Сравнительная характеристика современных методик преподавания английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:10, дипломная работа

Описание

Задачей данного исследования было выделение основополагающих методических принципов основных методов обучения английскому языку на сегодня: коммуникативная, проектная, интенсивная, деятельностная методики и методика дистанционного обучения. Также задачей было выделить сходные и отличительные их черты и описать их недостатки и преимущество. Говоря, одним словом, сравнить.

Содержание

Введение

1. Современные методики преподавания английского языка

1.1. коммуникативная методика

1.2. проектная методика

1.3. интенсивная методика

1.4. деятельностная методика

1.5. дистанционная методика

2. Методические принципы современных методик обучения английскому

языку.

2.1. коммуникативная методика

2.2. проектная методика

2.3. интенсивная методика

2.4. деятельностная методика

2.5. дистанционная методика

3. Сравнительная характеристика современных методик обучения

английскому языку

3.1. отличительные черты методик

3.1.1. коммуникативная методика

3.1.2. проектная методика

3.1.3. интенсивная методика

3.1.4. деятельностная методика

3.1.5. дистанционная методика

3.2. сходные черты методик

3.3. положительные и отрицательные стороны методик

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Диплом_''Сравнительная_характеристика_методик_преподавания''.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

   Следующей отличительной чертой предлагаемой концепции является использование всех функций ситуации. Коммуникативное обучение строится на основе ситуаций, которые (в отличие от других методических школ) понимается как система взаимоотношений. Главный акцент здесь ставится не на воспроизведение с помощью средств наглядности или словесное описание фрагментов действительности, а на создание ситуации как системы взаимоотношений между обучаемыми. Обсуждение ситуаций, построенных на основе взаимоотношений обучаемых, позволяет сделать процесс обучения иноязычной культуре максимально естественным и приближенным к условиям реального общения. Коммуникативная методика также включает в себя  и овладение невербальными средствами общения: такими, как жесты, мимика, позы, дистанция, что является дополнительным фактором при запоминании лексического и любого другого материала.

   Специфической чертой коммуникативной методики является также использование условно-речевых упражнений, то есть таких упражнений, которые построены на полном или частичном повторении реплик преподавателя. По мере приобретения знаний и навыков характер условно-речевых упражнений становится все более сложным, пока необходимость в них не исчерпывает себя, когда высказывания обучаемых не становятся самостоятельными и осмысленными. Итак, из всего вышеизложенного видно, что многие специфические черты, впервые появившиеся в коммуникативной концепции, были затем переняты другими коммуникативно-ориентирован-ными методиками и успешно используются ими. Но при этом они во многом отличаются от этой концепции и имеют свои, присущие только им, черты.

3.1.2. 

   Эффективность проектной методики в большей степени обеспечивается

интеллектуально-эмоциональной  содержательностью включаемых в  обучение тем. Также следует отметить их постепенное усложнение. Но отличительной особенностью тем является их конкретность. С самого начала обучения предполагается участие обучаемых в содержательной и сложной коммуникации, без упрощения и примитивизма, которые обычно характерны для учебников для начинающих изучать иностранный язык. Другой отличительной чертой проектной методики является особая форма

организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проекта. От чего, собственно, и появилось название методики. Проект, как говорилось ранее, - это самостоятельная, реализуемая обучаемым

работа, в которой  речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Новизна же подхода в том, что обучаемым дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. В курсе мало текстов как таковых, они воспроизводятся в процессе работы обучаемых над проектами, предложен-ные авторами. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Тема имеет четкую структуру, делится на подтемы, каждая из которых заканчивается заданием к проектной работе. Особенно важной чертой является то, что обучаемые имеют возможность говорить о своих мыслях, своих планах. Благодаря работе над проектом создается прочная языковая база.

   Специфическим является также подразделение навыков на два вида: навыки изучающего язык и навыки пользователя языком. Для развития первого вида навыков используются фонетическое и лексико-грамматические упражнения тренировочного характера. Это упражнения на имитацию, подстановку, расширение, трансформацию, восстановление отдельных фраз и текстов. Их особенность в том, что они даются в занимательной форме: в виде текста на проверку памяти, внимания; игр на догадку; головоломок, иногда в виде фонограммы. Обучение грамматическим навыкам и их тренировка обычно проводятся в виде работы на основе таблиц. Все упражнения, что особенно важно, выполняются на

фоне разработки представленного проекта.

   Для практики в пользовании языком дается большое количество ситуаций,

создаваемых с  помощью вербальной и предметно-образной наглядности.

Очевидным здесь  является то, что специфические черты  коммуникативной и

проективной методик  имеют много сходного, строятся на идентичных принципах, но применяются они в различных способах обучения. В первом случае, обучение основывается на использование ситуаций, во втором – на использовании проектов.

    

3.1.3 

    Перейдем к интенсивной методике и рассмотрим ее специфику. Данная

методика основана на психологическом термине “суггестии”. Это и есть первая специфическая черта интенсивной методики. Использование суггестии позволяет миновать или снимать различного рода психологические барьеры у обучаемых следующим путем. Педагог проводит занятия с учетом психологических факторов, эмоционального воздействия, используя логические формы обучения. Он использует также на занятиях различные виды искусства (музыку, живопись, элементы театра), с целью эмоционального воздействия на обучаемых.

    Однако суггестопедическое обучение предполагает определенную концентрацию учебных часов. На старших этапах, например, целесообразно выделять шесть часов в неделю за счет школьного компонента учебного плана, их стоит разделить на три, по два часа каждое. При необходимости количество часов можно свести к трем. Также специфической чертой интенсивной методики является то, что суггестопедия широко опирается на положение о разных функциях двух полушарий головного мозга. Подключе-ние эмоциональных факторов к обучению иностранному языку значительно активизирует процесс усвоения, открывая новые перспективы в развитии методики обучения иностранным языкам. Вся атмосфера занятий организует-ся таким образом, что освоению языка сопутствуют положительные эмоции.  

   С одной стороны, это является важным стимулом для создания и поддержа-ния интереса к предмету. С другой стороны, интеллектуальная деятельность учащихся, подкрепленная эмоциональной деятельностью, обеспечивает наиболее  эффективное запоминание материала и овладение речевыми

умениями. Еще одним отличительным фактором служим активное использование ролевых игр. Специфика интенсивного обучения заключается именно в том, что учебное общение сохраняет все социально психологичес-кие процессы общения. Ролевое общение – это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Но при этом, если с позиции учащихся ролевое общение – игровая деятельность или естественное общение, когда мотив находится не в содержании деятельности, а вне его, то с позиции преподавателя ролевое общение – форма организации учебного процесса.

   Как утверждает Л.Г.Денисова[5], основными результативными моментами интерактивной методики обучения иностранным языкам являются:

-  создание сильной немедленной мотивации обучения, осуществляемого при

неформальном общении и мотивации общения, приближенного к реальным;

-  высокая и немедленная результативность обучения: уже на второй день

занятий учащиеся общаются на изучаемом иностранном  языке, используя речевые клише, заложенные в основном учебном тексте – помните, текст полилога вводится в первый день занятий;

-  предъявление и усвоение большого количества речевых, лексических и

грамматических  единиц; за одно предъявление вводятся и усваиваются 150-200 новых слов, 30-50 речевых клише и несколько типичных грамматических явлений. Это тоже, несомненно, является специфическими чертами.

    Все вышеперечисленное и есть особенности интенсивной методики, которые в большей степени обеспечивают ее эффективность. Эти специфи-ческие моменты практически совершенно отличны от двух предыдущих методик. Только в одном они, пожалуй, схожи. Все три методики считают необходимым условием успешного обучения коллективную работу в положительной эмоциональной атмосфере. При этом интенсивная методика больше внимания уделяет таким видам деятельности, как говорение и аудирование.

3.1.4 

   Какие же специфические черты имеет деятельностная методика обучения английскому языку? Необходимо отметить, что таких средств обучения, характерных только для деятельностной методики, довольно много.

  В начале отметим, что создатели этой методики считают, что обучать навыкам оформления и умения работы с содержанием сообщаемого следует отдельно. Для того, чтобы обеспечить сознательное овладение языковыми средствами и обучение навыкам оформления, их необходимо формировать до того, как будет иметь место обучение умениям работы с содержанием. Из этого вытекает другая специфическая черта данного метода.

   В деятельностной методике имеет место разделение между предварительным овладением языковыми средствами и последующим овладением общением на основе имеющихся знаний, умений, навыков использования языковых средств. Но действительно специфической чертой деятельностной методики составляет выделение того, что называется языковыми речекоммуникативными единицами. Так как для полноценной коммуникации при обучении недостаточно только речевого статуса языковых единиц – речевой статус должен сочетаться со свободой их

выбора в речи. Языковые единицы, как говорилось ранее, которые обладают

речевым статусом и обеспечивают полноценную коммуникацию с точки зрения свободы их выбора, исходя из смысла сообщаемого, называется языковыми коммуникативными единицами.

   И последней специфической чертой является использование такого метода, как условный перевод, при котором используется не только то, чем ученики уже овладели, так и то, чему их обучают на данном этапе.

   Из этого видно, что деятельностная методика значительно отличается своей

спецификой от первых трех методов.

3.1.5. 

   И, наконец, выделим специфические черты методики дистанционного обучения. Специфической чертой обучения иностранному языку дистанционно является самостоятельная практика каждого обучаемого в том виде речевой деятельности, которым он овладевает в данное время. Также специфической чертой является интерактивность, на основе которой строится деятельность каждого обучаемого и руководство педагога. Учебный процесс строится таким образом, чтобы педагог имел возможность на протяжении всего курса отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать деятельность обучаемых. Еще одной специфической

чертой является то, что несмотря на долю самостоятельной  деятельности

учащегося, он должен иметь разнообразные контакты  в процессе обучения с

партнерами по курсу, преподавателем, зарубежными  партнерами. Все

вышесказанное делает деятельность обучаемых тоже весьма разнообразными – индивидуальными, парными, групповыми, как в малых группах так и со всей группой курса (конференции, коллективные обсуждения).

   Специфические черты этой методики, в очередной раз,  подтверждает, что она принадлежит к коммуникативно-ориентированным методикам. Именно отличительные черты помогают различать их, отделять друг от друга, так как они имеют большое количество сходных черт, о которых и пойдет речь далее.

3.2. 

   В настоящее время цель обучения английскому  языку формулируется так:

научить учащихся общаться на английском языке. Но при  поставленной таким образом цели она становится самоцелью. Цель же образования намного шире, чем приобретение определенных навыков и умений, а потенциальные возможности предмета “английский язык” значительно шире. Поэтому  цель обучения английскому языку в данный момент можно сформулировать следующим образом:  научить учащихся не только участвовать в коммуникации на английском языке, но и активно участвовать в становлении и развитии личности ученика.

   Исходя из этого большая часть современных методик обучения английскому языку основаны на принципе активной коммуникации (коммуникативная методика, проектная методика, дистанционная методика).

Коммуникативность предполагает построение обучения, как модели процесса общения. Чтобы придать обучению основные черты процесса общения, во-первых, необходимо перейти на личностное общение с учащимися (принцип индивидуализации в коммуникативной методике, принцип личностно- ориентированного мышления в интенсивной методике и т.д.), благодаря чему в работе с аудиторией складывается  нормальный психологический климат. Во-вторых, для решения этой задачи необходимо использовать все способы общения – интерактивный, когда происходит взаимодействие учителя с учениками на основе какой-либо деятельности, помимо учебной, персептивный, когда имеет место восприятие друг друга как личностей, минуя статусы учителя и ученика, информационный, когда ученик и учитель меняются своими мыслями, чувствами, а не словами и грамматическими структурами. И третье необходимое условие – это создание коммуникативной мотивации – потребности, которая побуждает учащихся

участвовать в  общении с целью изменить взаимоотношения  с собеседником.

   Общение должно быть построено таким образом, чтобы происходило постепенное овладение речевым материалом.

Информация о работе Сравнительная характеристика современных методик преподавания английского языка