Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:40, курсовая работа
Цель работы: выявить социальные ожидания и проблемы подготовки современных учителей.
Задачи работы:
- определить состояние современного общества учителей;
- выявить какова социально-психологическая предрасположенность к педагогической деятельности;
-определить барьеры,которые мешают педагогу в его деятельности.
1.2. Психологические барьеры в деятельности педагога
Прежде
всего, наличием и расширением сферы
влияния таких видов
"Барьер"
общения - это явление субъективной
природы, возникающее в
Различаются:
1) "барьеры"
отражения - это барьеры, которые
возникают в результате
* себя (неадекватная самооценка);
* партнера(приписывание
не присущих ему свойств,
* ситуации
(неадекватная оценка
2) "барьер"
отношения - это барьеры, возникающие
в результате неадекватного
* к себе
(неудовлетворенность своим
* к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);
* к ситуации
(негативное отношение к
3) "барьеры"
обращения как специфической
формы отношения. Эти "барьеры"
* при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);
* при
формах обращения ведущих к
непродуктивному общению (
Психологические барьеры-психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, "страх сцены") [4.302].
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей, как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.
Адекватность восприятия учебной информации зависит - от ряда причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл [27.34-68].
В настоящее
время затруднения, или «барьеры»
общения рассматриваются с
Возрастная область затруднения. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку (поэтому обращение педагога в классе «Дети» или «Мальчики и девочки» может вызвать негативную или скептически сдержанную реакцию). Затруднения общения могут возникнуть, когда педагог в силу занятости или других интересов действительно не знает мира музыки, живописи, танца, кинематографа, языка и ценностей молодежной субкультуры.
Область индивидуально - психологических затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя), ученика (студента) и их принятия друг другом. Во-вторых, это затруднение в педагогическом общении можно объяснить сознательным отсутствием регулирования, сдерживания педагогом негативно влияющих на общение своих индивидуально-психологических особенностей, таких, например, как раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др [25.312-319].
Педагогическая
деятельность как область затруднений.
В педагогической деятельности затруднения
могут быть вызваны как самим предметным
содержанием, т.е. уровнем владения педагогом
теми знаниями, организация усвоения которых
является основой его деятельности, так
и профессионально-
Успешность
педагогического общения
1. педагогическое
общение не терпит суетности
и пустозвонства. Слова не
2. педагогическое общение - это требовательность к себе и к окружающим во всем, что касается учебы и воспитания;
3. лаконичность в делах, поступках, речи; динамизм общения зависит от внутренней собранности личности [26.178].
В качестве параметров психологических барьеров выделяются:
1. Составляющие
барьера, т.е. конкретные
2. Степень психологического барьера, определяемую количеством людей, имеющих негативные психологические состояния.
3. Характер
и формы проявления негативных
реакций людей: пассивные
Итак, данные
исследования показывают, что психологический
барьер является развивающимся социально-психологическим
образованием, его параметры заметно изменяются
в пространстве и во времени на разных
этапах нововведения, в различных организациях,
у различных категорий работников.
Глава
2.Механизм подготовки
учителей к инновационной
деятельности
2.1. Подходы положенные к подготовки деятельности учителя
Основное
назначение профессионально-
– системный, рефлексивно-деятельный и индвидуально-творческий подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности учителя. С позиций системного подхода – все звенья педагогического образования должны максимально стимулировать проявление всех компонентов инновационной деятельности в их единстве.
Реализация
рефлексивно-деятельностного
Процесс подготовки учителя к инновационной деятельности станет в определенной степени управляемым, если будет удовлетворять ряду специально организованных условий: преемственность всех этапов многоуровнего педагогического образования; ориентация вузовского обучения на обобщенную модель подготовки учителя к инновационной деятельности; психологическая диагностика готовности будущего учителя к данному виду деятельности ; формирование у студентов творческой активности и мотивационно -целостного отношения к педагогическим инновациям; взаимосвязь методологической, специальной, общепедагогической, психологической и методической подготовки учителя ; осуществление межцикловых и междисциплинарных взаимодействий, интеграция знаний в русле общих проблем инноватики ; формирование у студентов инновационной культуры, восприимчивости к новому; обеспечение системообразующих функций педагогической практики в ее единстве с исследовательской подготовкой;изучение и критериальная оценка динамики освоения инновационной деятельности учителя [10.88-93].
1.Последовательность
подготовки учителя к
Первый этап – развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой применительно к возникшей проблеме, развитие критичности мышления.
Второй этап – овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику.Студенты знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучают основные источники развития альтернативной школы, знакомятся с различными типами инновационных учебных заведений и т.д.
Третий этап – освоение технологии инновационной деятельности. Знакомятся с методикой составления авторской программы, этапами экспериментальной работы в школе, участвуют в создании авторской программы,анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.
Четвертый этап - практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе формируется инновационная позиция учителя, как система его взглядов и установок в отношении новшества [5.12-18].
Главным фактором
развитие
его индивидуального стиля
2.2. Средства, формы, методы и технологии подготовки педагогических кадров
Преподаванию
дисциплин психолого-