Современный подход к теории развития коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание

Цель: Изучить принципы коллективной деятельности и современный подход к характеристике развития коллектива.

Содержание

Учение А.С. Макаренко о коллективе 5
2.Понятие коллектива. Основные виды коллектива 10
2.1.Понятие коллектива 10
2.2.Основные виды коллективов 11
2.3.Принципы коллективной деятельности 14
3.Современный подход к теории развития коллектива

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике РФ.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

2) Создать привлекательный образ «носителей ценностей» данного коллектива (прежде всего педагога).

Формы деятельности по реализации данного этапа зависят от вида коллектива. Одним из вариантов осуществления данного этапа является «Контрольный сбор». От четкости и организованности его проведения во многом зависит успешность первого  этапа. (Приложение А)

Для успешного решения задач данного этапа помогают различные формы, в том числе традиционные (выпуск стенгазеты, традиционный «День знаний» и многие другие), но реализованные осмысленно, с учетом особенностей учащихся, творческого подхода к новой ситуации взаимодействия.

О завершении этапа можно судить по результатам диагностики. Методики диагностики подбираются в соответствии с критериями оценки ожидаемого результата. Ожидаемый результат – это уровень развития коллектива последующего этапа. Но как уже отмечалось ранее, процесс становления коллектива достаточно противоречив, переход на следующий этап не может быть плавным. Может получиться и так, что результаты диагностики не обнаружат изменений в коллективе. Необходимо выяснить причины, корректировать содержание деятельности, формы,  приемы и реализовывать задачи иными способами.

 

2 этап. «Мягкая глина»

Особенностью этого этапа заключается в том, что учащиеся, осознав в общих чертах нормы и требования данного сообщества, стремятся определить для себя возможность в выборе стратегии и тактики поведения и стилями отношения с окружающими. При этом у молодого человека уже имеется образ поведения, который от него ожидают в данной ситуации – педагоги и его товарищи. В этом случае очень важным является процесс обсуждения и коллективного определения перспектив жизни коллектива. В процессе обсуждения каждый член коллектива  имеет возможность предложить свой вариант перспектив и пути движения к ним. Очень важно на этом этапе дать высказаться каждому, поскольку это обеспечивает включение в процесс выработки общего решения и создает благоприятную атмосферу. Обсуждение перспектив жизни необходимо соединять, во – первых, с планированием ближайших и дальних дел, (что создает зримые «линии развития») с непременным распределением ответственности; во – вторых, с выработкой и утверждением законов, правил жизни в данном коллективе.

На этом этапе, очень важно, чтобы все ребята прошли через совет дела и  освоили алгоритм технологии коллективной творческой деятельности (И.П.Иванова). Для педагога это не простой процесс, но все затраты окупятся продуктивным развитием коллектива, самостоятельностью и четкой организацией коллектива в последующие годы.

Цель этапа: Обеспечение организационного единства коллектива.

Задачи:

1) Реализовать процесс углубления знакомства.

2) Организовать совместную деятельность в коллективе по разработке и определению общих целей, задач, принципов жизни, режима и перспектив деятельности.

3) Учить каждого из членов коллектива логике коллективной деятельности, проводя через работу в  совете дела.

4) Учить навыкам «хорошего слушания».

В числе форм, направленных на решение задач этого этапа можно выделить следующие: вечер знакомства «Расскажи мне о себе», эстафета любимых увлечений, школа творческих дел, тренинг организаторских умений «Совместимость и сработанность», совет дела.

Таким образом, если в результате диагностики выявляется организационное единство коллектива, но при этом еще не появилось достаточное взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, это значит, что этап « Мягкой глины» завершен, а обнаруженные проблемы являются предметом внимания коллектива в развитии на последующих этапах.

 

Этап 3. Мерцающий маяк.

Выяснив требования данного коллектива, одни ребята удовлетворены и готовы в соответствии с ними действовать. Другие стремятся уклониться от этих требований, так как они противоречат их наличными, реально действующим потребностям, интересам. В этот период нет той доминирующей потребности, которая определила бы стремления всех членов коллектива. Однако имеются такие потребности, интересы, которые объединяют ребят в отдельные группы внутри коллектива, т.е. происходит групповая дифференциация по однозначным мотивам, интересам, ценностям. При этом многочисленными исследователями отмечено, что группы или отдельные члены внутри коллектива могут находиться в скрытом напряжении между собой.

Однако педагогу еще сложно аппелировать  к общественному мнению- оно еще в стадии становления, есть актив, группа людей, которые ориентированы на коллективные цели, нормы и ценностные ориентиры, определенные на предыдущем этапе, но есть и группы с другой направленностью, стремящиеся удовлетворить узколичностные интересы.

Наиболее интенсивное общение происходит между учащимися внутри группировок, которые объединены на основе сходства мотивов, интересов, ценностей. В коллективе в ситуации официального (формального) общения, оно носит деловой характер. Для управления развитием коллектива, на этом этапе, педагогу необходимо изучать и владеть информацией: каковы взаимоотношения между группировками; есть ли в классе группировки, настроенные против педагогических требований; что представляют собой члены официально действующего (то есть выборного) актива; является ли выборный актив реальным активом (то есть определяющим нормы и ценности коллектива).

   Противоречия, выделяющиеся на данном этапе развития коллектива, являются предметом педагогической заботы. Стихийное  обсуждение происходящего, как правило, внутри группировок, не создаёт возможности для работы по формированию единства оценок, мнений коллектива по основным аспектам его жизнедеятельности. Педагогу необходимо подбирать такие формы деятельности, иногда специально создавать педагогические ситуации для отчётливого проявления каждым учащимся своей позиции и для оценки (самооценки) своей позиции с точки зрения принятых коллективом правил, норм жизни, с точки зрения общечеловеческих ценностей.

 Особое значение играет рефлексивный компонент деятельности, обучение членов коллектива способам анализа и самоанализа. Одно из условий дальнейшего успешного развития коллектива — обеспечение такого разнообразия видов и форм деятельности, которое бы позволило группировкам, ориентированным на общечеловеческие ценности в наибольшей степени, стать самым авторитетным в коллективе.

На этом этапе очень важно создать в коллективе понимание того, что успех деятельности зависит от усилий каждого, от степени «весомости вклада». Педагогу необходимо поставить результаты деятельности в зависимость от усилий всех членов коллектива, причем в процессе коллективного анализа обязательно обеспечить видимость этой взаимосвязи.

Цель этапа: Формирование эмоционально – волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи:

1) Изучать степень комфортности самочувствия каждого участника деятельности и динамику межличностных, межгрупповых взаимоотношений.

2) Обеспечить взаимосвязь результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива.

3) Обеспечить разнохарактерную деятельность, позволяющую выявить и закрепить лидерство учащихся и группировок с позитивными ценностями.

4) Учить  методам анализа и самоанализа происходящего

5) Обеспечить возможность высказывания и совместного обсуждения любого мнения, любой точки зрения.

В числе форм, позволяющих реализовывать задачи этапа можно выделить следующие: игра «Кораблекрушение», игра «Успех приносит радость», практикум «Проппоповсие карты», анкета «Итоги года» и групповая консультация по ее результатам, праздник «День рождения коллектива», выездные экскурсии и т.д.

Этот этап – один из наиболее сложных в формировании коллектива, потому что достижение благоприятного психологического климата обусловлено комплексом условий, где ключевым является развитей эмоционально – чувственной сферы молодежи.

 

Этап 4. Алый парус.

Особенность этапа – ощущение каждого члена коллектива защищенности и уверенности в своем коллективе, переживание чувства гордости за него.

На этом этапе значимо мнение коллектива в целом, поэтому он может выступать мощным инструментом самосовершенствования  каждого. Мнения о любом представителе, высказываемые в коллективе, имеют для него значение потому, что именно это мнение подкреплено доброжелательным отношением, принятием, бережной заботой о самочувствии, стремлением понять и помочь. То есть на том уровне развития коллектива преобладает деловой, игровой, духовный уровни общения.

Цель этапа: Сформировать ценностно - ориентационное единство в процессе социально – значимой деятельности.

Задачи:

1) Организовать деятельность, где происходит активная самореализаций имеющегося опыта учащихся класса на пользу коллектива.

2) Создавать ситуации, позволяющие реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя или зрителя.

3) Поддерживать всевозможные инициативы отдельных учащихся или микрогрупп.

4) Создавать ситуации углубленного самопознания и самоанализа, в том числе для осмысления «коллектив для меня» и «Я для коллектива».

В качестве основных  форм этапа «Алый парус» выделяются: психолого-педагогические тренинги, вечера поэзии и песни, ролевые дискуссии, продуктивная игра «Традиции и легенды нашего коллектива», защита проектов «Будущее начинается сегодня» и многое другое.

Диагностируя результаты этапа, педагог обращает внимание не только на способность сопереживать и понимать, но – главное- готовность содействовать, то есть соотнесение ценностей коллектива с личными ценностями.

 

Этап 5. Горящий факел.

На этом этапе коллективом в целом и каждым молодым человеком осознаются не только цели, но и мотивы деятельности. Человек в коллективе этого уровня  получает максимальную возможность самоопределения. При этом коллектив реагирует на те или иные шаги человека в пользу  самоопределения, служит  для него объемным «зеркалом» его движения.

На этом этапе наиболее отчетливо можно пронаблюдать развитое самоуправление как массовое порождение социально- ценных идей.

Коллективу этого уровня развития недостаточно успешности только внутри- коллективных дел- у ребят, у коллектива в целом есть потребность в утверждении общечеловеческих ценностей в различных жизненных ситуациях, и поэтому особенностью и потребностью коллектива становится организация социально значимых дел. Для этого коллектив не только непрерывно анализирует, но и наблюдает, изучает, ведет поиск объектов общественной заботы.

Цель этапа: Реализовать позитивные возможности данного коллектива в деятельности, направленной на достижение социально-значимого результата, в сотрудничестве с другими коллективами.

Задачи:

1) Организовать поиск «объектов общественной заботы» и реализовать дела для достижения позитивного результата, имеющего общественный смысл.

2) Поддерживать потребность каждого учащегося класса в самосовершенствовании.

3) Создавать условия для освоения учащимися класса навыков исследования социальных проблем.

4) Обучать теоретическим и методическим основам педагогической деятельности.

Формы деятельности, используемые на этом этапе, отличаются сложностью подготовки и широкими возможностями импровизации в процессе проведения. В числе форм, используемых на этапе «Горящий факел», можно выделить: суд над фактом (явлением), спектакль или театр миниатюр, научно-практическая конференция, философский стол, рукописный журнал или альманах, операция «Сюрприз», игра-импровизация.

Итак, в управлении развитием коллектива значимая роль принадлежит педагогу, его жизненной позиции, его профессиональным установкам, способностью принимать на себя разноплановые роли, готовность к непрерывному самосовершенствованию. В процессе описания этапов развития можно определить, что на современном этапе развития общества процесс формирования коллектива остается одной из важных задач современной педагогики.

Сегодня много говорят о необходимости строить воспитание на основе личностного подхода, при этом порой противопоставляют личностный подход коллективному воспитанию, забывая, что они не только не противоречат друг другу, а, напротив, лишь в комплексе обеспечивают успех в формировании личности.

Разработка современными педагогами к известным стадиям развития коллектива  введенными А.С.Макаренко еще несколько новых, поможет наиболее полно раскрыть современный подход к характеристике развития молодежного  коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Теория  развития коллектива стоит в центре исследований педагогики. Наибольший вклад в развитие этой теории внес А.С.Макаренко. Он обосновал концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Эта методика долгие годы была опорой для педагогов и воспитателей в формировании коллектива.

Со  временем изменились формы педагогического  воздействия и подходы в изучении и формировании коллектива. Современная педагогика, ориентируясь   на развитие индивидуальности каждого ребенка, старается полностью, отказаться от воздействия на личность при помощи коллектива. По моему мнению, это не возможно, ведь человек существо общественное. Начиная с самого раннего детства, всю свою жизнь мы проводим в коллективе.

Информация о работе Современный подход к теории развития коллектива