Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании современных средств обучения в профессиональной школе.
Объект исследования - средства обучения в профессиональной школе, предмет исследования виды средств обучения в профессиональной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были выдвинуты на рассмотрение следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть классификацию современных средств обучения в профессиональной школе.
3. Выделить задачи и функции средств обучения в современных условиях профессионального обучении.
4. Описать применение средств обучения в профессиональной школе.
Введение
Глава 1: Применение средств обучения в профессиональной школе
Глава 2: Современные средства обучения: классификация, функции и задачи
Глава 3: Характеристика средств обучения в профессиональной школе
2.1. Печатные средства обучения
2.2. Экранные средства обучения
2.3. Звуковые и объемные средства обучения
Заключение
Список литературы
Обладая высокой степенью наглядности, средства обучения дают возможность организовывать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для данной категории учащихся, а постоянный оперативный контроль в процессе изложения позволяет более объективно судить о ее доступности.
Таким образом, применение средств обучения на уроке позволяет преподавателю (мастеру) решить следующие дидактические задачи [17; 56]:
Основные и дидактические функции основных средств обучения [12; 78]:
Дидактические функции средств обучения зависят от вида средства обучения (учебники, учебные пособия).
Преимущественные дидактические функции (возможности) являются основным источником информации при самостоятельном изучении, закреплении и повторении учебного мате - риала на уроке и в процессе домашней работы. Также они содержат необходимый методический аппарат: задачи и задания для упражнений, иллюстрации и примеры, алгоритмы, таблицы, контрольные вопросы и др. для качественного усвоения учебного материала. Преимущественно дидактические функции современных средств обучения способствуют формированию у учащихся умений пользоваться справочной литературой; обеспечивают возможность объективной диагностичной проверки и оценки качества и полноты знаний и умений обучающихся; содержат задания и эталоны правильного их выполнения. Они позволяют получить точное представление о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях к качеству; изучить способы применения, регулирования, настройки изучаемых объектов. Передают информацию в образной графической, схематической, цифровой формах. Позволяют показывать внешний вид, внутреннее устройство, принцип работы, количественные и качественные зависимости изучаемых объектов, процессов.
Преимущественные
К типичные учебные ситуации применения средств обучения относят амостоятельное изучение, закрепление и повторение учебного материала на уроке и в процессе домашней работы. Используются в качестве основного источника учебной информации при программированном (в том числе с применением компьютеров) обучении, в качестве справочного и инструктивного материала при выполнении упражнений, лабораторно-практических работ и др.
Глава 3: Характеристика средств обучения в профессиональной школе
Прессман Л.П. отводит особую роль наглядности при обучении. Средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью [16; 44].
Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения, поддерживают внимание ребенка. В использовании любого вида средства обучения необходимо соблюдать меру и пропорцию, определяемые закономерностью обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает количество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия материала. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным следует считать при изучении новой трудной темы 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные средства, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя.
Термин «формы сочетания» мы употребляем в качестве понятия, охватывающего и формы сочетания, и их варианты, таким образом, данный термин обозначает в наиболее общем виде характер связи между словами учителя и применяемыми им наглядными средствами. Выявление многообразия способов сочетания слова учителя и наглядных средств занимает существенное место в разработке данной проблемы. Основаниями выделения различных форм сочетания служат [16; 49]:
Выделяются четыре формы сочетания слова и средств наглядности [17; 89]:
1. При выделении первой формы
сочетания и слова и средств
наглядности мы имеем в виду
определённую типическую
Функция средств наглядности
Характерные черты первой формы сочетания слова учителя и наглядных средств заключаются в следующем: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.
2. Переходя к рассмотрению
При использовании первой формы сочетания знания черпаются учащимися в процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из непосредственного восприятия.
Функция слова учителя в составе
второй формы сочетания заключается
не в руководстве процессом
Характерные черты второй формы сочетания слова и средств наглядности следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.
3. Данная форма сочетания,
4. В случаях применения
Характерные черты четвертой формы сочетания слова и средств наглядности следующие: отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия.
Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.
Прессман Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика, однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и самоконтроля. Для учителя - это, прежде всего ориентир в руководстве учебным познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала, средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.
Независимо от содержания предмета или профессии все средства обучения можно подразделить на четыре группы [4; 56]:
3.1 Печатные средства
Учебники, сборники задач
и справочники с помощью текста
и графических изображений
Информация о работе Современные средства обучения в профессиональной школе