленных детей. Большая часть родителей и педагогов озабочены интеллектуальным развитием ребенка, а физическому развитию не уделяют должное внимание. С вязи с этим в детских садах вводятся дополнительные развивающие занятия, это и аэробика, и ритмика, и спортивные танцы. Все больше и больше появляется детских садов с бассейнами. Но все же основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на физкультурные занятия.

     Многие  современные исследователи в  области физического воспитания дошкольников (Н.Н. Ермак, В.А.Шишкина, М.А.Рунова, В.Г.Алямовская, В.Г.Фролов, Г.П.Юрко, Э.Я. Степаненкова, Л.Д.Глазырина, А.П. Щербак, Л.В.Карманова, С.Б.Шарманова и др.) работают над проблемой, как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, интересными, увлекательными, познавательными. Они считают, что традиционная система занятий с детьми недостаточно совершенна как по своей структуре, так и по методике обучения. Это побуждает воспитателей дошкольных учреждений, инструкторов по физическому воспитанию детей к поиску новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду.

       Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

      Предмет исследования: методика проведения физкультурных занятий в дошкольных учреждениях.

      Цель исследования: изучить современные подходы к методике проведения физкультурных занятий с дошкольниками.

      Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы физкультурных занятий.
  2. Раскрыть особенности методики проведения физкультурных занятий в детском саду.

3. Показать разнообразие нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

      Научная новизна заключается в выявлении наиболее эффективных форм проведения физкультурных занятий в дошкольных учреждениях.

      Практическая значимость заключается в возможности использования предложенного материала в практической деятельности воспитателей и инструкторов по физкультуре при проведении занятий с дошкольниками. Применение на практике разработанной методики физкультурных занятий обеспечит в более полном объеме реализацию задач физического воспитания детей.

      Содержание работы: работа изложена на 27 страницах, состоит из введения, одной главы, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, насчитывающего 20 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Состояние проблемы в научно-методической литературе

     1.1. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, их характеристика.  

      Физическое воспитание представляет собой комплекс разнообразных средств, способствующих гармоничному развитию человека. В отношении детей дошкольного возраста физическое воспитание предусматривает решение трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга задач – воспитательных, образовательных и оздоровительных [10].

      В дошкольных учреждениях задачи  физического воспитания решаются  в разнообразных формах. Формы  организации физического воспитания  – это воспитательно-образовательный  комплекс разнообразной деятельности  ребенка, основу которой составляет двигательная активность [13].

     Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает определенный оздоровительный  двигательный режим, необходимый для  полноценного физического развития и укрепления здоровья.

      Степаненкова Э.Я., Хухлаева Д.В., Кенеман А.В., Шебеко В.Н. [13,17,8,20] выделяют следующие формы работы по физическому воспитанию:

  1. физкультурные занятия;
  2. физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
  3. самостоятельная двигательная деятельность детей;
  4. активный отдых: туристические прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;
  5. задания на дом.

      В настоящее время они более  разнообразны. Ермак Н.Н., Шишкина  В.А, Рунова М.А. [7, 20, 12] выделяют такие формы работы, как секционно-кружковые занятия  оздоровительный бег, которые способствуют более полному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

      Все перечисленные формы работы, отвечая общим задачам физического  воспитания и всестороннего развития  ребенка, взаимосвязаны, вместе  с тем каждая имеет свою  специфику и специальное назначение, определяющее ее место в режиме  дня дошкольного учреждения: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.

      Физкультминутка, двигательная разминка  снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

      На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения и знания.

     Неделя  здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых. Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей. Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.

      Лечебная физкультура (назначается  врачом) решает лечебно-профилактические  задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем

          В зависимости от назначения  все вышеперечисленные виды занятий,  их характер могут меняться  и повторяться  с разной  периодичностью в течение дня,  недели, месяца, года, составляя так  называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников [4;63].

     Придавая особую значимость роли  двигательной активности в укреплении  здоровья дошкольников, считаем  необходимостью определить приоритеты  в режиме дня.

      Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе.

      Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физкультуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

      Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных способностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка [11.].

      Таким образом, целесообразное соотношение различных форм работы в дошкольных учреждениях и в семье, правильная организация и методика проведения их обеспечивает полноценное решение всех задач физического воспитания. 

     1.2. Теоретические основы физкультурных занятий  

     Основной  формой развития оптимальной двигательной активности детей являются физкультурные  занятия. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает  благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей.

     Занятия физкультурой позволяют научить  дошкольников самостоятельно создавать  условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных  движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни.

     Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок  для обеспечения высокого двигательного  режима в течение дня, который  необходим для удовлетворения потребности  растущего организма в движениях [13].

     Осуществление оздоровительных задач на занятиях достигается путем разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей  повышению всех функциональных процессов  в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических  и закаливающих условиях [8].

     Назначение  занятий состоит в том, чтобы:

     - обеспечить развитие и тренировку  всех систем и функций организма  ребенка через специально организованные  оптимальные  для данного возраста  физические нагрузки;

     - удовлетворить естественную биологическую потребность в движении;

     - формировать двигательные умения  и навыки, физические качества;

     - дать возможность каждому продемонстрировать  свои двигательные умения сверстникам  и поучиться у них;

Информация о работе Современные подходы к организации физкультурных занятий с дошкольниками