Современные проблемы учителей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить социальные ожидания и проблемы подготовки современных учителей.
Задачи работы:
- определить состояние современного общества учителей;
- выявить какова социально-психологическая предрасположенность к педагогической деятельности;
-определить барьеры,которые мешают педагогу в его деятельности.

Работа состоит из  1 файл

готовая.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

   Основными средствами педагогической подготовки студентов считались: лекция, семинарские  занятия, педагогическая практика, самостоятельная  работа в кабинетах педагогики и  психологии. Помимо этого, кафедра педагогики и психологии проводила педагогическую работу с учителями школ, родителями и с преподавателями института по разъяснению значимости педагогического труда и повышению квалификации профессионально-педагогических кадров. Одним из способов повышения квалификации работников вуза являлась аспирантура. Каждому преподавателю в обязательном порядке предписывалось выбрать тему научного исследования и заниматься научной работой. В дополнение к этому, широко была распространена работа по изданию учебных пособий и методической литературы членами кафедры педагогики [7.239]. Главное,чтобы будущий педагог уметь не только учить,но мог и формулировать,анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска .В  технологии подготовки учителя должны применяться различные способы и методы,а не только лекции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Рефлексия и современные проблемы в структуре деятельности учителя 
 

3.1.Рефлексия в педагогическом процессе

Рефлексия является процессом и результатом  самоанализа субъектом своего сознания, поведения, внутренних психических  актов и состояний, собственного опыта, личностных структур. В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последние десятилетия.   

Сущность  развития в педагогическом процессе мы понимаем как последовательные изменения  качественных характеристик его  участников: смену (по восходящей), динамику состояния деятельности, мотивов деятельности, эмоций и чувств, знаний, умений, качеств личности и т. д.    

Развитие  – внутренний процесс, судить о нём  может сам субъект развития, субъект  деятельности. Оценка результативности, продуктивности развития, саморазвития осуществляется субъектом через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ, т.е. через рефлексию. Исходя из сказанного, рефлексию в педагогическом процессе можно определить как процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого [11.33-48].   

Педагогическая  рефлексия предполагает “взаимоотображение”, взаимооценку участников педагогического  процесса, “проникновение” педагога во внутренний мир ученика, выявление состояния развития обучаемых.   

Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями [14.192-201].  

Пониманию сущности и процедур осуществления  педагогической рефлексии способствует уяснение ее структуры. Рассмотрение структуры педагогической рефлексии считаем целесообразным вести с учетом структуры педагогического процесса, педагогического взаимодействия. Акцентируя внимание на том, что педагогический процесс предполагает обмен деятельностями педагога и обучаемых, правомерно, на наш взгляд, в структуре рефлексии выделить такие ее компоненты, как: рефлексия педагогом деятельности ученика; рефлексия педагогом своей деятельности; рефлексия педагогом педагогического взаимодействия; рефлексия обучаемыми своей деятельности; рефлексия обучаемыми деятельности педагога; рефлексия учеником имевшего место педагогического взаимодействия [12.47].   

Педагогический  процесс организуется и осуществляется педагогом с целью создания условий  для развития обучаемых. Это означает, что все компоненты рефлексии в педагогическом процессе обусловлены рефлексией воспитанника собственной деятельности в педагогическом процессе. Данное обстоятельство обусловливает целесообразность рефлексии деятельности педагога, рефлексии осуществленного взаимодействия.   

Выделение функций рефлексии в педагогическом процессе – это важнейшее условие  оптимизации развития участников педагогического  процесса.    

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

    • диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
    • проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
    • организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
    • коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
    • смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
    • мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
    • коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия [13.367].
 

   Выделение функций, их реализация способствует повышению  развивающего потенциала рефлексии  в педагогическом процессе, позволяет  выстроить процедуру рефлексивной деятельности педагога и обучаемых.    

Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта, рефлексия может быть рассмотрена  как культуросозидающая способность  личности. Рефлексия является процессом  и результатом самоанализа субъектом  сознания, поведения, внутренних психических  актов и состояний, собственного опыта, личностных структур. Рефлексия – это личностное свойство и одновременно – важнейший фактор развития личности, формирования ее культуры и профессионализма.    

Безусловную значимость в процессе познавательной деятельности имеет интеллектуальная рефлексия, которая заключается в осознании и оценке своих действий, составляющих сущность интеллектуальной деятельности субъекта познания. Критериями развития рефлексивных способностей студента, на наш взгляд, могут быть названы следующие: уяснение для себя содержания учебного материала; владение рациональными приемами усвоения учебного материала; владение приемами отработки изучаемого содержания (понимание логики изложения, выделение ключевых понятий, умение пересказать своими словами); владение приемами систематизации (составление обзоров, резюме, аннотаций, схем, таблиц); умение осуществлять логическую квалификацию текста (выделение фактов, теоретических постулатов, объяснительных принципов, выдвигаемых следствий); знание требований, которые предъявляются к усвоенному материалу; умение составить систему проверочных заданий для определения уровня усвоения [15.170].Следует особо подчеркнуть значение педагогической рефлексии в процессе вузовской подготовки специалистов. Преподаватель вуза, рефлексируя – обучает, помогает студенту перейти из одного состояния своего развития к другому, более высокому, а далее – к саморазвитию, становлению и самосовершенствованию собственной личности, будущего профессионала в конкретной области знания. [16.67].  
 

3.2.Современные проблемы учителя в России

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Мы наблюдали ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми .

Следующей проблемой учителей являются «тяжёлые будни ». Самые тяжелые месяцы для любого учителя это сентябрь и май.Так как сентябрь уже почти позади,поэтому попробую рассказать каким он был.

В последнюю  неделю августа все озадачены  распределением классов,учителя волнууются сколько будет у них часов  и дополнительных занятий,будет  ли классное руководство и с  какими классами предстоит работать.Первая неделя состоит из ежедневных педсоветов и совещаний, на которых нам рассказывают о планах на год, о результатах поступления выпускников, о том, как изменится школьная жизнь под влиянием нововведений, принятых за лето, о том, что учителя должны воплотить за предстоящий год и  о том, что необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться, для чего нам предлагают на выбор немалое количество курсов, переподготовок и учебных программ.

На второй неделя сентября уже меньше совещаний, но гораздо больше дел. Уже известно какие классы будут у учителей и предстоит написать планирование для каждого класса, в котором по часам расписано то,  что делаешь на каждом уроке, что задаешь на дом и когда будут контрольные и самостоятельные.

Прозвенел звонок,дети спешат к учителю поставить отметки в дневники,учителю нужно поставит их еще и в журнал и в свой собственный журнальчик тоже ,староста уже стоит над душой, чтобы забрать журнал и отнести на следущий урок,а учителю  уже  5 минут, как нужно было находиться в коридоре на дежурстве,следить чтобы никто не пробил никому голову и не врезался в стену в порыве эмоций.А еще хотелось бы перекусить...Эх ладно... может на другой перемене получится. К сожалению, на следущей перемене все повторяется. После уроков нужно присутствовать на совещании, потом заняться планированием и проверить тетради...В итоге, хорошо, если учитель выходит из школы в 5, а ведь все так завидуют учительскому короткому рабочему графику,хотя с 8 до 5 получается 9 часов, как и у всех офисных работников, только дома учитель ищет интересные задания для следующих уроков и печатает планирование составленное на работе.

Третья  неделя сентября ничуть не лучше и  не спокойнее.Наконец появились  журналы, которые резко превращаются  будто в слитки  золота , потому что становится просто нарасхват. Переменки кажутся еще меньше, ведь за 15 минут приходится и журнал успеть заполнить за 3 недели учебы,выставить оценки в дневники,проверить классные работы у детей,ответить на их бесконечные вопросы,пойти на дежурство в коридор,а покушать...ну ладно...в другой раз... Четвертая неделя сентября несет с собой стартовые срезовые работы, которые нужно найти  и подобрать из расчета уровня знаний учеников, потом сделать где-то нужное количество копий , провести эту работу, проверить,  выставить оценки и ,что самое удивительное, это правила заполнения бланка с результатами. Он должен быть написан одним подчерком, даже если класс делится на группы, там подсчитывается количество троек, пятерок и четверок, высчитывается процент качества обучения и процент успешности учеников... одним словом, вспоминаем математику после уроков и опять идем домой неизвестно когда...как повезет...А тем временем ученики никак не поймут, что каникулы кончились и пора старательно работать и учиться , поэтому после тяжелого рабочего дня учитель приходит домой и начинает обзванивать родителей,дабы прибегнуть к их помощи ,чтобы начали уже детишки выполнять домашнее задание, хорошо работать на уроке, потому что их двойки это огромные проблемы и трудности для учителя, хотя это уже совсем другая история…[30].Таким образом,силу,волю,терпение,боевой дух должен закладываться  когда будущие учителя только ещё начинают учиться в Вузах. Общепринятым является тот факт, что педагогическая деятельность по сути своей носит рефлексивный характер. Он проявляется в том, что педагог, организуя деятельность обучаемых, стремится смотреть на себя и свои действия как бы глазами своих подопечных, учитывать их точку зрения, взгляды, представлять их внутренний мир, пытается "вчувствоваться" в воспитанника, понять его эмоциональное состояние. Прогнозируя взаимодействие, педагог оценивает себя как участника этого взаимодействия, участника диалога. При этом именно педагог создает условия для возникновения межсубъектных отношений участников педагогического процесса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

     В связи с этим улучшение подготовки педагогических кадров должно быть направлено на постоянный рост качества профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, на формирование необходимых для преподавательской деятельности личностных качеств, а также на создание условий для развития необходимой составляющей успешной педагогической работы - педагогической направленности и профессиональной готовности.

Должна существовать потенциальная возможность создания разного – рядом. И чем больше будет этого разного, тем лучше. Появится больше возможностей для выбора. Тогда как у среднестатистического школьника он,в принципе, не так уж велик. И может быть поэтому именно сейчас надо особенно заниматься системой подготовки педагогических кадров в инновационном залоге,как гаранта нашего «светлого» будущего в образовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Обращение к анализу проблем школьного  и вузовского образования с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования инновационной  деятельности учителя. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от её решения зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития школы. Выявление ведущих тенденций, принципов, психолого-педагогических условий инновационной подготовки учителя.

Сегодня в нашей стране происходит становление науки о педагогических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать.Кое-что сделано, но остаётся ещё немало нерешенных проблем, и одна из них –дать целостное теоретическое представление о педагогической инноватике, её составе, структуре и функциях.Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это предполагает творческое освоение современных знаний. Разумеется, многое можно сделать с помощью проблемного обучения, но ведь оно требует больших затрат времени, чем объяснительно-иллюстративные методы, передающие знания в готовом виде.

Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителей. Именно поэтому так важно  сейчас научить этому педагогов  и изменить систему подготовки педагогических кадров.

Информация о работе Современные проблемы учителей в России