Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:40, курсовая работа
Цель работы: выявить социальные ожидания и проблемы подготовки современных учителей.
Задачи работы:
- определить состояние современного общества учителей;
- выявить какова социально-психологическая предрасположенность к педагогической деятельности;
-определить барьеры,которые мешают педагогу в его деятельности.
Введение
Одна из значимых проблем развития системы подготовки учителей второй половины XX века - начала XXI века состоит в сниженном уделение внимания качеству обучения педагогов и их профессиональной компетентности, потому что после периода стабилизации, несомненно, наступит период прогресса, при котором возникнет потребность именно в высококвалифицированных кадрах.
Педагогическое образование приобрело характер весьма диверсифицированной социально-организационной деятельности , от успешности которой зависит благосостояние и перспективы развития общества.
Наличные тенденции научно-технического прогресса не могут не привести в двадцать первом веке к дальнейшему росту численности учителей и качества их подготовки. Изменяются социальные ожидания от характера, направленности, содержания и качества образования, связанные с социально- и индивидуально-психологическими сдвигами нашего времени, особенно в молодежной среде. Чтобы ответить вызову времени, педагогическому образованию приходится серьезно обновлять свое содержание, методы и организационные формы.
По сути
дела, педагогическое образование стоит
перед задачей своего системного
реформирования, в свою очередь нуждающегося
в фундаментальной
Важно
провести работу по созданию комплекса
профилирующих дисциплин в
Цель работы: выявить социальные ожидания и проблемы подготовки современных учителей.
Задачи работы:
- определить
состояние современного
- выявить какова социально-психологическая предрасположенность к педагогической деятельности;
-определить
барьеры,которые мешают
Объект исследования: педагог и проблемы в его деятельности.
Предмет исследования:
планирование подготовки учителей.
Гипотеза
исследования: «запрагматизированный»
процесс общественно-
Методология исследования:
1. Социологический, социально-психологический
и политический (государственно-
2. Психология
учителя и психологический
3. Содержание
современного педагогического
.Новейшие
цели учительского образования
-
- подготовка
учителей к принятию
- подготовка
школьных администраторов и
- развитие
специфического собственно
- понимание
учителем событий в классной комнате
(включая содержание образования, управление
и преподавание), необходимое и достаточное,
чтобы он мог изобретать успешные виды
практики или, если они уже известны, связывать
их с данной конкретной ситуацией;
- способность
создавать обучающую среду;
- знание
процедур, методов и техники
Глава
1.Педагогическая подготовка
как сложный образовательный
процесс
1.1.Педагогическое
образование на современном
этапе
В
современном образовательном
Другими словами, в начале девяностых годов ХХ века возросла историческая потребность в качественно новом учителе, которая определялась, прежде всего, совокупностью причин, связанных с «коренными преобразованиями материально-технической базы современного общества на основе достижений научно-технического прогресса, глубокими переменами в содержании и характере труда, совершенствованием всех общественных отношений» [28.45-57].
Не представляет сомнения тот факт, что в осуществлении задач перестройки высшего и среднего образования центральное место принадлежит именно учителю, от которого зависит овладение будущим поколением современным уровнем науки и техники, культуры и духовного интеллектуального потенциала общества. Вузам как основным источникам педагогических кадров необходимо поднять ответственность студентов - будущих учителей - за качество их квалификации и профессиональной деятельности. Проектируемые качества педагога, выпускника Вуза, определяются «возрастанием роли человеческого фактора в решении задач ускорения социально-экономического развития страны». К сожалению, сегодня приходится констатировать, что ни типовые учебные программы Вуза, ни в некоторой степени «запрагматизированный» процесс общественно-политического, правового, этического, эстетического, педагогического воспитания не соответствует современным требованиям подготовки учителя. Необходимо в корне изменить как структуру учебных курсов, так и все содержание учебно-воспитательного процесса в университете и институте с целью обеспечения качественного обновления высшей и средней школы, создания надежной системы непрерывного образования [17.320].
В современной педагогической науке принципиальное обновление педагогического образования в стране вызывает необходимость разработки базовой концепции, в основе которой должно лежать гармоничное и оптимальное соединение психолого-педагогической и специальной подготовки студентов Вуза. В связи с этим проблеме улучшения подготовки педагогических кадров в университете и институте посвящено огромное количество работ. Исследователи предлагают различные походы к решению этого важного для будущей жизни нового общества вопроса [2.207].
Так, к примеру, сторонники личностного подхода всегда считали, в частности, что далеко не каждый человек даже при успешном выполнении всех требований педагогического курса университета и института способен стать квалифицированным учителем - эта профессия требует вполне специфических способностей и личностных качеств, определенной «социально-психологической предрасположенности» к педагогической деятельности.Профессиональная компетентность и овладение мастерством зависит в полной мере от того, как при решении возникающих воспитательных задач будущий педагог умеет делать обобщение и перенос, анализировать их характер и качество собственных решений. Именно в способах решения педагогических задач проявляется педагогическая направленность и личность в целом. С момента развития педагогического образования в университетах формирование педагогической направленности предполагалось через усвоение системы научных знаний по своему предмету, цикла психолого-педагогических дисциплин, педагогической практики [19.776].
Возрастание роли человеческого фактора в развитии общества определило новый подход к подготовке будущих педагогов. Для преподавательской работы нужны выпускники Вузов, способные стать «носителями и пропагандистами всего нового, обладающие профессионально-значимыми качествами». Только в университетах и институтах на высоком уровне развита научная деятельность студентов, которая, несомненно, помогает осознанию ими способностей к педагогической деятельности, а также к возможности их совершенствования. Соединение теоретического и исследовательского обучения в Вузе способствует как ответственному отношению учащегося к учебному процессу, так и одновременному росту его педагогической культуры. Важнейшее значение в формировании высокой продуктивности в решении воспитательных задач имеет именно личностный интеллектуальный потенциал будущего преподавателя, а также сформированность исследовательских способностей [21.56-57].
В связи с этим многие исследователи выдвигают проблему дифференцированного отбора поступающих в институты. Еще в ХIХ веке задача отбора абитуриентов, носившая классовый характер, приобретает профессионально-содержательный смысл. Поэтому вместе с основательностью и фундаментальностью обучения и практической готовностью к учительской работе в университетское педагогическое образование учителей включалось воспитание желания работать с детьми, а также интерес к этой работе. Проблема соответствия личности учителя его преподавательской работе становится главной в идеях передовых общественных деятелей XIX века [1.30-110].
По
мнению многих исследователей,процесс
совершенствования
Подводя итоги анализу основных направлений реформирования системы и принципов подготовки педагогов-специалистов, необходимо отметить следующие их основополагающие принципы:
1. В настоящее время в связи с коренными преобразованиями в системе образования появилась настоятельная потребность в обновлении педагогической подготовки преподавателей в рамках университета и института путем все более органичного соединения психолого-педагогической и специальной научной подготовки студентов. Только при наличии этого наиболее важного компонента подготовки педагогических кадров университет с его фундаментальным исследовательским и научным образованием способен создать основательную базу для становления педагогического профессионализма и творческого подхода к работе учителя.
2.В условиях продолжающегося реформирования образовательного процесса наиболее остро стоит вопрос о профессиональном мастерстве и профессиональной пригодности современного преподавателя, и в связи с этим - о методах и технологиях формирования профессиональной компетенции в выпускающих будущих учителей Вузов.Не представляет сомнения, что профессия учителя требует вполне определенных качеств характера и умений, а также социально-психологической предрасположенности. Степень и качество педагогической подготовки выпускников Вуза выявляется в первые годы его педагогической деятельности.
3.
По результатам проведенных
4.
На сегодняшний день
5.
На современном этапе развития образовательной
системы существует ряд значительных
недостатков в университетском педагогическом
образовании. Во-первых, в университетах
недостаточно времени уделяется на изучение
дисциплин психолого-педагогического
курса, а также у студентов не хватает
практических умений и навыков из-за малого
количества педагогической практики в
течение учебного процесса. Во-вторых,
преподавание большинства научных дисциплин
ведется не в соответствии с их применением
в последующем преподавании учебных предметов.
В-третьих, до настоящего времени еще не
полностью разработан целостный подход
к основным парадигмам университетского
педагогического образования: не определены
общие цели и задачи, централизованно
не согласовано содержание педагогического
образования в университете, не выработаны
общие формы и методы обучения педагогике.
Поэтому проблема концепции университетского
педагогического образования остается
весьма актуальной и острой в современной
педагогической теории и практике [3.24-25].