Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:14, дипломная работа
Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Многодетные родители испытывают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также ощущают негативное отношение сверстников – трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.
5) Медицинские
проблемы. Сложный психологический
климат многодетной семьи, как
правило, влияет на здоровье
детей. Социальная
Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно – в них видят конкурентов при распределении социальной помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Среди семей с высоким уровнем притязаний сложилась новая прокреативная этика, которая рассматривает многодетность, как синоним бедности, маргинальности, отсталости (это характерно для многих культур "общества потребления"). В формирующихся стереотипах общественной психики "герой нашего времени" представляется имеющим одного, но очень "дорогого", высококачественного ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.
Таким образом, многодетные семьи имеют общую специфическую социальную проблему: дети из таких семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, для них характерны слабое здоровье, снижение социального возраста старших сиблингов, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе.
Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» определены следующие льготы:
- скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах норм, установленных для данной территории;
- бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;
- бесплатный
проезд во внутригородском
- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
- бесплатное
питание (завтраки и обеды)
для учащихся
- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе за счет внебюджетных средств;
- один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
- оказание необходимой
помощи многодетным родителям,
желающим организовать
- обеспечение первоочередного выделения садово-огородных участков;
- содействие
предоставлению льготных
- при разработке
региональных программ
К сожалению, в
органах социальной защиты населения
сегодня отсутствует
При существующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях стагнации или углубления социально-экономических трудностей. Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделению достаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательно действует на социальное самочувствие личности и семьи. В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который, при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальную субъектность.
С другой стороны, сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей на многодетность обеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости. Усилия по стабилизации уровня рождаемости постепенное формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей.
В своем исследовании Татьяна Шеляг опубликовала результаты социального исследования по теме «Механизм социальной защиты многодетных семей», которое проводилось в Москве и девяти других регионах – от Якутска до Сочи. В выборку попало 593 городские многодетные семьи, зарегистрированные в органах территориального управления, имеющие трех и более детей до 18 лет. Применялись методы анкетирования, клинического интервью и наблюдения, а также анализ статистических данных и работ других авторов. [47]
Почти половина обследованных семей имеет 3-х детей (48,9%), каждая пятая – 4-х детей (19,1%), примерно столько же семей с 5-ю детьми (19,4%). Естественно, число семей, имеющих шесть, семь и более детей, гораздо меньше: 5,4 и 7,2% соответственно. Преобладают среди многодетных семьи нуклеарные (81,4%) и полные (86,0%)
Данные о числе детей в полных и неполных семьях опровергают существующий предрассудок обыденного сознания, что многодетность укрепляет семью. Никакое количество детей не гарантирует семью от распада. Более того, в определенных случаях многодетность, вероятно, может послужить дестабилизирующим обстоятельством: процент неполных семей с 6-ю детьми более чем двукратно превышает долю таких же полных семей. С другой стороны, можно выдвинуть предположение, что в ряде случаев решаются на многодетность только те семьи, которые испытывают уверенность в своей прочности. Однако это относится лишь к семьям с "сознательной" многодетностью.
Семьи, в которых дети от одного отца, и те, в которых имели место повторные браки, составляют соответственно 81,1 и 18,9%. Известно, что женщине с ребенком, тем более с несколькими детьми, разведенной, матери-одиночке или вдове труднее вступить в брак, что постоянно увеличивает долю неполных семей в обществе. Однако такие семьи, в которых растут дети от разных отцов, будучи формально полными, имеют тем не менее свои особенности, проявляя определенное сходство с неполными семьями, причем практические работники социальных служб считают такую категорию достаточно трудной и конфликтогенной.
Среди всего
массива исследованных семей 3,9%
имеют детей-инвалидов. Причем дети-инвалиды
имеются в 3,5% полных семей и в
6,0% неполных. В качестве одного из объяснений
такой разницы можно
Родители в многодетных семьях в большинстве своем люди среднего возраста: доля лиц 30-49 лет среди мужчин и женщин составляет 88,7%. Интересно соотнесение структуры образования родителей с числом детей. Рост образования, особенно женского, ведет к сокращению числа детей – эта связь прослеживается во всем мире, однако нельзя не видеть, что в семьях с шестью детьми пятая часть родителей (как мужчин, так и женщин) имеет высшее образование.
Большинство многодетных трудились на момент исследования на государственных предприятиях или в "бюджетной" сфере. Семей, где не работают ни отец, ни мать, насчитывается 16,3%. Среди "временно не работающих" оказалось в общем 7,0% многодетных отцов, однако их доля колеблется от 4,8% мужчин в трехдетных семьях до 15,0% в семьях, имеющих семь и более детей. Среди матерей трехдетных семейств 5,9% безработных, а среди тех, у кого 7 и более детей, таковых всего 2,5%. Возможно, подобный факт подтверждает эмпирические наблюдения, что для родителей (в первую очередь отцов) в многодетных семьях характерно определенное снижение предусмотрительности, тревожности как характерологической черты. У них наличествует некоторая слабость личностного контроля, тенденция отдаваться на волю обстоятельств, существовать только на пособия детей.
Социально-экономическое
положение и самочувствие многодетных
семей отягощены многими
Респондентам было предложено оценить, какие социальные проблемы они считают наиболее острыми для себя. На первом месте по самооценке для всех категорий семей – неудовлетворенность жилищными условиями, скученность, теснота: от 39,1% семей с детьми-инвалидами до 57,1% с детьми от разных отцов. Данные показатели свидетельствуют, в первую очередь, об исключительном аскетизме, воспитанном жизнью у наших респондентов, ибо 98,9% опрошенных имеет жилплощадь ниже нормы, определенной жилищным законодательством РФ – 12 м2 на человека. Причем 42,2% семей имеют до 6 м2, а 12,0% - менее 3 м2 на душу.
Низкая обеспеченность жилой площадью, отсутствие ее излишков крайне затрудняют не только сохранение здоровья и работоспособности, получение образования, но и препятствуют возможности начала семейного бизнеса в собственной квартире. Жилищная проблема осознается многими как инерционная, наследуемая, статусная: дети, рожденные в плохих жилищных условиях, скорее всего, вырастут в них же и передадут соответствующее социальное самоощущение своим детям.
Бюджет семьи на момент исследования складывался главным образом из зарплаты отца – 52,7%, зарплаты матери – 19,0%. Выплаты на детей составляли менее 10% семейного дохода. Остальное приходилось на зарплаты и пенсии прародителей, стипендии учащихся детей, доходы от личного подсобного хозяйства, доходы от внедомашнего труда детей и т.д. Заработок отца составлял примерно 60% от среднего по стране, заработок матери – чуть более 20%. Среднедушевой месячный доход обследованных многодетных семей составлял 62,7% официально исчисленного прожиточного минимума. Нетрудно сделать вывод, что члены таких семей хронически не имеют потребления не только на уровне прожиточного минимума, который, в сущности, не рассчитан на долговременное поддержание жизни, но не обеспечены даже по меркам физиологического минимума.
"Проблемные" семьи и здесь находятся в более тяжелом положении. Так, душевой доход на уровне половины прожиточного минимума имеют 51,2% полных семей и 66,3% - неполных, 51,8% семей с детьми одного одна и 60% - с детьми от разных отцов. Из этого ограниченного бюджета свыше 70% средств расходуется на питание, что характерно именно для бедных категорий населения. Естественно, такая структура семейных расходов является чрезвычайно напряженной. Покупка предметов длительного пользования, столь важных для многодетной семьи предметов одежды и обуви, становится затруднительной. Культурные расходы падают жертвой более насущных нужд. Любое форс-мажорное обстоятельство – авария, болезнь, природная или социальная катастрофа – грозит нарушить эту хрупкую жизнеобеспечивающую систему.
В первую тройку трудностей, выделяемых респондентами, входит абсолютный и относительный недостаток одежды и обуви, трудности с их приобретением. Поскольку эти товары выполняют, помимо сугубо утилитарной, сигнально-символическую функцию и играют важную роль в престижной самопрезентации индивида, отсутствие признанной обществом "униформы" серьезно осложняет жизнь. Индивид в поношенном костюме не получит кредит в банке, хорошую работу и т.д. Для детей и подростков несоответствие стандарту "фирменного" молодого человека может обернуться душевной травмой, накоплением внутреннего потенциала конфликтности. Дети из многодетной семьи ощущают чувство неуверенности в школе, имеют заниженную самооценку, более высокий по сравнению со сверстниками уровень тревожности и подозрительности.
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей