Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:42, контрольная работа
Данный реферат посвящен вопросам воспитания, основным методам и средствам, которые используются в воспитательном процессе.
Введение…………………………………………………………………...…3
1. Понятие воспитания как педагогического процесса…………….…...…4
2. Понятие метода воспитания…………………………………………...…6
3. Методы воспитания………………………………………………….…....9
4. Система методов воспитания………………………………………...…12
5. Система методов педагогического воздействия………………...…….16
6. Средства воспитательного процесса……………………………...……19
Заключение…………………………………………………………..……..22
Список используемой литературы……………………………………..…23
-развивая
интерес ребенка к событиям
протекающей истории
Если педагогическая «соль» второго факторного метода прячется в духовном развитии личности ребенка - в возвышающем влиянии на него разнообразной деятельности, педагогическая сущность третьего факторного метода воспитания состоит в становлении автономного эмансипированного внутреннего мира «Я», в развитии способности личности выбрать свою жизненную избирательную позицию, взять на себя ответственность за произведенный выбор.
Три метода воспитания - это три стороны педагогического влияния на становление личности:
-педагог способствует восприятию мира,
-педагог помогает ребенку осмысливать этот мир,
-педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.
Поэтому, как только сказанное проецируется на практике воспитания, мы обнаруживаем, что методов воспитания…нет. Допустим, что ребенок под руководством и с помощью мамы умывает лицо и чистит зубы. Можно считать, что это не что иное, как метод упражнения, потому что якобы мать формирует у ребенка культурную привычку, приучая его к гигиеническим действиям. Но как только мы спросим ребенка, зачем надо умывать и чистить зубы, а заодно и себя самих спросим об этом, мы выходим за пределы метода упражнения. Данные действия по утрам для ребенка становятся методом формирования его создания: роли здоровья и внешнего вида человека для окружающих и самого субъекта. В ходе гигиенической операции протекает развитие сознание ребенка - разве это не метод убеждения? Кроме того, во время умывания мать приговаривает ласковые слова, похваливает ребенка, организуя положительное подкрепление, показывает, как она сама чистит зубы, увлекая примером. Здесь и метод поощрения, и метод примера, и диалог, и разъяснение - и все это собралось в единый фокус, и вырвать отдельное воздействие невозможно, ибо оно имеет смысл лишь в связке с другими воздействиями.
Каждый акт организуемой жизнедеятельности детей - это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога - это одновременное сочетание тонких операционных воздействий, сливающихся в нечто целое. Метод воспитания - лишь дитя теоретического анализа, инструмент для вскрытия сущности процесса воспитания.
Не лучше ли тогда выбросить с педагогического корабля этот груз? Нет, не лучше, и вот почему!
Введение «методов воспитания» обусловлено психологической природой отношения. Отношение - это связь субъекта с объектом окружающей действительности, избирательно установленная и проявляющая себя в трех формах (субстанциях) рациональной, эмоциональной и практическо - действенной. Чтобы прослеживать становление отношения, надо видеть эти три формы, в которых оно существует. И. чтобы воздействовать на отношение, нельзя упускать те же три формы существования отношения. Вот почему понятия «метод воспитания», несмотря на некоторую туманность, а вернее, пока еще недостаточную теоретическую разработанность, крайне необходимы и важны в научно-теоретической картине воспитательного процесса. Они становятся инструментом мышления для педагога-практика: его педагогическое внимание будет ориентировано, как стрелки компасов, разом на все стороны складывающихся у детей ценностных отношений.
Наш теоретический анализ приведет к выводу, что в этом кратком миге школьной жизни использованы были все три метода воспитания и все три метода педагогического воздействия. Однако вряд ли педагог целенаправленно и планомерно строил свою реакцию - она рождалась спонтанно («самопроизвольно» - лат.), он проживал с детьми миг жизни и подаренную ему радость, он проживал отношение, а оно и выводит на три канала воздействия и три формы проявления себя. Так спонтанная реакция педагога становится похожей на продуманное использование суммы методов.
Впрочем, самопроизвольность профессиональных педагогических реакций условна: его развитое педагогическое мышление, его профессиональная позиция его психологическая подготовка предопределяет задолго до ситуации ее воспитательный исход.
Продумывая работу с детьми, педагог должен всегда сохранять трехканальность своего методического замысла, так чтобы в одном групповом деле, в одном индивидуальном акте поведения ребенка соединились разум, эмоции, действие как формы выражения складывающегося и развивающегося отношения ребенка к ценностному объекту мира. Единство методов обеспечивает реализацию целостности воспитательного процесса.
5. Система методов педагогического
воздействия
Если
методы воспитания обладают характеристикой
стратегического плана: прямо выходят
на планируемый педагогом
Так как отношение имеет три формы своего существования (субстанции), то естественным и логическим является вывод о трех воспитательных каналах педагогического влияния. Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, апеллирующее к разуму. Практическо - действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие.
Поэтому в педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому значению.
Метод убеждения выступает в виде следующего:
-суждение
педагога (например: «Глупый неспособен
быть свободным, потому что
не умеет предвосхищать
-аргументация педагога (например: «В транспорте мальчикам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее»);
-мнение,
высказанное педагогом,
-сообщение об общепринятом в культуре (например: «Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки»);
-раскрытие
внутреннего скрытого смысла
происшедшего, отношенческого смысла
(например: «Теперь мы не сможем
основательно все выполнить,
-диалог педагога с детьми (например «Я так считаю, а что думаете вы?»);
-дискуссия,
спонтанно либо специально
-обмен впечатлениями по восприятию художественного образа (например: «На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь - явно мордашка…»);
-совет,
рекомендация педагога по
Метод упражнения - это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.
В поступке соединяется внутреннее и внешнее отношение, но чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реализуется следующим образом:
-примером педагога (например, учитель-мужчина встает при входе в классную комнату женщины);
-просьбой
что-либо сделать,
-
просьбой что-либо переделать, изменив
характер действия (например: «Я
вас прошу вернуться и
-показом-инструкцией,
вплетенной в контекст
-специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, урок этикета);
-игрой
с этико-психологическими
-традиционным оформлением некоторых правил поведения (например, урок считается завершенным только при обмене учителя и детей благодарностью за общение и работу: «Спасибо» - «Спасибо»);
-приказ
к действию в особых случаях,
от экстремальных ситуациях до
ситуаций, наносящих оскорбление
в чей-либо адрес (например, прекратить
драку, отдать взятую без
Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка - наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.
Назовем виды открытой оценки. Выстраивая их последовательность по усилению меры воздействия. Положительную станем называть по традиции поощрением, отрицательную оценку - наказанием. Поощрение организуется:
-одобрением
- предельно лаконичной формой
вербального, мимического,
-похвалой - развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например: «Замечательно! Теперь всем будет комфортно»);
-материальным
предметом, который благодаря
материализации создает
-благодарностью - персональным либо коллективным признанием значимости сделанного ребенком;
-присвоением
звания - признанием его существенных
качеств и выражением
Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.
В современной практике воспитания увеличивается доля скрытой педагогическое оценки, имеющей следующее выражение:
-«Я - сообщение», оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных с жизненным явлением (например: «Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой дамы»);
-«Ты - сообщение», оглашение предлагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: «Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе. Конечно же, стыдно?..»);
-«естественное
последствие» кА логически
-возложение
оценочных полномочий на
-оттянутая во времени оценка (например: «Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя…») и другие.
Методы
воспитательного воздействия
6. Средства воспитательного
процесса
Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельностного процесса.