Средства и методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:42, контрольная работа

Описание

Данный реферат посвящен вопросам воспитания, основным методам и средствам, которые используются в воспитательном процессе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…3
1. Понятие воспитания как педагогического процесса…………….…...…4
2. Понятие метода воспитания…………………………………………...…6
3. Методы воспитания………………………………………………….…....9
4. Система методов воспитания………………………………………...…12
5. Система методов педагогического воздействия………………...…….16
6. Средства воспитательного процесса……………………………...……19
Заключение…………………………………………………………..……..22
Список используемой литературы……………………………………..…23

Работа состоит из  1 файл

реферат по психологии и педагогике-Средства и методы воспитания1.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, надо признать существование трех методов воспитания стратегического плана: 1) метод организации воспитывающей среды; 2) метод организации воспитывающей деятельности, то есть взаимодействия детей со средой; 3) метод организации осмысливания ребенком разворачивающейся перед ним жизни. Перечисленные методы носят факторный характер; обладают силой объективного, неотвратимого влияния на подрастающую личность. Иногда все эти методы называют методами организации жизни ребенка.

 

     3. Методы воспитания 

    Взаимодействие  коллектива и личности

    Коллектив выступает как важная форма организации  воспитания, как мощный педагогический инструмент.

    Развитие  и формирование личности можно успешно  осуществлять только в коллективе и  через коллектив, что является одной  из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

    Первое  из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у них товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном в социальном и духовном отношениях коллективе.

    Второе  положение связано с тем, что  воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. 

    Самовоспитание

    Самовоспитание  проходит определенный путь развития. Если попытаться охватить его основные возрастные ступени, то весь путь его  преобразования представляется следующим. Первая ступень - физическое и волевое  самовоспитание, подростковый возраст. Вторая ступень - нравственное самосовершенствование, ранний юношеский возраст. Третья - профессиональное самовоспитание - средний и поздний юношеский возраст, начало взрослости. Четвертая ступень - социально-мировоззренческое самовоспитание, после 40 лет. Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как высшая ступень личностного развития.

    В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными категориями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. 

    Воспитание  в семье

    Своеобразным  микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

    Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное  воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

    В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

    Главное в воспитании маленького человека –  достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям  ни в коем случае не стоит пускать  процесс воспитания на самотек и  в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

    Именно  в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

    Каждый  из родителей видит в детях  свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень  трудно отступает от них.

    Конфликтная ситуация между родителями – различные  подходы к воспитанию детей.

    Первая  задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

    Вторая  задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

    Дети  быстро “схватывают” сказанное и  довольно легко маневрируют между  родителями, добиваясь сиюминутных  выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

 

     4. Система методов воспитания 

    Нельзя  представлять совокупность методов  воспитания в качестве суммарных  слагаемых. Их взаимосвязь сложнее: они не однозначны; каждый из них  реализуется лишь при реализации других; связь этих методов можно  определить как взаимопроникновение. Иллюстрацией тому служит следующее. Ребенок растет в окружении книг - этот фактор становится методом воспитания при условии активного чтения этих книг ребенком. Но и чтение приобретает статус метода воспитания, только если педагог способствует осмыслению такого чтения и осознанию ценности книги.

    Социально ценностная среда через активное взаимодействие с нею ребенка  выступает в своем воспитательном влиянии, а момент такой деятельности нуждается в социально-ценностной интерпретации и осмыслении его значимости в жизни человека вообще и своей личной жизни в том числе.

    Каждый  из этих методов, возведенный на педагогический пьедестал в оторванности от других, порождает извращенную картину  воспитания. Окружение вынуждает  педагога направлять все усилия на предметное обустройство школы, и тогда появляются красивые воспитательные учреждения, духовно обедненные, холодные и безрадостные. Сведение технологии и методики воспитания к организованному разнообразию деятельности создает образ фонтанирующего воспитания, где множество ярких красивых дел сменяют друг друга, но, несмотря на это, дети «дурно воспитаны». Сужение воспитательной работы до организованного осмысления жизни порождает образ занудливого нравоучения и пустых интеллектуальных упражнений.

    Методы  воспитания реализуются одновременно в каждом отдельном акте жизни  детей. Правда, один из них может  доминировать в специфически сложившихся  обстоятельствах.

    Применить, использовать метод взаимодействия со средой - это значит организовать жизнедеятельность детей как событие с окружающей средой, где каждый - часть среды и каждый - объект воздействия этой среды. Иногда его называют «средовым» методом.

    Полиморфность среды придает средовому методу максимально широкий и поэтому  еле уловимый характер. Взаимодействие со средой присутствует в жизни любого существа, и педагогически организованное не всегда отличишь от стихийного, спонтанного. Только приглядевшись к воспитательному процессу, протяженному во времени, можно уловить отличие в событиях детской жизни, организуемой педагогом.

    Во-первых, многообразны сферы жизни, в контекст которых вовлекаются дети: природа, общество, материальное производство, духовное творчество, персонажи, человек  как отдельный мир, отношения  между людьми.

    Во-вторых, выход на такое широкое взаимодействие производится с позиции современной культуры; объекты изучаются, осмысливается научный взгляд на окружающую жизнь, рассматривается различие во взглядах на мир и принимается как данность различность устройства жизни на земле.

    В-третьих, во взаимодействии с миром ребенку предлагается активная позиция субъекта, действия и поведение которого являются составными элементами среды - в отличие от позиции обывателя, играющего пассивно-осуждающую роль: «Все люди злые, ленивые, агрессивные, никто ничего не делает, чтобы улучшить обстоятельства».

    В-четвертых, в ходе взаимодействия с жизнью педагог  подчеркивает амбивалентность действительности, синкретическое единство добра и  зла, прекрасного и безобразного, истины и лжи.

    В-пятых, педагог акцентирует внимание детей в этом взаимодействии на связи «Я» человека и мира вокруг него, ставит ребенка в ситуацию свободного выбора ценностей в развернувшемся перед ребенком мире.

    В ракурсе факторного рассмотрения все  это один метод воспитания - педагогическая организация взаимодействия с окружающей социокультурной средой.

    Организовать  воспитывающую деятельность - значит вовлечь воспитанников во все  разнообразие видов деятельности, придав деятельности социально ценностные черты, тем самым, утверждая деятельностью активное отношение к реальности. Через деятельность формируется «Я» ребенка, но через деятельность только и может ребенок выстроить взаимоотношения этого «Я» и других.

    В отличие от житейско - бытового представления  о деятельности, сводимой к достижению предметного результата: сварить суп - чтобы съесть; вымыть пол - чтобы чисто было; сшить - чтобы было что надеть; прочитать - чтобы знать и т, д., педагогически организуемой деятельности присущи следующие черты:

    -ценностная  мотивация (для кого? ради чего?);

    -проживание  палитры ценностных отношений  (что чувствовал? что понравилось?  что обнаружил? что открыл для  себя?)

    -установление  связи деятельности с последующей  жизнью (что теперь в моей жизни?  что я попробую изменить?...);

    -фиксированное  внимание на социальном результате деятельности (что это дает другим?);

    -рефлексия  по окончании деятельности (как  я себя чувствовал? как я работал?).

    Организовать  осмысление жизни как факторный  метод воспитания ребенка означает постоянную и неуклонную апелляцию  педагога к сознанию ребенка, к его  развивающейся способности отражать действительность, выявляя то, что  составляет личностно-ценностный смысл: что есть содержание жизни? Что есть средства жизни? что есть другие люди для моего «Я»? что есть общество для меня? И что есть мое «Я» для общества? В чем смысл жизни?...и т. д.

    Выводит педагог на эти существенные вопросы  жизни следующим образом:

    -указывая  постоянно на связь поведения ребенка с самочувствием и благополучием других людей (например «Ты любишь шалить? Пожалуйста, пошали немного, только так, чтобы другим плохо не делать»);

    -предварительно  рисуя последствия того, что собирается  сделать воспитанник (например: «Это твое право поступать, как хочешь, но ведь и все имеют право изменить к тебе отношение»);

    -извлекая  ценностное содержание из житейских  повседневных ситуаций (например: «Одна  роза - символ красоты, а много  роз - это товар»);

    -обсуждая  с ребенком его маленькие проблемы на уровне социально ценностном (например: «Приходится отказываться от минутных желаний; если этому научиться, можно стать сильным»);

    -рассматривая  значение абстрактных понятий,  обозначающих общечеловеческие  ценности (например, совести, счастья, достоинства);

    -приобщая  ребенка к чтению книг, к произведениям  искусства, к персоналиям выдающихся  личностей, людей огромного масштаба;

Информация о работе Средства и методы воспитания