Средства массовой информации как мезофактор социализации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа

Описание

Под социализацией понимается процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу[].

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 53.46 Кб (Скачать документ)

В результате проведения диагностики с помощью  анкеты      мы получили следующие  данные:

    В ходе проведения анкеты «Оказывает ли на вас влияние средства массовой информации?» нами были получены следующие  результаты: 100% респондентов на вопрос «Много ли времени Вы проводите перед телевизором?» ответили, что более трех часов. На вопрос о любимом канале 56% детей ответили, что любимым является «ТНТ», 33% - «НТВ», 11% - «Первый». У 56% испытуемых любимыми передачами являются фильмы, 33% ответили развлекательные и у 11% - информационные. На вопрос «Почему Вам нравятся те или иные передачи?» 56% ответили, что отдыхают перед телевизором, 33%  хотят быть в курсе событий и 11% смотрят телевизор бесцельно. У 56% респондентов любимым жанром являются боевики, у 22% - ужасы, 11% ответили, что любят комедии и 11% смотрят исторические фильмы. На вопрос «Сколько времени Вы проводите в Интернете?» 100% ответило, что от 30 мин. – до часа. 56% испытуемых ответили, что посещают развлекательные сайты, 11% - информационные сайты и 33% - другие. На вопрос «Какую прессу Вы чаще всего читаете?» 89% ответили, что не читают, а 11% читают «желтую» прессу. 78% легко обойдутся без прессы, а 22% затрудняются ответить на вопрос. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети проводят много времени у монитора – это негативно сказывается на их здоровье: у них ухудшается зрение, у них наблюдается гиподинамия (малоподвижный образ жизни). В основном дети смотрят передачи с низким нравственным и интеллектуальным показателем, что негативно влияет на детскую психику.

    Сводные результаты по двум методикам представлены в таблице 1.

Таблица №1

Результаты  первичной диагностики  уровня социализированности  и представлений  подростков

Ф.И. Социальная  адаптированность Автономность Социальная  активность Нравственная  воспитанность Представления и отношение к средствам массовой информации
Костя Д. 1(низкий уровень) 2(средний уровень) 3(высокий уровень) 2(средний уровень) Костя проводит перед телевизором более трех часов. Любимый канал «ТНТ», увлекается фильмами, любит боевики, Мальчик  отдыхает перед телевизором. В Интернете  сидит около часа, посещает развлекательные  сайты, прессу Костя не читает.
Леонид  Л. 2(средний уровень) 1(низкий уровень) 1(низкий уровень) 2(средний уровень) Леня проводит перед телевизором более трех часов, «НТВ» является любимым каналом, ему нравятся ужасы. Телевизор смотрит  бесцельно. В Интернете сидит  около часа. Посещает другие сайты. Прессу не читает.
Закир Х. 1(низкий уровень) 2(средний уровень) 2(средний уровень) 2 (средний уровень)  Закир проводит перед телевизором более трех часов, «Первый» является любимым каналом, увлекается комедиями. Телевизор смотрит, чтобы быть в курсе событий. В  Интернете сидит около часа. Посещает информационные сайты. Прессу не читает.
Давид Х. 2(средний уровень) 2(средний уровень) 2(средний уровень) 2(средний уровень) Давид проводит перед телевизором более трех часов, «НТВ» является любимым каналом, увлекается ужасами. Телевизор смотрит, чтобы быть в курсе событий. В  Интернете сидит около часа. Посещает другие сайты. Прессу не читает.
Елена Н. 2(средний уровень) 2(средний уровень) 2(средний уровень) 2(средний уровень) Елена проводит перед телевизором более трех часов, «ТНТ» является любимым каналом, увлекается боевиками. Елена отдыхает перед телевизором. В Интернете  сидит около часа. Посещает развлекательные сайты. Прессу не читает.
Олеся Л. 1(низкий уровень) 2(средний уровень) 1(низкий уровень) 2(средний уровень) Олеся проводит перед телевизором более трех часов, «ТНТ» является любимым каналом, увлекается боевиками.

Олеся отдыхает перед телевизором. В Интернете  сидит около часа. Посещает развлекательные сайты. Прессу не читает.

Мария С. 2(средний уровень) 2(средний уровень) 2(средний уровень) 2(средний уровень) Мария проводит перед телевизором более трех часов, «ТНТ» является любимым каналом, увлекается боевиками. Мария отдыхает перед телевизором. В Интернете  сидит около часа. Посещает развлекательные  сайты. Прессу не читает.
Полина  Л. 2(средний уровень) 1(низкий уровень) 1(низкий уровень) 2 (средний уровень) Полина проводит перед телевизором более трех часов, «ТНТ» является любимым каналом, увлекается историческими фильмами. Полина отдыхает перед телевизором. В Интернете сидит около часа. Посещает развлекательные сайты. Читает желтую прессу.
Полина  А. 2(средний уровень) 2 (средний уровень) 2 (средний уровень) 1(низкий уровень) Полина проводит перед телевизором более трех часов, «ТНТ» является любимым каналом, увлекается боевиками. Полина отдыхает перед телевизором. В Интернете  сидит около часа. Посещает развлекательные  сайты. Прессу не читает.

 

По  таблице можно  увидеть, что существует зависимость представлений  и отношения подростков к средствам массовой информации от таких  показателей, как: социальная активность и нравственное воспитанность.  Сопоставив результаты анкетирования по двум методикам, мы можем предположить,  что чем критичнее отношение подростков к средствам массовой информации,  тем выше уровень их социализированности. 

      

Исходя из полученных результатов, мы пришли к выводу о  необходимости разработки и  апробации   цикла занятий с элементами медиаобразования, направленных на минимизацию негативного  влияние СМИ на социализацию подростков. 

2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ, НАПРА

       На основе выводов, полученных в результате диагностики, нами была поставлена цель: формирование у подростков адекватных  представлений о влиянии СМИ на личность. Мы выдвинули следующие задачи:

1. Дать детям  понятие о средствах массовой  информации.

2. Формировать  критическое отношение к информации, которую несут средства массовой  коммуникации.

3. Воспитать  у подростков потребность в  получении социально-значимой информации (новости политики, общественной  жизни).

      Цикл  состоит из 5 занятий на темы:   (см. приложение3)

    1. Ролевая игра «Рекламный ролик».
    2. «Хорошие или плохие новости».
    3. «Примеры телевизионного насилия».
    4. «Убеждающая сила рекламы».
    5. Деловая игра «Кораблекрушение».

     При планировании занятий нами были использованы следующие формы и методы:     

      1. Ролевая игра «Рекламный ролик».

Детям дается инструкция: всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для кого - то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все - как в обычной деятельности рекламной службы.

  Но  один маленький нюанс - объектом  нашей рекламы будут являться  конкретные люди, сидящие здесь,  в этом кругу. Каждый из вас  вытянет карточку, на которой  написано имя одного из участников  группы. Может оказаться, что вам  достанется карточка с вашим  собственным именем. Ничего страшного!  Значит, вам придется рекламировать  самого себя. В нашей рекламе  будет действовать еще одно  условие: вы не должны назвать  имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается  представить человека в качестве  какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш  протеже, если бы он родился не в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?

  Назовите  категорию населения, на которую  будет рассчитана ваша реклама.  Разумеется, в рекламном ролике  должны быть отражены самые  важные и истинные достоинства  рекламируемого объекта. Длительность  каждого рекламного ролика - не  более одной минуты. После этого  группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.

  При  необходимости можете использовать  в качестве антуража любые  предметы, находящиеся в комнате,  и просить других игроков помочь  вам.

 Время на подготовку - десять минут.

         2. «Хорошие или плохие новости»

 Существует  много способов оценки распространенности просоциального или альтруистического  поведения в обществе, в том  числе непосредственное наблюдение и интервью. В обществе, которое так сильно зависит от средств массовой информации, одним из весьма эффективных способов изучения распространенности просоциального поведения является изучение освещение этого поведения в программах новостей. Проанализируйте содержание ваших любимых телевизионных выпусков новостей в течение одной недели и запишите число сообщений о просоциальных и антисоциалтьных событиях, а также число нейтральных событий. Включайте в графу просоциальных событий добрые поступки, оказанные помощи, награды, благотворительные пожертвования и рассказы об успехах. К категории антисоциальных новостей относите сообщения о войнах, убийствах,  актах вандализма, изнасилованиях и нападках. Нейтральные новости будут включать в себя биржевые отчеты, прогнозы погоды, спортивные результаты, сообщения о новых законах или ценах на продукты питания. Подробно описывайте эти пункты, особенно те из них, которые нельзя однозначно отнести к какой - либо категории, чтобы их можно было обсудить на занятиях.

 Бланк наблюдений

                   Телеканал _____ Местные или общественные новости_____

 
День  недели Нейтральные Просоциальные Антисоциальные
       

 

                          
 

 1. Сколько  вы насчитали просоциальных событий?  Антисоциальных? Нейтральных?

 2. Какие выводы  вы можете сделать из ваших  результатов?

 3. Отражает  ли частота сообщений о просоциальных  событиях в программах новостей  их истинную частоту в реальной  жизни?

            3.  «Примеры телевизионного насилия»

 Многие социальные комментаторы отмечают, что телевидение оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Статистика говорит о том, что эти телевизоры находятся во включенном состоянии в среднем в течение 6 часов в сутки и что подростки относятся к категории самых заядлых телезрителей.

 Некоторые критики  заявляют, что мультфильмы, которые  специально предназначены для детей, относят к передачам, в которых  показывают больше всего насилия. Насколько  верно это утверждение? Выполняя это задание, вы будете собирать некоторые  данные, относящиеся к этому вопросу. Вам надо посвятить три часа времени  просмотру телепередач - отведите по одному часу на передачи каждого из трех видов: а) детские мультфильмы; б) детские передачи, но не мультфильмы; в) передачи для взрослых.  При  просмотре передач регистрируйте  количество в них актов насилия  каждого типа на бланке по образцу: 
 

Количество  актов насилия,

в которых:

Мультфильмы Не мультфильмы Передачи для  взрослых
Жертвы  явно испытывают боль      
Негативный  исход      
Насилие остается безнаказанным      
Позитивный  исход      
Акты  насилия совершает плохой парень      
Акты  насилия совершает «хороший парень»      
Общее количество актов насилия      

 

1. Кратко опишите  передачи, которые высмотрели в  каждой из трех категорий (укажите  время и дату):

 Детские мультфильмы

 Детские передачи (не мультфильмы);

 Передачи  для взрослых.

 2. Обобщите  свои наблюдения. Какие вы заметили  примеры. касающиеся присутствия  или отсутствия насилия в передачах  или типов демонстрируемого насилия?  Были различия в количестве  показанного насилия между мультфильмами  и двумя другими видами передач  ? Были различия по этому же  показателю между детскими передачами  и передачами для взрослых?

       4. «Убеждающая сила рекламы»

Выполняя это  задания, вы будете собирать данные об обращениях к людям с целью  их убеждения - особенно о телевизионных  рекламных роликах. Посмотрите телевизонные передачи в течение нескольких часов и запишите содержание рекламы на бланке, образец которого приведен в таблице. Во-первых, укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили). Затем опишите основное лицо, которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т. д.). Затем, проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике. Например, некоторые рекламные ролики эксплуатируют желание человека быть популярным и нравится окружающим, другие пытаются использовать в своих целях чувство вины и т. д. Не забывайте, что реклама убеждает не только с помощью произнесенных вслух слов, но и с помощью продуманного визуального представления товара. Проанализировав различные методы убеждения, используемые в рекламе, вы можете сравнить свои результаты с результатами других ребят.

Рекламный ролик Рекламируемый товар Основное лицо, рекламирующее товар Типы убеждающих обращений
1.      
2.      
3.      
4.      
…….      
15.      

  1. Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой

  2. Заметили ли вы какие - либо закономерности в структуре этих обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей - мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью - дети или взрослые и т п.?

Информация о работе Средства массовой информации как мезофактор социализации подростков