Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:14, дипломная работа
Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Выпускная квалификационная работа
Специальность 050711 "Социальная педагогика"
со специализацией "Социально-
педагогическая деятельность в детских домах
и учреждениях интернатного типа"
г. Комсомольск-на-Амуре
2007
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная
семья в условиях социально-
1.2 Проблемы
многодетных семей на
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы
социального педагога с
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Введение
Семья – есть
основанное на браке или кровном
родстве объединение людей, связанных
общностью быта и взаимной ответственностью.
В семье человек усваивает
нормы и правила поведения, семья
обеспечивает такие функции, как
поддержание биологической
- создание эмоционального комфорта и безопасности для своих членов, предотвращение дезинтеграции личности;
- социальное
контролирование поведения (в
том числе и сексуального), которое
способствует введению новых
членов семьи в механизмы
- назначение
воспитательной функции
В своем единстве
перечисленные функции
Ряд авторов [3, 6, 28, 17, 20] к семьям социального риска относят семьи: малообеспеченные, беженцев, многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, асоциальные. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, разнообразны:
- экономические;
- асоциальные (алкоголизм, наркомания и т.д.);
- психологические (жестокость, грубость и т.д.);
- медицинские
(хронические инфекционные, венерические
заболевания, психические и
Итак, многодетные семьи являются семьями, относимыми к группе социального риска, поскольку широкий спектр причин, вызывающих дисфункцию семейных отношений, делают их социально уязвимой категорией населения. Технологии социальной работы с данной категорией семей будут определяться спецификой многодетных семей как основного объекта социальной работы. [19]
Технологии социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. С учетом ранее выделенных особенностей многодетных семей, как семей социального риска, нами выбрано изучение технологий социального педагога с многодетной семьей. Рассмотренные нами аспекты проблем многодетных семей позволяют определить цель, объект и предмет нашего исследования.
Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: работа социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать
психолого-педагогическую
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать
практические рекомендации по
оптимизации работы
Методы: теоретический анализ, изучение и анализ документации, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость: систематизирование социально-педагогического исследования по проблеме работы социального педагога с многодетной семьей.
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы социальными педагогами общеобразовательных учреждений.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная
семья в условиях социально-
Проблемы современной
семьи относятся к числу
За последние
полтора-два десятилетия
Не может не
тревожить большое количество разводов.
Основными причинами разводов являются
злоупотребление спиртными
Сегодня все меньшему числу пар удается сохранить в неприкосновенности свой брак. В 2002 г. на 1000 браков приходилось 800 разводов. На 34 млн. супружеских пар приходится 3 млн. незарегистрированных браков. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Растет число детей, родившихся у несовершеннолетних матерей (см. Таблицу 1).
Таблица 1 - Дети, родившиеся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке
Год |
Родившиеся, чел. |
В том числе зарегистрированных по общему заявлению родителей |
Доля % в общем числе родившихся |
1990 |
14,60 | ||
1995 |
21,10 | ||
1997 |
319163 |
136828 |
25,33 |
2000 |
354253 |
167261 |
27,96 |
2001 |
377261 |
179466 |
28,76 |
В настоящее время по официальным данным более 20% семей – неполные, а в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, эта цифра превысила 30%. Закрепляется тенденция роста числа внебрачных рождений детей (28,8% от общего числа рождений), при этом каждый десятый ребенок рождается у матерей моложе 20 лет. Объяснить эту тенденцию свободой нравов было бы очень простым решением, видимо, причину этого явления необходимо искать в социально-демографических процессах, происходящих в России. Так, согласно статистике, мужчин на 6% меньше, чем женщин. Несмотря на это каждый шестой брак распадается и большей частью по инициативе женщин. Общий коэффициент разводимости составляет 5,3. За десять последних лет официально оформленных браков стало в полтора раза меньше, число разводов возросло. Увеличение числа разводов в комплексе с внебрачной рождаемостью приводит к росту неполных семей. [5, 10]
Угроза семье остаться без отца также велика из-за высокого уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте по неестественным причинам, превышающей в 4 раза смертность среди женщин. В последние пять лет резко возросло количество семей, получающих пособие по потере кормильца. Потенциальные последствия этого явления негативны и многообразны, включая раннее сиротство детей и воспитание внуков без дедушек и бабушек.
Доля детей, воспитывающихся в семьях: без одного родителя, в 2002 г. составила около 5,4 млн. семей, из них: в 400 тыс. семей дети живут с одним отцом; примерно 5 млн. семей – с матерью без отца.
Увеличение числа неполных и внебрачных семей говорит о том, что семья реализует свое социальное назначение и, будучи структурно неполной, но при этом уменьшается социальная значимость брака как формализации семейного состояния.
Кризис в российском обществе затронул и нравственные устои семьи. Это напрямую отразилось на увеличении числа детей, нуждающихся в особой защите и поддержке государства. Возросло число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2002 г. их насчитывалось 685,2 тыс. человек.
Количество государственных детских домов выросло больше чем в три раза: с 800 в 1990 г. до 2100 в 2003 г. Большинство детей могло бы быть устроено в семьи, и, прежде всего, на усыновление, которое является приоритетной формой устройства ребенка. Однако новые формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не получают широкого развития. Российские граждане стали реже усыновлять детей (в 2002 г. российские граждане усыновили 7710 детей, что на 300 меньше, чем в 2001 г.).
Катастрофически растет число детей, отобранных у родителей по тем или иным причинам. С 1997г. по 2001г. их численность выросла почти в два раза (см. Таблицу 2).
Семья перестала быть основой гармоничного развития личности. По данным социологических исследований, около 40% матерей жалуются на то, что трудно воспитывать детей в соответствии с общечеловеческими принципами. По их мнению, прежние представления о том, как следует жить в обществе (быть милосердным, честным, трудолюбивым, стремиться стать высокообразованным) сделают ребенка неуспешным в будущем.
Таблица 2 - Дети, оставшиеся без попечения родителей (данные Министерства образования, Министерства здравоохранения и Министерства труда) (тыс. чел.)
Год |
1990 |
1995 |
2000 |
2002 |
Всего детей |
472,2 |
533,1 |
662,5 |
685,2 |
Из них устроены: |
||||
под опеку |
188,4 |
252,7 |
329,0 |
347,5 |
на усыновление |
141,7 |
139,7 |
153,5 |
154,2 |
в детские дома |
142,1 |
140,7 |
180,0 |
183,5 |
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей