Технологии педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание

Цель работы: Раскрытие особенностей технологии педагогического общения.
Объектом исследования является педагогическое общение.
Предметом исследования выступает технология педагогического общения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя…….5

1.1 Понятие о технологии педагогического общения…………………….5

1.2 Техника речи…………………………………………………………..10

1.3 Характеристика этапов педагогического общения………………….13

ГЛАВА 2. Стратегии педагогического общения……………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПОЛНОСТЬЮ!!!.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«белгородский государственный университет»

 

 

факультет РОМАНО-ГЕрМАНСкой филологии

 

 

Кафедра ПЕдагогики

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Курсовая работа

студентки дневного отделения 4 курса группы 030702

Ряжечкиной Ирины Владимировны

 

                                                                              Научный руководитель

              кандидат педагогических наук

                            доцент Л. Д. Рагозина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя…….5

1.1    Понятие о технологии педагогического общения…………………….5

1.2    Техника речи…………………………………………………………..10

1.3    Характеристика этапов педагогического общения………………….13

ГЛАВА 2. Стратегии педагогического общения……………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть...»

Анализ деятельности педагогов, особенно начинающих, показывает, что сплошной, органичный процесс, который в системе обыденного общения протекает без особых усилий со стороны общающихся, в целенаправленной воспитательной деятельности вызывает определенные трудности, связанные прежде всего с тем, что педагог не знает структуры и законов педагогического общения, у него не развиты коммуникативные способности и коммуникативная культура в целом. Он не владеет общением как профессиональным инструментом своей деятельности.

Проблема, затронутая в нашей работе, является действительно актуальной в наше время. Нам как будущим педагогам необходимо разобраться во всех тонкостях педагогического общения, овладеть наиболее продуктивными технологиями взаимодействия с учащимися.

В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную "нагрузку", так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Цель работы: Раскрытие особенностей технологии педагогического общения.

В связи с поставленной целью мы ставим перед собой следующие задачи:

-изучить материал по данной проблеме;

- раскрыть понятие о технологии педагогического общения;

- определить особенности техники речи учителя;

- рассмотреть общую характеристику этапов педагогического общения;

- изучить стратегии педагогического общения сокурсников.

Объектом исследования является педагогическое общение.

Предметом исследования выступает технология педагогического общения.

Методы научного исследования:

1)     анализ научной литературы;

2)     опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

 

 

1.1 Понятие о технологии педагогического общения

 

 

Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которых является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств [Сластенин 2004: 198]. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

А.А. Леонтьев выделяет следующие характеристики педагогического общения в структуре педагогической деятельности: контактность, ориентированность, направленность, психологическую динамику процесса. В последней редакции они определены как специализация и степень опосредованности, ориентация общения и психологическая динамика [Леонтьев 1999: 167]. Содержание специализации общения подчёркивает важность объединения всех средств – вербальных и невербальных для повышения эффективности речевого воздействия, контактность рассматривается по степени сближения во времени и пространстве произносимого общения и его восприятия.

Специфика педагогического общения  определяется  назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам  и способам умственной деятельности,  формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных  взаимоотношений  с коллективом и с учителем,  снятие эмоциональной напряженности [Бодалев 1995: 154]. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).

Педагогическое  общение  в большей части достаточно регламентировано по содержанию,  формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие "нормативный статус" каждого.

Известный исследователь В.А.Кан-Калик  отмечал,  что воспитание будет эффективным  в том случае, если вызывает у ребенка положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения[Кан- Калик 1985: 16]. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического  общения.  Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.

Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов( психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации [Ильин 1992: 123].

Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой педагогической ситуации.

Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:

1) Педагог открыто выступает как инициатор общения.

2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами. Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.

Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д.

Дети "читают" лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства [Знаков 1994: 111]. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении - восторг.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать черезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз ("бегающих глаз"), а также безжизненной статичности ("каменное лицо"). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

Мускульная мобилизированность - обязательное условие начала всякого общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.

Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.

Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: "Будьте добры", мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя. Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения.  Анализ педагогической практики показывает,  что  многие серьезные  затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно  организовать  общение  с детьми.  Какие  бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помочь ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.

Информация о работе Технологии педагогического общения