Современные проблемы учителей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить социальные ожидания и проблемы подготовки современных учителей.
Задачи работы:
- определить состояние современного общества учителей;
- выявить какова социально-психологическая предрасположенность к педагогической деятельности;
-определить барьеры,которые мешают педагогу в его деятельности.

Работа состоит из  1 файл

готовая.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

Введение

Одна  из значимых проблем развития системы подготовки учителей  второй половины XX века - начала XXI века состоит в сниженном  уделение внимания качеству обучения педагогов и их профессиональной компетентности, потому что после периода стабилизации, несомненно, наступит период прогресса, при котором возникнет потребность именно в высококвалифицированных кадрах.

  Педагогическое образование приобрело характер весьма диверсифицированной социально-организационной деятельности , от успешности которой зависит благосостояние и перспективы развития общества.

Наличные  тенденции научно-технического прогресса  не могут не привести в двадцать первом веке к дальнейшему росту  численности учителей и качества их подготовки. Изменяются социальные ожидания от характера, направленности, содержания и качества образования, связанные с социально- и индивидуально-психологическими сдвигами нашего времени, особенно в молодежной среде. Чтобы ответить вызову времени, педагогическому образованию приходится серьезно обновлять свое содержание, методы и организационные формы.

По сути дела, педагогическое образование стоит  перед задачей своего системного реформирования, в свою очередь нуждающегося в фундаментальной исследовательской  подготовке, в научном, методическом и организационном обеспечении.

Важно провести работу по созданию комплекса  профилирующих дисциплин в рамках среднего и высшего педагогического  образования; по разработке стандартов, системы "школа-вуз" и непрерывного педагогического образования, наконец, по созданию проекта Закона РФ о развитии педагогического образования.Это является актуальностью моей работы.

Цель  работы: выявить социальные ожидания  и проблемы подготовки современных  учителей.

Задачи  работы:

-  определить  состояние современного общества  учителей;

- выявить какова социально-психологическая предрасположенность к педагогической деятельности;

-определить  барьеры,которые мешают педагогу  в его деятельности.

Объект исследования: педагог и  проблемы в его деятельности.

Предмет исследования: планирование подготовки учителей. 

   Гипотеза  исследования: «запрагматизированный» процесс общественно-политического, правового, этического, эстетического, педагогического воспитания не соответствует  современным требованиям подготовки учителя. Необходимо в корне изменить как структуру учебных курсов, так и все содержание учебно-воспитательного процесса в университете и институте с целью обеспечения качественного обновления высшей и средней школы, создания надежной системы непрерывного образования. 

Методология исследования: 
1. Социологический, социально-психологический и политический (государственно-административный) анализ актуальных задач образования учителей.

2. Психология  учителя и психологический анализ  деятельности учителя. 

3. Содержание  современного педагогического образования. 

.Новейшие  цели учительского образования  -  

- подготовка  учителей к принятию инновационной  практики и к участию в новациях; 

- подготовка  школьных администраторов и управленцев  вообще (желающих достоверного знания  о способах надежного контроля  над средствами образования, в частности, над учителями, научно достоверную информацию, необходимую для обратной связи, для совершенствования школьного дела); 

- развитие  специфического собственно педагогического  мышления;  

- понимание  учителем событий в классной комнате (включая содержание образования, управление и преподавание), необходимое и достаточное, чтобы он мог изобретать успешные виды практики или, если они уже известны, связывать их с данной конкретной ситуацией; 

- способность  создавать обучающую среду; 

- знание  процедур, методов и техники практического  применения общих рецептов: знание  о случаях, в которых данный  метод полезен, в каких - бесполезен, а в каких – вреден [29].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Педагогическая подготовка как сложный образовательный процесс 
 

1.1.Педагогическое образование на современном этапе 

   В современном образовательном процессе все явственней прослеживается тенденция  высшего образования не только в  российском обществе, но и на мировой  арене. Этот факт, несомненно, ведет  к оказанию пристального внимания к содержанию, формам и методам университетского или институтского образования. Особенно важным является вопрос о педагогической подготовке в стенах Вузах, так как в условиях меняющихся политических и общественных идеалов учитель представляется собой основной фактор формирования нравственности и гуманизма у подрастающего поколения и, в целом, будущей нации. Поэтому достижение качественно нового состояния современного общества невозможно без тщательного рассмотрения и улучшения подготовки педагогических кадров именно в Вузах как наиболее традиционных и вместе с тем перспективных центров образовательной мысли, так к началу девяностых годов качество подготовки учителей все же еще не полностью соответствовало растущим потребностям перестраивающегося общества.

   Другими словами, в начале девяностых годов  ХХ века возросла историческая потребность  в качественно новом учителе, которая определялась, прежде всего, совокупностью причин, связанных  с «коренными преобразованиями материально-технической базы современного общества на основе достижений научно-технического прогресса, глубокими переменами в содержании и характере труда, совершенствованием всех общественных отношений» [28.45-57].

   Не  представляет сомнения тот факт, что  в осуществлении задач перестройки высшего и среднего образования центральное место принадлежит именно учителю, от которого зависит овладение будущим поколением современным уровнем науки и техники, культуры и духовного интеллектуального потенциала общества. Вузам как основным источникам педагогических кадров необходимо поднять ответственность студентов - будущих учителей - за качество их квалификации и профессиональной деятельности. Проектируемые качества педагога, выпускника Вуза, определяются «возрастанием роли человеческого фактора в решении задач ускорения социально-экономического развития страны». К сожалению, сегодня приходится констатировать, что ни типовые учебные программы Вуза, ни в некоторой степени «запрагматизированный» процесс общественно-политического, правового, этического, эстетического, педагогического воспитания не соответствует современным требованиям подготовки учителя. Необходимо в корне изменить как структуру учебных курсов, так и все содержание учебно-воспитательного процесса в университете и институте с целью обеспечения качественного обновления высшей и средней школы, создания надежной системы непрерывного образования [17.320].

   В современной педагогической науке  принципиальное обновление педагогического  образования в стране вызывает необходимость  разработки базовой концепции, в основе которой должно лежать гармоничное и оптимальное соединение психолого-педагогической и специальной подготовки студентов Вуза. В связи с этим проблеме улучшения подготовки педагогических кадров в университете и институте посвящено огромное количество работ. Исследователи предлагают различные походы к решению этого важного для будущей жизни нового общества вопроса [2.207].

   Так, к примеру, сторонники личностного  подхода всегда считали, в частности, что далеко не каждый человек даже при успешном выполнении всех требований педагогического курса университета и института способен стать квалифицированным учителем - эта профессия требует вполне специфических способностей и личностных качеств, определенной «социально-психологической предрасположенности» к педагогической деятельности.Профессиональная компетентность и овладение мастерством зависит в полной мере от того, как при решении возникающих воспитательных задач будущий педагог умеет делать обобщение и перенос, анализировать их характер и качество собственных решений. Именно в способах решения педагогических задач проявляется педагогическая направленность и личность в целом. С момента развития педагогического образования в университетах формирование педагогической направленности предполагалось через усвоение системы научных знаний по своему предмету, цикла психолого-педагогических дисциплин, педагогической практики [19.776].

   Возрастание роли человеческого фактора в  развитии общества определило новый  подход к подготовке будущих педагогов. Для преподавательской работы нужны выпускники Вузов, способные стать «носителями и пропагандистами всего нового, обладающие профессионально-значимыми качествами». Только в университетах и институтах на высоком уровне развита научная деятельность студентов, которая, несомненно, помогает осознанию ими способностей к педагогической деятельности, а также к возможности их совершенствования. Соединение теоретического и исследовательского обучения в Вузе способствует как ответственному отношению учащегося к учебному процессу, так и одновременному росту его педагогической культуры. Важнейшее значение в формировании высокой продуктивности в решении воспитательных задач имеет именно личностный интеллектуальный потенциал будущего преподавателя, а также сформированность исследовательских способностей [21.56-57].

   В связи с этим многие исследователи  выдвигают проблему дифференцированного  отбора поступающих в институты. Еще в ХIХ веке задача отбора абитуриентов, носившая классовый характер, приобретает  профессионально-содержательный смысл. Поэтому вместе с основательностью и фундаментальностью обучения и практической готовностью к учительской работе в университетское педагогическое образование учителей включалось воспитание желания работать с детьми, а также интерес к этой работе. Проблема соответствия личности учителя его преподавательской работе становится главной в идеях передовых общественных деятелей XIX века [1.30-110].

   По  мнению многих исследователей,процесс  совершенствования педагогической подготовки студентов современных российских университетов должен идти по трем направлениям. Во-первых, это решение социально-педагогических задач, включающее в себя определение в общей структуре педагогического профессионализма взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, предполагающие специальное построение процесса обучения и управления. Во-вторых, это решение организационно-педагогических задач, определяющее совершенствование подготовки учителя не за счет увеличения объема часов на психолого-педагогические дисциплины, а путем их более профессиональной предметной ориентации . И, в-третьих, это решение дидактико-методических задач, разрабатывающих целостные обучающие комплексы, состоящие из программ, форм, методов, специальной методической литературы, обеспечивающей учебные курсы [20.210-218].

   Подводя итоги анализу основных направлений  реформирования системы и принципов  подготовки педагогов-специалистов, необходимо отметить следующие их основополагающие принципы:

   1. В настоящее время в связи  с коренными преобразованиями  в системе образования появилась настоятельная потребность в обновлении педагогической подготовки преподавателей в рамках университета и института  путем все более органичного соединения психолого-педагогической и специальной научной подготовки студентов. Только при наличии этого наиболее важного компонента подготовки педагогических кадров университет с его фундаментальным исследовательским и научным образованием способен создать основательную базу для становления педагогического профессионализма и творческого подхода к работе учителя.

   2.В условиях продолжающегося реформирования образовательного процесса наиболее остро стоит вопрос о профессиональном мастерстве и профессиональной пригодности современного преподавателя, и в связи с этим - о методах и технологиях формирования профессиональной компетенции в выпускающих будущих учителей Вузов.Не представляет сомнения, что профессия учителя требует вполне определенных качеств характера и умений, а также социально-психологической предрасположенности. Степень и качество педагогической подготовки выпускников Вуза выявляется в первые годы его педагогической деятельности.

   3. По результатам проведенных наблюдений  мы делаем вывод о том, что  у большинства выпускников российских  университетов характер их адаптации  к преподавательской практике происходил за счет фундаментальной подготовки, которая всегда предполагает возможность дальнейшего самообразования. Помимо этого, профессиональная компетентность базируется на оптимальном сочетании в университетском и институтском  обучении педагогических кадров фундаментальной, прикладной, предметной и психолого-педагогической подготовки.

   4. На сегодняшний день университеты  и институты, являясь центрами  образования и научно-исследовательской  деятельности, представляют собой  наиболее подходящие образовательные учреждения для подготовки педагогических кадров и полностью способны отвечать на современные запросы в области профессионально-педагогической работы, так как университетская образовательная программа гармонично сочетает в себе фундаментальность и универсальность, непрерывность и научно-исследовательскую направленность.

   5. На современном этапе развития образовательной системы существует ряд значительных недостатков в университетском педагогическом образовании. Во-первых, в университетах недостаточно времени уделяется на изучение дисциплин психолого-педагогического курса, а также у студентов не хватает практических умений и навыков из-за малого количества педагогической практики в течение учебного процесса. Во-вторых, преподавание большинства научных дисциплин ведется не в соответствии с их применением в последующем преподавании учебных предметов. В-третьих, до настоящего времени еще не полностью разработан целостный подход к основным парадигмам университетского педагогического образования: не определены общие цели и задачи, централизованно не согласовано содержание педагогического образования в университете, не выработаны общие формы и методы обучения педагогике. Поэтому проблема концепции университетского педагогического образования остается весьма актуальной и острой в современной педагогической теории и практике [3.24-25]. 
 

Информация о работе Современные проблемы учителей в России