Сравнительный анализ чувства вины у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание

Цель: изучить и сравнить чувство вины у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Объект исследования: Эмоции – как процесс отражения окружающей действительности в виде переживаний.
Предмет исследования: уровни чувства у мальчиков и девочек подросткового возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы изучения эмоций в психологии .......................6
1.1. Исследование теорий эмоций в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………...6
1.2 Анализ подходов к изучению чувств вины………………………………..10
1.3 Особенности чувства вины в подростковом возрасте…………………….13
Глава 2 Эмпирическое исследование чувства вины у подросткового возраста…………………………………………………………………………...16
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования……….16
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….18
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………………..28
Приложение………………………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию 1.doc

— 322.00 Кб (Скачать документ)

     Опросник, А. Басса и А. Дарки выделяют  следующие виды реакций:  
Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины.

        Инструкция: приводится перечень утверждений, прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте « да « если вы согласны с утверждением, или « нет» - если не согласны.

       При обработке результата выделяются вопросы, ответы которые совпадают с ключом теста. Затем подсчитывается общая сумма баллов по шкалам. Нас интересует по тематике данного исследования, уровень чувства вины, и поэтому мы будем рассматривать только шкалу под номером восемь. 
 

    2.2. Сравнительный анализ результатов исследования

     

        Результаты по измерению чувства вины как состояния и как черты с помощью методики PGI следующие. Прежде всего, мы подсчитали индекс каждой шкалы (G-trait и G-state) отдельно у мальчиков и девочек и  определили реакцию вины человека в ответ на специфическую ситуацию, затем сравнили эту реакцию человека с его состоянием, когда он чувствует себя «нормально», получили исходное значение, затем данные мы оформили в таблицу 1 (приложение 1).

        Далее мы составили сводную таблицу (приложение 2) с графами отдельно на мальчиков и девочек, где полученные значения определили по трем уровням – низкий, средний и высокий уровни интенсивности реакции чувства вины.

Таблица 3.

       

    Уровни проявления чувства вины у мальчиков 

Количество

мальчиков

Низкий уровень % Средний уровень % Высокий уровень %
30 43 40 17
 

     

     Рисунок 1. Уровни проявления чувства вины у мальчиков 

     Результаты  таблицы (см. таблицу 3) свидетельствуют о том, что у 17% мальчиков, проявление чувства вины выше уровня обычных переживаний, что говорит о том, что у данной группы мальчиков проявление чувства вины не является сиюминутным проявлением, а является чертой личности. Можно сделать вывод о том, что испытуемые с такой чертой личности тревожны, беспокойны, трудно адаптируются в новых, необычных условиях. Их проявление чувства вины гораздо ярче и интенсивнее, чем у остальных детей. Они очень тяжело и болезненно переживают негативные эмоции, часто винят себя во всех неудачах и чувство вины практически не покидает их.

         Средний уровень проявления чувства  вины имеет 40 % испытуемых. Можно сделать вывод, что данная группа испытуемых находится, как бы, на рубеже между высоким уровнем и низким. То есть, нельзя сказать, выше или ниже уровень проявления чувства вины у этих мальчиков. Скорее всего, это зависит от ситуации, от тяжести совершенного проступка, от того, какая форма наказания была выбрана, и было ли оно вообще. Так же, зависит от того, насколько данный проступок противоречит нравственным, моральным ценностям мальчика и насколько тяжело переживается  самим испытуемым.

     43 %  мальчиков имеют низкий уровень,  соответственно реакция чувства вины ниже уровня обычных переживаний (см. гистограмму 1). Можно сделать вывод, что данная категория испытуемых гораздо легче переживает эмоцию вины, нежели группа с высоким уровнем проявления. Эти мальчики не имеют такой черты, их переживание вины является сиюминутным проявлением, которое проходит пусть и не всегда быстро, но без следа. Таким мальчикам легче адаптироваться в современном обществе, т.к. они менее тревожны, менее боязливы, смелее и активнее. 
 

     Таблица 4.

  Уровни проявления чувства вины у девочек 

Количество

девочек

Низкий уровень % Средний уровень % Высокий уровень %
30 57 33 10
 
 

     

Рисунок 2. Уровни проявления чувства вины у девочек 

     Так же, результаты таблицы 4 (см. таблицу 4) свидетельствуют о том, что у 10 % девочек интенсивность реакции  чувства вины выше уровня обычных переживаний. Это говорит о том, что данные испытуемые девочки переживают чувство вины ярко, болезненно для них самих. Они беспокойны, тревожны, насторожены. Так же такие дети плохо адаптируются, их круг общения узок и из-за повышенной тревожности они с трудом взаимодействуют в обществе. У данной группы девочек чувство вины является чертой личности и постоянно присутствует в повседневной жизни.

     У 33 % девочек  выявился средний уровень  проявления чувства вины, что говорит  о их непринадлежности ни к одной из вышеперечисленных характеристик. У таких девочек переживание чувства вины не является ни сиюминутным состоянием, ни чертой личности. Можно сказать, что, как и в случае с мальчиками со средним уровнем, переживание чувства вины скорее всего зависит от ситуации, от тяжести совершенного проступка, от того какая форма наказания была выбрана, и было ли оно вообще. Так же, зависит от того, насколько данный проступок противоречит нравственным, моральным ценностям девочки и насколько тяжело переживается  самим испытуемым.

       Так же, 57 % имеют низкий уровень,  соответственно реакции чувства  вины ниже уровня обычных переживаний  (см. гистограмму 2). Данный процент  является большей половины группы девочек. То есть, переживание чувства вины у таких девочек является ситуативным состоянием, оно может проявляться ярко и бурно, но чертой личности не является, поэтому при определенных благоприятных моментах оно сменяется другими эмоциями и благополучно изживается. 

  Таблица 5. 

     Уровни проявления  чувства вины между мальчиками и девочками  

Пол испытуемых Количество

испытуемых

Низкий уровень (%) Средний уровень (%) Высокий уровень (%)
Мальчики 30 43 40 17
Девочки 30 57 33 10
 

      

         Рисунок 3. Уровни проявления  чувства вины между мальчиками и девочками  

          По результатам анализа выявилось (см. таблицу 5), что по процентному соотношению у большего количества мальчиков (17%) интенсивность реакции чувства вины выше уровня обычных переживаний, чем у девочек (10%). То есть, можно сделать вывод, что 17 % мальчиков более ярко и выражено, испытывают чувство вины,  оно не покидает их в повседневной жизни и является генерализованной Я- концепцией, то есть чертой. Данные испытуемые на предложение выбрать из списка слов и фраз которые наиболее полно описывают чувства в настоящий момент отвечали – раздражительный, находящийся в состоянии упадка. А на просьбу описать свое состояние, когда испытуемые переживают, чувство вины данные 17% мальчиков отвечали – подавленный, находящийся в состоянии упадка, осуждающий.

          40% мальчиков имеют средний уровень проявления чувства вины, что говорит о их непринадлежности ни к одному уровню, их чувство вины не является ни состоянием, ни чертой личности, все зависит от ситуации, от тяжести совершенного проступка и от отношения к нему самого ребенка и окружающих. Так же во многом, уровень интенсивности проявления чувства вины определяют нравственные, моральные ценности и  противоречие им совершенного ребенком проступка. 43% мальчиков имеют более слабое чувство вины и оно является сиюминутным состоянием, нежели чертой.

     Так же, по результатам нашего исследования выявилось, что по процентному соотношению  всего 10% девочек имеют ярко выраженное чувство вины (что является гораздо  меньше, чем у мальчиков), так же оно является генерализованной Я- концепцией, то есть чертой. 33% девочек имеют средний уровень, что говорит о отсутствии у них какого либо конкретного уровня. Их переживание чувства вины, как и в случае с мальчиками, является ситуативным, может проявляться ярко, бурно, даже длительно, но во внутренний план не переходит и не является генерализованной Я- концепцией. Так же, 57% девочек (что является гораздо выше, чем у мальчиков) имеют более слабое чувство вины, и оно является лишь их сиюминутным состоянием. 

          Результаты по опроснику уровня агрессивности Басса – Дарки (Buss-Durkey Inventory) следующие. Мы выявили наличие шкалы ( № 8 ) вины, и оформили в таблицу 6 ( приложение Г ).

Далее мы  провели сравнительный анализ проявления чувства вины между мальчиками и девочками (см. таблицу 6, рисунок 4).

Таблица 6. 

Уровни  проявления  чувства вины между мальчиками и девочками

Пол испытуемых Количество  испытуемых Уровень проявления чувства вины %
Мальчики 30 60
Девочки 30 43
 
 
 
 
 

   

  Рисунок 4. Уровни проявления  чувства вины между мальчиками и девочками  

         По результатам анализа выявилось (см. таблицу 6), что по процентному соотношению у большинства мальчиков (60 %)  чувства вины, выраженное, чем у девочек ( 43% ).  То есть, можно сделать вывод, что 60 % мальчиков испытывают чувство вины, т. к  больший процент мальчиков , по сравнению с девочками, упоминали чувство вины, возникающее после жестокого обращения или нанесения материального ущерба и при отказе оказать помощь другому. Данные испытуемые на предложенные вопросы опросника, которые полно описывают чувства вины, положительно отвечали на вопросы: «Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести», «Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены», и.т.д.

       Так же, по результатам нашего исследования выявилось, что по процентному соотношению всего 43% девочек имеют ярко выраженное чувство вины (что является гораздо меньше, чем у мальчиков).

       У 43%  девочек имеют средний уровень, что говорит о отсутствии у них какого либо конкретного уровня. Возможно, что у 43% девочек это происходит потому что, родители, воспитывая девочку и прививая ей, стереотип поведения «женщины» в обществе, чаще прибегают к методам, направленным на провоцирование у нее чувства вины.

        Результаты  сравнения  методик  «Воспринимаемый индекс вины» (Perceived Guilt Index (PGI), John R. Otterbacher, David C. Munz) и опросника уровня агрессивности Басса – Дарки (Buss-Durkey Inventory 

 

 Рисунок  5. Сравнение результатов методик  «Воспринимаемый индекс вины» (Perceived Guilt Index (PGI), John R. Otterbacher, David C. Munz) и опросника уровня агрессивности Басса – Дарки (Buss-Durkey Inventory

 

        Сравнение результатов двух проводимых  методик  «Воспринимаемый индекс вины» (Perceived Guilt Index (PGI), John R. Otterbacher, David C. Munz) и опросника уровня агрессивности Басса – Дарки (Buss-Durkey Inventory   (см. рисунок 5) свидетельствуют о том, что у мальчиков, проявление уровня чувства вины выше, чем проявление уровня чувства вины у девочек.

       Подводя итоги проведенному исследованию, мы можем констатировать, что нам удалось решить поставленные задачи и, тем самым реализовать цель, стоявшую перед исследованием.

       Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что существуют различия в уровнях переживания чувства вины между мальчиками и девочками.   
 
 

Заключение

     Проведенное нами психологическое исследование, посвященное изучению и сравнению  уровней проявления чувства вины у мальчиков и девочек, было основано на различных теоретических разработках многих отечественных и зарубежных авторов.

     В данной работе мы рассмотрели подробно проблему эмоции вины и нравственных чувств у подростков, а так же провели сравнительный анализ проявления чувства вины у мальчиков и  девочек подросткового возраста.

       Подростковый  возраст – возраст эмоциональной  сензитивности. В этот период интенсивно реализуются все те эмоциональные  возможности, которые присущи натуре человека, которые определяются типом  его темперамента. Проблема эмоции вины у  подростков до сих пор остается еще мало изученным. Наблюдается дефицит методического инструментария диагностики эмоции вины в подростковом возрасте. Кроме того, далеко не всегда учитывается специфика самой проблемы.

Информация о работе Сравнительный анализ чувства вины у подростков