Сравнительный анализ чувства вины у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание

Цель: изучить и сравнить чувство вины у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Объект исследования: Эмоции – как процесс отражения окружающей действительности в виде переживаний.
Предмет исследования: уровни чувства у мальчиков и девочек подросткового возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы изучения эмоций в психологии .......................6
1.1. Исследование теорий эмоций в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………...6
1.2 Анализ подходов к изучению чувств вины………………………………..10
1.3 Особенности чувства вины в подростковом возрасте…………………….13
Глава 2 Эмпирическое исследование чувства вины у подросткового возраста…………………………………………………………………………...16
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования……….16
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….18
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………………..28
Приложение………………………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию 1.doc

— 322.00 Кб (Скачать документ)

     На  основании выдвинутой гипотезы исследования: мы предположили, что различия в уровнях интенсивности проявления чувства вины между мальчиками и девочками существуют. Была поставлена цель: изучить и сравнить уровни интенсивности проявления чувства вины у мальчиков и девочек.

     Из 60 протестированных подростков , 30  мальчиков имеют высокий уровень чувства вины (60%), чем девочки (43%).Таким образом, мы можем утверждать, что мальчики более ярко, и выражено, проявляют чувство вины.

Т.к  мужчины, изначально ориентированные на карьеру и успех в обществе, и вынуждены прибегать к агрессии, чтобы выжить в мире жестокой конкуренции. И как следствие этого, мужчины чаще оказываются в обстоятельствах, которые довлеют над ними, вынуждая их совершать моральные проступки, и это увеличивает вероятность возникновения у них чувства вины.

     Таким образом, анализ проведенного обследования мальчиков и девочек подросткового  возраста позволяет сделать вывод, что различия в проявления чувства  вины между мальчиками и девочками  существуют.

     Проведенное нами исследование позволит расширить  и уточнить знания о проявлении чувства вины у мальчиков и девочек подросткового возраста. Полученные данные расширят представление о эмоциях детей подросткового возраста. Так же, они могут быть использованы психологами и педагогами в работе с подростками, при оказании им помощи в трудных жизненных ситуациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список.

     Книги, написанные одним автором, учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.

2.  Грот Н.Я. Психология чувствований. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.

3. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 79 с.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с.

5. Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры,—Тезисы докл. IV Летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1970, с. 98—101.

6. Дробницкий О. Г. Понятие морали, с 257—284.

7. Статья Надежды Ивановой  "Чувство вины"

8. Дружиненко Д.А., Чувство вины и моральная саморегуляция в

подростковом  возрасте // сборник молодых ученых МГУ «Новые в

психологии», 2006, с.134-142.

9. Марьенко И.С. Процесс нравственного воспитания школьников. – М.: Народная асвета, 1971. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Таблица 1                                                                                           

Ф.И.О. испытуемого G-state G-trate Полученное  значение
1 1.1 6.8 4.3
2 2.0 9.4 2.6
3 2.0 10.4 1.6
4 3.4 9.4 4
5 4.3 8.6 5.7
6 2.0 7.8 4.2
7 5.3 4.3 11
8 1.1 4.3 6.8
9 3.4 8.6 4.8
10 4.3 9.4 4.9
11 5.3 8.6 6.7
12 8.6 4.3 14.3
13 1.1 5.9 5.2
14 2.0 6.8 5.2
15 5.3 7.8 7.5
16 2.0 9.4 2.6
17 2.0 10.4 1.6
18 8.6 8.6 10
19 2.0 4.3 7.7
20 8.6 6.8 11.8
21 3.4 5.9 7.5
22 5.3 9.4 5.9
23 2.0 7.8 4.2
24 2.0 5.9 6.1
25 1.1 10.4 0.7
26 1.1 5.9 5.2
27 8.6 10.4 8.2
28 8.6 4.3 14.3
29 2.0 10.4 1.6
30 2.0 7.8 4.2
       
1 2.0 9.4 2.6
2 2.0 4.3 7.7
3 1.1 8.6 2.5
4 2.0 10.4 1.6
5 1.1 6.8 4.3
6 1.1 9.4 1.7
7 4.3 8.6 5.7
8 2.0 9.4 2.6
9 5.3 4.3 11
10 2.0 10.4 1.6
11 4.3 10.4 3.9
12 1.1 9.4 1.7
13 5.9 6.8 9.1
14 2.0 8.6 5.2
15 2.0 9.4 2.6
16 4.3 6.8 7.5
17 4.3 10.4 3.9
18 2.0 8.6 3.4
19 2.0 6.8 5.2
20 1.1 9.4 1.7
21 2.0 8.6 3.4
22 8.6 6.8 11.8
23 2.0 4.3 7.7
24 2.0 6.8 5.2
25 1.1 9.4 1.7
26 8.6 6.8 11.8
27 1.1 4.3 6.8
28 5.9 9.4 6.5
29 1.1 10.4 0.7
30 2.0 9.4 2.6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение 2

Таблица 2 
 

Номер испытуемого Мальчики Девочки
1 низкий низкий
2 низкий средний
3 низкий низкий
4 низкий низкий
5 средний низкий
6 низкий средний
7 высокий низкий
8 средний низкий
9 низкий Высокий
10 низкий Низкий
11 средний Низкий
12 высокий Низкий
13 средний Средний
14 средний Средний
15 средний Низкий
16 низкий средний
17 низкий Низкий
18 высокий Низкий
19 средний Средний
20 высокий Низкий
21 средний Низкий
22 средний Высокий
23 низкий Средний
24 средний Средний
25 низкий Низкий
26 средний Высокий
27 средний Средний
28 высокий Средний
29 низкий Низкий
30 низкий Низкий
 
 

Приложение 3

Таблица 3 

 
Ф.И.О.испутуемого

( муж. пол.)

 
  Наличие шкалы

№ 8 ( вины)

 
Ф.И.О.испутуемого

( жен.пол)

 
Наличие шкалы

№ 8 ( вины)

1 да 1 Нет
2 Нет 2 Нет
3 нет 3 Да
4 Нет 4 Нет
5 Да 5 Нет
6 да 6 Нет
7 Да 7 Да
8 Да 8 да
9 Да 9 нет
10 Нет 10 Нет
11 Нет 11 да
12 Да 12 Да
13 Нет 13 Нет
14 Да 14 Да
15 Да 15 да
16 да 16 Нет
17 Да 17 Нет
18 Нет 18 Нет
19 Да 19 Да
20 Да 20 Нет
21 Нет 21 Да
22 Нет 22 Нет
23 Да 23 Да
24 Да 24 Нет
25 да 25 Да
26 да 26 Да
27 Нет 27 Нет
28 Нет 28 Нет
29 Да 29 да
30 нет 30 да

Приложение  А 

Методика «Воспринимаемый индекс вины» (Perceived Guilt Index (PGI), John R. Otterbacher, David C. Munz).

     Методика  PGI состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния (G-state) и как генерализованной Я-концепции (черты) (G-trait).

(G-state):

  1. Осуждающий
  2. Невиновный
  3. Подавленный
  4. Постыдный
  5. Спокойный
  6. Недостойный
  7. Разочарованный
  8. Сдерживаемый
  9. Находящийся в состоянии упадка
  10. Раздражительный
  11. Незаслуживающий прощения

(G-trait): 

  1. Осуждающий
  2. Невиновный
  3. Подавленный.
  4. Постыдный
  5. Спокойный
  6. Недостойный
  7. Разочарованный
  8. Сдерживаемый
  9. Находящийся в состоянии упадка
  10. Раздражительный
  11. Незаслуживающий прощения
 

     Обработка данных: Можно применить 2 способа обработки данных: 1) подсчет индекса каждой шкалы (G-trait и G-state) по отдельности  2) определение реакции вины человека в ответ на специфическую ситуацию и сравнение этой реакции человека с его состоянием, когда он чувствует себя «нормально».

 Каждый  пункт имеет следующие значения:

 1 = 6.8,

 2 = 1.1,

 3 = 4.3,

 4 = 9.4,

 5 = 2.0,

 6 = 7.8,

 7 = 5.9,

 8 = 3.4,

 9 = 8.6,

 10 = 5.3,

 11 = 10.4.

 Второй  метод обработки результатов  методики более сложный. Используя  значения пунктов, приведенные выше, затем проведите следующие вычисления:

 1. От  значения G-state отнять значение G-trait.

Информация о работе Сравнительный анализ чувства вины у подростков