Средства массовой информации как мезофактор социализации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа

Описание

Под социализацией понимается процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу[].

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 53.46 Кб (Скачать документ)

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ  ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СМИ          

        1.1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ  КАК МЕЗОФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ  ПОДРОСТКОВ

           Под социализацией понимается процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу[].

      Социализация выполняет в обществе  три основных задачи:

1) интегрирует  индивида в общество, а также  в различные типы

социальных  общностей через усвоение им элементов  культуры, норм и

ценностей;

2) способствует  взаимодействию людей вследствие  принятия ими

социальных  ролей;

3) сохраняет  общество, производит и передает  культуру поколений

через убеждения и показ соответствующих  образцов поведения.

    Социализация  осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения  и активности. Факторами  социализации  и называют такие обстоятельства,  при которых создаются условия  для протекания процессов социализации. Как много  обстоятельств,  вариантов  их сочетания,  так много и факторов (условий) социализации. Факторы социализации - это развивающая среда, которая  должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием  к развивающей среде является создание  атмосферы, в которой  будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность  личностного роста.

    А. В. Мудрик выделяет  основные факторы  социализации, объединив их в три  группы:

    1. Мегафакторы (мега - очень большой,  всеобщий) – космос, планета, мир. 

      Эти факторы в той или иной  мере через другие группы факторов  влияют на социализацию всех  жителей Земли. 

    2. Макрофакторы (макро - большой) –  страна, этнос, общество, государство. 

    Влияют  на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

    3. Мезофакторы (мезо – средний,  промежуточный) – условия социализации  больших групп людей, выделяемых:

  • по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок);
  • по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.);
  • по принадлежности к тем или иным субкультурам.

    4. Микрофакторы .

       Мезофакторы (мезо – «средний,  промежуточный») - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации);  по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности  к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.) [16]. Особое влияние средства массовой коммуникации и масскультура оказывают на подростков.

       В изученной нами литературе описано, что массовая культура, масскультура — «народная» культура, популярная  и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения: спорт, поп-музыка, средства массовой информации   и т. п. [23].

       Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех [21].

    Массовая  культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время  ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и  стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может  быть интернациональной и национальной [20].

    Средства  массовой информации (СМИ) - специальные  каналы - передатчик, благодаря которым  проходит распространение информационных сообщений на большие территории. Органы массовой информации являются мощным средством воздействия на личность и социальную группу, в  том числе и подростков.

    Структура современных средств массовой информации выглядит следующим образом:

    – пресса (газеты, журналы, еженедельники);

    – аудиовизуальные (радио, телевидение);

    – информационные службы (рекламные бюро, пиар-агентства) [3].

    Создание  и потребление массовой информации непосредственно связано с психологическими  процессами восприятия и усвоения. Главную роль в процессе ее употребления играют аудитории - непосредственные потребители  этой информации. Средства массовой информации оказывают влияние на разные компоненты сознания подростка, его поведения, деятельности, образа жизни.

      Средства массовой информации  обладают возможностью комплексного воздействия на подростка. Это выражается в том, что:

    1. Распространяемая средствами массовой  информации информация фиксирует внимание подростка на тех темах и проблемах, которые с точки зрения социальной системы, владельцев средств массовой информации являются наиболее важными. Таким образом, формируются информационные интересы и потребности, которые могут стать реальными для подростка.

    2. Средства массовой информации  могут оказывать и оказывают  влияние на формирование эмоциональной  сферы личности и через содержание  информации влияют на систему  ценностей, идеалов, мировоззрений.

    3. Используя различные способы  влияния на личность (внушение, убеждение,  подражание) средства массовой информации  могут оказывать прямое воздействие  на поведение подростка [24].

    В настоящее время к средствам  массовой информации перешла воспитательная функция, теперь «хорошим манерам» подростки  учатся не в школах, а с помощью  кино и телевидения.

    Именно  средства массовой информации способствуют формированию особых манер, вкусов, моды и развлечения у современных  людей.

    В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио  и телевизионного общения:

  • информационная;
  • регулирующая;
  • социального контроля;
  • социализации личности, привитие личности тех черт, которые желательны для общества.

    Информационная  функция заключается в предоставлении подростку актуальной информации о  самых различных сферах деятельности: еловой, политической, юридической  и т.п.

    Регулирующая  функция имеет широкий диапазон воздействия на подростков. Здесь  кроются возможности манипулировать и управлять сознанием подростков, фактически осуществлять функцию социального  контроля. Подростки, как правило, принимают  те принципы, которые убедительно  пропагандируются средствами массовой информации как положительные стереотипы образа жизни, стиля одежды и т.п. [1].

    Выделяют  семь  основных принципов информационно-психологического воздействия средств массовой информации на сознание подростков:

    1. «Приклеивание или навешивание  ярлыков».

    2. «Перенос» или  «трасфер».

    3. «Сияющие обобщения» или «блистательная  неопределенность».

    4. «Ссылка на авторитеты», «по  рекомендации»,  «свидетельства»  или  «свидетельствование».

    5.  «Свои ребята» или  «игра  в простонародность».

    6.  «Общий вагон», « общая платформа»  или  «фургон с оркестром».

    Содержание  нескольких приемов можно кратко охарактеризовать следующим образом:

    «Приклеивание»  или «навешивание ярлыков». Данные приемы заключаются в выборе оскорбительных эпитетов, метафор, названий, имен, так  называемых «ярлыков», для обозначения  именований человека, идей, организации. Эти «ярлыки» вызывают эмоционально-негативное отношение окружающих, ассоциируются  у них с низкими проступками  и, таким образом, используется для  того, чтобы опорочить честь организации  или предмет окружения в глазах аудитории.

    «Перенос» или «трансфер». Суть данного приема состоит в искусном, ненавязчивым и незаметным для большинства  людей распространении авторитета и престижа того, что ими, ценится  и уважается на то, что ей преподносит  источник коммуникации. При использовании  «трансфера» инициируются ассоциации, формируются ассоциативные связи  преподносимого объекта с кем-либо или с чем-либо, имеющим ценность и значимость у окружающих.

    «Свои ребята» или «игра в простонародность» - цель данного приема состоит в  попытке установления доверительных  отношений с аудиторией, как с  близкими по духу людьми на основании  того, что коммуникатор, его идеи, предложения, высказывания хороши, так как принадлежат простому народу [4].

    Таким образом, у подростка, как объекта  манипулятивного воздействия, инициируется формирование соответствующего отношения - эмоционально-позитивного или отрицательного.

    По  мнению С. Бом-Ракович и Н. Дефлюер, можно говорить о следующих результатах  воздействия на индивидуальное и  массовое сознание подростков:

    1. Поведенческий эффект (провоцирование  тех или иных действий);

    2. Эмоциональный эффект - влияние на страсти подростков, появление страха, отчуждения, включающее разрешение неопределенности (посредством средств массовой информации поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неодназначных явлениях и процессах);

    3. Формирование установок, т.е. система  когнитивных, эмоциональных и  поведенческих реакций в отношении  объектов внешний среды (физических, социальных, политических);

    4. Задание набора, обсуждаемых подростками  тем: распространение новых систем  мнений (идеологических, религиозных,  экономических) [2].

      Таким образом, влияние средств массовой информации на процесс социализации подростков в настоящее время  велико. Поэтому одной из задач  социального педагога является минимизирование  негативного влияния средств  массовой информации на социализацию подростков.

           1.2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    В связи с возрастающим влиянием средств  массовой информации на воспитание, развитие и социализацию молодого поколения  очень актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с молодежью, возможной степени вмешательства взрослых в процесс освоения школьниками окружающего мира посредством масс-медиа [17].

    Одним из действенных путей решения  данной проблемы является использование медиаобразования в учебно-воспитательном процессе. Медиаобразование - специальное направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации, включает изучение специфического языка различных средств массовой информации, в первую очередь, телевидения, радио, прессы, Интернет. Посредством медиаобразования подрастающее поколение учится работать с информацией, понимать, каким образом через информацию средств массовой информации осуществляется воздействие на сознание аудитории, какие манипулятивные и технологические приемы при этом используются и т.д. [22].

   В разные годы проблемам российского  медиаобразования были посвящены исследования О.А. Баранова, И.В. Вайсфельда, Л.С. Зазнобиной, И.С. Левшиной, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова и др.

           Во многих странах (Канада, Австралия Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и

    высших  учебных заведениях. В ряде стран  медиаобразование интегриро-

    вано  в школьные предметы, а в Австралии  и Канаде, например, изучение

Информация о работе Средства массовой информации как мезофактор социализации подростков