Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель: Изучить принципы коллективной деятельности и современный подход к характеристике развития коллектива.
Учение А.С. Макаренко о коллективе 5
2.Понятие коллектива. Основные виды коллектива 10
2.1.Понятие коллектива 10
2.2.Основные виды коллективов 11
2.3.Принципы коллективной деятельности 14
3.Современный подход к теории развития коллектива
Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач — обязательное условие прогрессивного движения коллектива.
Давно, установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников.
Это учитывал А. С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе — требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Сущность ее такова: каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием, по крайней мере, трех сил — воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив. При повышении уровня сформированного коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается.
Принцип
параллельного действия применим уже
на второй стадии развития коллектива,
где роль воспитателя и сила его
воспитательного воздействия
Большое значение А. С. Макаренко придавал стилю внутриколлективных отношений. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал: мажор — постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию; ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; дружеское единение его членов; ощущение защищенности каждого члена коллектива; активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.
Таким образом, А.С.Макаренко всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав каждого члена коллектива.
Однако многие современные педагоги считают, методику А. С. Макаренко во многом ошибочной, направленной на утрату личности каждого отдельного члена коллектива.
И все же она, многие годы была главной опорой для педагогов и воспитателей в трудном деле формирования коллектива.
2.Понятие коллектива. Виды коллектива.
2.1. Понятие коллектива.
Латинское слово «коллективус» переводят по – разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа.
По мнению А.С.Макаренко, «
Несколько иной (но не противоречащий, а раскрывающий) взгляд на коллектив у ученика А.С. Макаренко – В.А.Сухомлинского, по его определению « коллектив – это не какая-то безликая масса. Он существует, как богатство индивидуальностей».
Определение понятия коллектив, данное великими педагогами, отражает взаимосвязь коллективного и общего в духовном развитии ребенка.
В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив».
Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей, объединенная общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.
Второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа.
В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников (учеников).
В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция считать, что коллектив — это группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистской направленностью (Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Самое существенное качество группы этой группы — уровень ее социально-психологической зрелости.
Таким
образом, коллектив – это
2.2. Виды коллективов.
Человек на протяжении своей жизни одновременно входит в состав многих коллективов. Рассмотрим основные виды коллективов.
По содержанию объединяющих их членов деятельности:
1) учебные - членов коллектива объединяет учебно- познавательная деятельность. Основные формы объединения: образовательное учреждение, учебный класс, учебная группа.
2) трудовые –
членов коллектива объединяет
совместная трудовая
3) научные – членов коллектива объединяет общая программа научно- исследовательской деятельности. Основные формы объединения: исследовательские группы, кафедры, лаборатории, НИИ и т.д
4) общественно – политические – членов коллектива объединяют духовные и общественные идеалы и устремления, политические цели и программы, социально – профессиональные интересы, а также деятельность, направленная на их реализацию. Основные формы объединения: общественные организации, движения, союзы, клубы, учреждения культурно- просветительского профиля.
5) художественно – творческие - объединяет членов коллектива деятельность в определенной области искусства и культуры. Основные формы объединения: творческие мастерские, труппы, творческие союзы, клубы, учреждения культурно- просветительского профиля.
6) клубные –
членов коллектива объединяет
непрофессиональная
7) спортивные
– членов коллектива
По внешне заданной функции различают следующие виды коллективов.
1) производственные
- коллективы, созданные для решения
конкретных социально-
2) воспитательные – коллективы, созданные с целью реализации воспитательных задач, состоящие из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов. Например6 коллектив педагогов и коллектив учащихся.
По степени
сложности структуры и
1) первичные -
небольшие, как правило,
2) вторичные - более сложные по своему составу коллективы, состоящие из ряда первичных. При наличии общих для всех членов коллектива целей и задач, содержание их деятельности может различным, отсутствуют или ограничены прямые межличностные контакты.
По длительности функционирования определяют следующие виды коллективов:
1) постоянные – длительно существующие: школьный, классный, производственный.
2) временный – коллективы, существующие в течение определенного времени: коллективы летнего оздоровительного лагеря, коллектив временного рудового объединения (отряд, бригада), временный научно исследовательский (творческий) коллектив и др.
3) ситуативные
– коллективы, создаваемые или
создающиеся для выполнения
Таким образом, существуют различные видов коллективов. Предложенная классификация, на мой взгляд, в достаточной мере характеризует многообразие человеческих сообществ, участвующих в сложном и противоречивом процессе социализации личности. Очевидно, что различные коллективы могут иметь общий состав, и задачи на определенных этапах совпадают, но при этом каждый коллектив по – своему неповторим и этой неповторимостью обусловлены характер и степень его влияния на личность.
2.3. Принципы коллективной деятельности.
А.С.Макаренко в своих многочисленных работах сформулировал основные принципы коллективной деятельности. Современные педагоги развили и дополнили их. Значимость каждого из них в единстве с остальными, позволит правильно осуществлять деятельность по формированию коллектива.
Принцип параллельного действия - этот принцип помогает осуществлять деятельность по взаимовлиянию личности и коллектива.
Принцип динамики развития - коллектив развивается не однозначно поступательно. Скорее всего, графически динамика развития разных групп может быть похожа на разнохарактерные ломаные линии. Могут быть периоды подъёма, стремительного движения вперёд, возвращения на предыдущий этап. Становление коллектива зависит от многих условий, поэтому и периоды спада, и периоды интенсивного движения необходимо изучать, выяснять факторы, препятствующие и способствующие развитию.
Принцип перспективы (перспективных линий) - чтобы коллектив развивался, он должен отчётливо «видеть» свои перспективы — представлять и понимать, планировать ближайшие дела и события (ближайшая перспектива), ориентироваться на те, которые будут, хотелось бы видеть через полгода или год (средняя перспектива), мечтать, прогнозировать отдалённые события (дальняя перспектива).
Принцип насыщения и чередования - для оптимального развития коллектива необходимо достаточное количество совместных дел, а также определённая степень насыщенности (активности и интенсивности) коллективной деятельности. Для нормального развития коллектива одинаково нежелательны и периоды длительного бездействия, и перенасыщенность даже очень интересными формами. Критериями выбора интенсивности деятельности могут быть динамика самочувствия, изменение характера активности.
Принцип ответственной зависимости - данные исследований (Л.А. Сухинская) свидетельствуют о том, что в условиях групповой деятельности акты принятия на себя ответственности зависят от уровня развития группы и от характера деятельности. Готовность принять на себя ответственность растёт с переходом от незначимой деятельности к значимой.
Принцип изменения роли педагога - в зависимости от уровня развития
коллектива меняется роль педагога в нём. Эти изменения проявляются: в характере непосредственного общения с классом в целом; в социальной роли (от организатора к «теневому» педагогическому центру); в степени делегирования полномочий активу коллектива.
Итак: исходя из определенных нами принципов коллективной деятельности педагог должен осуществлять диагностику развития коллектива, характера внутриколлективных отношений, определять социально – значимые и привлекательные для членов коллектива цели и перспективы его развития.
3.Современный подход к характеристике развития коллектива.
А.С.Макаренко для характеристики развития коллектива впервые употребил термин стадия и выделял основные три стадии развития коллектива. Современные педагоги развили его теорию и предложили увеличить их количество, что позволит на современном этапе развития общества, изменить отношение педагогов к теории формирования коллектива.
1 этап. «Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в строну, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время каждый отдельно. Нет того, чтобы «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа эта существует формально.
Описанная выше ситуация возникает, как правило, на этапе образования коллектива. Педагогу необходимо преодолеть «информационный голод» молодого человека, дать ему возможность сориентироваться в новых для него условиях. Исходя из этого, формируется цель этапа:
Удовлетворение потребности молодого человека в информации о режиме, требованиях, содержании, формах деятельности, традициях нового коллектива.
1) Изучить индивидуально – личностные особенности учащихся.
Информация о работе Современный подход к теории развития коллектива