Современные средства обучения в профессиональной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании современных средств обучения в профессиональной школе.
Объект исследования - средства обучения в профессиональной школе, предмет исследования виды средств обучения в профессиональной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были выдвинуты на рассмотрение следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть классификацию современных средств обучения в профессиональной школе.
3. Выделить задачи и функции средств обучения в современных условиях профессионального обучении.
4. Описать применение средств обучения в профессиональной школе.

Содержание

Введение
Глава 1: Применение средств обучения в профессиональной школе
Глава 2: Современные средства обучения: классификация, функции и задачи
Глава 3: Характеристика средств обучения в профессиональной школе
2.1. Печатные средства обучения
2.2. Экранные средства обучения
2.3. Звуковые и объемные средства обучения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курс - средства обучения.docx

— 68.82 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки

 Российской  Федерации

 

Пензенский государственный  университет

 

Факультет машиностроения, транспорта и энергетики

 

Кафедра профессиональной педагогики  и психологии

 

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине «Общая и профессиональная педагогика

 

на тему:

Современные средства обучения в профессиональной школе

 

Выполнил: Студент гр.09 МУ1

ШаблиновВ.А.

Научный руководитель:

к.п.н..доцент

ЛогиноваО.А.

 

Пенза 2011

Содержание:

Введение

 

Глава 1: Применение средств обучения  в профессиональной школе 

Глава 2: Современные  средства обучения: классификация, функции  и задачи

Глава 3: Характеристика средств обучения в профессиональной школе

2.1. Печатные средства обучения

2.2. Экранные средства обучения

2.3. Звуковые  и  объемные средства обучения

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Молодежь, осваивающая сегодня  профессиональное мастерство, будет  трудиться в условиях более высокого уровня развития техники и технологии. Все это потребует постоянного  роста профессионального мастерства.

Жизнь предъявляет все  более жесткие требования к профессиональному, образовательному и культурному  уровню всех тружеников общества. Поэтому  необходимо уделять первостепенное внимание развитию индивидуальных способностей учащихся, расширять дифференцированное обучение в соответствии их запросами  и склонностями. В связи с этим особую значимость приобретает проблема формирования профессионального интереса.

Практика, однако, показывает, что еще у многих обучающихся отсутствует интерес к избранной профессии, что приводит к неудовлетворенности, разочарованию, поверхностному отношению к общеобразовательной и профессиональной подготовке и в результате к отсеву учащихся. Причины названных недостатков различные.

Поэтому вся деятельность мастера и учебная и производственная, и воспитательная должны быть объединены единой стержневой идеей - формированием  интереса к избранной профессии.

В условиях реализации реформы  общеобразовательной и профессиональной школы развернулись активные поиски совершенствования учебно-воспитательного  процесса.

Одним из путей является широкое внедрение в учебный  процесс средств обучения. Все эти вышеперечисленные факты и составляют актуальность выбранной нами темы курсовой работы «Современные средства обучения в профессиональной школе».

Цель  данной курсовой работы состоит в исследовании современных средств обучения  в профессиональной школе.

Объект исследования -  средства обучения в профессиональной школе, предмет исследования виды средств обучения в профессиональной школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были выдвинуты на рассмотрение следующие  задачи:

  1. Проанализировать  педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Рассмотреть классификацию современных средств  обучения в профессиональной школе.
  3. Выделить задачи и функции средств обучения в современных условиях профессионального обучении.
  4. Описать применение средств обучения в профессиональной школе.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Применение средств обучения в профессиональной школе

 

Формирование умений и  навыков обучающихся происходит, прежде всего,  в процессе их учебно – производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально – технические средства производственного обучения в профессиональной школе.

Другая составная часть  средств производственного обучения – учебно – методическое оснащение производственного обучения. Это средства  обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно – воспитательного процесса учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения учебно – методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы и т.п.

К средствам обучения относят  такие предметы, которые используются в учебно-воспитательном процессе для  передачи информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью на различных  этапах урока.

Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной  работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью.

Особенно большое значение они имеют при ознакомлении обучающихся с новой техникой, прогрессивной технологией, передовыми методами труда новаторов производства. Никакие технологии не в состоянии «сами собой» обучить или научить кого-либо. Подобное создается только подобным: знания, нравственные черты, особенности психологического и интеллектуального восприятия вольно или невольно передаются от учителя учащимся.

Образовательный процесс  в современной профессиональной школе достигает наивысшей эффективности  при широком, но оправданном использовании  преподавателем всего богатого арсенала дидактики - через разумную комбинацию различных педагогических форм, методов, способов, средств, приемов, режимов  и алгоритмов обучения. В этом умении, мастерстве - важнейший показатель профессиональной компетентности и  дееспособности преподавателя.

Таким образом, средства обучения [18; 568]:

    • обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней;
    • материальные и идеальные объекты, которые вовлекают в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащегося.

К средствам обучения относятся  материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в  качестве носителей информации и  инструмента деятельности педагогов  и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [21; 177].

Процесс обучения - сложное  единство деятельности учителя и  деятельности учащихся направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.

По утверждению Лихачева.Б. педагогический процесс реально существует, как научно обоснованная, развивающая и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов динамику возрастного изменения детей [10; 102]. Структура педагогического процесса образуется из органически связанных элементов: системообразующим звеном педагогического процесса является; целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель педагог, он определяет цели; полноправным элементом педагогического процесса является ребенок.

Эти элементы инвариантны показаны И. И. Ильясовым в своей книге «Структура процесса обучения» [15; 34]:

  1. Изменяющимся элементом педагогического процесса является его содержание, которое тщательно подбирается, подвергается педагогическому анализу; обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, структурируется, приводится в соответствии с возрастными возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого опыта является для педагогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно раскрывается через понятие; основы наук, общественные отношения, культура, технология производства, труд, физическая культура. Благодаря содержанию идеологического процесса у детей осуществляется социализация, формируется отношение к миру, мировоззрение, формируются основные мотивы, стимулы и формы поведения. Содержание педагогического процесса формирует духовные потребности и ценные ориентации ребёнка, вооружает его знаниями, способами познания и преобразования мира раскрывает ему пути и формы удовлетворения материальных и духовных потребностей.
  2. Вторым изменяющимся структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс (формы, методы, средства обучения). Педагогический процесс всегда строится как целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать при условии регулярного обмена информации, Управленческая система педагогического процесса органически связанна со всеми его компонентами. Она включает в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.
  3. Третьим элементом педагогического процесса является педагогическая диагностика. Педагогические способы и приёмы диагностики получения обратной информации, используются в целях изучения эффективности педагогического процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей, плоды самостоятельной работы.
  4. Четвёртым элементом являются критерии эффективности педагогического процесса установленных педагогикой и психологией. В их состав входят оценки знаний, умений, навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу.
  5. Пятым структурным элементом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой.

Содержание обучения раскрывается через учебный план, программу  и систему средств обучения, которая  служит основой для организации  и управления учебно-воспитательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя (мастера).

Поэтому обеспечение учебных  заведений средствами обучения имеет  немаловажное значение в подготовке квалифицированных кадров.

Под комплексным методическим обеспечением учебно-воспитательного  процесса понимается разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимой для полного и  качественного изучения предмета (профессии) в рамках отведенного времени.

Применение средств обучения коренным образом изменят структуру  урока, помогает с большей пользой  использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и  доходчиво изложить сложный материал и обеспечить быстрое и прочное  его усвоение, сократить время  на передачу информации и контроль за ее усвоением, увеличив одновременно продолжительность самостоятельной работы обучающихся на уроке.

Средства обучения расширяют  границы опыта и наблюдений обучающихся, открывают возможности для более глубокого понимания основных законов развития природы и общества, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью, для организации разнообразной самостоятельной работы на уроке. Они лучше доносят до учащихся сущность изучаемых явлений, помогают выделить основные понятия и показать взаимосвязь между ними.

Одно время считалось, что применение технических средств  обучения может радикально изменить всю систему обучения. Однако, мнение о том, что ТСО могут заменить преподавателя и мастера  производственного обучения не оправдались.

Как показала практика, средства обучения являются специфическими средствами педагогического труда, умножающими  возможности преподавателя и  мастера в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и  во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Современные  средства обучения: классификация, функции, задачи

 

Классификация средств обучения (как и многое в педагогике) различна - в зависимости от положенного  в основу признака. А. В.  Хуторской в своей книге «Современная дидактика» ранжировал следующую классификация современных средств обучения [24; 402]:

1-я классификация (по  общим свойствам) 

1. По составу объектов: материальные (помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты, расписание занятий) и идеальные (знаковые модели, образные представления, мысленные эксперименты, гипотезы, идеи, ощущения).

2. По отношению к источникам появления: искусственные (книги, тетради, освещение, картины, часы) и естественные (цветы, гербарий, биологические объекты, ландшафт, климат).

3. По степени сложности: простые (образцы, модели, карты, атласы, рабочие тетради) и сложные (музыкальные инструменты, видеомагнитофон, компьютер, Интернёт).

4. По характеру использования: статичные (парта, доска, стул) и динамичные (часы, видеотехника, аудиозапись, кино, люди).

5. По характеру воздействий: аудиальные (живая речь, звукозапись, радио), визуальные (демонстрационные приборы, диаграммы, таблицы), аудиовизуальные (магнитофоны, радио, WЕВ-конференции).

6. По особенностям строения: плоские (рисунки, карты. схемы), объемные (макеты, модели, скульптуры, предметы, человеческое тело), смешанные (глобус), виртуальные (мультимедийные программы).

7. По сфере приложения: локальные (по отдельному предмету  или занятию) и общие (универсальные  для всего учебного процесса).

8. По носителю информации: бумажные (книги, альбомы, фотографии, атласы), магкитооптические (аудио - и видеокассеты, диафильмы, слайды), электронные (синтезатор, компьютер, приборы).

9. По уровням содержания образования: урочные (тексты, задачи, упражнения), предметные (учебники, справочники, таблицы, стенды), процессуальные (кабинеты, аудитории, лаборатории, мастерские, залы).

10. По отношению к технологическому процессу: традиционные (наглядные пособия, музеи, выставки, библиотеки), перспективные (электронная аппаратура, компьютерная техника, психодиагностические материалы), инновационные (класс-синтезатор, электронное тестирование, электронный учебник, рука).

11. По способу изготовления: промышленные (книги, портреты, мебель, приборы), автономные (сделанные руками учащихся или преподавателей).

2-я классификация (по  группам):

1. Натуральные объекты: образцы и коллекции (минералов, растений, детских работ); технические средства и инструменты лабораторно-испытательной принадлежности (реактивы, карточки, станки, машины, посуда, установки).

2. Изображения и отображения: модели, муляжи, иллюстрации (рисунки, картины, репродукции, фото), экранно-звуковые средства (кино - и слайд-фильмы, аудио - и видеозаписи, радио - и телепередачи).

3. Описания предметов и явлений: посредством знаковых систем (слово, символы, знаки) - в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков, учебно-методической литературы.

4. Технические средства  обучения (ТСО): проекторы (диа-, кино-, звуко-, видео-, мультимедиа-), приемники (радио-, теле-, телефон), оргтехника, компьютерная техника.

Информация о работе Современные средства обучения в профессиональной школе