Современные средства обучения в профессиональной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании современных средств обучения в профессиональной школе.
Объект исследования - средства обучения в профессиональной школе, предмет исследования виды средств обучения в профессиональной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были выдвинуты на рассмотрение следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть классификацию современных средств обучения в профессиональной школе.
3. Выделить задачи и функции средств обучения в современных условиях профессионального обучении.
4. Описать применение средств обучения в профессиональной школе.

Содержание

Введение
Глава 1: Применение средств обучения в профессиональной школе
Глава 2: Современные средства обучения: классификация, функции и задачи
Глава 3: Характеристика средств обучения в профессиональной школе
2.1. Печатные средства обучения
2.2. Экранные средства обучения
2.3. Звуковые и объемные средства обучения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курс - средства обучения.docx

— 68.82 Кб (Скачать документ)

Обладая высокой степенью наглядности, средства обучения дают возможность  организовывать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для данной категории учащихся, а  постоянный оперативный контроль в  процессе изложения позволяет более  объективно судить о ее доступности.

Таким образом, применение средств  обучения на уроке позволяет преподавателю (мастеру) решить следующие дидактические  задачи [17; 56]:

    • более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов, явлений и процессов;
    • наиболее полно реализовать в процессе обучения основные принципы дидактики;
    • лучше организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков;
    • установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществлять корректировку процесса обучения.

Основные и дидактические  функции основных средств обучения [12; 78]:

    • Компенсаторность - восстановительный, энерго - и время - сберегающий, облегчающий характер труда (и учащегося, и преподавателя).
    • Адаптивность - более спокойный, равномерный процесс «погружения» в новый учебный материал.
    • Информативность - ознакомление с необходимой учебной информацией.
    • Интегративность - возможность рассмотрения предмета или явления как в целом виде, так и по составным элементам.
    • Инструментальность - технически безопасное и рациональное выполнение действий студентами и педагогом, воспитание культуры педагогического труда.

Дидактические функции средств обучения зависят от вида средства обучения (учебники, учебные пособия).

Преимущественные дидактические функции (возможности) являются основным источником информации при самостоятельном изучении, закреплении и повторении учебного мате - риала на уроке и в процессе домашней работы. Также они содержат необходимый методический аппарат: задачи и задания для упражнений, иллюстрации и примеры, алгоритмы, таблицы, контрольные вопросы и др. для качественного усвоения учебного материала. Преимущественно дидактические функции современных средств обучения способствуют формированию у учащихся умений пользоваться справочной литературой; обеспечивают возможность объективной диагностичной проверки и оценки качества и полноты знаний и умений обучающихся; содержат задания и эталоны правильного их выполнения. Они позволяют получить точное представление о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях к качеству; изучить способы применения, регулирования, настройки изучаемых объектов. Передают информацию в образной графической, схематической, цифровой формах. Позволяют показывать внешний вид, внутреннее устройство, принцип работы, количественные и качественные зависимости изучаемых объектов, процессов.

Преимущественные дидактические  функции (возможности) дают возможность  получить точное представление о  внешнем виде, устройстве, форме, размерах, масштабных соотношения частей, цвете  изучаемых объектов и являются средством  управления учебной деятельностью  учащихся, а также самостоятельным  источником учебной информации. Позволяют  индивидуализировать процесс обучения, осуществляя его в диалоговом режиме с персональным компьютером, моделировать процессы и явления  в динамике (являются своеобразным тренажером), автоматизировать процессы анализа учебной деятельности учащихся и принятия оптимальных управленческих решений.

 К типичные учебные ситуации применения средств обучения относят амостоятельное изучение, закрепление и повторение учебного материала на уроке и в процессе домашней работы. Используются в качестве основного источника учебной информации при программированном (в том числе с применением компьютеров) обучении, в качестве справочного и инструктивного материала при выполнении упражнений, лабораторно-практических работ и др.

 

 

 

 

Глава 3: Характеристика средств обучения в профессиональной школе

Общественная  жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь  в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его  цель - в организации отношения  к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизация общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений.

Прессман Л.П. отводит особую роль наглядности при обучении. Средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью [16; 44].

Наглядность содействует выработке  у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в  истинности приобретаемых знаний, в  реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях  делают их осознанными, точными. Средства наглядности повышают интерес к  знаниям, делают более легким процесс  усвоения, поддерживают внимание ребенка. В использовании любого вида средства обучения необходимо соблюдать меру и пропорцию, определяемые закономерностью  обучения. Так, отсутствие или недостаточное  количество средств наглядности  снижает количество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и  образного восприятия материала. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным следует считать при изучении новой трудной темы 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные средства, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя.

Термин «формы сочетания» мы употребляем в качестве понятия, охватывающего и формы сочетания, и их варианты, таким образом, данный термин обозначает в наиболее общем виде характер связи между словами учителя и применяемыми им наглядными средствами. Выявление многообразия способов сочетания слова учителя и наглядных средств занимает существенное место в разработке данной проблемы. Основаниями выделения различных форм сочетания служат [16; 49]:

    • учебные (дидактические) задачи, для выполнения которых применяется та или иная форма сочинения.
    • функции слова учителя и средств наглядности.
    • характер умственной деятельности учащихся.

Выделяются четыре формы сочетания  слова и средств наглядности [17; 89]:

1. При выделении первой формы  сочетания и слова и средств  наглядности мы имеем в виду  определённую типическую ситуацию, отличающуюся тем, что учебная задача состоит в ознакомлении с внешним обликом объекта. Знания школьник получает самостоятельно в процессе непосредственного восприятия объекта. Одним из существенных оснований для выделения первой формы сочетания служит своеобразие функций слова учителя и наглядных средств используемых им в учебном процессе. Роль слова педагога здесь заключается не в сообщение знаний школьникам, а в том, что словесные обращения педагога к учащимся побуждают их к наблюдению наглядных объектов, направляет процесс наблюдения по определённому руслу в целях изучения объекта.

Функция средств наглядности определяется тем, что именно из наблюдения данного  объекта, а не из словесных сообщений  учителя школьник получает знания о  внешнем облике объекта.

Характерные черты первой формы  сочетания слова учителя и  наглядных средств заключаются  в следующем: при посредстве слова  учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно  воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.

2. Переходя к рассмотрению второй  группы сочетания слова и средств  наглядности, следует обратить  внимание на то, что при использовании  данной формы учащиеся познают  связи между явлениями, в то  время как при применении первой  формы школьники знакомятся с  внешним обликом объектов. Таким  образом, вторая форма отграничивается  от первой по линии отношения  к учебной (дидактической) задаче.

При использовании первой формы  сочетания знания черпаются учащимися  в процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при  использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из непосредственного восприятия.

Функция слова учителя в составе  второй формы сочетания заключается  не в руководстве процессом наблюдения, а в том, чтобы направлять истолкование сделанных наблюдений и избирательное  воспроизведение знаний, которые  были приобретены учащимися ранее. Функция средств наглядности  состоит в том, чтобы служить  опорной точкой для осознания  связей между явлениями.

Характерные черты второй формы  сочетания слова и средств  наглядности следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного  школьниками наблюдения наглядных  объектов и на базе имеющихся у  них знаний ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей в  явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.

3. Данная форма сочетания, подобно  первой форме, имеет место на  уроках в тех случаях, когда  школьник знакомится с внешним  обликом объекта, с теми его  свойствами, которые доступны восприятию. В то же время в отношении  функций словесных и наглядных  средств, третья форма сочетания  противоположна первой форме  сочетания. При использовании  третьей формы сочетания педагог  при помощи слова сообщает  учащимся сведения об облике  объекта, а наглядные средства  лишь иллюстрируют то, что сообщено  ученикам словесным путем. Когда  применяется первая форма сочетания,  школьник черпает знания из  наглядного объекта благодаря  собственным наблюдениям, а при  посредстве слова учитель руководит  ходом наблюдения. Характерные черты  третьей формы сочетания слова  и средств наглядности следующие:  сведения об облике объекта,  о его непосредственно воспринимаемых  свойствах и отношениях учащихся  получают из словесных сообщений  педагога, а наглядные средства  служат подтверждением или конкретизацией  словесных сообщений. 

4. В случаях применения четвёртой  формы сочетания учитель сообщает  словесным путём о связях между  явлениями, недоступных непосредственному  наблюдению. Функции слова учителя  в 4-ой и 3-ей форме аналогичны: и в том, и в другом случае  педагог при посредстве слова  сообщает знания учащимся. В то  же время функции наглядных  средств резко отличаются. При  использовании 3-ей формы сочетания  наглядный объект органически  включён в процесс познания: он  подтверждает, конкретизирует то, что  сообщено словесным путём. Когда  применяется 4-ая форма сочетания  наглядный объект служит лишь  отправным пунктом словесного  сообщения учителя, которое содержит  сведения о явления и связях, не воспринимаемых непосредственно.

Характерные черты четвертой формы сочетания слова и средств наглядности следующие: отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия.

Достижению каждой из этих задач  способствует использование различных  видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию  средств обучения связано со спецификой их функций.

Прессман Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика, однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и самоконтроля. Для учителя - это, прежде всего ориентир в руководстве учебным познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала, средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.

Независимо от содержания предмета или профессии все средства обучения можно подразделить на четыре группы [4; 56]:

    • печатные (учебники, справочники, учебные плакаты, карточки, сборники задач и упражнений, инструкции, инструкционно - технологические карты и контролирующие программы),
    • экранные (видеозаписи, кинофильмы, транспаранты, диафильмы),
    • звуковые (аудиозаписи),
    • объемные (натуральные образцы, модели, макеты и муляжы, отвечающие требованиям, предъявляемым к демонстрационному оборудованию).

3.1 Печатные средства

 

Учебники, сборники задач  и справочники с помощью текста и графических изображений передают самую разнообразную информацию.

Информация о работе Современные средства обучения в профессиональной школе