Современные средства обучения в профессиональной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании современных средств обучения в профессиональной школе.
Объект исследования - средства обучения в профессиональной школе, предмет исследования виды средств обучения в профессиональной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были выдвинуты на рассмотрение следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть классификацию современных средств обучения в профессиональной школе.
3. Выделить задачи и функции средств обучения в современных условиях профессионального обучении.
4. Описать применение средств обучения в профессиональной школе.

Содержание

Введение
Глава 1: Применение средств обучения в профессиональной школе
Глава 2: Современные средства обучения: классификация, функции и задачи
Глава 3: Характеристика средств обучения в профессиональной школе
2.1. Печатные средства обучения
2.2. Экранные средства обучения
2.3. Звуковые и объемные средства обучения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курс - средства обучения.docx

— 68.82 Кб (Скачать документ)

Сотрудниками лаборатории  учебного кино, радио и телевидения  установлено, что к моменту прихода  учителя к уроку психологически подготовлена только половина учащихся. На подготовку остальных к восприятию учебного материала, уже в присутствии  учителя обычно расходуется в  среднем до 3 минут. Если же урок начинается с использования экранных средств  или звукозаписей, то время на подготовку учащихся сокращается.

Через 18-20 минут после  начала урока, если не используются технические  средства, часть обучающихся постепенно отвлекается и преподаватель вынужден делать замечания им, отвлекая от работы весь класс. Если же на уроке применяются экранные или звуковые пособия, устойчивость внимания сохраняется на протяжении всего урока, время для учащихся течет незаметно.

Установлено, что особое благоприятное влияние на внимание учащихся и соответственно качество усвоения учебного материала оказывает  демонстрация коротких кинофрагментом (прослушивание коротких звукозаписей в сочетании со статическими кадрами из диафильмов, слайдов кодоскопа.

Весьма эффективным средством  формирования внимания является самостоятельная  работа учащихся со специально подготовленным текстом, содержащим указания: «покажи, обведи, рассмотри».

Многолетние наблюдения показали, что при комплексном использовании  технических средств обучения в процессе учебной деятельности создаются условия, при которых учащиеся работают с большим подъемом и интересом, в таких условиях внимание поднимается на уровень послепроизвольного.

Труд, выполняемый на уровне послепроизвольного внимания, увлекает человека своим содержанием и способом выполнения, доставляет наслаждение своеобразностью сплетения физических и интеллектуальных сил. Этим объясняется высокая продуктивность и воспитательная сила такого труда. Все это повышает интерес к избранной профессии.

Применение технических средств обучения на уроках обеспечивает внутреннюю готовность учащихся к восприятию новой информации, мобилизует их внимание.

Сознательная учебная  активность учащихся на уроке является важнейшим показателем целесообразности процесса обучения и, следовательно, воспитательного  воздействия на учащихся. Само общение  с техническими средствами обучения способствует общему развитию учащихся.

Оптимальная частота применения технических средств обучения зависит от учебного предмета, возраста, подготовленности учащихся, мастерства преподавателя и комплекса используемых пособий, а также других условий, определяющих ход учебного процесса. Технические средства обучения являются надежным помощником преподавателя, эффективность которых зависит от умения применять их в комплексе.

Под комплексным применением  технических средств обучения в учебном процессе понимается научно-обоснованное, системное сочетание новой дидактической техники с традиционными формами и методами обучения, которые при активной работе учащихся под руководством преподавателя обеспечивают оптимальное решение учебных и воспитательских задач.

Какое бы место в структуре  занятия не занимали бы технические средства обучения, следует помнить, что они должны органически вписываться в систему построения урока.

Анализируя этот момент, необходимо отметить взаимосвязь технических средств с другими средствами обучения, используемыми на уроке, наличие логических переходов от одного средства обучения к другому.

Совместная деятельность преподавателя и учащихся в учебном  процессе с использованием технических средств обучения может протекать следующим образом [17; 102]:

    • использовать в качестве иллюстрации к излагаемому преподавателем учебному материалу - такой метод носит название наглядно-иллюстративного,
    • служить источником нового учебного материала. В этом случае преподаватель организовывает самостоятельную познавательную деятельность учащихся - такой метод носит название познавательно-активного.

Тот или иной метод избирается преподавателем в зависимости от ряда факторов: познавательной сложности  изучаемого материала, подготовленности учащихся, содержания аудиовизуальных учебных пособий, времени, отводимого на изучение учебного материала.

С методами использования  технических средств обучения учебных занятиях очень тесно связаны приемы.

Прием использования на уроке  технических средств обучения - это часть метода, его структурный элемент. Причем одни и те же приемы могут использоваться при применении различных методов.

Аудиовизуальные пособия  являются очень гибкими учебными средствами. Их можно использовать на уроке полностью, частями, отдельными кадрами, в сочетании с другими  средствами обучения.

Многообразие приемов  позволяет сделать использование  технических средств обучения на занятиях разноплановым, интересным и более эффективным.

Организация познавательной деятельности учащихся на занятиях с  использованием технических средств обучения является одним из наиболее значительных факторов, влияющих на эффективность учебного процесса, проводимого в условиях применения технических средств обучения.

При работе с техническими средствами обучения всегда следует помнить, что сами по себе аудиовизуальные пособия не могут повысить познавательную активность обучаемых, если для этого не будут приложены усилия педагога.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях использования  технических средств обучения  могут быть самыми разнообразными, но объединяет их одно: необходимость психологической установки на восприятие.

Для ее обеспечения используются следующие педагогические приемы [15; 278]:

    • внимание слушателей обращают на главное в фильме, радио или телепередаче,
    • дают указание обучаемым самим выделить главное, существенное в сообщаемой информации,
    • перед обучаемыми ставят проблемные вопросы, чтобы направить их восприятие в нужное русло,
    • просят обучаемых обратить внимание на отдельный эпизод или фрагмент, сравнить данную информацию с предыдущей и т.д.,
    • предлагают им самим сделать определенные выводы, дать рекомендации.

Указанные цели просмотра, постановка определенной задачи, обсуждение просмотренного или прослушанного материала - обязательное условие, обеспечивающее организацию  самостоятельной познавательной активности слушателей.

Подбор комплекса технических средств обучения  на урок должен производиться с учетом педагогических и выразительных возможностей отдельных видов технических средств обучения, с соблюдением эмоционального ряда.

Под комплексом технических средств обучения  следует понимать набор средств, позволяющих наиболее рационально решать образовательно-воспитательные задачи учебного процесса.

Комплекс технических средств обучения  - это не простое суммирование специфических особенностей отдельных средств обучения, а новое дидактическое средство, обладающее интегративными свойствами.

Содержание учебного материала  не должно дублироваться отдельными элементами комплекса, а должно раскрывать изучаемый материал с разных сторон и точек зрения.

Немаловажным фактором, способствующим эффективному применению технических средств обучения в учебном процессе являются условия, в которых они используются. Имеются ввиду учебно-материальные, организационно-технические и санитарно-гигиенические условия.

Под учебно-материальными  условиями следует понимать учебное  оборудование и учебные средства. К их выбору следует подходить  из требований оптимальности.

Эти требования предполагают, что при минимальном числе  и за минимальное время, а также  при минимально необходимых экономических  затратах учебно-материальные средства должны обеспечивать максимальную эффективность  и качество усвоенного учебного материала.

К организационно-технических  условиям относится подготовка к  занятию с применением технических средств обучения класса, аппаратуры, средств обслуживания учебного процесса, а также отладка способов управления технических средств обучения.

К санитарно-гигиеническим  условиям относится качество демонстрирования учебных пособий и факторы, обеспечивающие наилучшее восприятие экранно-звуковой информации.

Технические средства обучения комплексно воздействуют на такие анализаторы, как слух, зрение. Оптимальное восприятие, переработка информации, а также  сохранение устойчивого уровня работоспособности  учащихся на продолжении всего урока  зависят от ряда факторов: яркости, контрастности, четкости изображения  на экране, чистоты, громкости и разборчивости звука, просмотровых зон, продолжительности демонстрации, места урока в расписании занятий, учебного предмета. Все эти факторы должны учитываться при анализе урока.

В заключение анализа урока, проводимого с использованием ТСО, следует сделать вывод о влиянии применяемых аудиовизуальных средств на повышение эффективности урока. Здесь следует исходить из критериев оптимизации учебного процесса, которые сводятся, в конечном счете, к тому, чтобы при минимальных необходимых затратах времени, материальных средств, усилий учащихся и преподавателя получить максимально возможные результаты обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение следует отметить, что в данной курсовой работе рассмотрели современные средства обучения в профессиональной школе и пришли к следующим выводам:

    1. Методика преподавания любого предмета, по утверждению Полат Е.С., предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.
    2. Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся, мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом использовании.
    3. В комплексном применении средств обучения ведущую роль играет одно из средств: остальные являются его дополнением.
    4. Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной подготовки плана (сценария) каждого урока. Для этого необходимо знания о принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося.

Список литературы:

  1. Бережнова Е. В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: Методические рекомендации для студентов.- М.: Педагогическое общество России. – 1999. – 48 с.
  2. Вадюшин В.А. ТСО в профессионально-технических заведениях - М.: Высшая школа, 1983.
  3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства - М.: Высшая школа, 1988.
  4. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.
  5. Клементьев В.А. Методические рекомендации по применению видеомагнитофона при обучении учащихся в учебных заведениях профтехобразования и квалифицированных рабочих на производстве. - М: Высшая школа, 1981.
  6. Кочетов С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. - М.: Высшая школа, 1986.
  7. Кузнецов П. В. Развитие педагогической культуры мастеров  производственного обучения. – Екатеринбург, Изд – во УГППУ. – </

Информация о работе Современные средства обучения в профессиональной школе