Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании современных средств обучения в профессиональной школе.
Объект исследования - средства обучения в профессиональной школе, предмет исследования виды средств обучения в профессиональной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были выдвинуты на рассмотрение следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть классификацию современных средств обучения в профессиональной школе.
3. Выделить задачи и функции средств обучения в современных условиях профессионального обучении.
4. Описать применение средств обучения в профессиональной школе.
Введение
Глава 1: Применение средств обучения в профессиональной школе
Глава 2: Современные средства обучения: классификация, функции и задачи
Глава 3: Характеристика средств обучения в профессиональной школе
2.1. Печатные средства обучения
2.2. Экранные средства обучения
2.3. Звуковые и объемные средства обучения
Заключение
Список литературы
При очной системе обучения учебник служит средством для самостоятельной работы учащихся по усвоению знаний, во внеурочное время или на уроке, когда преподаватель дает задание изучить не очень сложный материал без предварительного объяснения и т.п. особую роль играют учебники на начальном этапе освоения умений и навыков.
Преподаватель может использовать учебник в процессе изложения материала, воспроизводя на экране с помощью эпипроектора рисунок, чертеж, график или текст, если для этого нет других средств обучения.
Он может дать учащимся задание по учебнику: законспектировать какой-либо раздел, составить план ответа, прокомментировать содержание отдельных абзацев параграфа и т.д.
Большое значение для получения
знаний имеет умение учащихся работать
со справочной литературой. Это позволяет
учащимся собственными силами решать
определенные технологические задачи,
которые неизбежно встанут
Учебные плакаты могут
передавать образную, графическую, схематическую,
символическую и текстовую
Плакат должен занимать в кабинете одно из самых удобных мест и быть доступным для учащихся и преподавателя (мастера).
Применение плакатов в учебном процессе позволяет экономить время на уроке, быстро подавать необходимую информацию. С помощью учебного плаката можно организовать самостоятельную работу учащихся на уроках теоретического и производственного обучения.
Учебные плакаты дают возможность организовать коллективную работу с группой, обсуждение их содержания всеми учащимися способствует созданию проблемной ситуации.
Инструкционная карта представляет собой руководство, с помощью которого учащиеся самостоятельно могут изучить устройство и действие какого-либо объекта.
Ею пользуются на лабораторных работах и уроках производственного обучения.
В сочетании с плакатом она является эффективным средством обучения при изучении натуральных объектов, т.к помогает теснее увязать абстрактные представления с конкретными понятиями.
Инструкционно - технологическая карта отличается от инструкционной тем, что служит для организации продуктивной работы учащихся в условиях мастерских или производства.
В процессе работы с инструкционной и инструкционно - технологической картами у учащихся появляется большая возможность проявить индивидуальные особенности, а у мастера - оказать конкретную помощь каждому их них.
Карточки формулируют задания (задачи), которые учащиеся должны выполнять на основании ранее усвоенного материала. Эти задания иногда носят и проблемный характер.
Информация в карточках передается с помощью текста, чертежа, схемы или рисунка.
Применение карточек позволяет преподавателю (мастеру) в процессе самостоятельной работы учащихся установить внешнюю обратную связь одновременно со всей группой, вести индивидуальную работу и осуществлять формами обучения, контроля и управления.
Карточки, содержание которых разработано в комплексе с другими средствами обучения, могут служить для закрепления нового материала или контроля ранее изученного. Карточки могут применяться в процессе текущего и игрового контроля.
3.2. Экранные средства
Экранные средства должны быть взаимосвязаны с другими средствами обучения, применяемыми при изучении данного вопроса программы. Материал, не связанный непосредственно с программой или темой, если он не имеет специального назначения, в содержание экранных средств включать не следует.
Диапозитивы могут передавать
образную, графическую, схематическую,
символическую и текстовую
Диафильмы, как и диапозитивы используют в качестве источника информации. Зрительный ряд диафильма должен дополнять учебник, дублируя рисунок, помещенный в нем, лишь в тех случаях, когда изображение необходимо раскрыть в нескольких кадрах, акцентируя внимание на отдельных деталях. Диафильм - наиболее удобное средство передачи информации теоретического характера. Целостность, логическая обоснованность содержащейся в диафильмах информации делают их весьма серьезным средством управления познавательной деятельностью учащихся. Обучающиеся во время просмотра могут делать записи в тетради, вычерчивать простые схемы или графики. Преподавателю легче организовать фронтальное обсуждение увиденного.
Транспаранты - это средство обучения, предназначенное для проекции на экран с помощью графопроектора визуальной информации в виде рисунка, чертежа, схемы, графика или текста, выполненных типографским способом или фломастерами на одном или нескольких листах прозрачной пленки размером 250 на 250 мм.
В транспаранте должен содержаться такой материал, который нельзя передать другими средствами обучения, например, с помощью диапозитива или диафильма. Тип транспаранта определяется в зависимости от содержания учебного материала.
Учебные кинофильмы характеризуются прежде всего тем, что передаваемая ими информация динамична, объекты, явления и процессы показываются в движении, развитии.
При этом динамика объектов и событий на экране существенно влияет на раскрытие и усвоение изучаемых процессов или явлений, помогает сделать содержание более наглядными, упорядочивая факты и выделяя главные аспекты.
Учащиеся рассматривают объект в разных ракурсах и планах, сопоставляя увиденное и устанавливая взаимосвязь отдельных элементов с общей структурой предмета изучения.
В практике обучения часто встречаются ситуации, когда преподаватель или мастер не может рассказать, объяснить то, что можно показать. Учебный кинофильм позволяет глубже выявить сущность происходящих процессов и установить причинно-следственные связи между ними.
Рассматривая предмет в целом, можно одновременно проследить за изменением тех его элементов, которые интересуют нас в настоящий момент, обратить внимание на самое главное и существенное.
Кино может показывать не только внешние признаки объекта, ни и его внутреннюю структуру, проникать в глубину происходящих процессов.
Большая информационная емкость кинофильма позволяет сократить время на изложение учебного материала и увеличить продолжительность работы по его усвоению.
Кинофильмы рекомендуется просвещать четко определенной теме, требующей для демонстрации не более 10 мин. В отдельных случаях можно создавать кинофильмы с целостным построением и временем демонстрации до 30 мин. (обобщающего, исторического, общественно-политического, художественного содержания и т.д.).
Видеозаписи находят все большое применение в практике профтехобразования. Сама по себе видеозапись может зафиксировать лишь внешнюю сторону объектов и процессов по заранее разработанному сценарию. Это дает значительный педагогический эффект, когда надо проанализировать действие учащихся или ознакомить их с новым производственным оборудованием. Кроме того, с помощью видеомагнитофона можно зафиксировать на пленку последовательность операций по приведению в действие оборудования и работы на нем.
Видеозаписями с изложением теоретического материала и другой информацией, полезно воспользоваться во внеурочное время, если учащиеся недостаточно хорошо поняли материал на уроке или пропустили занятия.
С помощью видеомагнитофона
на пленку рекомендуется записывать
технологические или трудовые процессы,
отдельные фрагменты
3.3. Звуковые и объемные средства обучения
Содержанием звуковых средств обучения является учебная информация, которая может быть передана посредством слова, музыки или других звуковых сигналов.
Учебные радиопередачи, грамм - и магнитные записи обладают максимальными дидактическими возможностями при передаче по предметам гуманитарного цикла.
Объем радиопередачи и звукозаписи, предназначенных для урока, зависит от характера материала, формы его подачи и учебных целей. Продолжительность большинства из них не должна быть более 20 минут учебного времени.
Объемные средства обучения включают в себя натуральные объекты: макеты, модели, муляжи, тренажеры.
Натуральные объекты - это предметы реальной действительности, изучение которых предусмотрено учебной программой. К ним можно отнести демонстрационное и лабораторное оборудование, техническое оборудование учебных мастерских, рабочие материалы, образцы деталей, коллекции минералов, гербарий и т.д.
Они позволяют ознакомить учащихся с взаимодействием отдельных элементов, выполнять упражнения по преображению навыков и умений, следить за характером протекания производственных процессов и т.д.
Рассматривая натуральные объекты, учащиеся получают правильное представление о форме, цвете, величине и других признаках предмета.
Натуральные объекты являются основными средствами для формирования профессиональных трудовых умений и навыков. Применение их в учебном процессе дает возможность подготовить учащихся к продуктивной работе на производстве.
Модель - это объемное средство обучения, изоморфно изображающее основные свойства, строение, функционирование связей и отношений натурального объекта, как правило, измененного в масштабе и изготовленного из других материалов.
По конструкции модель может быть действующей и недействующей, разборной и неразборной.
Модели чаще всего используются при изложении материала в качестве источника информации, для управления процессом обучения и контроля знаний и значительно реже - как средство для приобретения умений и навыков.
Применение моделей на уроке повышает интерес учащихся к предмету. Они могут рассматривать модель длительное время и наблюдать за изменением расположения частей в процессе демонстрации.
Макет от модели отличается тем, что с его помощью нельзя передавать информацию о движущихся элементах объекта, и его изготовление может предшествовать появлению самого предмета. Макет отображает лишь внешнюю сторону натуральных объектов, не затрагивая их внутреннего содержания. Муляжи в информационном плане не отличаются от макетов. Они передают форму предметов, строение их поверхности.
Макеты и муляжи в учебном процессе применяют гораздо реже, чем модели, т.к они отображают незначительное количество объектов, изучаемых в профтехучилищах.
Тренажеры - это устройства, моделирующие реальные условия трудовой деятельности, предназначенные для формирования профессиональных навыков и умений на основе внутренней обратной связи.
Применение тренажеров в учебном процессе резко повышает эффективность обучения, т.к дает возможность создать условия, приближенные к производственным, и подготовить учащихся для работы на промышленном оборудовании. Работа на тренажерах тесно связана с основами теоретических знаний специальных дисциплин и, способствуя их закреплению, развивает логическое мышление и активизирует сенсомоторную деятельность. Воспитательное значение использования средств обучения в учебном процессе. Обдумывая организацию урока, следует помнить, что как бы он ни был построен, он повлияет в той или иной степени на личные качества ученика. У обучающегося в процессе обучения либо возникает интерес к учению, либо утверждается равнодушие, он стремится к знаниям или разочаровывается в учении. Во всех случаях формируется настойчивость в преодолении трудностей, целеустремленность, добросовестность, жажда к знаниям и умениям.
Таким образом, обучение всегда активно, оно не бывает нейтральным, т.к воспитывают не только учитель, учебный материал, но и сами средства и способы обучения, характер и взаимоотношения его участников, вся духовная и материальная обстановка.
Комплексное использование
средств экранизации и
Воздействуя с большой силой на воображение, эти средства способствуют созданию у учащихся ярких образов, которые помогают им глубже проникнуть в суть рассматриваемых явлений и процессов, учение делается эмоциональным, развиваются чувства, воображение, мысль. Таким образом. Учебный процесс делается эмоционально насыщенным, интересным.
Информация о работе Современные средства обучения в профессиональной школе