Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа
Цель: изучить и сравнить чувство вины у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Объект исследования: Эмоции – как процесс отражения окружающей действительности в виде переживаний.
Предмет исследования: уровни чувства у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы изучения эмоций в психологии .......................6
1.1. Исследование теорий эмоций в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………...6
1.2 Анализ подходов к изучению чувств вины………………………………..10
1.3 Особенности чувства вины в подростковом возрасте…………………….13
Глава 2 Эмпирическое исследование чувства вины у подросткового возраста…………………………………………………………………………...16
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования……….16
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….18
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………………..28
Приложение………………………………………………………………………29
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет
им. Н.Ф. Катанова»
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра
психологии развития
Сравнительный анализ чувства вины у подростков.
Курсовая работа
По специальности
050706 – «Педагогика и психология»
Научный руководитель:
старший преподаватель.
Стружевская. О. Н
Выполнила:
студентка 4 курса, ОФО, гр. П-4
Ольховик
. Е.Н.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы изучения эмоций в психологии .......................6
1.1. Исследование
теорий эмоций в зарубежной и отечественной
психологии……………………………………………………
1.2 Анализ подходов к изучению чувств вины………………………………..10
1.3 Особенности чувства вины в подростковом возрасте…………………….13
Глава
2 Эмпирическое исследование чувства
вины у подросткового возраста………………
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования……….16
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….18
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..28
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования заключается в необходимости систематизировать существующие данные о психологическом феномене вины, полученные отечественными и зарубежными учеными, а также в дальнейшем изучении этого сложного и противоречивого эмоционального переживания, которое может по разной степени проявляться у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Чувство вины, согласно исследованиям некоторых авторов (N.Eisenberg, M.Hoffman), является моральной эмоцией «высшего порядка». Достаточно долгое время чувство вины изучалось лишь в русле психоанализа и только несколько десятилетий назад стало предметом исследования и в других психологических школах. Проделанный нами поиск работ, исследовавших роль чувства вины, показал, что в зарубежной психологии это направление начало активно развиваться около пятидесяти лет назад (M.Hoffman, M.Lewis, N.Eisenberg, M.Berkowitz). В отечественной психологии фундаментальные исследования, посвященные роли чувства вины в моральном развитии, фактически отсутствуют. Отметим также, что в отечественной психологической школе роль и функции чувства вины, а также связь переживания чувства вины со становлением Я-Морального практически не рассматривались.
В настоящее время проблема эмоции полностью изучена различными учеными многих стран. Изучены и освещены все виды эмоций, но к сожалению, проблема эмоции вины в редких научных источниках описана достаточно информативностью, в основном материалы о ней обобщение и поверхностные. В данной работе мы рассмотрим подробно проблему эмоции вины у подростков, а так же проведем сравнительный анализ проявления чувства вины у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Проблема эмоции вины у подростков до
сих пор остается еще мало изученным. Наблюдается
дефицит методического инструментария
диагностики эмоции вины в подростковом
возрасте. Кроме того далеко не всегда
учитывается специфика самой проблемы.
Следовательно, проблему эмоции вины можно
считать достаточно актуальной.
Цель: изучить и сравнить чувство вины у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Объект исследования: Эмоции – как процесс отражения окружающей действительности в виде переживаний.
Предмет исследования: уровни чувства у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что:
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
Методологическая основа исследования:
Учение о психологическом возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б, Эльконин), а именно положения о роли социальной ситуации развития, ведущей деятельности подросткового возраста.
Основные положения интегративного подхода к моральному развитию (M.Hoffman, M.Lewis, N.Eisenberg) утверждающего, что чувство вины, являясь моральными эмоциями высшего порядка, оказывают влияние на становление Я-Морального, выполняющего функцию регуляции морального поведения личности.
Исследования З.Фрейда о гендерных различий в переживании чувства вины, женщины менее склонны к переживанию чувства вины, по сравнению с мужчинами.
Для достижения поставленной цели исследования и проверки выдвинутых гипотез мы использовали следующие группы методов:
2. Эмпирические методы:
3.Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование позволит расширить и уточнить знания о проявлении чувства вины у мальчиков и девочек подросткового возраста. Полученные данные расширят представление об эмоциях детей подросткового возраста.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования данные могут быть использованы психологами и педагогами в работе с подростками, при оказании им помощи в трудных жизненных ситуациях.
Надёжность и достоверность данных, полученных в ходе исследования, обеспечивается применением валидных методик, адекватных предмету, цели, задачам исследования.
Структура работы. Курсовая работа состоит
из введения, трех глав, выводов, заключения,
списка литературы, приложений. Библиографический
список включает девять наименования.
Глава 1.Теоретические основы изучения эмоций в психологии
1.1.Исследование
теорий эмоций
в зарубежной и
отечественной психологии
Вопрос об эмоциях в течение длительного времени не находил своего решения, обуславливая появление различных, иной раз противоположных точек зрения. В XVIII-XIX веке самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, утверждавшая, что органические проявления эмоций являются следствием психических явлений. Сторонник этой позиции И.Ф. Гербарт считал, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Этих взглядов придерживался и В.Вундт, утверждая, что эмоции – это изменения представлений под влиянием чувств, но по его мнению, и чувства могут изменяться благодаря представлениям, при этом органические процессы являются лишь следствием эмоций. [1, с.400]
Согласно первой теорией когнитивного
диссонанса Л. Фестингера, положительное
эмоциональное переживание возникает
у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются,
а когнитивные представления воплощаются
в жизнь, т.е. когда реальные результаты
деятельности соответствуют намеченным,
согласуются с ними. Отрицательные эмоции
возникают и усиливаются в тех случаях,
когда между ожидаемыми и действительными
результатами деятельности имеется расхождение,
несоответствие.
Субъективно состояние
когнитивного диссонанса обычно переживается
человеком как дискомфорт, и он стремится
как можно скорее от него избавиться. Выход
из состояния когнитивного диссонанса
может быть двояким: или изменить когнитивные
ожидания и планы таким образом, чтобы
они соответствовали реально полученному
результату, или попытаться получить новый
результат, который бы согласовывался
с прежними ожиданиями. В современной
психологии теория когнитивного диссонанса
нередко используется для того, чтобы
объяснить поступки человека, его действия
в различных социальных ситуациях. Эмоции
же рассматриваются в качестве основного
мотива соответствующих действий и поступков.
Лежащим в их основе когнитивным факторам
придается в детерминации поведения человека
гораздо большая роль, чем органическим
изменениям.
Доминирующая когнитивистская ориентация
современных психологических исследований
привела к тому, что в качестве эмоциогенных
факторов стали рассматривать также и
сознательные оценки, которые человек
дает ситуации. Полагают, что такие оценки
непосредственно влияют на характер эмоционального
переживания.
К тому, что было сказано об условиях и
факторах возникновения эмоций и их динамики
У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом,
Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту
внес С. Шехтер. Он показал, что немалый
вклад в эмоциональные процессы вносят
память и мотивация человека. Концепция
эмоций, предложенная С. Шехтером, получила
название когнитивно-физиологической.
Согласно этой
теории на возникшее эмоциональное состояние
помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых
ими телесных изменений оказывают воздействие
прошлый опыт человека и оценка им наличной
ситуации с точки зрения актуальных для
него интересов и потребностей. Косвенным
подтверждением справедливости когнитивной
теории эмоций является влияние на переживания
человека словесных инструкций, а также
той дополнительной эмоциогенной информации,
которая предназначена для изменения
оценки человеком возникшей ситуации.
Одним из первых в России тему эмоций, как необходимую составляющую изучения психической жизни человека, в конце XIX века поднял русский философ - идеалист и психолог Н.Я. Грот. В качестве основной единицы анализа психической жизни он рассматривал так называемый «психический оборот», который состоит из: ощущения, чувствования (эмоции), умственной переработки и волевого решения, переходящего в действие. По поводу эмоциональных процессов Н.Я. Грот писал: «Термин чувствований, по нашему мнению, должен обнимать собою только, всю совокупность явлений удовольствия и страдания, т.е. те пассивные психические состояния, которые можно рассматривать как продукт субъективной оценки действующих на нервную систему раздражений, какой бы источник они не имели – внешний или внутренний» [2, с. 63] . По утверждению Н.Я. Грота, в отличие от ощущений, которые не способны регулировать процессы организма, эмоции, как продукт субъективной оценки ощущений, служат также оценке внутренних и внешних отношений организма. Гармония и дисгармония внешних и внутренних отношений становятся источниками удовольствия и страдания. Сложные чувства образуются сочетанием простых эмоций между собой и чувствований с ощущениями или идеями. При этом Грот Н.Я. полагал, что первичным чувствам и волнениям соответствуют конкретные представления из области познания; вторичным – конкретные понятия; более сложным чувствам – отвлеченные понятия.
Большим вкладом в понимании эмоций являются научные разработки русского физиолога П.В. Симонова и академика П.К.Анохина. Согласно биологической теории П.К.Анохина, эмоции в процессе эволюции возникли и закрепились как приспособительный механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и способствующий сохранению жизни как отдельной особи, так и всего вида. Положительные эмоции возникают, если реальный результат действия совпадает или превышает прогнозируемый результат, и наоборот, если реальный результат хуже ожидаемого – возникают отрицательные эмоции. При неоднократном удовлетворении потребности, сопровождающейся положительной эмоцией, происходит обучение и закрепление соответствующей деятельности, а неоднократные неудачи, вызывающие отрицательные эмоции, ведут к торможению неэффективной деятельности и способствуют поиску новых способов действий. [3, с.8]
Информация о работе Сравнительный анализ чувства вины у подростков