Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:14, курсовая работа
Цель работы: Раскрытие особенностей технологии педагогического общения.
Объектом исследования является педагогическое общение.
Предметом исследования выступает технология педагогического общения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя…….5
1.1 Понятие о технологии педагогического общения…………………….5
1.2 Техника речи…………………………………………………………..10
1.3 Характеристика этапов педагогического общения………………….13
ГЛАВА 2. Стратегии педагогического общения……………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….29
В заключении важно отметить тот факт, что особое значение в процессе педагогического общения приобретает необходимость индивидуализации педагогической технологии общения. Это требует особой стратегии взаимодействия в диаде "учитель - ученик", предполагающей наличие у педагога открытости, чувствительности к внешним влияниям, в данном случае к индивидуальным особенностям ребенка, его эмоциональным состояниям и мотивационным тенденциям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодалев, А.А. Личность и общение. - М., 1995. – 190 с.
2. Герасимов, В.П. Стратегии педагогического взаимодействия и дезадаптированность школьников / Герасимов В. П., Подойма Е.Ю., Ковалев Ю.А. - М., 2001. – 150с.
3. Григорович, Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003. – 215с.
4. Дука, Н.А. Введение в педагогику. - Омск, 1997. – 146 с.
5. Зязюн, И.Я. Основы педагогического мастерства - М., 1989. – 231 с.
6. Знаков, В. В. Понимание в познании и общении. - М., 1994. – 178 с.
7. Ильин, Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1992. – 234 с.
8. Каган, М.С. Мир общения. - М.: Просвещение, 1987. – 256 с.
9. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования. – М., 1985. - 95 с.
10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1997. – 232 с.
11. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1980.— 114 с.
12. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение. – М., 1999. – 213 с.
13. Леонтьев, А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. – 340 с.
14. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М.: Педагогика, 1994 г.
15. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991. – 243 с.
16. Рыдалова, И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998. - 319 с.
17. Сластенин, В.А Психология и педагогика. - М.: Академия, 2004. – 304 с.
18. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. - М., 1975. - 206 с.
19. Чистякова, Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. – Л., 1987. – 215 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опросник "Стратегии педагогического общения"
ИНСТРУКЦИЯ
Вам будет предложен ряд вопросов, касающихся Ваших предпочтений в построении взаимоотношений с людьми. Нам кажется, что Вам будет полезно узнать положительные и , особенно, отрицательные характеристики этих отношений. Поэтому мы ждем от ВАС положительного отношения к процедуре и откровенных ответов на поставленные вопросы. Полученная информация не станет достоянием посторонних лиц и будут обсуждена лично лишь с участником эксперимента.
Опросник построен в форме утверждений. Если утверждения соответствуют Вам хоть в малейшей степени, то Вы ставите "+" против номера данного утверждения на отдельном листочке. Если данная характеристика Вам не соответствует, то ставите "-".
1. В общении я не пытаюсь замаскировать те эмоциональные состояния, которые в данный момент владеют мной.
2. Я считаю, что мои отношения с детьми всегда складываются удачно.
3. Если меня раздражают, то я скрываю это.
4. Конечно, о людях, с которыми я общаюсь, надо знать все, но считаю, что это невозможно и не стремлюсь к этому.
5. Мне всегда интересно, каким меня видят другие.
6. Считаю, что человек, с которым я общаюсь, должен знать, как я к нему отношусь.
7. Мне кажется, что кое-кто преувеличивает значение внутренних состояний ребенка для организации его учебной деятельности.
8. Когда я прихожу в класс, то я не пытаюсь замаскировать те эмоциональные состояния, которые в данный момент владеют мной.
9. Я всегда пытаюсь понять другого человека, и каково ему в данной ситуации.
10. Я считаю, что моя жизнь касается только меня, и никого более, и поэтому я не люблю быть откровенным.
11. Я часто, как-то подсознательно понимаю, что ждут от меня в процессе общения и стараюсь оправдать их ожидания.
12. Я считаю, что в классе должен быть определенный настрой, и всегда демонстрирую радость и вдохновение, даже тогда, когда их у меня нет.
13. Часто я так увлечен объяснением нового материала, что не в состоянии замечать, что происходит с детьми в этот момент.
14. Я позволяю себе притворяться.
15. Если ребенок пытается завести со мной откровенный разговор о своих проблемах, я предпочитаю уходить от такого разговора.
16. Если происходящее вокруг меня не нравится, то я открыто говорю об этом.
17. Мне всегда интересны другие люди, их внутренний мир, переживания, поведение.
18. Я не думаю, что стоит молчать о своих трудностях, проблемах, неприятностях.
19. Я могу изменить характер моего разговора, если вижу, что состояние моего партнера изменилось.
20. Если дети данного класса раздражают меня, то я скрываю это.
21. Я не чувствую, что необходимо предпринимать шаги для того, чтобы узнать что-то новое о своих учениках.
22. Я ко всем детям отношусь ровно и одинаково.
23. Считаю, что человек, с которым я общаюсь должен знать, как я к нему отношусь.
24. Если мой контакт с ребенком оказался неудачным, пытаюсь разобраться в причинах и, если есть возможность, повторяю попытки.
25. Я откровенно говорю своим школьникам об их положительных и отрицательных чертах характера и особенностях поведения.
26. Я всегда хочу знать, как класс ко мне относится, и старюсь уловить качество этого отношения.
27. Мои отношения с учениками никогда не влияют на оценки, которые я ставлю.
28. Я не скрываю своего недовольства в чем-либо.
29. Я никогда не поощряю откровенность других людей.
30. Я считаю, что моя жизнь, кроме меня самого никого не касается, тем более учеников.
31. Меня больше занимают мои собственные переживания, чем переживания других людей, в том числе и моих учеников.
32. Я никогда не скрываю то, как я отношусь к людям.
33. Перед началом диалога и во время его я пытаюсь уловить настроение другого.
34. Я никогда не опаздываю на работу или свидание.
35. Я считаю, что учитель имеет право притворяться.
36. Новый человек всегда для меня проблема, так как я с трудом вхожу в контакт с ним.
37. Даже когда я взвинчен, я стараюсь показаться окружающим спокойным.
38. Конечно, я думаю, что о детях надо знать все, но считаю, что это невозможно и не стремлюсь к этому.
39. Бывает так, что я делаю вид, что заинтересован в успехах данного человека или сочувствую ему, сопереживаю, хотя на самом деле мне все равно.
40. Я всегда охотно выполняю то, что обещаю ученикам.
41. Перед началом урока и на уроке я пытаюсь уловить настроение класса.
42. Мне нравится казаться лучше, чем я есть на самом деле.
43. Часто я заранее знаю, как поведет себя человек в данной ситуации.
44. Я всегда информирую детей о той позиции, которую я занимаю в вопросах оценки поведения людей, морали, политики и т. п.
45. Мне кажется, что я сразу улавливаю, когда у кого-то изменилось отношение ко мне.
46. Я никогда никому не лгал
47. Я считаю, что дети не должны знать о той жизни, которой я живу вне школы, о моих трудностях и проблемах.
48. Когда ребенок чрезмерно "закрыт", и я не имею от него никакой информации, я стараюсь наладить с ним контакт.
49. Даже тогда, когда я взвинчен, я стараюсь показаться детям спокойным.
50. Я всегда могу уйти от конфликта, если этого захочу, так как сразу вижу, что человек начинает злиться.
51. Мне трудно решиться на то, чтобы рассказать детям о моих жизненных неурядицах, неудачах и успехах.
52. Иногда я слишком поздно замечаю, что отношение человека ко мне изменилось.
53. У меня не бывает таких ситуаций, когда я говорю детям о вещах, в которых мало смыслю.
54. Я никогда ни в чем не упрекаю своих учеников.
55. Я всегда замечаю, когда кто-нибудь интересуется мною.
56. Я думаю, что между учителем и учеником всегда должна быть дистанция, не понимаю тех учителей, которые пытаются наладить неформальные отношения с ними.
57. Я стараюсь делать так, чтобы ученики могли откровенно поделиться со мной своими переживаниями.
58. Я считаю нужным сделать так, чтобы ученики знали "педагогическую кухню".
59. Мне нравится, когда я кажусь ученикам лучше, чем я есть на самом деле.
60. Я всегда с нетерпением жду следующего дня, чтобы встретиться с моими учениками.
61. Я ничего не хочу знать о других людях.
62. Я считаю, что дети должны знать "жизненную" позицию учителя, и откровенно говорю с детьми на подобные темы.
63. Считаю, что учитель должен знать и положительные, и отрицательные характеристики отношения к нему детей.
64. Я не верю ни в какие суеверия.
65. Я никогда не показываю своего истинного отношения к людям, особенно, если оно негативное.
66. Я часто рассказываю другим о тех жизненных неурядицах, которые случаются со мной.
67. Иногда делаю вид, что не слышу обращенного ко мне вопроса.
68. Я всегда пытаюсь понять, что происходит с моими учениками, каково им в данной ситуации.
69. В общении я всегда улавливаю отношение других ко мне.
70. Я считаю, что для правильной организации взаимоотношений с детьми учитель должен знать, что с ними происходит, каково им в данный момент.
71. Я часто делаю вид, что разбираюсь во многих вопросах, о которых я имею минимальное представление.
72. Я всегда стараюсь узнать об учениках что-нибудь новое.
73. Я не люблю выделяться, стремлюсь быть как все.
74. Если ребенок раздражает меня, я не скрываю этого.
75. Я могу изменить характер моего разговора с ребенком, если вижу, что его состояние существенно изменилось.
Ключ к опроснику:
Шкала "КОНТАКТ":
+: 1, 6, 8, 16, 18, 23, 25, 28, 32, 44, 58, 62, 66, 74;
-: 3,10,12,14,20,30,35,37,39,42,
Шкала "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ":
+: 5,7,9,11,17,19,24,26,33,41,43,
-: 2, 4, 13, 15, 21, 29, 31, 36, 38, 52.
Шкала ЛЖИ:
+22, 27, 34, 40, 46, 53, 60, 64, 71.
Обработка данных и интерпретация результатов:
Если по шкале "Лжи" испытуемый набрал более 4-х баллов, то можно говорить о неискренности в ответах, а результаты диагностики считать недействительными.
За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл.
Шкала | Низкие | Ниже среднего | Выше среднего | Высокие |
Контакт | 0 – 9 баллов | 10 – 12 баллов | 13 –15 баллов | 16 – 33 баллов |
Обратная связь | 0 – 23 баллов | 24 – 25 баллов | 26 – 27 баллов | 28 – 33 баллов |