Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа
Под социализацией понимается процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу[].
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СМИ
1.1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК МЕЗОФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Под социализацией понимается процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу[].
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;
2) способствует
взаимодействию людей
социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через
убеждения и показ
Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
А. В. Мудрик выделяет основные факторы социализации, объединив их в три группы:
1. Мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир.
Эти факторы в той или иной
мере через другие группы
2. Макрофакторы (макро - большой) – страна, этнос, общество, государство.
Влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
3.
Мезофакторы (мезо – средний,
промежуточный) – условия
4. Микрофакторы .
Мезофакторы (мезо – «средний, промежуточный») - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.) [16]. Особое влияние средства массовой коммуникации и масскультура оказывают на подростков.
В изученной нами литературе описано, что массовая культура, масскультура — «народная» культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения: спорт, поп-музыка, средства массовой информации и т. п. [23].
Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех [21].
Массовая
культура не выражает изысканных вкусов
или духовных поисков народа. Время
ее появления — середина XX века,
когда средства массовой информации
(радио, печать, телевидение) проникли
в большинство стран мира и
стали доступны представителям всех
социальных слоев. Массовая культура может
быть интернациональной и
Средства массовой информации (СМИ) - специальные каналы - передатчик, благодаря которым проходит распространение информационных сообщений на большие территории. Органы массовой информации являются мощным средством воздействия на личность и социальную группу, в том числе и подростков.
Структура современных средств массовой информации выглядит следующим образом:
– пресса (газеты, журналы, еженедельники);
– аудиовизуальные (радио, телевидение);
– информационные службы (рекламные бюро, пиар-агентства) [3].
Создание
и потребление массовой информации
непосредственно связано с
Средства массовой информации обладают возможностью комплексного воздействия на подростка. Это выражается в том, что:
1.
Распространяемая средствами
2.
Средства массовой информации
могут оказывать и оказывают
влияние на формирование
3.
Используя различные способы
влияния на личность (внушение, убеждение,
подражание) средства массовой информации
могут оказывать прямое
В настоящее время к средствам массовой информации перешла воспитательная функция, теперь «хорошим манерам» подростки учатся не в школах, а с помощью кино и телевидения.
Именно средства массовой информации способствуют формированию особых манер, вкусов, моды и развлечения у современных людей.
В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио и телевизионного общения:
Информационная
функция заключается в
Регулирующая
функция имеет широкий диапазон
воздействия на подростков. Здесь
кроются возможности
Выделяют
семь основных принципов информационно-
1. «Приклеивание или навешивание ярлыков».
2. «Перенос» или «трасфер».
3.
«Сияющие обобщения» или «
4. «Ссылка на авторитеты», «по рекомендации», «свидетельства» или «свидетельствование».
5. «Свои ребята» или «игра в простонародность».
6. «Общий вагон», « общая платформа» или «фургон с оркестром».
Содержание нескольких приемов можно кратко охарактеризовать следующим образом:
«Приклеивание»
или «навешивание ярлыков». Данные
приемы заключаются в выборе оскорбительных
эпитетов, метафор, названий, имен, так
называемых «ярлыков», для обозначения
именований человека, идей, организации.
Эти «ярлыки» вызывают эмоционально-негативное
отношение окружающих, ассоциируются
у них с низкими проступками
и, таким образом, используется для
того, чтобы опорочить честь
«Перенос»
или «трансфер». Суть данного приема
состоит в искусном, ненавязчивым
и незаметным для большинства
людей распространении
«Свои
ребята» или «игра в
Таким
образом, у подростка, как объекта
манипулятивного воздействия, инициируется
формирование соответствующего отношения
- эмоционально-позитивного или
По мнению С. Бом-Ракович и Н. Дефлюер, можно говорить о следующих результатах воздействия на индивидуальное и массовое сознание подростков:
1. Поведенческий эффект (провоцирование тех или иных действий);
2. Эмоциональный эффект - влияние на страсти подростков, появление страха, отчуждения, включающее разрешение неопределенности (посредством средств массовой информации поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неодназначных явлениях и процессах);
3.
Формирование установок, т.е.
4.
Задание набора, обсуждаемых подростками
тем: распространение новых
Таким образом, влияние средств массовой информации на процесс социализации подростков в настоящее время велико. Поэтому одной из задач социального педагога является минимизирование негативного влияния средств массовой информации на социализацию подростков.
1.2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации на воспитание, развитие и социализацию молодого поколения очень актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с молодежью, возможной степени вмешательства взрослых в процесс освоения школьниками окружающего мира посредством масс-медиа [17].
Одним из действенных путей решения данной проблемы является использование медиаобразования в учебно-воспитательном процессе. Медиаобразование - специальное направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации, включает изучение специфического языка различных средств массовой информации, в первую очередь, телевидения, радио, прессы, Интернет. Посредством медиаобразования подрастающее поколение учится работать с информацией, понимать, каким образом через информацию средств массовой информации осуществляется воздействие на сознание аудитории, какие манипулятивные и технологические приемы при этом используются и т.д. [22].
В разные годы проблемам российского медиаобразования были посвящены исследования О.А. Баранова, И.В. Вайсфельда, Л.С. Зазнобиной, И.С. Левшиной, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова и др.
Во многих странах (Канада, Австралия Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и
высших учебных заведениях. В ряде стран медиаобразование интегриро-
вано в школьные предметы, а в Австралии и Канаде, например, изучение
Информация о работе Средства массовой информации как мезофактор социализации подростков