Современные проблемы учителей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить социальные ожидания и проблемы подготовки современных учителей.
Задачи работы:
- определить состояние современного общества учителей;
- выявить какова социально-психологическая предрасположенность к педагогической деятельности;
-определить барьеры,которые мешают педагогу в его деятельности.

Работа состоит из  1 файл

готовая.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

1.2. Психологические барьеры в деятельности педагога

Прежде  всего, наличием и расширением сферы  влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. невозможно аффективное осуществление деятельности при не налаженных, затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы "барьеров" имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание "барьеров" на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности. Решение проблемы "барьеров" общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия "барьеров" и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подход [23.34-57].Дело в том, что процесс общения это прежде всего взаимоотношение индивидов, каждый из которых обладает специфическим набором индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей. В связи с этим в проблематике вопроса "барьеров" общения необходимо учитывать личностный аспект, как определяющий индивидуально-избирательные отношения данной личности к действительности. Наиболее адекватным поставленной проблеме можно считать следующее определение:

"Барьер" общения - это явление субъективной  природы, возникающее в объективно  сложившейся ситуации, сигналом  появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующие процессу взаимодействия [18.96].

Различаются:

1) "барьеры"  отражения - это барьеры, которые  возникают в результате искаженного восприятия:

* себя (неадекватная самооценка);

* партнера(приписывание  не присущих ему свойств, способностей);

* ситуации (неадекватная оценка значимости  ситуации);

2) "барьер" отношения - это барьеры, возникающие  в результате неадекватного отношения:

* к себе (неудовлетворенность своим ролевым  статусом);

* к партнеру (чувство антипатии, неприязни  к партнеру);

* к ситуации (негативное отношение к ситуации);

3) "барьеры"  обращения как специфической  формы отношения. Эти "барьеры"  возникают:

* при  формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);

* при  формах обращения ведущих к  непродуктивному общению (повышенный  тон голоса, невербальные средства  используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.) [24.404].

Психологические барьеры-психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, "страх сцены") [4.302].

В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей, как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.

Адекватность  восприятия учебной информации зависит - от ряда причин, важнейшей из которых  является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл [27.34-68].

В настоящее  время затруднения, или «барьеры»  общения рассматриваются с разных позиций в зависимости от основания  их анализа и подхода. Так, в рамках общепсихологической интерпретации  они классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. В деятельностном подходе выделяются мотивационные и операциональные затруднения, соотносимые с двумя основными сторонами общения -- коммуникативной и интерактивной. Они в свою очередь проявляются в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах.

Возрастная  область затруднения. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку (поэтому обращение педагога в классе «Дети» или «Мальчики и девочки» может вызвать негативную или скептически сдержанную реакцию). Затруднения общения могут возникнуть, когда педагог в силу занятости или других интересов действительно не знает мира музыки, живописи, танца, кинематографа, языка и ценностей молодежной субкультуры.

Область индивидуально - психологических затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что  эти затруднения есть результат  взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя), ученика (студента) и их принятия друг другом. Во-вторых, это затруднение в педагогическом общении можно объяснить сознательным отсутствием регулирования, сдерживания педагогом негативно влияющих на общение своих индивидуально-психологических особенностей, таких, например, как раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др [25.312-319].

Педагогическая  деятельность как область затруднений. В педагогической деятельности затруднения могут быть вызваны как самим предметным содержанием, т.е. уровнем владения педагогом теми знаниями, организация усвоения которых является основой его деятельности, так и профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, т.е. средствами и способами педагогического воздействия на обучающихся. Соответственно основные направления педагогических затруднений связаны с самим развитием, содержанием и формами образовательного процесса, а также с особенностями учителя (преподавателя) как субъекта деятельности обучения и воспитания и с процессом общения [8.220].

Успешность  педагогического общения зависит  от умения преодолевать психологические  барьеры в общении и соблюдения определенных правил общения:

1. педагогическое  общение не терпит суетности  и пустозвонства. Слова не должны  расходиться с делами;

2. педагогическое  общение - это требовательность  к себе и к окружающим во  всем, что касается учебы и  воспитания;

3. лаконичность  в делах, поступках, речи; динамизм общения зависит от внутренней собранности личности [26.178].

В качестве параметров психологических барьеров выделяются:

1. Составляющие  барьера, т.е. конкретные факторы,  вызывающие негативную реакцию  людей.

2. Степень  психологического барьера, определяемую количеством людей, имеющих негативные психологические состояния.

3. Характер  и формы проявления негативных  реакций людей: пассивные формы  проявления, активные, крайние [9.21-113].

Итак, данные исследования показывают, что психологический барьер является развивающимся социально-психологическим образованием, его параметры заметно изменяются в пространстве и во времени на разных этапах нововведения, в различных организациях, у различных категорий работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Механизм подготовки учителей к инновационной деятельности 
 

2.1. Подходы положенные  к подготовки деятельности учителя

Основное  назначение профессионально-педагогического  образования: научить студентов  решать творческие педагогические задачи. Процесс профессионального становления будущего учителя должен, по возможности, моделировать заданную структуру инновационной деятельности [6.19]. В основу построения концепции подготовки учителя к инновационной деятельности были положены:

– системный, рефлексивно-деятельный и индвидуально-творческий подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности учителя. С позиций системного подхода – все звенья педагогического образования должны максимально стимулировать проявление всех компонентов инновационной деятельности в их единстве.

Реализация  рефлексивно-деятельностного подхода  – предполагает развитие способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе, как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.Индивидуально-творческий подход – выводит на личностный уровень, обеспечивающий выявление и формирование у учителя творческой индивидуальности, развитие у него инновационного сознания, неповторимой технологии деятельности.

Процесс подготовки учителя к инновационной  деятельности станет в определенной степени управляемым, если будет удовлетворять ряду специально организованных условий: преемственность всех этапов многоуровнего педагогического образования; ориентация вузовского обучения на обобщенную модель подготовки учителя к инновационной деятельности; психологическая диагностика готовности будущего учителя к данному виду деятельности ; формирование у студентов творческой активности и мотивационно -целостного отношения к педагогическим инновациям; взаимосвязь методологической, специальной, общепедагогической, психологической и методической подготовки учителя ; осуществление межцикловых и междисциплинарных взаимодействий, интеграция знаний в русле общих проблем инноватики ; формирование у студентов инновационной культуры, восприимчивости к новому; обеспечение системообразующих функций педагогической практики в ее единстве с исследовательской подготовкой;изучение и критериальная оценка динамики освоения инновационной деятельности учителя [10.88-93].

1.Последовательность  подготовки учителя к инновационной деятельности  на первом этапе, согласно исследователям(Сластенина В.А. и Подымовой Л.С.) [22.34-57]

Первый  этап – развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений  в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой применительно к возникшей проблеме, развитие критичности мышления.

Второй  этап – овладение основами методологии  научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику.Студенты знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучают основные источники развития альтернативной школы, знакомятся с различными типами инновационных учебных заведений и т.д.

Третий этап – освоение технологии инновационной деятельности. Знакомятся с методикой составления авторской программы, этапами экспериментальной  работы в школе, участвуют в создании авторской программы,анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.

Четвертый этап  - практическая работа на экспериментальной  площадке по введению новшества в  педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе формируется инновационная позиция учителя, как система его взглядов и установок в отношении новшества [5.12-18].

        Главным фактором инновационной  подготовки учителя является

развитие  его индивидуального стиля деятельности, т.к. присвоение новшеств происходит на индивидуально-личностном уровне.  
 

2.2. Средства, формы, методы и технологии подготовки педагогических кадров 

   Преподаванию  дисциплин психолого-педагогического  цикла и общей воспитательной работе, формирующей педагогическую направленность студентов, с момента образования Мордовского Агропединститута придавалось одно из основных значений, так как в целевых установках первого мордовского педвуза была закреплена установка на подготовку преподавательских кадров для национальной десятилетней политехнической школы республики.

Информация о работе Современные проблемы учителей в России