Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа
Цель: изучить и сравнить чувство вины у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Объект исследования: Эмоции – как процесс отражения окружающей действительности в виде переживаний.
Предмет исследования: уровни чувства у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы изучения эмоций в психологии .......................6
1.1. Исследование теорий эмоций в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………...6
1.2 Анализ подходов к изучению чувств вины………………………………..10
1.3 Особенности чувства вины в подростковом возрасте…………………….13
Глава 2 Эмпирическое исследование чувства вины у подросткового возраста…………………………………………………………………………...16
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования……….16
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….18
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………………..28
Приложение………………………………………………………………………29
Согласно Е.П. Ильину, эмоциональная сфера человека – это многогранное образование, включающее в себя: эмоции, эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности (при их акцентуации – эмоциональные типы личности), эмоциональные устойчивые отношения (чувства), где каждое из них имеет отчетливые дифференцирующие признаки.
По мнению Ильина, предформами настоящих
эмоций были эмоциональный тон ощущений
и впечатлений. Ильин утверждал, что эмоция
– это намного более высокий уровень эмоционального
реагирования, чем эмоциональный тон,
потому что она имеет ряд преимуществ.
Эмоция – это реакция на ситуацию, а не
на отдельный раздражитель. Часто эмоция
предвосхищает ситуацию и оценивает ее
заранее. Если эмоциональный тон дает
обобщенную оценку (приятно – неприятно),
то эмоции оценивают ситуации дифференцированно,
помогая тем самым заблаговременно и адекватно
подготовиться к прогнозируемому событию.
Эмоции, как и эмоциональный тон, являются
механизмами закрепления отрицательного
и положительного опыта, при этом эмоции
могут проявляться активно (убежать от
страха) и пассивно (замереть от страха).
[4,с.34]
1.2 Анализ подходов к изучению чувств вины
Хотя Ю. М. Лотман не связывает вину, как отрицательную эмоцию которая имеет свой положительный полюс. Вина (виновность) в конкретной ситуации - чувство и сознание своей правоты, а в более широком личностном плане- чувство собственного достоинства, самоуважение, признание ценности своей личности.
Вина, таким образом, выступает не только как эмоциональные переживания, связанные с разными моральными санкциями (недаром их относят к числу моральных чувств или свойств моральной личности. Эти же понятия используются при выделении определенных этапов исторического развития, в ходе которого социальное поведение становится более осознанным и индивидуальным. Чувство вины запрограммированы генетически и могут вообще не рефлексироваться. «Культура вины» уже выходит за рамки инстинктов, однако остается партикуляристской, ориентируя сознание индивида исключительно на его собственную общину; индивидуальные свойства на этой стадии развития еще не отличаются от социальных, честь мыслится как нечто вещественное, что может быть дано и отобрано независимо от поступков и воли самого индивида, и т. д. Лишь на очень высокой ступени исторического развития возникает личность, способная ориентировать свое поведение изнутри, равняясь на усвоенные ею принципы и нормы. Только здесь появляется категория совести как внутренней моральной инстанции, осуществляющей суд над человеком, включая не только его поступки, но и его помыслы; понятие обязанности как чего-то внешне- принудительного перерастает в понятие долга как внутреннего императива, а идеал родовой или сословной чести уступает место понятию индивидуального достоинства. ». [ 6, с.256]
Нельзя не видеть, однако, условности и ограниченности этой схемы. Перевод формально-аналитической типологии в культурно-историческую всегда сопряжен с какими-то натяжками. В данном случае трудности усугубляются неопределенностью исходных понятий. На уровне обыденного сознания логика перехода к вине («что я сам о себе думаю?») кажется самоочевидной. Но в психологии эти вопросы почти не разработаны. Вина это - частные эмоции, относящиеся только к самооценке. Чувство вины обычно трактуются как специфическая форма тревожности, но соотношение тревожности и вины, включая их внутреннюю генетическую связь, весьма проблематично.
Некоторые исследователи считают вину - как моральную тревожность. Отчет об эмоции предполагает осознание и вербализацию субъектом своего эмоционального состояния. Испытуемые не всегда могут точно определить, какое именно чувство (страха, стыда, вины, смущения, тревоги и т. п.) они испытывают, это зависит как от особенностей экспериментальной ситуации, так и от вербальных способностей и прошлого опыта испытуемого.
В культурологических исследованиях эти
понятия еще более многозначны и связаны
с контекстом. Сравнительно-исторические
исследования показывают, что разные средства
социального контроля не столько сменяют
друг друга, сколько сосуществуют, дифференцируясь
по сферам своего влияния.
1.3
Особенности чувства
вины в подростковом
возрасте
Гендерные различия в переживании чувства
вины обусловлены двумя факторами: биологическим
и социальным, где под биологическим понимается
особенности физиологического развития
мужчин и женщин, а под социальным – «мужское»
и «женское» воспитание, заключающееся
в усвоении стереотипов «мужского» и «женского»
поведения. Дети (как девочки, так и мальчики)
начинают испытывать чувство вины, когда
способны понять, что они могут быть источником
переживания другого человека, и это делает
их чувствительными к переживаниям других.
Однако, в возрасте 2-х лет мальчики проявляют
большую склонность к переживанию чувства
вины, по сравнению с девочками того же
возраста и так продолжается до младшего
школьного возраста. Лишь в подростковом
возрасте динамика переживания вины меняется:
девочки чаще испытывают чувство вины
по сравнению с мальчиками. Возможно, это
происходит потому что, воспитывая девочку
и прививая ей, стереотип поведения «женщины»
в обществе, родители чаще прибегают к
методам, направленным на провоцирование
у нее чувства вины. Мальчики - подростки
в меньшей степени склонны переживать
чувство вины, так как: в обществе поощряется
проявление у «маленького» мужчины настойчивости,
упрямства, уверенности и любого агрессивного
поведения как части полоролевого стереотипа.
Стоит также
отметить, что в подростковом возрасте
интенсивность переживания вины уменьшается,
однако, по достижении возраста ранней
зрелости, интенсивность переживания
вины у девушек становиться выше, по сравнению
с юношами. Наибольший процент девочек-подростков,
по сравнению с мальчиками, упоминали
возникновение чувства вины в ситуациях,
когда они лгут или совершают опрометчивые
поступки. Юноши чаще, чем девушки, испытывают
чувство вины, когда совершают любые агрессивные
поступки или когда срывают свою злость
на окружающих. Больший процент юношей,
по сравнению с девушками, упоминали чувство
вины, возникающее после драки, жестокого
обращения или нанесения материального
ущерба и при отказе оказать помощь другому.
Больший процент девушек, по сравнению
с юношами, испытывали чувство вины по
отношению к членам своей семьи. Причем,
родителей и других близких родственников
в качестве объекта переживания вины они
упоминали в 3 раза чаще, по сравнению с
юношами. В свою очередь, юноши в 2 раза
чаще, чем девушки, упоминали случайных
знакомых или других людей.
З.Фрейд впервые исследовал гендерные
различия в переживании чувства вины.
Он считал, что женщины в меньшей степени
склонны к переживанию чувства вины, по
сравнению с мужчинами, поскольку в отличие
от мужчин они не способны развить в себе
«сильное» и «требовательное» Супер -
Эго, и это происходит по причине того,
что девочки не испытывают страх кастрации
в период Эдипова комплекса. Позднее другой
представитель психоанализа, Х.Б.Льюис,
отмечала, что мужчины, изначально ориентированные
на карьеру и успех в обществе, вынуждены
прибегать к агрессии, чтобы выжить в мире
жестокой конкуренции. И как следствие
этого, мужчины чаще оказываются в обстоятельствах,
которые довлеют над ними, вынуждая их
совершать моральные проступки, и это
увеличивает вероятность возникновения
у них чувства вины.
Как отмечал Д.Б. Эльконин (1969): “Весь подростковый период проходит под знаком решения задач на установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые соответствовали бы усваиваемым морально-этическим нормам. Решение этих задач происходит при ориентации не только на качества другого лица, но, и это главное, на свои собственные качества. Развитие ориентации в себе, прежде всего в качествах морально-этических и составляет содержание развития самосознания в этот период”. Сущностной чертой интеллектуального развития в подростковом возрасте является становление формальных операций, характеризующихся как гипотетико- дедуктивная логика с исследованием возможностей объектов и экспериментальным анализом (Дж.Флейвелл, 1967). Ведущей деятельностью подростка является интимно - личностное общение, в ходе которой подросток решает основные задачи развития. Важную роль в развитии морального сознания в подростковом возрасте играет развитие Я- концепции в целом. В исследовании показано, что важнейшую функцию в формировании Я- концепции в подростковом возрасте играет образ Я- идеальное. Было обнаружено, что соотношение образов Я- реальное и Я- идеальное является одним из важнейших механизмов саморегуляции в подростковом возрасте. Соотнесение Я- реального и Я- идеального происходит не только на основе чисто логического сопоставления образов, но и на основе антиципации эмоционального переживания, которым становится чувство вины.
Таким образом, в подростковом возрасте
происходит ориентировка
Глава 2 Эмпирическое исследование чувства вины у подросткового возраста
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования
Наше экспериментальное исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 18 города Абакана.
Целью нашего исследования является изучение и сравнение чувство вины у подростков.
Эмпирическое исследование проходило в три этапа:
Первый этап: измерение чувства вины как состояния и как черты у мальчиков.
Второй этап: измерение чувства вины как состояния и как черты у девочек.
Третий этап: сравнительный анализ чувства вины как состояния и как черты у мальчиков и девочек.
При формировании экспериментальной выборки мы использовали стратометрический отбор. Критериями отбора служили следующие страты: пол (мужской и женский), возраст (13-15 лет), учащиеся общеобразовательных школ. Экспериментальная выборка составила 60 человек – из них 30 мальчиков и 30 девочек.
При формировании выборки мы подчинялись ряду правил:
Для диагностики изучения чувства вины у подростков мы использовали:
Опросник «Воспринимаемый индекс вины» (Perceived Guilt Index (PGI), John R. Otterbacher, David C. Munz) предназначен для измерения чувства вины как состояния и как черты.
PGI состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния (G- state) и как генерализованной Я - концепции (черты) (G- trait). (см. приложение А). Обследуемому на бланке предлагается отметить то слово или фразу, которое наиболее полно описывает чувства в настоящий момент и обычные чувства.
Полученные
результаты выражаются в значениях,
если значение будет выше 10, значит
интенсивность реакции чувства
вины выше уровня обычных переживаний.
Если полученное значение будет ниже 10,
значит интенсивность реакции чувства
вины ниже обычных переживаний.
Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки (Buss-Durkey Inventory) предназначен диагностики агрессивных и враждебных реакций. Испытуемым подросткам предлагался перечень из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет» (см. приложение Б).
Информация о работе Сравнительный анализ чувства вины у подростков