Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа
Под социализацией понимается процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу[].
В результате проведения диагностики с помощью анкеты мы получили следующие данные:
В ходе проведения анкеты «Оказывает ли на вас влияние средства массовой информации?» нами были получены следующие результаты: 100% респондентов на вопрос «Много ли времени Вы проводите перед телевизором?» ответили, что более трех часов. На вопрос о любимом канале 56% детей ответили, что любимым является «ТНТ», 33% - «НТВ», 11% - «Первый». У 56% испытуемых любимыми передачами являются фильмы, 33% ответили развлекательные и у 11% - информационные. На вопрос «Почему Вам нравятся те или иные передачи?» 56% ответили, что отдыхают перед телевизором, 33% хотят быть в курсе событий и 11% смотрят телевизор бесцельно. У 56% респондентов любимым жанром являются боевики, у 22% - ужасы, 11% ответили, что любят комедии и 11% смотрят исторические фильмы. На вопрос «Сколько времени Вы проводите в Интернете?» 100% ответило, что от 30 мин. – до часа. 56% испытуемых ответили, что посещают развлекательные сайты, 11% - информационные сайты и 33% - другие. На вопрос «Какую прессу Вы чаще всего читаете?» 89% ответили, что не читают, а 11% читают «желтую» прессу. 78% легко обойдутся без прессы, а 22% затрудняются ответить на вопрос. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети проводят много времени у монитора – это негативно сказывается на их здоровье: у них ухудшается зрение, у них наблюдается гиподинамия (малоподвижный образ жизни). В основном дети смотрят передачи с низким нравственным и интеллектуальным показателем, что негативно влияет на детскую психику.
Сводные результаты по двум методикам представлены в таблице 1.
Таблица №1
Результаты первичной диагностики уровня социализированности и представлений подростков
Ф.И. | Социальная адаптированность | Автономность | Социальная активность | Нравственная воспитанность | Представления и отношение к средствам массовой информации |
Костя Д. | 1(низкий уровень) | 2(средний уровень) | 3(высокий уровень) | 2(средний уровень) | Костя проводит перед телевизором более трех часов. Любимый канал «ТНТ», увлекается фильмами, любит боевики, Мальчик отдыхает перед телевизором. В Интернете сидит около часа, посещает развлекательные сайты, прессу Костя не читает. |
Леонид Л. | 2(средний уровень) | 1(низкий уровень) | 1(низкий уровень) | 2(средний уровень) | Леня проводит перед телевизором более трех часов, «НТВ» является любимым каналом, ему нравятся ужасы. Телевизор смотрит бесцельно. В Интернете сидит около часа. Посещает другие сайты. Прессу не читает. |
Закир Х. | 1(низкий уровень) | 2(средний уровень) | 2(средний уровень) | 2 (средний уровень) | Закир проводит перед телевизором более трех часов, «Первый» является любимым каналом, увлекается комедиями. Телевизор смотрит, чтобы быть в курсе событий. В Интернете сидит около часа. Посещает информационные сайты. Прессу не читает. |
Давид Х. | 2(средний уровень) | 2(средний уровень) | 2(средний уровень) | 2(средний уровень) | Давид проводит перед телевизором более трех часов, «НТВ» является любимым каналом, увлекается ужасами. Телевизор смотрит, чтобы быть в курсе событий. В Интернете сидит около часа. Посещает другие сайты. Прессу не читает. |
Елена Н. | 2(средний уровень) | 2(средний уровень) | 2(средний уровень) | 2(средний уровень) | Елена проводит перед телевизором более трех часов, «ТНТ» является любимым каналом, увлекается боевиками. Елена отдыхает перед телевизором. В Интернете сидит около часа. Посещает развлекательные сайты. Прессу не читает. |
Олеся Л. | 1(низкий уровень) | 2(средний уровень) | 1(низкий уровень) | 2(средний уровень) | Олеся проводит
перед телевизором более трех
часов, «ТНТ» является любимым каналом,
увлекается боевиками.
Олеся отдыхает перед телевизором. В Интернете сидит около часа. Посещает развлекательные сайты. Прессу не читает. |
Мария С. | 2(средний уровень) | 2(средний уровень) | 2(средний уровень) | 2(средний уровень) | Мария проводит перед телевизором более трех часов, «ТНТ» является любимым каналом, увлекается боевиками. Мария отдыхает перед телевизором. В Интернете сидит около часа. Посещает развлекательные сайты. Прессу не читает. |
Полина Л. | 2(средний уровень) | 1(низкий уровень) | 1(низкий уровень) | 2 (средний уровень) | Полина проводит перед телевизором более трех часов, «ТНТ» является любимым каналом, увлекается историческими фильмами. Полина отдыхает перед телевизором. В Интернете сидит около часа. Посещает развлекательные сайты. Читает желтую прессу. |
Полина А. | 2(средний уровень) | 2 (средний уровень) | 2 (средний уровень) | 1(низкий уровень) | Полина проводит перед телевизором более трех часов, «ТНТ» является любимым каналом, увлекается боевиками. Полина отдыхает перед телевизором. В Интернете сидит около часа. Посещает развлекательные сайты. Прессу не читает. |
По
таблице можно
увидеть, что существует
зависимость представлений
и отношения подростков
к средствам массовой
информации от таких
показателей, как: социальная
активность и нравственное
воспитанность. Сопоставив результаты
анкетирования по двум методикам, мы можем
предположить, что чем критичнее отношение
подростков к средствам массовой информации,
тем выше уровень их социализированности.
Исходя из полученных
результатов, мы пришли к выводу о
необходимости разработки и апробации
цикла занятий с элементами медиаобразования,
направленных на минимизацию негативного
влияние СМИ на социализацию подростков.
2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ, НАПРА
На основе выводов, полученных в результате диагностики, нами была поставлена цель: формирование у подростков адекватных представлений о влиянии СМИ на личность. Мы выдвинули следующие задачи:
1. Дать детям понятие о средствах массовой информации.
2. Формировать
критическое отношение к
3. Воспитать
у подростков потребность в
получении социально-значимой
Цикл состоит из 5 занятий на темы: (см. приложение3)
При планировании занятий нами были использованы следующие формы и методы:
1. Ролевая игра «Рекламный ролик».
Детям дается инструкция: всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для кого - то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все - как в обычной деятельности рекламной службы.
Но
один маленький нюанс - объектом
нашей рекламы будут являться
конкретные люди, сидящие здесь,
в этом кругу. Каждый из вас
вытянет карточку, на которой
написано имя одного из
Назовите
категорию населения, на
При
необходимости можете
Время на подготовку - десять минут.
2. «Хорошие или плохие новости»
Существует много способов оценки распространенности просоциального или альтруистического поведения в обществе, в том числе непосредственное наблюдение и интервью. В обществе, которое так сильно зависит от средств массовой информации, одним из весьма эффективных способов изучения распространенности просоциального поведения является изучение освещение этого поведения в программах новостей. Проанализируйте содержание ваших любимых телевизионных выпусков новостей в течение одной недели и запишите число сообщений о просоциальных и антисоциалтьных событиях, а также число нейтральных событий. Включайте в графу просоциальных событий добрые поступки, оказанные помощи, награды, благотворительные пожертвования и рассказы об успехах. К категории антисоциальных новостей относите сообщения о войнах, убийствах, актах вандализма, изнасилованиях и нападках. Нейтральные новости будут включать в себя биржевые отчеты, прогнозы погоды, спортивные результаты, сообщения о новых законах или ценах на продукты питания. Подробно описывайте эти пункты, особенно те из них, которые нельзя однозначно отнести к какой - либо категории, чтобы их можно было обсудить на занятиях.
Бланк наблюдений
Телеканал _____ Местные или общественные новости_____
День недели | Нейтральные | Просоциальные | Антисоциальные |
1. Сколько
вы насчитали просоциальных
2. Какие выводы вы можете сделать из ваших результатов?
3. Отражает
ли частота сообщений о
3. «Примеры телевизионного насилия»
Многие социальные комментаторы отмечают, что телевидение оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Статистика говорит о том, что эти телевизоры находятся во включенном состоянии в среднем в течение 6 часов в сутки и что подростки относятся к категории самых заядлых телезрителей.
Некоторые критики
заявляют, что мультфильмы, которые
специально предназначены для детей,
относят к передачам, в которых
показывают больше всего насилия. Насколько
верно это утверждение? Выполняя
это задание, вы будете собирать некоторые
данные, относящиеся к этому вопросу.
Вам надо посвятить три часа времени
просмотру телепередач - отведите по
одному часу на передачи каждого из
трех видов: а) детские мультфильмы;
б) детские передачи, но не мультфильмы;
в) передачи для взрослых. При
просмотре передач
Количество
актов насилия,
в которых: |
Мультфильмы | Не мультфильмы | Передачи для взрослых |
Жертвы явно испытывают боль | |||
Негативный исход | |||
Насилие остается безнаказанным | |||
Позитивный исход | |||
Акты насилия совершает плохой парень | |||
Акты насилия совершает «хороший парень» | |||
Общее количество актов насилия |
1. Кратко опишите
передачи, которые высмотрели в
каждой из трех категорий (
Детские мультфильмы
Детские передачи (не мультфильмы);
Передачи для взрослых.
2. Обобщите
свои наблюдения. Какие вы заметили
примеры. касающиеся
4. «Убеждающая сила рекламы»
Выполняя это задания, вы будете собирать данные об обращениях к людям с целью их убеждения - особенно о телевизионных рекламных роликах. Посмотрите телевизонные передачи в течение нескольких часов и запишите содержание рекламы на бланке, образец которого приведен в таблице. Во-первых, укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили). Затем опишите основное лицо, которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т. д.). Затем, проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике. Например, некоторые рекламные ролики эксплуатируют желание человека быть популярным и нравится окружающим, другие пытаются использовать в своих целях чувство вины и т. д. Не забывайте, что реклама убеждает не только с помощью произнесенных вслух слов, но и с помощью продуманного визуального представления товара. Проанализировав различные методы убеждения, используемые в рекламе, вы можете сравнить свои результаты с результатами других ребят.
Рекламный ролик | Рекламируемый товар | Основное лицо, рекламирующее товар | Типы убеждающих обращений |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
……. | |||
15. |
1. Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой
2. Заметили ли вы какие - либо закономерности в структуре этих обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей - мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью - дети или взрослые и т п.?
Информация о работе Средства массовой информации как мезофактор социализации подростков