Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:40, курсовая работа
Цель работы: выявить социальные ожидания и проблемы подготовки современных учителей.
Задачи работы:
- определить состояние современного общества учителей;
- выявить какова социально-психологическая предрасположенность к педагогической деятельности;
-определить барьеры,которые мешают педагогу в его деятельности.
Основными
средствами педагогической подготовки
студентов считались: лекция, семинарские
занятия, педагогическая практика, самостоятельная
работа в кабинетах педагогики и
психологии. Помимо этого, кафедра педагогики
и психологии проводила педагогическую
работу с учителями школ, родителями и
с преподавателями института по разъяснению
значимости педагогического труда и повышению
квалификации профессионально-педагогических
кадров. Одним из способов повышения квалификации
работников вуза являлась аспирантура.
Каждому преподавателю в обязательном
порядке предписывалось выбрать тему
научного исследования и заниматься научной
работой. В дополнение к этому, широко
была распространена работа по изданию
учебных пособий и методической литературы
членами кафедры педагогики [7.239]. Главное,чтобы
будущий педагог уметь не только учить,но
мог и формулировать,анализировать и решать
творческие педагогические задачи, а также
развитие общей технологии творческого
поиска .В технологии подготовки учителя
должны применяться различные способы
и методы,а не только лекции.
Глава
3.Рефлексия и современные
проблемы в структуре
деятельности учителя
3.1.Рефлексия в педагогическом процессе
Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своего сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний, собственного опыта, личностных структур. В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последние десятилетия.
Сущность развития в педагогическом процессе мы понимаем как последовательные изменения качественных характеристик его участников: смену (по восходящей), динамику состояния деятельности, мотивов деятельности, эмоций и чувств, знаний, умений, качеств личности и т. д.
Развитие – внутренний процесс, судить о нём может сам субъект развития, субъект деятельности. Оценка результативности, продуктивности развития, саморазвития осуществляется субъектом через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ, т.е. через рефлексию. Исходя из сказанного, рефлексию в педагогическом процессе можно определить как процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого [11.33-48].
Педагогическая рефлексия предполагает “взаимоотображение”, взаимооценку участников педагогического процесса, “проникновение” педагога во внутренний мир ученика, выявление состояния развития обучаемых.
Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями [14.192-201].
Пониманию сущности и процедур осуществления педагогической рефлексии способствует уяснение ее структуры. Рассмотрение структуры педагогической рефлексии считаем целесообразным вести с учетом структуры педагогического процесса, педагогического взаимодействия. Акцентируя внимание на том, что педагогический процесс предполагает обмен деятельностями педагога и обучаемых, правомерно, на наш взгляд, в структуре рефлексии выделить такие ее компоненты, как: рефлексия педагогом деятельности ученика; рефлексия педагогом своей деятельности; рефлексия педагогом педагогического взаимодействия; рефлексия обучаемыми своей деятельности; рефлексия обучаемыми деятельности педагога; рефлексия учеником имевшего место педагогического взаимодействия [12.47].
Педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом с целью создания условий для развития обучаемых. Это означает, что все компоненты рефлексии в педагогическом процессе обусловлены рефлексией воспитанника собственной деятельности в педагогическом процессе. Данное обстоятельство обусловливает целесообразность рефлексии деятельности педагога, рефлексии осуществленного взаимодействия.
Выделение
функций рефлексии в
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
Выделение функций,
их реализация способствует повышению
развивающего потенциала рефлексии
в педагогическом процессе, позволяет
выстроить процедуру
Являясь
механизмом снятия проблемы, конфликта,
рефлексия может быть рассмотрена
как культуросозидающая способность
личности. Рефлексия является процессом
и результатом самоанализа
Безусловную
значимость в процессе познавательной
деятельности имеет интеллектуальная
рефлексия, которая заключается в осознании
и оценке своих действий, составляющих
сущность интеллектуальной деятельности
субъекта познания. Критериями развития
рефлексивных способностей студента,
на наш взгляд, могут быть названы следующие:
уяснение для себя содержания учебного
материала; владение рациональными приемами
усвоения учебного материала; владение
приемами отработки изучаемого содержания
(понимание логики изложения, выделение
ключевых понятий, умение пересказать
своими словами); владение приемами систематизации
(составление обзоров, резюме, аннотаций,
схем, таблиц); умение осуществлять логическую
квалификацию текста (выделение фактов,
теоретических постулатов, объяснительных
принципов, выдвигаемых следствий); знание
требований, которые предъявляются к усвоенному
материалу; умение составить систему проверочных
заданий для определения уровня усвоения
[15.170].Следует особо подчеркнуть значение
педагогической рефлексии в процессе
вузовской подготовки специалистов. Преподаватель
вуза, рефлексируя – обучает, помогает
студенту перейти из одного состояния
своего развития к другому, более высокому,
а далее – к саморазвитию, становлению
и самосовершенствованию собственной
личности, будущего профессионала в конкретной
области знания. [16.67].
3.2.Современные проблемы учителя в России
Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Мы наблюдали ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми .
Следующей проблемой учителей являются «тяжёлые будни ». Самые тяжелые месяцы для любого учителя это сентябрь и май.Так как сентябрь уже почти позади,поэтому попробую рассказать каким он был.
В последнюю неделю августа все озадачены распределением классов,учителя волнууются сколько будет у них часов и дополнительных занятий,будет ли классное руководство и с какими классами предстоит работать.Первая неделя состоит из ежедневных педсоветов и совещаний, на которых нам рассказывают о планах на год, о результатах поступления выпускников, о том, как изменится школьная жизнь под влиянием нововведений, принятых за лето, о том, что учителя должны воплотить за предстоящий год и о том, что необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться, для чего нам предлагают на выбор немалое количество курсов, переподготовок и учебных программ.
На второй неделя сентября уже меньше совещаний, но гораздо больше дел. Уже известно какие классы будут у учителей и предстоит написать планирование для каждого класса, в котором по часам расписано то, что делаешь на каждом уроке, что задаешь на дом и когда будут контрольные и самостоятельные.
Прозвенел звонок,дети спешат к учителю поставить отметки в дневники,учителю нужно поставит их еще и в журнал и в свой собственный журнальчик тоже ,староста уже стоит над душой, чтобы забрать журнал и отнести на следущий урок,а учителю уже 5 минут, как нужно было находиться в коридоре на дежурстве,следить чтобы никто не пробил никому голову и не врезался в стену в порыве эмоций.А еще хотелось бы перекусить...Эх ладно... может на другой перемене получится. К сожалению, на следущей перемене все повторяется. После уроков нужно присутствовать на совещании, потом заняться планированием и проверить тетради...В итоге, хорошо, если учитель выходит из школы в 5, а ведь все так завидуют учительскому короткому рабочему графику,хотя с 8 до 5 получается 9 часов, как и у всех офисных работников, только дома учитель ищет интересные задания для следующих уроков и печатает планирование составленное на работе.
Третья
неделя сентября ничуть не лучше и
не спокойнее.Наконец появились
журналы, которые резко превращаются
будто в слитки золота , потому что становится
просто нарасхват. Переменки кажутся еще
меньше, ведь за 15 минут приходится и журнал
успеть заполнить за 3 недели учебы,выставить
оценки в дневники,проверить классные
работы у детей,ответить на их бесконечные
вопросы,пойти на дежурство в коридор,а
покушать...ну ладно...в другой раз... Четвертая
неделя сентября несет с собой стартовые
срезовые работы, которые нужно найти
и подобрать из расчета уровня знаний
учеников, потом сделать где-то нужное
количество копий , провести эту работу,
проверить, выставить оценки и ,что самое
удивительное, это правила заполнения
бланка с результатами. Он должен быть
написан одним подчерком, даже если класс
делится на группы, там подсчитывается
количество троек, пятерок и четверок,
высчитывается процент качества обучения
и процент успешности учеников... одним
словом, вспоминаем математику после уроков
и опять идем домой неизвестно когда...как
повезет...А тем временем ученики никак
не поймут, что каникулы кончились и пора
старательно работать и учиться , поэтому
после тяжелого рабочего дня учитель приходит
домой и начинает обзванивать родителей,дабы
прибегнуть к их помощи ,чтобы начали уже
детишки выполнять домашнее задание, хорошо
работать на уроке, потому что их двойки
это огромные проблемы и трудности для учителя,
хотя это уже совсем другая история…[30].Таким
образом,силу,волю,терпение,
Выводы
В связи с этим улучшение подготовки педагогических кадров должно быть направлено на постоянный рост качества профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, на формирование необходимых для преподавательской деятельности личностных качеств, а также на создание условий для развития необходимой составляющей успешной педагогической работы - педагогической направленности и профессиональной готовности.
Должна
существовать потенциальная возможность
создания разного – рядом. И чем больше
будет этого разного, тем лучше. Появится
больше возможностей для выбора. Тогда
как у среднестатистического школьника
он,в принципе, не так уж велик. И может
быть поэтому именно сейчас надо особенно
заниматься системой подготовки педагогических
кадров в инновационном залоге,как гаранта
нашего «светлого» будущего в образовании.
Заключение
Обращение к анализу проблем школьного и вузовского образования с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования инновационной деятельности учителя. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от её решения зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития школы. Выявление ведущих тенденций, принципов, психолого-педагогических условий инновационной подготовки учителя.
Сегодня в нашей стране происходит становление науки о педагогических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать.Кое-что сделано, но остаётся ещё немало нерешенных проблем, и одна из них –дать целостное теоретическое представление о педагогической инноватике, её составе, структуре и функциях.Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это предполагает творческое освоение современных знаний. Разумеется, многое можно сделать с помощью проблемного обучения, но ведь оно требует больших затрат времени, чем объяснительно-иллюстративные методы, передающие знания в готовом виде.
Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителей. Именно поэтому так важно сейчас научить этому педагогов и изменить систему подготовки педагогических кадров.