Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа
Цель: изучить и сравнить чувство вины у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Объект исследования: Эмоции – как процесс отражения окружающей действительности в виде переживаний.
Предмет исследования: уровни чувства у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы изучения эмоций в психологии .......................6
1.1. Исследование теорий эмоций в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………...6
1.2 Анализ подходов к изучению чувств вины………………………………..10
1.3 Особенности чувства вины в подростковом возрасте…………………….13
Глава 2 Эмпирическое исследование чувства вины у подросткового возраста…………………………………………………………………………...16
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования……….16
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….18
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………………..28
Приложение………………………………………………………………………29
Опросник,
А. Басса и А. Дарки выделяют следующие
виды реакций:
Физическая агрессия, косвенная агрессия,
раздражение, негативизм, обида, подозрительность,
вербальная агрессия и чувство вины.
Инструкция: приводится перечень утверждений, прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте « да « если вы согласны с утверждением, или « нет» - если не согласны.
При обработке результата выделяются
вопросы, ответы которые совпадают с ключом
теста. Затем подсчитывается общая сумма
баллов по шкалам. Нас интересует по тематике
данного исследования, уровень чувства
вины, и поэтому мы будем рассматривать
только шкалу под номером восемь.
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования
Результаты по измерению чувства вины как состояния и как черты с помощью методики PGI следующие. Прежде всего, мы подсчитали индекс каждой шкалы (G-trait и G-state) отдельно у мальчиков и девочек и определили реакцию вины человека в ответ на специфическую ситуацию, затем сравнили эту реакцию человека с его состоянием, когда он чувствует себя «нормально», получили исходное значение, затем данные мы оформили в таблицу 1 (приложение 1).
Далее мы составили сводную таблицу (приложение 2) с графами отдельно на мальчиков и девочек, где полученные значения определили по трем уровням – низкий, средний и высокий уровни интенсивности реакции чувства вины.
Таблица 3.
Уровни проявления
чувства вины у мальчиков
Количество
мальчиков |
Низкий уровень % | Средний уровень % | Высокий уровень % |
30 | 43 | 40 | 17 |
Рисунок 1. Уровни
проявления чувства вины у мальчиков
Результаты таблицы (см. таблицу 3) свидетельствуют о том, что у 17% мальчиков, проявление чувства вины выше уровня обычных переживаний, что говорит о том, что у данной группы мальчиков проявление чувства вины не является сиюминутным проявлением, а является чертой личности. Можно сделать вывод о том, что испытуемые с такой чертой личности тревожны, беспокойны, трудно адаптируются в новых, необычных условиях. Их проявление чувства вины гораздо ярче и интенсивнее, чем у остальных детей. Они очень тяжело и болезненно переживают негативные эмоции, часто винят себя во всех неудачах и чувство вины практически не покидает их.
Средний уровень проявления
43
% мальчиков имеют низкий
Таблица 4.
Уровни проявления чувства вины у девочек
Количество
девочек |
Низкий уровень % | Средний уровень % | Высокий уровень % |
30 | 57 | 33 | 10 |
Рисунок
2. Уровни проявления
чувства вины у девочек
Так же, результаты таблицы 4 (см. таблицу 4) свидетельствуют о том, что у 10 % девочек интенсивность реакции чувства вины выше уровня обычных переживаний. Это говорит о том, что данные испытуемые девочки переживают чувство вины ярко, болезненно для них самих. Они беспокойны, тревожны, насторожены. Так же такие дети плохо адаптируются, их круг общения узок и из-за повышенной тревожности они с трудом взаимодействуют в обществе. У данной группы девочек чувство вины является чертой личности и постоянно присутствует в повседневной жизни.
У 33 % девочек выявился средний уровень проявления чувства вины, что говорит о их непринадлежности ни к одной из вышеперечисленных характеристик. У таких девочек переживание чувства вины не является ни сиюминутным состоянием, ни чертой личности. Можно сказать, что, как и в случае с мальчиками со средним уровнем, переживание чувства вины скорее всего зависит от ситуации, от тяжести совершенного проступка, от того какая форма наказания была выбрана, и было ли оно вообще. Так же, зависит от того, насколько данный проступок противоречит нравственным, моральным ценностям девочки и насколько тяжело переживается самим испытуемым.
Так же, 57 % имеют низкий уровень,
соответственно реакции
Таблица 5.
Уровни проявления чувства вины между
мальчиками и девочками
Пол испытуемых | Количество
испытуемых |
Низкий уровень (%) | Средний уровень (%) | Высокий уровень (%) |
Мальчики | 30 | 43 | 40 | 17 |
Девочки | 30 | 57 | 33 | 10 |
Рисунок 3. Уровни проявления чувства
вины между мальчиками и девочками
По результатам анализа выявилось (см. таблицу 5), что по процентному соотношению у большего количества мальчиков (17%) интенсивность реакции чувства вины выше уровня обычных переживаний, чем у девочек (10%). То есть, можно сделать вывод, что 17 % мальчиков более ярко и выражено, испытывают чувство вины, оно не покидает их в повседневной жизни и является генерализованной Я- концепцией, то есть чертой. Данные испытуемые на предложение выбрать из списка слов и фраз которые наиболее полно описывают чувства в настоящий момент отвечали – раздражительный, находящийся в состоянии упадка. А на просьбу описать свое состояние, когда испытуемые переживают, чувство вины данные 17% мальчиков отвечали – подавленный, находящийся в состоянии упадка, осуждающий.
40% мальчиков имеют средний уровень проявления чувства вины, что говорит о их непринадлежности ни к одному уровню, их чувство вины не является ни состоянием, ни чертой личности, все зависит от ситуации, от тяжести совершенного проступка и от отношения к нему самого ребенка и окружающих. Так же во многом, уровень интенсивности проявления чувства вины определяют нравственные, моральные ценности и противоречие им совершенного ребенком проступка. 43% мальчиков имеют более слабое чувство вины и оно является сиюминутным состоянием, нежели чертой.
Так
же, по результатам нашего исследования
выявилось, что по процентному соотношению
всего 10% девочек имеют ярко выраженное
чувство вины (что является гораздо
меньше, чем у мальчиков), так же
оно является генерализованной Я- концепцией,
то есть чертой. 33% девочек имеют средний
уровень, что говорит о отсутствии у них
какого либо конкретного уровня. Их переживание
чувства вины, как и в случае с мальчиками,
является ситуативным, может проявляться
ярко, бурно, даже длительно, но во внутренний
план не переходит и не является генерализованной
Я- концепцией. Так же, 57% девочек (что является
гораздо выше, чем у мальчиков) имеют более
слабое чувство вины, и оно является лишь
их сиюминутным состоянием.
Результаты по опроснику уровня агрессивности Басса – Дарки (Buss-Durkey Inventory) следующие. Мы выявили наличие шкалы ( № 8 ) вины, и оформили в таблицу 6 ( приложение Г ).
Далее мы провели сравнительный анализ проявления чувства вины между мальчиками и девочками (см. таблицу 6, рисунок 4).
Таблица
6.
Уровни проявления чувства вины между мальчиками и девочками
Пол испытуемых | Количество испытуемых | Уровень проявления чувства вины % |
Мальчики | 30 | 60 |
Девочки | 30 | 43 |
Рисунок
4. Уровни проявления
чувства вины между мальчиками и девочками
По результатам анализа выявилось (см. таблицу 6), что по процентному соотношению у большинства мальчиков (60 %) чувства вины, выраженное, чем у девочек ( 43% ). То есть, можно сделать вывод, что 60 % мальчиков испытывают чувство вины, т. к больший процент мальчиков , по сравнению с девочками, упоминали чувство вины, возникающее после жестокого обращения или нанесения материального ущерба и при отказе оказать помощь другому. Данные испытуемые на предложенные вопросы опросника, которые полно описывают чувства вины, положительно отвечали на вопросы: «Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести», «Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены», и.т.д.
Так же, по результатам нашего исследования выявилось, что по процентному соотношению всего 43% девочек имеют ярко выраженное чувство вины (что является гораздо меньше, чем у мальчиков).
У 43% девочек имеют средний уровень, что говорит о отсутствии у них какого либо конкретного уровня. Возможно, что у 43% девочек это происходит потому что, родители, воспитывая девочку и прививая ей, стереотип поведения «женщины» в обществе, чаще прибегают к методам, направленным на провоцирование у нее чувства вины.
Результаты сравнения
методик «Воспринимаемый
индекс вины» (Perceived
Guilt Index (PGI), John R. Otterbacher,
David C. Munz) и опросника
уровня агрессивности
Басса – Дарки (Buss-Durkey Inventory
Рисунок 5. Сравнение результатов методик «Воспринимаемый индекс вины» (Perceived Guilt Index (PGI), John R. Otterbacher, David C. Munz) и опросника уровня агрессивности Басса – Дарки (Buss-Durkey Inventory
Сравнение результатов двух
Подводя итоги проведенному исследованию, мы можем констатировать, что нам удалось решить поставленные задачи и, тем самым реализовать цель, стоявшую перед исследованием.
Полученные результаты подтвердили гипотезу
о том, что существуют различия в уровнях
переживания чувства вины между мальчиками
и девочками.
Заключение
Проведенное нами психологическое исследование, посвященное изучению и сравнению уровней проявления чувства вины у мальчиков и девочек, было основано на различных теоретических разработках многих отечественных и зарубежных авторов.
В
данной работе мы рассмотрели подробно
проблему эмоции вины и нравственных
чувств у подростков, а так же
провели сравнительный анализ проявления
чувства вины у мальчиков и
девочек подросткового
Подростковый
возраст – возраст
Информация о работе Сравнительный анализ чувства вины у подростков