Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель: Изучить принципы коллективной деятельности и современный подход к характеристике развития коллектива.
Учение А.С. Макаренко о коллективе 5
2.Понятие коллектива. Основные виды коллектива 10
2.1.Понятие коллектива 10
2.2.Основные виды коллективов 11
2.3.Принципы коллективной деятельности 14
3.Современный подход к теории развития коллектива
Министерство образования и науки РФ
Курганский государственный университет
Педагогический факультет
Кафедра «Организация работы с молодежью»
Курсовая работа по учебной дисциплине:
«Педагогическое обеспечение работы с молодежью»
Тема: «Современный подход к теории развития коллектива».
Выполнил: студент 4988гр., Кочнева Л.А
Проверил:_______________ Хазанов И.Я
Курган 2010
Оглавление
Введение
1.Учение А.С. Макаренко о коллективе 5
2.Понятие коллектива. Основные
виды коллектива
2.1.Понятие коллектива
2.2.Основные виды
коллективов
2.3.Принципы коллективной
деятельности
3.Современный подход к теории развития коллектива 15
4.Заключение
5.Использованная
литература
6. Приложение
А
Введение
История
педагогики знает различные формы организа
Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива — целью целого периода в воспитательной работе и объектом многочисленных исследований. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежных систем. То, что советская школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив, объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование — главной задачей отечественной школы. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, многие другие видные педагоги.
Однако широкомасштабная воспитательная деятельность дала незначительные плоды, благородные замыслы не осуществились. За многие десятилетия коллективистского воспитания советская школа мало продвинулась в формировании человека нового типа.
Основой для сформированности и развития коллектива является взаимодействие педагога и детей. В коллективе класса, в процессе его развития, как целостного явления, зарождаются на фоне взаимодействия отношения, взаимоотношения воспитанников в деятельности, воспитанников и воспитателя. Через переживания в процессе деятельности и взаимоотношений ребенок имеет возможность «поработать» со своим сознанием, системой ценностей, потребностями, мотивами. Именно в первичном коллективе сосредоточены воспитательные потенциалы самовоспитания, саморазвития, в его состояниях и социально- психологическом климате.
Актуальность темы: На современном этапе развития педагогики происходит переосмысление роли коллектива и его влияния на молодого человека.
Цель: Изучить принципы коллективной деятельности и современный подход к характеристике развития коллектива.
Задачи:
1.Познакомиться с основами теории А.С.Макаренко о коллективе.
2.Рассмотреть различные определения понятия «коллектив» и основные виды коллектива.
3. Определить принципы коллективной деятельности.
4. Оценить современный подход к характеристике развития коллектива.
Объект исследования: современные этапы развития молодежного коллектива
Предмет исследования: особенности современного подхода к характеристике развития молодежного коллектива.
Гипотеза исследования: при целенаправленном использовании принципов коллективной деятельности и особенностей современного подхода к его характеристике, формируется полноценный молодежный коллектив.
1.Учение А.С. Макаренко о коллективе
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение, форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий; путь качественных преобразований. На этом пути А. С. Макаренко выделяет несколько этапов.
Первый этап - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
Второй этап характеризуется усилением влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Также для второго этапа характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагога на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.
Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика.
В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.
Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и. нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива, т. е более высокие требования предъявляются к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность.
На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ — возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции — это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются.
Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными — это способствует возникновению; новых и стиранию старых.
Особенно
важным считал А.С. Макаренко
выбор цели. Практическую цель, которая
способна увлечь и воспитанников, он называл
перспективой. При этом он исходил из положения
о том, что «истинным стимулом человеческой
ни является завтрашняя радость». Понятная
каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая
им перспективная цель
становится мобилизующей силой, помогающей
преодолевать трудности и препятствия.
В практике воспитательной работы А. С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.
Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.
Средняя перспектива, по мнению А. С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.
Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности.
Пример
наиболее распространенной далекой перспективы
— цель успешного окончания школы и последующего
выбора профессии. Воспитание на далекой
перспективе дает значительный эффект
лишь тогда,
когда главное место в коллективной деятельности
занимает труд, когда коллектив увлечен
совместной деятельностью, когда для достижения
поставленной цели требуются коллективные
усилия.
Информация о работе Современный подход к теории развития коллектива