Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа
Цель: изучить и сравнить чувство вины у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Объект исследования: Эмоции – как процесс отражения окружающей действительности в виде переживаний.
Предмет исследования: уровни чувства у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы изучения эмоций в психологии .......................6
1.1. Исследование теорий эмоций в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………...6
1.2 Анализ подходов к изучению чувств вины………………………………..10
1.3 Особенности чувства вины в подростковом возрасте…………………….13
Глава 2 Эмпирическое исследование чувства вины у подросткового возраста…………………………………………………………………………...16
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования……….16
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….18
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………………..28
Приложение………………………………………………………………………29
На основании выдвинутой гипотезы исследования: мы предположили, что различия в уровнях интенсивности проявления чувства вины между мальчиками и девочками существуют. Была поставлена цель: изучить и сравнить уровни интенсивности проявления чувства вины у мальчиков и девочек.
Из 60 протестированных подростков , 30 мальчиков имеют высокий уровень чувства вины (60%), чем девочки (43%).Таким образом, мы можем утверждать, что мальчики более ярко, и выражено, проявляют чувство вины.
Т.к мужчины, изначально ориентированные на карьеру и успех в обществе, и вынуждены прибегать к агрессии, чтобы выжить в мире жестокой конкуренции. И как следствие этого, мужчины чаще оказываются в обстоятельствах, которые довлеют над ними, вынуждая их совершать моральные проступки, и это увеличивает вероятность возникновения у них чувства вины.
Таким
образом, анализ проведенного обследования
мальчиков и девочек
Проведенное
нами исследование позволит расширить
и уточнить знания о проявлении чувства
вины у мальчиков и девочек подросткового
возраста. Полученные данные расширят
представление о эмоциях детей подросткового
возраста. Так же, они могут быть использованы
психологами и педагогами в работе с подростками,
при оказании им помощи в трудных жизненных
ситуациях.
Библиографический список.
Книги, написанные одним автором, учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.
2. Грот Н.Я. Психология чувствований. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.
3. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 79 с.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с.
5. Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры,—Тезисы докл. IV Летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1970, с. 98—101.
6. Дробницкий О. Г. Понятие морали, с 257—284.
7. Статья Надежды Ивановой "Чувство вины"
8. Дружиненко Д.А., Чувство вины и моральная саморегуляция в
подростковом возрасте // сборник молодых ученых МГУ «Новые в
психологии», 2006, с.134-142.
9. Марьенко И.С.
Процесс нравственного воспитания школьников.
– М.: Народная асвета, 1971.
Приложение 1
Таблица
1
Ф.И.О. испытуемого | G-state | G-trate | Полученное значение |
1 | 1.1 | 6.8 | 4.3 |
2 | 2.0 | 9.4 | 2.6 |
3 | 2.0 | 10.4 | 1.6 |
4 | 3.4 | 9.4 | 4 |
5 | 4.3 | 8.6 | 5.7 |
6 | 2.0 | 7.8 | 4.2 |
7 | 5.3 | 4.3 | 11 |
8 | 1.1 | 4.3 | 6.8 |
9 | 3.4 | 8.6 | 4.8 |
10 | 4.3 | 9.4 | 4.9 |
11 | 5.3 | 8.6 | 6.7 |
12 | 8.6 | 4.3 | 14.3 |
13 | 1.1 | 5.9 | 5.2 |
14 | 2.0 | 6.8 | 5.2 |
15 | 5.3 | 7.8 | 7.5 |
16 | 2.0 | 9.4 | 2.6 |
17 | 2.0 | 10.4 | 1.6 |
18 | 8.6 | 8.6 | 10 |
19 | 2.0 | 4.3 | 7.7 |
20 | 8.6 | 6.8 | 11.8 |
21 | 3.4 | 5.9 | 7.5 |
22 | 5.3 | 9.4 | 5.9 |
23 | 2.0 | 7.8 | 4.2 |
24 | 2.0 | 5.9 | 6.1 |
25 | 1.1 | 10.4 | 0.7 |
26 | 1.1 | 5.9 | 5.2 |
27 | 8.6 | 10.4 | 8.2 |
28 | 8.6 | 4.3 | 14.3 |
29 | 2.0 | 10.4 | 1.6 |
30 | 2.0 | 7.8 | 4.2 |
1 | 2.0 | 9.4 | 2.6 |
2 | 2.0 | 4.3 | 7.7 |
3 | 1.1 | 8.6 | 2.5 |
4 | 2.0 | 10.4 | 1.6 |
5 | 1.1 | 6.8 | 4.3 |
6 | 1.1 | 9.4 | 1.7 |
7 | 4.3 | 8.6 | 5.7 |
8 | 2.0 | 9.4 | 2.6 |
9 | 5.3 | 4.3 | 11 |
10 | 2.0 | 10.4 | 1.6 |
11 | 4.3 | 10.4 | 3.9 |
12 | 1.1 | 9.4 | 1.7 |
13 | 5.9 | 6.8 | 9.1 |
14 | 2.0 | 8.6 | 5.2 |
15 | 2.0 | 9.4 | 2.6 |
16 | 4.3 | 6.8 | 7.5 |
17 | 4.3 | 10.4 | 3.9 |
18 | 2.0 | 8.6 | 3.4 |
19 | 2.0 | 6.8 | 5.2 |
20 | 1.1 | 9.4 | 1.7 |
21 | 2.0 | 8.6 | 3.4 |
22 | 8.6 | 6.8 | 11.8 |
23 | 2.0 | 4.3 | 7.7 |
24 | 2.0 | 6.8 | 5.2 |
25 | 1.1 | 9.4 | 1.7 |
26 | 8.6 | 6.8 | 11.8 |
27 | 1.1 | 4.3 | 6.8 |
28 | 5.9 | 9.4 | 6.5 |
29 | 1.1 | 10.4 | 0.7 |
30 | 2.0 | 9.4 | 2.6 |
Приложение 2
Таблица
2
Номер испытуемого | Мальчики | Девочки |
1 | низкий | низкий |
2 | низкий | средний |
3 | низкий | низкий |
4 | низкий | низкий |
5 | средний | низкий |
6 | низкий | средний |
7 | высокий | низкий |
8 | средний | низкий |
9 | низкий | Высокий |
10 | низкий | Низкий |
11 | средний | Низкий |
12 | высокий | Низкий |
13 | средний | Средний |
14 | средний | Средний |
15 | средний | Низкий |
16 | низкий | средний |
17 | низкий | Низкий |
18 | высокий | Низкий |
19 | средний | Средний |
20 | высокий | Низкий |
21 | средний | Низкий |
22 | средний | Высокий |
23 | низкий | Средний |
24 | средний | Средний |
25 | низкий | Низкий |
26 | средний | Высокий |
27 | средний | Средний |
28 | высокий | Средний |
29 | низкий | Низкий |
30 | низкий | Низкий |
Приложение 3
Таблица
3
Ф.И.О.испутуемого ( муж. пол.) |
Наличие шкалы № 8 ( вины) |
Ф.И.О.испутуемого ( жен.пол) |
Наличие шкалы № 8 ( вины) |
1 | да | 1 | Нет |
2 | Нет | 2 | Нет |
3 | нет | 3 | Да |
4 | Нет | 4 | Нет |
5 | Да | 5 | Нет |
6 | да | 6 | Нет |
7 | Да | 7 | Да |
8 | Да | 8 | да |
9 | Да | 9 | нет |
10 | Нет | 10 | Нет |
11 | Нет | 11 | да |
12 | Да | 12 | Да |
13 | Нет | 13 | Нет |
14 | Да | 14 | Да |
15 | Да | 15 | да |
16 | да | 16 | Нет |
17 | Да | 17 | Нет |
18 | Нет | 18 | Нет |
19 | Да | 19 | Да |
20 | Да | 20 | Нет |
21 | Нет | 21 | Да |
22 | Нет | 22 | Нет |
23 | Да | 23 | Да |
24 | Да | 24 | Нет |
25 | да | 25 | Да |
26 | да | 26 | Да |
27 | Нет | 27 | Нет |
28 | Нет | 28 | Нет |
29 | Да | 29 | да |
30 | нет | 30 | да |
Приложение
А
Методика «Воспринимаемый индекс вины» (Perceived Guilt Index (PGI), John R. Otterbacher, David C. Munz).
Методика PGI состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния (G-state) и как генерализованной Я-концепции (черты) (G-trait).
(G-state):
(G-trait):
Обработка данных: Можно применить 2 способа обработки данных: 1) подсчет индекса каждой шкалы (G-trait и G-state) по отдельности 2) определение реакции вины человека в ответ на специфическую ситуацию и сравнение этой реакции человека с его состоянием, когда он чувствует себя «нормально».
Каждый
пункт имеет следующие
1 = 6.8,
2 = 1.1,
3 = 4.3,
4 = 9.4,
5 = 2.0,
6 = 7.8,
7 = 5.9,
8 = 3.4,
9 = 8.6,
10 = 5.3,
11 = 10.4.
Второй
метод обработки результатов
методики более сложный. Используя
значения пунктов, приведенные выше,
затем проведите следующие
1. От значения G-state отнять значение G-trait.
Информация о работе Сравнительный анализ чувства вины у подростков