Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа
Под социализацией понимается процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу[].
его начинается еще в дошкольном возрасте. К сожалению, в России ме-
диаобразование школьников не является обязательным и не входит в
школьные учебные программы. Что касается подготовки профессиональ-
ных медиапедагогов, то эта проблема также остается открытой, так как в
настоящее время существует лишь официально зарегистрированная в
2002году специализация для студентов педагогических вузов «Медиаоб-
разование» (03.13.30). В современном российском образовании возмож-
ности медиаобразования реализуются в интеграции в традиционные учеб-
ные предметы (литература, история, химия, биология и т.д.) или в фа-
культативных, кружковых формах. Между тем, ЮНЕСКО определило
медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического
развития XXI века. В настоящее время в мировой практике
медиаобразования, и в том числе - в России, разработаны многочисленные
медиаобразовательные программы, способствующие развитию
самостоятельного, критического мышления, творческих способностей,
коммуникативных навыков, эстетических вкусов, ценностных ориентации
школьной аудитории. В условиях интенсивного увеличения
информационного потока первостепенной задачей становится воспитание
творческой, самостоятельно мыслящей личности. Медиаобразование
открывает педагогам широкие возможности в организации различных
факультативов, спецкурсов, интегрированных уроков на материале медиа,
развивающих эстетический вкус, способности полноценного восприятия
медиатекстов, интеграции знаний и умений, полученных в различных
научных областях и т.д. Основные положения развития медиа-
грамотности подрастающего поколения легли в основу образовательно-
информационных моделей медиаобразования, которые включают в себя
изучение теории и истории медиа; воспитательно-эстетических моделей,
рассматривающих
моральные и философские
делей развивающего обучения, предполагающих развитие творчества, во
ображения, интерпретации и т.д. Наиболее перспективными для совре-
менного отечественного медиаобразования, на наш взгляд, являются мо-
дели А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В.Федорова, А.В. Шарикова и др.
Одно из традиционных направлений отечественного медиаобразования связано с эстетическим и духовно-нравственном воспитанием и развитием личности на материале произведений медиакультуры. Эстетическое и духовно-нравственное воспитание молодого поколения основано на органическом единстве развития природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образности, что, как известно, является фундаментом творческой индивидуальности личности, эстетического отношения к искусству, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. Эстетическая воспитанность немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствовать и критически оценивать медиапроизведения.
В российской педагогике проблематика эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения на материале произведений медиакультуры (в основном, на материале кинематографа, прессы и телевидения) изучается достаточно давно. Еще во второй половине XX столетия в трудах О.А.Баранова, И.Н.Гращенковой, И.С.Левшиной, С.Н.Пензина, Ю.М.Рабиновича, Ю.Н. Усова, А.В.Федорова и др. были освещены теоретические и методические аспекты данной проблемы. Первоначально эстетическое воспитание средствами медиаискусств осуществлялось в молодежных кинотеатрах и киноклубах, учреждениях культуры, редакциях школьных и вузовских газет, на факультативных занятиях в средних и высших учебных заведениях.
В настоящее время проблема эстетического и духовно-нравственного воспитания школьников на материале произведений медиакультуры получает новое звучание и активно осуществляется в ряде учебных заведений (Москва, Воронеж, Таганрог, Курган и др.). Работа со школьниками в этом направлении включает не только просмотр фильмов, но и обсуждение эстетических, нравственных, философских проблем медиапроизведений; выполнение игровых, творческих заданий; свободное общение; диспуты; анкетирования; письменные работы (рецензирование, отзывы, сочинения на тему произведений медиаискусств и т.д.) [18].
Традиционно медиаобразовательные занятия строятся на основе комплекса творческих заданий, в процессе организации которых целенаправленно решаются основные задачи медиаобразования: «обучить «грамотно» читать медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критическое мышление, предпочтения, эстетический вкус; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности. В работе социальный педагог должен использовать при социализации личности.
Большой интерес школьников вызывают ролевые игры на материале различных медиа. Например, на материале прессы художественная компонента медиатекстов рассматривается в процессе работы «Школьных редколлегий», проведения «Конкурса дизайнеров» и др. Аудитория успешно работает над созданием собственных текстов на заданные или свободные темы, занимается подготовкой иллюстраций статей всевозможных видов и жанров с применением разнообразных техник (от простых рисунков и коллажей до компьютерного монтажа и дизайна).
В процессе медиаобразовательных занятий на аудиовизуальном материале довольно продуктивной формой работы является создание телевизионных или кинематографических мини-сценариев. В процессе их подготовки используется весь арсенал художественных средств, который воплощается затем в постановках собственных «фильмов» и «телепрограмм». При практической реализации сценарных разработок возможна организация ситуативных игр: «Биржа труда» (подбор кандидатур на роли телеведущих, актеров, репортеров и т.п.), «Теленовости» (конкурс ведущих, подготовка материалов для выпуска новостей и т.п.), «Репортаж с места событий» (развитие умения интерпретировать различную информацию), «Рекламная пауза» (презентация «собственной продукции», подготовка рекламных роликов), «Ток-шоу» (работа в микрогруппах по созданию небольших авторских ток-шоу) и др.
Одно из традиционных творческих заданий в медиаобразовании- просмотр и анализ медиатекста: определение жанровой специфики, обсуждение достоинств и недостатков, рецензирование медиаматериала. Данное задание позволяет не только констатировать эстетические и художественные медиапредпочтения школьников, нравственные позиции и критическую оценку медиапроизведений, но и содействовать более полноценному медиавосприятию, развитию эстетического вкуса аудитории. Просмотр и коллективное обсуждение экранных и печатных медиатекстов способствует созданию атмосферы диалога, свободного обсуждения, развитию критического мышления и аргументированной оценке медиаинформации. Как известно, процесс осмысления, анализа и интерпретации различных медиасообщений представляет определенную трудность для школьников, так как медийный текст представляет собой интерпретацию реальной действительности, предлагаемую аудитории автором медиатекста (режиссером, актером, журналистом, дизайнером и т.д.). В связи с этим, восприятие произведений медиакультуры немыслимо без сотворчества аудитории и авторов медиатекста. Анализ информационных единиц проводится, исходя из сюжетной линии медиатекста (включая изучение его особенностей по аналогии с литературными произведениями), затем следует переход к рассмотрению экранных форм (включая исследование особенностей медиаязыка - выразительных средств, композиции, мизансцены, монтажа, плана и ракурса; ритма, интонации медиатекста; достоверность, выбор актерской группы и т.д.). Осуществление анализа медиатекста - процесс довольно сложный, требующий от педагога тщательной подготовки. Методические принципы анализа медиатекстов базируются на разнообразных циклах (блоках, модулях) творческих заданий, включающих игровые упражнения, импровизации, написание мини-сценариев, рецензий, имитационные тренинги и т.п.
В настоящее время активный интерес многих педагогов привлечен к развивающим технологиям, одной из которых является технология развития критического мышления. Загадка развития человеческого мышления всегда волновала человечество: философы, биологи, психологи, педагоги, ученые практически всех областей знания старались разгадать ее, постичь загадочную природу феномена человеческого знания, сознания, мышления. Выбор информации, которую осуществляет аудитория, зависит от ее предпочтений, интересов, ценностных ориентации, возрастных и тендерных особенностей и т.д. Одним из важных факторов избирательности и оценки информации является критичность мышления.
Критический анализ медиатекста - мыслительный процесс выявления свойств и характеристик медиапроизведения в целом, его составных частей и элементов в контексте личной, социокультурной и авторской позиции, предполагающий полноценное восприятие медиатекста, умение группировать факты, свойства и явления, классифицировать их, раскрывать существенные стороны изучаемого медиапроизведения, его внутреннюю структуру. Адекватный отбор информации, его восприятие, интерпретация и рефлексия являются основой для формирования собственных позиций по отношению медиатексту, его критической и самостоятельной оценке.
К основным методическим приемам, используемым при проблемном (критическом) анализе медиатекстов относятся: «просеивание» информации (аргументированное выделение истинного и ложного в материалах прессы, телевидения, радио и т.д., очищение информации от «румян» и «ярлыков» путем сопоставления с действительными фактами и т.д.); снятие с информации ореола «типичности» и «авторитетности»; критический анализ целей, интересов «агентства», то есть источника информации и т.д. Декодирование, анализ интерпретация медиатекста в целом и его отдельных составляющих сформирует процесс изучения произведения медиакультуры в процесс общения с ним как с живым собеседником. Это общение открывает перед адресатом медиа неповторимый мир, в котором заложены замыслы, идеи авторов медиатекста, и интерпретация этих идей исполнителями последнего и т.д. Рефлексия в медиаобразовательном контексте предполагает не простое знание и понимание медиааудиторией собственных ощущений в момент восприятия медиатекста (эмоционального состояния, реакций и т.д.). Один и тот же медиатекст может вызвать различные оценки и суждения, озвучивание которых, как правило, вызывает всеобщие жаркие дискуссии, в которые вовлекаются и ученики и педагог, причем это вовлечение ставит их в позицию равноправных субъектов творческой деятельности, в ходе которой в процессе восприятия и интерпретации произведений медиакультуры осуществляются предметно-рефлексивные отношения как между педагогом и учащимися, так и между аудиторией и создателями медиатекста. В данном случае происходит взаимное отображение данных субъектов.
В современной социокультурной ситуации
для каждого человека необходимо быть
медиаграмотным, причем это понятие не
ограничивается только лишь практическими
навыками и умениями управления медиааппаратурой.
Медиаграмотность включает в себя умение
ориентироваться в условиях переизбытка
разнообразной информации, полноценно
воспринимать ее, понимать, анализировать,
интерпретировать, иметь представление
о механизмах и последствиях ее влияния
на зрителей, читателей и слушателей. Таким
образом, развитие медиаграмотности молодого
поколения становится точкой опоры, естественным
способом взаимодействия с идеями и информацией,
которая должна быть, не просто изучена
и усвоена аудиторией без лишних вопросов
и размышлений, но и самостоятельно осмыслена,
продумана, отрефлексирована, тогда она
станет истинным достоянием адресата.
Поэтому понимание и критическая оценка
медиаинформации является одной из важнейших
задач не только медиапедагогики, но и
всей системы отечественного образования
[10]. Таким образом, в работе социального
педагога необходимо использовать элементы
медиаобразования для того, чтобы минимизировать
негативное влияние СМИ на социализацию
подростков.
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ
На основании полученных
Информация о работе Средства массовой информации как мезофактор социализации подростков