Сравнительная характеристика современных методик преподавания английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:10, дипломная работа

Описание

Задачей данного исследования было выделение основополагающих методических принципов основных методов обучения английскому языку на сегодня: коммуникативная, проектная, интенсивная, деятельностная методики и методика дистанционного обучения. Также задачей было выделить сходные и отличительные их черты и описать их недостатки и преимущество. Говоря, одним словом, сравнить.

Содержание

Введение

1. Современные методики преподавания английского языка

1.1. коммуникативная методика

1.2. проектная методика

1.3. интенсивная методика

1.4. деятельностная методика

1.5. дистанционная методика

2. Методические принципы современных методик обучения английскому

языку.

2.1. коммуникативная методика

2.2. проектная методика

2.3. интенсивная методика

2.4. деятельностная методика

2.5. дистанционная методика

3. Сравнительная характеристика современных методик обучения

английскому языку

3.1. отличительные черты методик

3.1.1. коммуникативная методика

3.1.2. проектная методика

3.1.3. интенсивная методика

3.1.4. деятельностная методика

3.1.5. дистанционная методика

3.2. сходные черты методик

3.3. положительные и отрицательные стороны методик

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Диплом_''Сравнительная_характеристика_методик_преподавания''.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

     Принцип  системности в организации обучения  иностранным языкам.

Данный принцип  означает, что коммуникативная система  обучения строится

реверсивным путем: сначала намечается конечный продукт (цель), а затем

определяются  задания, которые могут привести к данному результату. Это имеет место в пределах всего курса, каждого года, цикла уроков и одного урока и касается всех аспектов. Такой подход обеспечивает обучению системность со всеми присущими ей качествами: целостностью, иерархичностью, целенаправленностью.

   Системность обучения строится с учетом закономерностей овладения учащимися каждым из ее аспектов. Все обучение в организационном плане построено на основе правил цикличности и концентричности. Цикличность проявляется в том, что определенное количество материала усваивается в пределах цикла уроков, каждый из которых включает определенное количество уроков. Любой цикл строится на основе стадиальности развития того или иного навыка и умения в каждом виде речевой деятельности.

Цикличность подкрепляется  концентрическим подходом, который  касается как речевого материала, так и обсуждаемых проблем.

   Системность проявляется в том, что предлагаемая система включает не только учителя иностранного  языка и учащегося, но и его родителей, учителей других предметов. Межпредметные связи используются, как средство дополнительной мотивации тех учащихся, которые не интересуются иностранным языком.

   Системность организации процесса обучения предполагает также стадиальность овладения языком, то есть включает в себя различные уровни учебного процесса:

1) уровень ступеней  обучения  (начальная, младшая,  средняя, старшая);

2) уровень периодов  обучения, которые определяются  внутри ступеней;

3) уровень этапов (этап формирования лексических,  грамматических навыков, этап совершенствования навыков, этап развития умения);

4) уровень стадий  обучения, которые определяются  внутри этапов и подэтапов (стадии имитации, подстановки, трансформации, репродукции, комбинирования).

    Каждый из уровней обладает своей спецификой, которая определяется психолого-педагогическими особенностями учащихся.

    Принцип обучения иностранным языкам на основе ситуации как системы

взаимоотношений.

    Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций, понимаемых (в отличие от других методических школ) как системы взаимоотношений. Ситуация существует, как динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимо-отношений субъектов общения. Она является универсальной формой функционирования процесса обучения и служит способом организации речевых средств, способом их представления, способом мотивации

речевой деятельности, главным условием формирования навыков  и развития

речевых умений, предпосылкой обучения стратегии и тактик общения.

   Коммуникативная методика предполагает использование всех этих функций ситуации.

   Учебная ситуация, как единица обучения, моделирует ситуацию, как единицу общения.

   Таким образом, ситуация выступает не только в роли так называемой речевой ситуации, но и в более широком статусе - ситуации учебной деятельности.

   Принцип  индивидуализации в овладении иностранным языком. В ком-муникативной методике учащийся воспринимается как индивидуальность.

   Каждый учащийся, как индивид,  обладает определенными способностями, как общего, так и частичного характера. Коммуникативное обучение направлено на выявление их исходного уровня и дальнейшего их развития. С этой целью используются специальные средства  для выявления способнос-тей – специальные тесты, для развития - упражнения и опоры.

   Учет и развитие способностей составляет индивидную индивидуализацию.

Развитие человека зависит от множества факторов, ведущих  из которых при

обучении общению  следует считать совместную деятельность учащихся.

   При организации совместной деятельности учащегося планируется развитие качеств личности, необходимых для плодотворного сотрудничества.

Совместная деятельность организуется так, чтобы учащиеся сознавали, что от каждого из них зависит успешность общего дела. Сочетание общения с другими видами деятельности позволяет приблизить обучение  к реальному общению, которое осуществляется  не только ради общения, но и обслужи-вает другие виды деятельности, протекающие одновременно с ним.

   Для более продуктивного овладения учащимися всеми аспектами иностранного языка предусмотрена система средств (памяток и специальных упражнений) для формирования у учащихся необходимых навыков и  умений, для формирования умения учиться, что составляет субъективную индивидуализацию.

   Третьим ведущим компонентом принципа индивидуализации является так называемая личностная индивидуализация. Она предполагает учет  и использование параметров, присущих личности:  личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Все это позволяет вызвать у учащихся истинную коммуникативную и ситуативную мотивацию.

   Чтобы доказать это, достаточно учесть два факта: 1) общение, в данной

методике - это  средство поддержания жизнедеятельности в обществе и 2)

обучение самостоятельно данной концепции, есть модель процесса общения.

В системе коммуникативной  методики предусматривается целый  комплекс мер для поддержания  мотивации в учении.

  Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности учащихся в овладении иностранным языком.

   Он заключается в том, что все задания на всех ступенях обучения представляет собой речемыслительные задачи разного уровня  проблемности и сложности. Данная методика опирается на интеллектуальные потребности  учащихся, а это побуждает учащегося к мыслительной деятельности.

  Речемыслительные задачи призваны развивать механизмы мышления: механизм ориентации в ситуации, оценки сигналов обратной связи и принятия решений, механизм определения цели, механизм выбора, механизм комбинирования и конструирования.

   Важно отметить, что чем больше самостоятельности проявляет учащийся, тем более эффективным будет усвоение. Поэтому в данной  методике уделяется большое внимание  развитию самостоятельности мышления,  в частности, в процессе обсуждения проблем.

   И, наконец, самостоятельность, связанная с контролем. В коммуникатив-ном обучении используется такая стратегия, которая планирует превращение контроля через взаимоконтроль в самоконтроль. Для этого используется как скрытый контроль, так и осознанное владение учащимися знания объектов и критериев контроля и их применения.

   Принцип функциональности в обучении иностранному языку.

Данный принцип  предполагает, что каждый ученик должен понять, что может ему дать не только практическое владение языком, но и использование полученных знаний в познавательном и развивающем аспектах.

Этот принцип  заключается также в том, что  происходит овладение функциями видов речевой деятельности, как средств общения,  то есть осознаются и усваиваются те функции, которые выполняют в процессе человеческого общения: чтение, письмо, говорение, аудирование.

   Согласно принципу функциональности, объектом усвоения являются не речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые данным языком.

На функциональной основе создается модель речевых  средств, которые должны быть изучены в курсе иностранного языка: подбираются определенные речевые средства разных уровней для выражения  каждой из речевых функций. В зависимости от цели для выражения каждой функции может быть предложено и максимальное и минимальное количество средств выражения. Разумеется, сюда же подключаются и неречевые средства выражения.

   Принцип новизны в обучении иностранным языкам.

Коммуникативное обучение строится таким образом, что все его содержание и организация пронизаны новизной. Новизна предписывает использование текстов и упражнений, содержащих что-то новое для учеников, отказ от многократного чтения того же текста и упражнений с тем же заданием, вариативность текстов разного содержания, но построенных на одном и том же материале. Таким образом, новизна обеспечивает отказ от произвольного заучивания, развивает речепроизводство, эвристичность и продуктивность речевых умений учащихся, вызывает интерес к учебной деятельности.

    В заключении важно отметить, что  все рассмотренные принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Поэтому следование предлагаемой системе предполагает соблюдение всех вышеуказанных принципов и их комплексное применение.

2.2 

   Теперь перейдем к методическим принципам, на которых базируется

другая современная  методика обучения английскому языку. Итак, основными

методическими принципами, имеющими концептуальное значение для проектной методики, являются:

   Принцип сознательности, который предусматривает опору учащихся на систему грамматических правил, работа над которыми строится в виде работы с таблицами, что в свою очередь, является признаком следующего принципа.

  Принцип доступности проявляется прежде всего в том, что при построении

курса обучения по проектной методике рассматриваются вопросы и проблемы, значимые для обучаемого на данном этапе, исходя из его личного опыта, то есть обеспечивается за счет соответствующей обработки учебного материала.

   Принцип активности в проектной методике основывается не только на внешней активности (активная речевая деятельность), но и на активности внутренней, что проявляется при работе над проектами, развивая творческий потенциал обучаемых и основываясь на ранее изученном материале. В проектной методике принцип активности играет одну из ведущих ролей.

   Принцип коммуникативности, обеспечивающий контакт не только с

преподавателем, но и общение внутри групп, в ходе подготовки проектов, а также с преподавателями других групп, если таковые имеются. Проектная методика основывается на высокой коммуникативности,  предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

   Принцип наглядности используется прежде всего при подаче материала в виде уже подготовленных персонажами курса проектов, т.е. применяются как слуховая, так и контекстная наглядность.

   Принцип систематичности актуален для этой методики  не только потому, что весь материал делится на темы и подтемы, но и также и потому, что методика основана на цикличной организации учебного процесса: каждый из предусмотренных циклов рассчитан на определенное количество часов. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения,  направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.

   Принцип самостоятельности играет также очень важную роль в проектной

методике. Чтобы  доказать это, нужно рассмотреть суть самого понятия “проект”. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая обучаемыми работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально – эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия и т.п.). Новизна этого подхода в том, что обучаемым дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы. А так как работа над проектами ведется либо самостоятельно, либо в группе с другими обучаемыми, то можно говорить о принципе самостоятельности, как об одном из основополагающих.

Принципы проектной  методики тесно взаимосвязаны и  весьма важны. Данная методика приучает обучаемых творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, возможно, варианты решения стоящих перед ним задач, а принципы, на которых она базируется, делают обучение по ней возможным для любого возрастного контингента.

2.3 

   Перейдем к следующей методике обучения английскому языку. Это

интенсивная методика. Какие же принципы лежат в ее основе?

Информация о работе Сравнительная характеристика современных методик преподавания английского языка